СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наш дом - природа", 3 класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

=======================

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наш дом - природа", 3 класс.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»


Утверждена

Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»

__ от ­­­___ августа 2017 г.





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Наш дом - природа»

для 3 класса



Составитель

Назарова Е.В., учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории









г. Воскресенск

2017

Вступительная часть


Программа по внеурочной деятельности «Наш дом – природа» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012;


  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редак­ции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6.

  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ратчинская СОШ»;

  • Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2016-2017 учебный год;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.


Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Наш дом - природа», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Наш дом - природа» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся общеобразовательной школы 1 класса.

В соответствии с учебном планом образовательной организации на изучение в 3 классе отводится 34 часа, количество часов в неделю – 1 час (34 учебные недели) , продолжительность занятий – 45 минут.

В программу включены темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля:

экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, составление памяток.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания.















Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.























Содержание курса внеурочной деятельности для 3 класса

  1. Живая природа и неживая природа. (20 часов)

Представление о живой природе. Многообразие живой природы, взаимосвязь со средой обитания.

Экологические связи неживой и живой природы.

Наблюдение за жизнью парка. Природа осенью.

Практические умения заботиться о птицах. Кто чем питается?

Птицы как группа животных. Перелетных птицы области.

Лес. Приспособленность жителей леса к наступлению зимы.

Загрязнении воды , ее очистка.

Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы.

Как вести себя в природе.

Экологические знаки, их необходимость.

Защита экологических знаков.

  1. Растения (30 часов)

Многообразие растений. Красота и значение растительного мира для человека.

Различные среды обитания растений. Работа с гербариями.

Разнообразие теплолюбивых и холодостойких растениях.

Понятие “хвойное и лиственное растение”. Практическая работа по сравнению двух групп растений. Работа с гербарием.

Признаками цветковых растений (деревья, кустарники, травы).

Понятия “культурные растения” . Понятия “дикорастущие растения”.

Овощные культуры и их значение.

Лекарственные растения. Правила их сбора и использования.

Практическое занятие работа с гербарием « Лекарственные растения».

Разнообразие ягодных растений. Ягодные кустарники и кустарнички, травянистые ягодные растения. Ядовитые ягоды. Лечебные свойства ягод.

Игра «Узнай растение по описанию».

Практическая работа. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воды воздуха, почвы на растения.

  1. Грибы (10 часов)

Грибы как части живой природы. Значение грибов для человека, растений и животных.

Съедобные грибы. Несъедобных грибы. Экологически грамотное поведение в природе.

Микроскопические грибы дрожжевые, кефирные, плесневые.

КВН «Грибы – особое царство природы».

  1. Природа : многообразие форм и красок. (8 часов)

Подготовка и проведение праздника “Тайник Вселенной”. Выставка работ из природного материала “Мама, папа, я – экологическая семья”. Составление проектов, Защита проектов. Экскурсия в парк.





























Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Наш дом – природа » для 3 класса



№ уроков по порядку

№ урока в разделе, теме

Тема занятия

Планируемые сроки

Скорректированные сроки



Живая природа и неживая природа – 20 часов



1

1

Представление о живой и неживой природе .Инструктаж по охране труда

01.09-07.09


2

2

Многообразие живой природы, взаимосвязь со средой обитания.



3

3

Экологические связи неживой и живой природы.

08.09-14.09


4

4

Экологические связи неживой и живой природы.



5

5

Наблюдение за жизнью парка. Природа осенью.

15.09-21.09


6

6

Наблюдение за жизнью парка. Природа осенью.



7

7

Практическое умение заботиться о птицах.

22.09-28.09


8

8

Кто чем питается?



9

9

Птицы как группа животных.

29.09-05.10


10

10

Перелетные птицы области.



11

11

Лес. Приспособленность жителей леса к наступлению зимы.

06.10-11.10


12

12

Лес. Приспособленность жителей леса к наступлению зимы.



13

13

Загрязнение воды, ее очистка.

16.10-20.10



14

14

Загрязнение воды, ее очистка.



15

15

Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы.

23.10-27.10


16

16

Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы.



17

17

Как вести себя в природе.

30.10-03.11


18

18

Как вести себя в природе.



19

19

Экологические знаки, их необходимость.

06.11-10.11


20

20

Защита экологических знаков.





Растения – 30 часов



21

1

Многообразие растений.

13.11-17.11


22

2

Красота и значение растительного мира для человека.



23

3

Различные среды обитания растений.

27.11- 01.12


24

4

Работа с гербариями.



25

5

Разнообразие теплолюбивых и холодостойких растений.

04.12- 08.12


26

6

Разнообразие теплолюбивых и холодостойких растений.



27

7

Понятие «хвойное и лиственное растение»

11.12-15.12


28

8

Понятие «хвойное и лиственное растение»



29

9

Практическая работа №1 по сравнению двух групп растений. Работа с гербарием.

18.12-22.12


30

10

Практическая работа №1 по сравнению двух групп растений. Работа с гербарием.



31

11

Признаки цветковых растений (деревья, кустарники, травы).

25.12-29.12


32

12

Признаки цветковых растений (деревья, кустарники, травы)



33

13

Понятия «культурные растения».

09.01-15.01


34

14

Понятия «дикорастущие растения».



35

15

Овощные культуры и их значения.

16.01-22.01


36

16

Лекарственные растения. Правила их сбора и использования.



37

17

Практическое занятие №2 работа с гербарием «Лекарственные растения».

23.01-29.01


38

18

Практическое занятие №2 работа с гербарием «Лекарственные растения».



39

19

Разнообразие ягодных растений.

30.01-05.02


40

20

Разнообразие ягодных растений.



41

21

Ягодные кустарники и кустарнички, травянистые ягодные растения.

06.02-12.02


42

22

Ягодные кустарники и кустарнички, травянистые ягодные растения.



43

23

Ядовитые ягоды.

13.02-21.02


44

24

Лечебные свойства ягод.



45

25

Игра «Узнай растение по описанию».

26.02-02.03


46

26

Игра «Узнай растение по описанию»



47

27

Практическая работ №3. Проведение опытов, доказывающих влияние света и воды на растения.

05.03-09.03


48

28

Практическая работа№3 Проведение опытов, доказывающих влияние света и воды на растения.



49

29

Практическая работа №4 Проведение опытов, доказывающих влияние воздуха, почвы на растения.

12.03-16.03


50

30

Практическая работа №4 Проведение опытов, доказывающих влияние воздуха, почвы на растения.





Грибы – 10 часов



51

1

Грибы как части живой природы.

19.03-23.03


52

2

Значение грибов для человека, растений, животных.



53

3

Съедобные грибы.

26.03-30.03


54

4

Несъедобные грибы.



55

5

Экологически грамотное поведение в природе.

02.04-06.04


56

6

Экологически грамотное поведение в природе.



57

7

Микроскопические грибы дрожжевые, кефирные, плесневые.

16.04-20.04


58

8

Микроскопические грибы дрожжевые, кефирные, плесневые.



59

9

КВН «Грибы – особое царство природы».

23.04-27.04


60

10

КВН « Грибы – особое царство природы»





Природа: многообразие форм и красок – 8 часов



61

1

Подготовка и проведение праздника «Тайник Вселенной»

30.04-04.05


62

2

Подготовка и проведение праздника «Тайник Вселенной»



63

3

Выставка работ из природного материала « Мама, папа, я – экологическая семья».

07.05-11.05


64

4

Выставка работ из природного материала «Мама, папа, я – экологическая семья».



65

5

Составление проектов.

14.05-18.05


66

6

Защита проектов.



67

7

Экскурсия в парк.

21.05-25.05


68

8

Экскурсия в парк.



Итого часов


По программе

68


Выполнено



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,

Зам.директора по УВР____(Кочергина И.Н.) рекомендовано к утверждению

«___» августа 2017 г. протокол №1 от «___» августа 2017 г.

Руководитель ШМО____(Стазаева Т.В.)