Муниципальное образовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 95 от 31 августа 2018 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Наша дом – природа»
для 5 класса
Составитель
Назарова Е.В., учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 г.
Вступительная часть
Программа по внеурочной деятельности «Наш дом – природа» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ от14.12.2015 года № 09 –
3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года № 105
Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2018-2019 учебный год;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Наш дом - природа», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
На занятиях дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Наш дом - природа» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся общеобразовательной школы 5 класса.
В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Наш дом –природа» отводится 34 часа, 1 час в неделю, продолжительность занятий – 45 минут.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы ,
экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание курса внеурочной деятельности для 5 класса
1.Рождение планеты.(2 часа)
Что такое “окаменелости”?. Возникновение жизни на Земле. Растительный и животный мир в разные эпохи развития Земли. Работа с картой полушарий.
2. Живая и неживая природа.(9 часов)
Объекты живой и неживой природы. Определение среды обитания . Разнообразие живых организмов. Взаимосвязь растительности, потребителей ее и хищников. Изменение природы после вмешательства человека. Сезонные признаки времен года. Составление пищевой цепочки по заданию учителя (в разных природных зонах) . Размножение животных. Игра « Назовите детенышей». Красная книга Московской области.
3.Мировой океан.(7 часов)
Понятия “океан”, “море”, “озеро”, “пруд”, “река” .История возникновения прудов нашей деревни. Реки нашего района. Соленые и пресные воды Мирового океана. Приспособленность растений и животных к жизни в океане. Обитатели пресных водоемов.
4.Суша (16 часов)
Понятие “остров”. Нахождение островов на карте. Понятия “равнина”. Луга и пастбища. Естественные пастбища Африки, животный мир. Жизнь стадами, семейными группами. 1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие и холодные пустыни. Оазис. Жители жаркой пустыни. Приспособление к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни. Важность растений для сухих районов.
.Насекомые-хищники. Леса на Земле: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса.
Четыре времени года. Полярные времена года. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. Горы на Земле.
Экскурсия в лес.
Формы оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Наш дом – природа»
Для предоставления результатов используются такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения, фотоматериалы, рисунки, плакаты, экскурсии и др..
Календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5 класса
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Планируемые сроки | Скорректированные сроки |
| | Рождение планеты – 2 часа | | |
1 | 1 | Инструктаж по охране труда. «Что такое окаменелости?» Возникновение жизни на Земле. | 03.09-07.09 | |
2 | 2 | Растительный и животный мир в разные эпохи развития Земли. | 10.09-14.09 | |
| | Живая и неживая природа – 9 часов. | | |
3 | 1 | Объекты живой и неживой природы. | 17.09-21.09 | |
4 | 2 | Определение среды обитания. | 24.09-28.09 | |
5 | 3 | Разнообразие живых организмов. | 01.10-05.10 | |
6 | 4 | Взаимосвязь растительности, потребителей и ее хищников. | 08.10-10.10 | |
7 | 5 | Изменение природы после вмешательства человека. | 15.10-19.10 | |
8 | 6 | Сезонные признаки времен года. | 22.10-26.10 | |
9 | 7 | Составление пищевой цепочки. | 29.10-02.11 | |
10 | 8 | Размножение животных. Игра «Назови детенышей» | 05.11-09.11 | |
11 | 9 | Красная книга Московской области. | 12.11-16.11 | |
| | Мировой океан – 7 часов. | | |
12 | 1 | Понятие «океан и море» | 26.11-30.11 | |
13 | 2 | Понятие «река и пруд» | 03.12-07.12 | |
14 | 3 | История возникновения прудов нашей деревни. | 10.12-14.12 | |
15 | 4 | Реки нашего района. | 17.12-21.12 | |
16 | 5 | Соленые и пресные воды Мирового океана. | 24.12-28.12 | |
17 | 6 | Приспособленность растений и животных к жизни в океане. | 09.01-11.01 | |
18 | 7 | Обитатели пресных водоемов. | 14.01-18.01 | |
| | Суша – 16 часов. | | |
19 | 1 | Понятие «остров». Острова на карте. | 21.01-25.01 | |
20 | 2 | Понятие «равнина» | 28.01-01.02 | |
21 | 3 | Луга и пастбища. | 04.02-08.02 | |
22 | 4 | Естественные пастбища Африки. | 11.02-20.02 | |
23 | 5 | Жизнь стадами, семейными группами | 25.02-01.03 | |
24 | 6 | 1.7 всей части суши –пустыни. | 04.03-07.03 | |
25 | 7 | Жаркие и холодные пустыни. | 11.03-15.03 | |
26 | 8 | Оазис. | 18.03-22.03 | |
27 | 9 | Жители жаркой пустыни. | 25.03-29.03 | |
28 | 10 | Верблюд – корабль пустыни. Растения сухих районов. | 01.04-05.04 | |
29 | 11 | Леса на Земле (вечнозеленые, хвойные) | 15.04-19.04 | |
30 | 12 | Леса на Земле(лиственные, горные) | 22.04-26.04 | |
31 | 13 | Четыре времени года. Полярные времена года. | 29.04-03.05 | |
32 | 14 | Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. | 06.05-10.05 | |
33 | 15 | Горы на Земле. | 13.05-17.05 | |
34 | 16 | Экскурсия в лес. | 20.05-27.05 | |
Итого |
По программе | 34 | | | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению
________/Кочергина И.Н./ Протокол №__от «___»августа 2018г.
«____» августа 2018 г. Руководитель ШМО_________/Лендова О.П./
19