СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 22 г. Химки



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР ДиректорМБОУ СОШ № 22 г. Химки Н.В. Суворкина О.Ф. Маршалко Е. В. Кузьминский

протокол № 1 от 30.08.2021 г. 31.08.2021 г.

приказ от 01.09.2021 г. № 100-о








Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

2 «Д» класс








Составитель: Бережная Светлана Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории












г. Химки

2021 г.





Пояснительная записка



Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/17 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

  6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №22»

В качестве методической основы использована программа Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей:

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.


Место курса в учебном плане



Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 2 класса и рассчитана на 1 час в неделю – 34 часа в год.

Результаты изучения курса


Личностные:

1. Гражданское воспитание включает:

 формирование активной гражданской позиции, гражданской

ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и

нравственных ценностях российского общества;

 развитие культуры межнационального общения;

 воспитание уважительного отношения к национальному достоинству

людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

 развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и

социальной солидарности;

2. Патриотическое воспитание предусматривает:

 формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

 развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

 развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

3. Трудовое воспитание реализуется посредством:

 воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

 формирования умений и навыков самообслуживания, потребности

трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к

разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

 развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,

мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

4. Экологическое воспитание включает:

 развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

 воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,

умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

5. Ценности научного познания подразумевает:

 содействие повышению привлекательности науки для подрастающего

поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

 создание условий для получения детьми достоверной информации о

передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,

повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных

познаниях об устройстве мира и общества.


Личностными результатами программы является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

- делать предварительный отбор источников информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающийся научится:

- использовать в речи слова вежливости;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

-заботиться о своем здоровье;

- бережно относиться к природе, восхищаться ею;

-толерантности, доброжелательному отношению к окружающим и своим родным;

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

- оценивать внешний вид человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах;

- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

- заботиться о животных.

Содержание изучаемого курса



  • Я и школа - 1 ч

О культуре поведения в школе

  • Я и окружающие - 11 ч

Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть?

  • Я и семья - 2 ч

Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме…

  • Я и природа - 8 ч

Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.

  • Я и книга - 7 ч

Узнай меня! «Девочка и разбойник». По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты.

  • Я и здоровье - 3 ч

«Тише, пожалуйста!» Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.

  • Я и животные - 2ч

Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках

Формы занятий: беседы, познавательные игры и викторины, экскурсии, аукцион ценностей, практические работы, наблюдения, просмотр видеофильмов, эстафеты, исследовательская работа, учебный проект.


Тематическое планирование



№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Количество часов

Основные направления воспитательной деятельности

Виды деятельности

1.

Я и школа

1

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

О культуре поведения в школе. Познавательная беседа, ролевая игра, ребусы. Знакомство с басней С. Михалкова «Зеркало»

2.

Я и окружающие

11

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Познавательная беседа, игра, ребусы, графический диктант, тест. Учимся обсуждать проблему.

Знакомство с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники», А. Герасимова «Волшебное слово «стоп».

Ролевая игра, ребусы.

Знакомство с притчей «Два ангела». Задачи на логическое мышление.

3.

Я и семья

2

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Беседа «Под крышей дома моего».

Давайте, друзья, потолкуем о маме …(рассказ детей о своей маме). Знакомство со сказкой В. Сухомлинского «Семь дочерей».

4.

Я и природа

8

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Познавательная беседа, ребусы, кроссворд, викторина-тест, загадки. Знакомство со стихотворением А. Екимцева «Времена года».

Загадки о временах года. Рассказы о насекомых. Задачи на логическое мышление.

5.

Я и книга

7

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Познавательная беседа, ребусы, загадки, графический диктант. Знакомство со сказкой

В.П. Катаева «Цветик – семицветик».

Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Девочка и разбойники».

По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка».

Викторина по сказкам, ребусы, графический диктант.

Знакомство с литовской народной сказкой.

6.

Я и здоровье

3

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Экскурсия в медицинский кабинет.

Беседа «В здоровом теле здоровый дух».

7.

Я и животные

2

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Познавательная беседа, ребусы, кроссворд, викторина-тест, загадки. Поговорим о собаках.


Итого

34









Учебно-методическое и материально техническое обеспечение



  1. Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо», Методическое пособие для 3 класса, - Москва: РОСТ книга, 2013 г,

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения),

  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

  5. Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», - М.: Просвещение, 2012,

  6. Материально-техническое обеспечение:

  • интерактивная доска;

  • компьютер;

  • проектор.


8