Программа кружка «Я среди людей» разработана на основе программы «Мы с друзьями целый мир», авторы: Маханева М.Д., С.В. Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста. Занятия в рамках внеурочной деятельности призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации, направлена на развитие у подростков психологической, социальной компетенции, миролюбия, толерантности, умению общаться и стремления к подлинному жизненному успеху – самореализации на благо другим и самому себе.
Объем программы включает в себя 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
формированность мотивации к учению и познанию.
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
оциальные компетентности, личностные качества.
Метапредметные результаты изучения курса - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности.
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции.
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями.
научиться контролировать собственное агрессивное поведение.
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе.
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности.
адекватно воспринимать оценки учителей.
уметь распознавать чувства других людей.
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни.
уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
формулировать свое собственное мнение и позицию
учиться толерантному отношению к другому человеку
Предметные результаты:
психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности).
психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения).
навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой).
опыт творческой самодеятельности.
овладение культурой психической деятельности.
формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
5-8 классы
2.Содержание программы.
I этап - мотивационный (3 занятия). Цель этапа - эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап — развивающий (28 занятий).
Цель этапа: активизация процесса самопознания. Развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Умение общаться.
III этап - закрепляющий (3 занятия).
Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
3. Тематическое планирование
№ занятия | Наименование раздела и тем | Форма проведения занятий | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Количество часов |
1 | Игры на знакомство, сплочение коллектива | Практическое занятие | Работа в группе | 1 |
2 | Анкета «Вот я какой!» | Анкетирование | | 1 |
3 | Кто Я? Моя индивидуальность. Мои силы, мои возможности. | Работа творческих групп | Обсуждение, высказывание своего мнения | 1 |
4 | Игры на развитие невербального общения | игры | распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу | 1 |
5 | Коммуникативная игра «Ищу друга» | игра | | 1 |
6 | Ролевая игра «Кто ты: капитан или рулевой», | Ролевая игра | Самопознание себя | 1 |
7 | Чувство собственного достоинства. Ценности личности. | Интеллектуальная игра | Работа творческих групп | 1 |
8 | Уверенное и неуверенное поведение. | беседа | Учимся решать вопросы через опыт, эмоции, новости, через наши личные отношения с другими людьми | 1 |
9 | Мои права и права других людей. | дискуссия | Обсуждение, высказывание своего мнения | 1 |
10 | Я в своих глазах и в глазах других людей. Гибкость. Комбинантность (учимся понимать себя и других) | дискуссия | выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему. | 1 |
11 | Эмоции и чувства. Тренинг «Зеркало» | тренинг | Активное участие | 1 |
12 | Конфликты и пути их решения | Обыгрывание ситуаций | Работа в творческих группах | 1 |
13 | Как справиться с раздражением, плохим настроением. | беседа | Обсуждение, высказывание своего мнения | 1 |
14 | Мои слабости. Сказкотерапия (психологические притчи). | Сказкотерапия | учимся решать проблемы через опыт, эмоции, новости, через наши личные отношения с другими людьми | 1 |
15 | Арттерапия (техника Эбру) | | выражение эмоций и чувств | 1 |
16 | «Уверенное и неуверенное поведение (грубые ответы)». Тренинг «Победи своего дракона» | Упражнение. Тренинг | Активное участие | 1 |
17 | Люди, значимые для меня. Ролевая игра «Семейные ценности» | Ролевая игра | Активное участие | 1 |
18 | Эффективные приемы общения. Упражнение «Спина к спине». «Мои проблемы». «Глаза в глаза». «Наши чувства, желания, настроения». | упражнения | Активное участие | 1 |
19 | Мои проблемы. Мои ресурсы. | дискуссия | Обсуждение, высказывание своего мнения | 1 |
20 | Характер и темперамент (диагностика) | диагностика | | 1 |
21 | Общение (стили общения). Человек среди людей. Обратная связь в общении. Открытость, искренность, “общение без масок” | Ролевая игра | учимся решать вопросы через опыт, эмоции, новости, через наши личные отношения с другими людьми | 1 |
22 | Будьте собой, но в лучшем виде. | дискуссия | выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему. | 1 |
23 | Тренинг «Я - лидер» | тренинг | Активное участие | 1 |
24 | Я тебя понимаю. Разреши другому быть Другим. | беседа | учимся решать вопросы через опыт, эмоции, новости, через наши личные отношения с другими людьми | 1 |
25 | Вредные привычки как с ними бороться! Профилактика ПАВ (выпуск буклетов) | Выпуск буклетов | Работа творческих групп | 1 |
26 | Творческая личность. | беседа | Обсуждение, высказывание своего мнения | 1 |
27 | Как достичь цели. | викторина | | 1 |
28 | Полюбить себя. Культура самосовершенствования человека. | беседа | Обсуждение, высказывание своего мнения | 1 |
29 | Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. | Интеллектуальная игра | Работа творческих групп | 1 |
30 | Арттерапия (техника Эбру) | Рисование на молоке | выражение эмоций и чувств | 1 |
31 | Жизнь по собственному выбору. «Путь к успеху» | тренинг | Активное участие | 1 |
32 | Стресс менеджмент. «Стресс: как его преодолеть?». | тренинг | Активное участие | 1 |
33 | « Мы – активные, креативные!» | тренинг | Активное участие | 1 |
34 | «Мастер общения». | игра | Активное участие | 1 |
| Иттого: | | | 34 часа |
9-11 классы
Содержание курса.
Введение в мир психологии (1 ч.).
Я-то я (10ч.).
Я и мой внутренний мир (13 ч.).
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства (10 ч.).
Тематическое планирование
№ | Содержание программы | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Знакомство. Вводное занятие | 1 | Познавательная |
2 | Психология – наука о душе. | 1 | Познавательная |
3 | Я – человек разумный. Как люди познают мир. Познавательные процессы | 1 | Познавательная Проблемно-ценностное общение |
4 | Я – человек чувствующий. Эмоции и чувства | 1 | Познавательная Проблемно-ценностное общение |
5 | Мы и наше настроение. | 1 | Познавательная Проблемно-ценностное общение |
6 | Я – человек действующий. Общее представление о темпераменте и характере | 1 | Познавательная Проблемно-ценностное общение |
7 | Самопознание. Кто я, какой я? | 1 | Познавательная |
8 | Самооценка и оценивание | 1 | Тренинг |
9 | Точка опоры. Мои сильные стороны | 1 | Проблемно-ценностное общение |
10 | Мои любимые недостатки | 1 | Проблемно-ценностное общение |
11 | Уверенное и неуверенное поведение | 1 | Проблемно-ценностное общение |
12 | Я и мой внутренний мир. | 1 | Познавательная Практикум по сказкотерапии |
13 | Я в своих глазах и я в глазах других людей | 1 | Познавательная |
14 | Компьютерное тестирование. Тест Люшера | 1 | Познавательная |
15 | Самопринятие | 1 | Проблемно-ценностное общение |
16 | Самоуважение | 1 | Проблемно-ценностное общение |
17 | «Здорово, что мы вместе…» | 1 | Проблемно-ценностное общение |
18 | Я и люди, значимые для меня | 1 | Проблемно-ценностное общение |
19 | Эффективные приемы общения | 1 | Познавательная Практикум |
20 | Невербальная коммуникация | 1 | Познавательная Практикум |
21 | Эмпатия | 1 | Познавательная Тренинг |
22 | Я могу! | 1 |
23 | Я нужен! | 1 |
24 | Я мечтаю! | 1 |
25 | Я – это мои цели! | 1 |
26 | Я – это мое детство! | 1 |
27 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее | 1 |
28 | Жизнь по собственному выбору | 1 | Проблемно-ценностное общение |
29 | Как достичь цели | 1 | Проблемно-ценностное общение |
30 | Трудные ситуации могут научить меня: «В трудной ситуации я ищу силу внутри себя» | 1 | Тренинг |
31 | Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире | 1 | Проблемно-ценностное общение |
32 | Обучение техникам уверенного поведения | 1 | Тренинг |
33 | Уверенность в конфликтных ситуациях | 1 | Тренинг |
34 | Итоговое занятие. Контракт с самим собой | 1 | Проектная деятельность |
| ИТОГО | 34 | |
6