СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа «Удивительный мир слов» строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.                  

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Арефьевская основная общеобразовательная школа»







УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_________Кожевникова О.А.


Приказ № ________

«____» _______ 2023г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» направление развития личности школьника: общеинтелектуальное.

Возраст: 11-12 лет (6 класс)

на 2022/2023 учебный год

количество часов в неделю – 1ч

Срок реализации (январь – май 2023г)


ЧИСТЯКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

(ФИО учителя)

___УЧИТЕЛЬ___

(должность)











с. Арефьево 2023г.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31мая 2021г.№287).

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообра­зие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой интуиции и художественно-образного мышления. Данный курс внеурочной деятельности создаёт условия для формирования цен­ностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Цели и задачи курса

Изучение курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» направлено на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

  • формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.

Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходи­мых языковых средств для решения коммуникативных задач.

В курсе особое внимание уделено работе над языко­выми нормами и формированию у школьников правильной выразитель­ной речи.

При реализации курса «Удивительный мир слов» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:

  • индивидуальная;

  • индивидуально-групповая;

  • групповая;

  • коллективная;

  • ролевые и дидактические игры;

  • проект, экскурсия.


2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Удивительный мир слов» - является внеурочным видом деятельности для школьников. Способствует развитию способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри­ваемого явления, что поможет обучающимся глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы­ковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Рабочая программа «Удивительный мир слов» строится на основе деятельностного под­хода. Каждый раздел программы предусматривает использование игро­вой и практической деятельности.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» включает следующие критерии:

  • участие в творческих и интеллектуальных мероприятиях на разных уровнях;

  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироват­ься учителем в портфо­лио ученика.


3.Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

В соответствии с планом внеурочной деятельности для 6 класса, реализующих образовательную программу основного общего образования на курс внеурочной деятельности ««Удивительный мир слов» предусмотрено в 18 часов (январь – май по 1 часу в неделю).


4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Ценностные ориентиры основного общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимся системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоении программы курса «Удивительный мир слов» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


6. Содержание курса внеурочной деятельности

Объектом изучения курса являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитии у школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматри­ваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы­ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В со­держание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимоло­гии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятельностного под­хода. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, по­знавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разно­образную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Ко-во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося


1.

Введение в курс ВД «Удивительный мир слов»

1

анализировать информацию, представленную в ходе занятий;

участвовать в обсуждении вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его


2.

Лексические загадки

3

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке

3.

Словесный конструктор

2

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;


4.

Занимательная грамматика

3

находить необходимую информацию и строить на её основе связ­ное монологическое высказывание


5.

Гордость за красоту и величие русского языка.

3

моделировать на основе полученной информации собственные вы­сказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхож­дении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными свя­зями.

Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе связ­ное монологическое высказывание

6.

Числа и слова.

4

формулировать собственное мнение, аргументировать его, догова­риваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с по­мощью заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя


5.

Диагностическая работа.

2

планировать действия по выполнению работы;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять ито­говый контроль по результату выполнения

Итого:


18ч.




Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов» для 6 класса на 2023г.


п/п

Тема

Ко-во

часов

Дата

ЭОР

План

факт

Введение в курс ВД «Удивительный мир слов». Слова невидимки. «Волшебные слова».

1

12.01.23.


https://disk.yandex.ru/d/6--JRHDkDA1SeQ https://www.youtube.com/watch?v=PvOYbsGqe9U

https://www.youtube.com/watch?v=T5hfLGqWZ0w

Лексические загадки.

1

19.01.23.


https://www.labirint.ru/books/334329

Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы.

1

26.01.23.


Колоративная лексика в загадках.

1

02.02.23.


Словесный конструктор.

1

09.02.23.


https://www.youtube.com/watch?v=sW9Ct0xEUfQ


Словесный конструктор. Тайны русского языка.

1

16.02.23.


Занимательная грамматика. «Слова – тёзки»

1

02.03.23.


https://disk.yandex.ru/d/ntTRL8VmokJWKw

http://www.myshared.ru/slide/1240597/

Занимательная грамматика. Метаграммы.

1

09.03.23.


Занимательная грамматика. Книжная чехарда.

1

16.03.23.


Гордость за красоту и величие русского языка.

1

30.03.23.


https://infourok.ru/prezentaciya-ustniy-zhurnal-mi-za-chistotu-russkogo-yazika-342765.html

Гордость за красоту и величие русского языка.

1

06.04.23.


https://infourok.ru/prezentaciya-ustniy-zhurnal-mi-za-chistotu-russkogo-yazika-342765.html

https://urok.1sept.ru/articles/689345

Мы за чистоту русского языка.

1

13.04.23.


Для чего нужны числительные?

1

20.04.23.


http://school-collection.edu.ru/

Важные даты истории нашей страны (села, района, края).


1

27.04.23.


https://resh.edu.ru/

Рекорды в цифрах.

1

04.05.23.


https://moiarussia.ru/rekordy-russkogo-yazyka/

За семью печатями.

1

11.05.23.


https://pantv.livejournal.com/2795266.html

17-18

Диагностическая работа

2

18.05.23.


https://pandia.ru/text/78/603/56126.php

25.05.23.




Литература:

  1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – С.112.

  2. Д.А. Садовников Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач, Издательство Терра, Москва, 1996 г.

  3. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г. - 413 с.

  4. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 315 с.

  5. Лысенкова С.Н. Кога легко учиться. М., 2001.- 174 с.

  6. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. - М.: Просвещение, 1999. - 528 с.



Чистякова С.В. РП по ВД «Удивительный мир слов» 6кл