Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка 3
Раздел 2. Содержание учебного предмета 4
Раздел 3. Планируемые образовательные результаты освоения 6
1Раздел 4. Тематическое планирование. 8
Приложение
1. Учебно-методическое обеспечение (методические и учебные пособия, медиаресурсы). 12
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире проектов» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания и в соответствии с нормативно-правовыми документами ООП НОО МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская».
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире проектов» разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО).
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как информатика, технология, литературное чтение, русский язык.
Занятия способствуют развитию творческих способностей и активности обучающихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию.
Цель: создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности ребенка через овладение технологией работы над проектом.
Задачи:
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.
Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного времени.
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире проектов» раскрывает следующие направления развития младшего школьника: формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества, основы проектной деятельности, работа над проектом.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за время реализации курса.
Программа курса «В мире проектов» рассчитана на обучающихся 2-4-х классов:
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс – 34 ч. (1 занятие в неделю)
4 класс – 17 ч. (1 занятие в неделю в I полугодии)
Формы контроля
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
Промежуточный контроль проходит в тестовом формате.
Итоговый контроль осуществляется посредством защиты проектов обучающимися «Играем в ученых. Это интересно»
Раздел 2. Содержание курса
Класс | Содержание | Количество часов |
2 класс | Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества. 3ч Основы проектной деятельности.17ч. Работа над проектом.8 ч. Итоги работы над проектом.6 ч. | 34 часа |
3 класс | Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества. 4ч Основы проектной деятельности.11ч. Работа над проектом.13 ч. Итоги работы над проектом. 6ч. | 34 часа |
4 класс | Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества. 2ч Основы проектной деятельности.9ч. Работа над проектом.5 ч. Итоги работы над проектом.1 ч. | 17 часов |
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Раздел 3. Планируемые результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса «В мире проектов» достигаются в процессе деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы курса «Закулисье» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
— овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
— наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса внеурочной деятельности «В мире проектов» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу освоения курса у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу прохождения программы курса у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Раздел 4. Тематическое планирование.
Тематическое планирование для 2-х классов
(первый год обучения)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
| Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 | Групповая |
| Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 | Групповая |
| Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | 1 | Групповая |
| Выбор помощников в работе над проектом. | 1 | Групповая |
| Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | 1 | Групповая |
| Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 1 | Групповая |
| Проблема. Решение проблемы. | 1 | Групповая |
| Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 | Групповая |
| Цель проекта | 1 | Групповая |
| Задачи проекта | 1 | Групповая |
| Сбор информации для проекта | 1 | Групповая |
| Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 | Индивидуальная |
| Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 | Индивидуальная |
| Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | Групповая |
| Играем в ученых. Это интересно | 1 | Конференция |
| Тест «Чему ты научился?» | 1 | Тестирование |
| Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | Индивидуальная |
| Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Презентация. | 1 | Мини-сообщение |
| Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft PowerPoint Значимость компьютера в создании проектов. | 1 | Групповая |
| Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | Групповая |
| Совмещение текста выступления с показом презентации. | 1 | Индивидуальная |
| Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | 1 | Представление проекта |
| Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | Индивидуальная |
| Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | Тестирование |
| Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | Индивидуальная |
| Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | 1 | Индивидуальная |
| Играем в ученых. Это интересно | 1 | Представление проекта |
| Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | Групповая |
| Памятка жюри конкурсов | 1 | Групповая |
| Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | Детский исследовательский проект |
| Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | Индивидуальная |
| Промежуточная аттестация. Играем в ученых. Это интересно.(защита проектов) | 1 | Конференция |
| Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам. | 1 | Групповая |
| Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | Групповая |
| Всего: | 34 | |
Тематическое планирование для 3 класса
(второй год обучения)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
| Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | Групповая |
| Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | Групповая |
| Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 | Групповая |
4-5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 | Групповая |
6-7 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 | Групповая |
8. | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | Групповая |
9 | Практическая работа. Создание мини-постера. | 1 | Индивидуальная |
10-12 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | Групповая |
13-15 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 3 | Групповая |
16 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа. Создание журнала | 1 | Групповая |
17-18 | Программа МРР. Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка» | 2 | Групповая |
19-20 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах | 2 | Групповая |
21-22 | Требования к компьютерной презентации PowerPoint | 2 | Групповая |
23-24 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР | 2 | Групповая |
25-26 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | 2 | Индивидуальная |
27 | Составление первой презентации по заданному тексту. | 1 | Индивидуальная |
28-29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | 2 | Индивидуальная |
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | 1 | Тестирование |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | |
32 | Промежуточная аттестация. Играем в ученых. Это интересно. | 1 | Защита проектов |
33 | Пожелания будущим проектантам. Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель, консультанты – родители; помощники- друзья). | 1 | Групповая |
34 | Советы на лето от Мудрого дельфина. | 1 | Групповая |
| Всего: | 34 | |
Тематическое планирование для 4 класса
(третий год обучения)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
1 | Твои новые интересы и увлечения. Виды проектов. | 1 | Групповая |
2 | Исследовательски-творческий проект | 1 | Групповая |
3 | Ролево-игровой проект | 1 | Групповая |
4 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 1 | Групповая |
5 | Информационно-исследовательский проект | 1 | Групповая |
6 | Практико-ориентированный проект | 1 | Групповая |
7 | Монопредметный проект | 1 | Групповая |
8 | Межпредметный проект | 1 | Групповая |
9 | Виды презентационных проектов | 1 | Групповая |
10 | Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 | Групповая |
11 | Работа с памяткой при подготовке публичного выступления | 1 | Индивидуальная |
12 | Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов | 1 | Индивидуальная |
13 | Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой. | 1 | Индивидуальная |
14 | Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей. | 1 | Индивидуальная |
15 | Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации | 1 | Индивидуальная |
16 | Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 | Индивидуальная |
17 | Промежуточная аттестация. Играем в ученых. Это интересно. | 1 | Фестиваль проектов |
| Всего: | 17 | |
Приложение 1.
Учебно-методическое обеспечение (методические и учебные пособия, медиаресурсы).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учи.ру,
SkySmart,
Яндекс учебник