Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Арефьевская основная общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: _________Кожевникова О.А. Приказ № ________ «____» _______ 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» направление развития личности школьника: общеинтелектуальное.
Возраст: 11-12 лет (6 класс)
на 2022/2023 учебный год
количество часов в неделю – 1ч
Срок реализации (январь – май 2023г)
ЧИСТЯКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
(ФИО учителя)
___УЧИТЕЛЬ___
(должность)
с. Арефьево 2023г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31мая 2021г.№287).
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» - орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развитие языковой интуиции и художественно-образного мышления. Данный курс внеурочной деятельности создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Цели и задачи курса
Изучение курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» направлено на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.
Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
При реализации курса «Удивительный мир слов» используются следующие формы организации внеурочной деятельности:
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Удивительный мир слов» - является внеурочным видом деятельности для школьников. Способствует развитию способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет обучающимся глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Рабочая программа «Удивительный мир слов» строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» включает следующие критерии:
участие в творческих и интеллектуальных мероприятиях на разных уровнях;
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
3.Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с планом внеурочной деятельности для 6 класса, реализующих образовательную программу основного общего образования на курс внеурочной деятельности ««Удивительный мир слов» предусмотрено в 18 часов (январь – май по 1 часу в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценностные ориентиры основного общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимся системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоении программы курса «Удивительный мир слов» формируются следующие:
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
6. Содержание курса внеурочной деятельности
Объектом изучения курса являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитии у школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Ко-во часов | Характеристика деятельности обучающегося |
1. | Введение в курс ВД «Удивительный мир слов» | 1 | анализировать информацию, представленную в ходе занятий; участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его |
2. | Лексические загадки | 3 | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке |
3. | Словесный конструктор | 2 | сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; |
4. | Занимательная грамматика | 3 | находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание |
5. | Гордость за красоту и величие русского языка. | 3 | моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; взаимодействовать и договариваться в процессе игры; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание |
6. | Числа и слова. | 4 | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; самостоятельно или при помощи учителя |
5. | Диагностическая работа. | 2 | планировать действия по выполнению работы; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения |
Итого: | | 18ч. | |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов» для 6 класса на 2023г.
№ п/п | Тема | Ко-во часов | Дата | ЭОР |
План | факт |
| Введение в курс ВД «Удивительный мир слов». Слова невидимки. «Волшебные слова». | 1 | 12.01.23. | | https://disk.yandex.ru/d/6--JRHDkDA1SeQ https://www.youtube.com/watch?v=PvOYbsGqe9U https://www.youtube.com/watch?v=T5hfLGqWZ0w |
| Лексические загадки. | 1 | 19.01.23. | | https://www.labirint.ru/books/334329 |
| Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы. | 1 | 26.01.23. | |
| Колоративная лексика в загадках. | 1 | 02.02.23. | |
| Словесный конструктор. | 1 | 09.02.23. | | https://www.youtube.com/watch?v=sW9Ct0xEUfQ |
| Словесный конструктор. Тайны русского языка. | 1 | 16.02.23. | |
| Занимательная грамматика. «Слова – тёзки» | 1 | 02.03.23. | | https://disk.yandex.ru/d/ntTRL8VmokJWKw http://www.myshared.ru/slide/1240597/ |
| Занимательная грамматика. Метаграммы. | 1 | 09.03.23. | |
| Занимательная грамматика. Книжная чехарда. | 1 | 16.03.23. | |
| Гордость за красоту и величие русского языка. | 1 | 30.03.23. | | https://infourok.ru/prezentaciya-ustniy-zhurnal-mi-za-chistotu-russkogo-yazika-342765.html |
| Гордость за красоту и величие русского языка. | 1 | 06.04.23. | | https://infourok.ru/prezentaciya-ustniy-zhurnal-mi-za-chistotu-russkogo-yazika-342765.html https://urok.1sept.ru/articles/689345 |
| Мы за чистоту русского языка. | 1 | 13.04.23. | |
| Для чего нужны числительные? | 1 | 20.04.23. | | http://school-collection.edu.ru/ |
| Важные даты истории нашей страны (села, района, края). | 1 | 27.04.23. | | https://resh.edu.ru/ |
| Рекорды в цифрах. | 1 | 04.05.23. | | https://moiarussia.ru/rekordy-russkogo-yazyka/ |
| За семью печатями. | 1 | 11.05.23. | | https://pantv.livejournal.com/2795266.html |
17-18 | Диагностическая работа | 2 | 18.05.23. | | https://pandia.ru/text/78/603/56126.php |
25.05.23. | |
Литература:
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – С.112.
Д.А. Садовников Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач, Издательство Терра, Москва, 1996 г.
Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г. - 413 с.
Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 315 с.
Лысенкова С.Н. Кога легко учиться. М., 2001.- 174 с.
Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. - М.: Просвещение, 1999. - 528 с.
Чистякова С.В. РП по ВД «Удивительный мир слов» 6кл