СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наш дом - природа", 5 класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

=======================================

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наш дом - природа", 5 класс.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»


Утверждена

Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»

95 от ­­­31 августа 2018 г.





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Наша дом – природа»

для 5 класса



Составитель

Назарова Е.В., учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории









г. Воскресенск

2018 г.

Вступительная часть


Программа по внеурочной деятельности «Наш дом – природа» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от14.12.2015 года № 09 –

3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года № 105

  • Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2018-2019 учебный год;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.



Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Наш дом - природа», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

На занятиях дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Наш дом - природа» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся общеобразовательной школы 5 класса.

В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Наш дом –природа» отводится 34 часа, 1 час в неделю, продолжительность занятий – 45 минут.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы ,

экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.



























Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.



















Содержание курса внеурочной деятельности для 5 класса



1.Рождение планеты.(2 часа)

Что такое “окаменелости”?. Возникновение жизни на Земле. Растительный и животный мир в разные эпохи развития Земли. Работа с картой полушарий.



2. Живая и неживая природа.(9 часов)

Объекты живой и неживой природы. Определение среды обитания . Разнообразие живых организмов. Взаимосвязь растительности, потребителей ее и хищников. Изменение природы после вмешательства человека. Сезонные признаки времен года. Составление пищевой цепочки по заданию учителя (в разных природных зонах) . Размножение животных. Игра « Назовите детенышей». Красная книга Московской области.



3.Мировой океан.(7 часов)

Понятия “океан”, “море”, “озеро”, “пруд”, “река” .История возникновения прудов нашей деревни. Реки нашего района. Соленые и пресные воды Мирового океана. Приспособленность растений и животных к жизни в океане. Обитатели пресных водоемов.



4.Суша (16 часов)

Понятие “остров”. Нахождение островов на карте. Понятия “равнина”. Луга и пастбища. Естественные пастбища Африки, животный мир. Жизнь стадами, семейными группами. 1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие и холодные пустыни. Оазис. Жители жаркой пустыни. Приспособление к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни. Важность растений для сухих районов.

.Насекомые-хищники. Леса на Земле: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса.

Четыре времени года. Полярные времена года. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. Горы на Земле.

Экскурсия в лес.







Формы оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Наш дом – природа»



Для предоставления результатов используются такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения, фотоматериалы, рисунки, плакаты, экскурсии и др..















































Календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5 класса



раз-

дела

за-

нятия

Тема

Планируемые сроки

Скорректированные сроки



Рождение планеты – 2 часа



1

1

Инструктаж по охране труда. «Что такое окаменелости?» Возникновение жизни на Земле.

03.09-07.09


2

2

Растительный и животный мир в разные эпохи развития Земли.

10.09-14.09




Живая и неживая природа – 9 часов.



3

1

Объекты живой и неживой природы.

17.09-21.09


4

2

Определение среды обитания.

24.09-28.09


5

3

Разнообразие живых организмов.

01.10-05.10


6

4

Взаимосвязь растительности, потребителей и ее хищников.

08.10-10.10


7

5

Изменение природы после вмешательства человека.

15.10-19.10


8

6

Сезонные признаки времен года.

22.10-26.10


9

7

Составление пищевой цепочки.

29.10-02.11


10

8

Размножение животных. Игра «Назови детенышей»

05.11-09.11


11

9

Красная книга Московской области.

12.11-16.11




Мировой океан – 7 часов.



12

1

Понятие «океан и море»

26.11-30.11


13

2

Понятие «река и пруд»

03.12-07.12


14

3

История возникновения прудов нашей деревни.

10.12-14.12


15

4

Реки нашего района.

17.12-21.12


16

5

Соленые и пресные воды Мирового океана.

24.12-28.12


17

6

Приспособленность растений и животных к жизни в океане.

09.01-11.01


18

7

Обитатели пресных водоемов.

14.01-18.01




Суша – 16 часов.



19

1

Понятие «остров». Острова на карте.

21.01-25.01


20

2

Понятие «равнина»

28.01-01.02


21

3

Луга и пастбища.

04.02-08.02


22

4

Естественные пастбища Африки.

11.02-20.02


23

5

Жизнь стадами, семейными группами

25.02-01.03


24

6

1.7 всей части суши –пустыни.

04.03-07.03


25

7

Жаркие и холодные пустыни.

11.03-15.03


26

8

Оазис.

18.03-22.03


27

9

Жители жаркой пустыни.

25.03-29.03


28

10

Верблюд – корабль пустыни. Растения сухих районов.

01.04-05.04


29

11

Леса на Земле (вечнозеленые, хвойные)

15.04-19.04


30

12

Леса на Земле(лиственные, горные)

22.04-26.04


31

13

Четыре времени года. Полярные времена года.

29.04-03.05


32

14

Сравнение животного мира Арктики и Антарктики.

06.05-10.05


33

15

Горы на Земле.

13.05-17.05


34

16

Экскурсия в лес.

20.05-27.05


Итого

По программе

34




Выполнено







СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению

________/Кочергина И.Н./ Протокол №__от «___»августа 2018г.

«____» августа 2018 г. Руководитель ШМО_________/Лендова О.П./

19