СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 8 классе "История в лицах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 8 классе "История в лицах"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 8 классе "История в лицах"»

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «История в лицах» имеет познавательную направленность и предназначена для обучающихся 6-8 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История России. Всеобщая история». Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, обучающимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Цели курса:

  • осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

  • осознание роли личности в истории;

  • ознакомление обучающихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

  • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ.

При этом необходимо решать следующие задачи:

  • расширить и углубить знания обучающихся об исторических личностях;

  • через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;

  • развивать умения составлять характеристику исторической личности;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;

  • воспитывать патриотические чувства.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

  • в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, создание проектов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть, как индивидуальным, так и групповым.

Формы занятий:

  • лекционные занятия;

  • практические занятия.

Методы:

  • творческие;

  • развивающие;

Место учебного предмета в учебном плане:

Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента - 34 часов из расчёта 1 час в неделю.  Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Метапредметные результаты: 

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;

7) определение собственного отношения к историческим явлениям, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • относительно целостное представление об истории России;

  • знание ряда исторической терминологии;

  • умения работать с информацией         в различных источниках, адекватно ее воспринимать;

  • давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • развитие исторического кругозора и формирование познавательного интереса к изучению истории России;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • развитие навыков коммуникативной деятельности, умение правильно формулировать мысли;

  •  знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.


Предполагаемые результаты.

Полученные знания помогут обучающимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.


Содержание программы

Раздел 1. «Земля русская» (7 часов)

Введение (1ч.)

Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Разные оценки и подходы российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.


Тема 1. Первые князья (1 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.


Тема 3. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.


Тема 4. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.


Тема 5. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.


Тема 6. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.


Тема 7. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.


Раздел 2. «Московская Русь» (6 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.


Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.


Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский.


Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.


Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.



Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.


Раздел 3. «Россия в XVII веке» (8 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.


Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.


Тема 3. Михаил Романов (1 ч.)

Управление страной с помощью отца – патриарха Филарета. Полки иноземного строя. «Куранты».


Тема 4. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.


Тема 5. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.


Тема 6. Фёдор Тишайший. Царевна Софья (1ч.)

Фёдор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества. Регенство царевны Софьи.


Тема 7. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.


Тема 8. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.


Раздел 4. «Россия в XVIII веке» (13 часов)


Тема 1. Петр Первый (2 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.


Тема 2. Птенцы гнезда Петрова” (1 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.


Тема 3. Женщины на престоле (2 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.


Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.


Тема 5. Екатерина Великая (2 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.


Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)

Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.


Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (2 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.


Тема 8. Русское “просвещение” (1 ч.)

Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л. Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.


Тема 9. Итоговое занятие. (1ч.)

Повторительно-обобщающий урок. Систематизация знаний обучающихся.


















Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «История в лицах» в 8 класса (1 час в неделю, 34 часа)

урока

Название темы

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1. «Земля русская» (7 часов)

Введение.

1

01.09

Первые князья

1

08.09

Ярослав Мудрый

1

15.09

Владимир Мономах

1

22.09

Князья периода феодальной раздробленности

1

29.09

Александр Невский

1

06.10

Деятели русской церкви и культуры.

1

13.10

Раздел 2. «Московская Русь» (6 часов)

Иван Калита

1

20.10

Дмитрий Донской

1

27.10

Сергий Радонежский

1

03.11

Иван III

1

10.11

Иван Грозный

1

17.11

Великие живописцы

1

24.11

Раздел 3. «Россия в XVII веке» (8 часов)

Борис Годунов

1

01.12

Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский.

1

08.12

Михаил Романов

1

15.12

Алексей Михайлович «Тишайший»

1

22.12

Степан Разин

1

29.12

Фёдор «Тишайший». Царевна Софья

1

02.02

Церковный ракол

1

09.02

Деятели культуры

1

16.02

Раздел 4. «Россия в XVIII веке» (13 часов)

Петр I

2

02.03

09.03

Птенцы гнезда Петрова

1

16.03

Женщины на престоле

2

23.03

30.03

Елизавета Петровна

1

06.04

Екатерина Великая

2

13.04

20.04

Емельян Пугачев

1

27.04

Великие полководцы и флотоводцы. 

2

04.05

11.05

Русское «просвещение»

1

18.05

Итоговое повторение

1

25.05

ИТОГО:

34

34


Рекомендуемая литература:

  1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.

  2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

  3. Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.

  4. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.

  5. История России в лицах. СД. Отличник.

  6. История России в лицах и датах. М., 1995.

  7. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.

  8. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.

  9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М. : Изд-во Эксмо, 2006.

  10. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.

  11. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.

  12. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.

  13. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  14. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.

  15. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.

  16. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  17. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

  18. Энциклопедия по истории России.  Ариада, 1998–1999 г.

  19. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.

  20. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.

  21. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории. М., Сфера, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!