СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " В мире проектов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности " В мире проектов"»

Оглавление

Раздел 1. Пояснительная записка 3

Раздел 2. Содержание учебного предмета 4

Раздел 3. Планируемые образовательные результаты освоения 6

1Раздел 4. Тематическое планирование. 8

Приложение
1. Учебно-методическое обеспечение (методические и учебные пособия, медиаресурсы). 12















































Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире проектов» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания и в соответствии с нормативно-правовыми документами ООП НОО МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская».

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире проектов» разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО).

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности.

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как информатика, технология, литературное чтение, русский язык.

Занятия способствуют развитию творческих способностей и активности обучающихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию.


Цель: создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности ребенка через овладение технологией работы над проектом.

Задачи:

  1. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

  2. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

  3. Формирование умения решать творческие задачи.

  4. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.

Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного времени.

Содержание курса внеурочной деятельности «В мире проектов» раскрывает следующие направления развития младшего школьника: формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества, основы проектной деятельности, работа над проектом.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за время реализации курса.

Программа курса «В мире проектов» рассчитана на обучающихся 2-4-х классов:

2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

3 класс – 34 ч. (1 занятие в неделю)

4 класс – 17 ч. (1 занятие в неделю в I полугодии)

Формы контроля

Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

Промежуточный контроль проходит в тестовом формате.

Итоговый контроль осуществляется посредством защиты проектов обучающимися «Играем в ученых. Это интересно»


Раздел 2. Содержание курса

Класс

Содержание

Количество часов

2 класс

  1. Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества. 3ч

  2. Основы проектной деятельности.17ч.

  3. Работа над проектом.8 ч.

  4. Итоги работы над проектом.6 ч.

34 часа

3 класс

  1. Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества. 4ч

  2. Основы проектной деятельности.11ч.

  3. Работа над проектом.13 ч.

  4. Итоги работы над проектом. 6ч.

34 часа

4 класс

  1. Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества. 2ч

  2. Основы проектной деятельности.9ч.

  3. Работа над проектом.5 ч.

  4. Итоги работы над проектом.1 ч.

17 часов


Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

  1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

  2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

  3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

  4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

  5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Раздел 3. Планируемые результаты освоения курса


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы курса «В мире проектов» достигаются в процессе деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы курса «Закулисье» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных;

— неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

— наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;

— овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

— наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения курса внеурочной деятельности «В мире проектов» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Базовые исследовательские действия:

— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу освоения курса у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— готовить небольшие публичные выступления;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу прохождения программы курса у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Раздел 4. Тематическое планирование.

Тематическое планирование для 2-х классов

(первый год обучения)

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

Групповая

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

Групповая

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

1

Групповая

Выбор помощников в работе над проектом.

1

Групповая

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».

1

Групповая

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».

1

Групповая

Проблема. Решение проблемы.

1

Групповая

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».

1

Групповая

Цель проекта

1

Групповая

Задачи проекта

1

Групповая

Сбор информации для проекта

1

Групповая

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

Индивидуальная

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

Индивидуальная

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

Групповая

Играем в ученых. Это интересно

1

Конференция

Тест «Чему ты научился?»

1

Тестирование

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

Индивидуальная

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация».

Презентация.

1

Мини-сообщение

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft PowerPoint

Значимость компьютера в создании проектов.

1

Групповая

Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

Групповая

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

Индивидуальная

Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

1

Представление проекта

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

Индивидуальная

Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

1

Тестирование

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

Индивидуальная

Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»

1

Индивидуальная

Играем в ученых. Это интересно

1

Представление проекта

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

Групповая

Памятка жюри конкурсов

1

Групповая

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

Детский исследовательский проект

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

Индивидуальная

Промежуточная аттестация. Играем в ученых. Это интересно.(защита проектов)

1

Конференция

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам.

1

Групповая

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Групповая


Всего:

34



Тематическое планирование для 3 класса

(второй год обучения)

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

Групповая

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

Групповая

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

Групповая

4-5

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

Групповая

6-7

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

Групповая

8.

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

Групповая

9

Практическая работа. Создание мини-постера.

1

Индивидуальная

10-12

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

Групповая

13-15

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

3

Групповая

16

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа.  Создание журнала

1

Групповая

17-18

Программа МРР.   Дизайн.    Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка»

2

Групповая

19-20

Фотографии на слайдах.  Работа с фотографиями на слайдах

2

Групповая

21-22

Требования к компьютерной презентации PowerPoint

2

Групповая

23-24

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР

2

Групповая

25-26

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.

2

Индивидуальная

27

Составление первой презентации по заданному тексту.

1

Индивидуальная

28-29

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.

2

Индивидуальная

30

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

Тестирование

31

Твои впечатления от работы над проектом

1


32

Промежуточная аттестация. Играем в ученых. Это интересно.

1

Защита проектов

33

Пожелания будущим проектантам. Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель, консультанты – родители; помощники- друзья).

1

Групповая

34

Советы на лето от Мудрого дельфина.

1

Групповая


Всего:

34





Тематическое планирование для 4 класса

(третий год обучения)


Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

1

Твои новые интересы и увлечения. Виды проектов.

1

Групповая

2

Исследовательски-творческий проект

1

Групповая

3

Ролево-игровой проект

1

Групповая

4

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

1

Групповая

5

Информационно-исследовательский проект

1

Групповая

6

Практико-ориентированный проект

1

Групповая

7

Монопредметный проект

1

Групповая

8

Межпредметный проект

1

Групповая

9

Виды презентационных проектов

1

Групповая

10

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

1

Групповая

11

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

1

Индивидуальная

12

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов

1

Индивидуальная

13

Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой.

1

Индивидуальная

14

Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей.

1

Индивидуальная

15

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

1

Индивидуальная

16

Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

1

Индивидуальная

17

Промежуточная аттестация. Играем в ученых. Это интересно.

1

Фестиваль проектов


Всего:

17



Приложение 1.
Учебно-методическое обеспечение (методические и учебные пособия, медиаресурсы).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  4. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  6. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

  7. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        

  8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  9.  Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  10. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

  11.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  12.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7 

  13.   Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • Учи.ру,

  • SkySmart,

  • Яндекс учебник