Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. Героя Советского Союза А.А. Артюха
МО Староминский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от августа 20 года
директор МБОУ СОШ №2
им. Героя Советского союза
А. А. Артюха
___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Здоровейка»
Направление: социальное
Форма проведения: кружок
Уровень образования (класс): начальное общее, 1- 4 классы
Количество часов: 1класс – 33ч, 2, 3, 4 классы – 34ч
Периодичность: еженедельно
Учитель или группа разработчиков рабочей программы
_____________________, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 им. Героя Советского Союза А. А. Артюха
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности».
Количество страниц материала: 24 страницы.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Здоровейка» составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова (сборник «Концепции и программы начальных классов, «Школа России», Москва, Издательство «Просвещение», ч. II, 2009 год, с.3).
Программа внеурочной деятельности кружка «Здоровейка» построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальных классов и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация и правилами поведения в случае их возникновения.
Преемственность программы с основным курсом окружающего мира заложат фундамент экологической и культурологической грамотности, выпускники получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными)
Данная программа является комплексной, в ней последовательно рассматриваются вопросы пожарной безопасности, правила поведения в условиях чрезвычайных ситуациях, безопасности в быту и другие вопросы, направленные на обеспечение безопасности детей, сохранение и укрепление их здоровья.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве
Актуальность программы состоит в том, чтобы в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании в РФ», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. обеспечивать непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объём внеурочной деятельности обучающихся.
Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
В целях формирования функциональной грамотности и актуальных умений в программе учитывается необходимость привития обучающимся навыков действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе умение оказывать поддержку, обращаться за помощью, взаимодействовать с людьми, конструктивно реагировать на неудачи, действовать решительно, оценивать свои возможности, эффективно и безопасно пользоваться домашними приборами.
Цели программы:
Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;
Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;
Обучить детей методам обеспечения личной безопасности.
Задачи программы:
развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни
приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Реализация программы позволит:
привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)
Программа предназначена для учащихся начальных классов в возрасте с 7 до 11 лет. Занятия проводятся по 1 часу в неделю, форма организации внеурочной деятельности - кружковая. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на 33 часа в год в 1 классе и на 34 часа в год в 2-4 классах (в неделю - 1 час), т.е. на весь курс начальной школы -135ч.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты обучения:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:
-общие понятия и чрезвычайные ситуации; что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»; режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья; как ухаживать за своим телом;
-общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
-наиболее безопасный путь в школу и домой; правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
-правила безопасного поведения в парке, скверах; в лесу, понятие об ориентировании на местности;
-опасные животные и насекомые; правила безопасного поведения и меры защиты.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
-правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
-правила безопасного поведения в лесу, в поле;
- возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
- ядовитые растения, грибы, ягоды;
- правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- от чего зависит наше здоровье;
-как живет наш организм;
- наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник; что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни; избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины; отравления, их причины и признаки;
- какими бывают чрезвычайные ситуации; чрезвычайные ситуации природного происхождения; наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
К концу 3 класса
учащиеся должны знать:
чем опасны водоёмы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоёмов;
правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах.
правила безопасного поведения в лесу, в поле;
возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др..
ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
от чего зависит наше здоровье; как живёт наш организм; наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник; что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни; избыточный вес;
травмы, порезы, ссадины и царапины; отравления, их причины и признаки;
какими бывают чрезвычайные ситуации; чрезвычайные ситуации природного происхождения; наводнения, причины наводнений;
как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»
учащиеся должны уметь:
правильно переходить по льду;
правильно вести себя на пляже;
плавать техникой плавания «Кроль на груди»;
ориентироваться в лесу; уметь вести себя на реке зимой;
уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них;
уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!»
К концу 4 класса
учащиеся должны знать:
правила перехода дороги;
правила движения на велосипедах;
правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров;
основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке;
способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
как ориентироваться на местности;
как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной безопасности при разведении костра;
когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок её вызова;
основные понятия: «здоровье», «здоровый образ жизни»;
факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
учащиеся должны уметь:
правильно переходить дорогу, перекрёсток;
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным признакам;
определять расстояние по карте и по местности;
организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
завязать 1-2 вида узлов;
развести и погасить костёр;
вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).
Содержание программы
1 класс
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы здорового образа жизни
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
2.2. Основы личной гигиены
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
4.1. Безопасное поведение дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
4.5. Безопасное поведение на природе
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
2 класс
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
— подготовительные упражнения для освоения в воде;
— техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
3 класс
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
4 класс
I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
5. Тематическое планирование программы
1класс
№ п\п | Наименование раздела и темы занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика основной деятельности ученика |
1 | Безопасный путь в школу и домой | 1ч. | 1 | | Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу |
2 | Правила перехода дорог | 1ч. | | 1 | |
3 | Движение пешеходов | 1ч. | | 1 | Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход» |
4 | Дорожные знаки | 1ч. | 1 | |
5 | Сигналы светофора и регулировщика | 1ч. | 1 | | |
6 | Мы- пассажиры, обязанности пассажира | 1ч. | 1 | | |
7 | Причины возникновения пожара | 1ч. | 1 | | Овладеть навыками осторожного обращения с огнём; научиться разговаривать по телефону |
8 | Правила поведения на воде | 1ч. | 1 | | Выработать правила поведения на воде |
9 | Как вести себя, когда дома ты один | 1ч. | 1 | | Сформировать правила безопасного поведения и меры защиты |
10 | Средства бытовой химии | 1ч. | 1 | | |
11 | Опасные ситуации при общении с незнакомыми людьми | 1ч. | 1 | | Познакомить с правилами при общении с незнакомыми людьми |
12 | Правила безопасного общения с незнакомыми людьми | 1ч. | 1 | | Формировать умения осторожного общения с незнакомыми людьми |
13 | Где можно и где нельзя играть | 1ч. | 1 | | Вырабатывать правила игры и места, где можно играть |
14 | Безопасное поведение в природе | 1ч | 1 | | Вырабатывать умение правильно вести себя в природе |
15 | Правила поведения в природе | 1ч. | | 1 |
16 | Влияние температуры на здоровье человека | 1ч. | 1 | | Познакомить с погодными условиями и их влиянием на организм человека |
17 | Причины загрязнения воздуха | 1ч. | 1 | | |
18 | Первая медицинская помощь при укусах насекомых | 1ч. | 1 | | Выработать правила оказания первой помощи при кровотечениях |
19 | Первая помощь при кровотечениях | 1ч. | 1 | | Выработать правила оказания первой помощи при кровотечении |
20 | Первая медицинская помощь при ожогах | 1ч. | 1 | | Выработать правила оказания первой помощи при ожогах |
21 | Ожоги | 1ч. | 1 | |
22 | Как уберечься от ожогов | 1ч. | 1 | | Формировать умение оказать первую медицинскую помощь |
23 | Здоровый образ жизни | 1ч. | 1 | | Закрепить знания о здоровом образе жизни |
24 | Режим дня первоклассника | 1ч. | 1 | | Познакомить с режимом дня для первоклассников |
25 | Профилактика переутомления | 1ч. | 1 | | Формировать умения о соблюдении режима дня |
26 | Как ухаживать за своим телом | 1ч. | 1 | | Закрепить знания об уходе за своим телом |
27 | Умывание и купание | 1ч. | 1 | |
28 | Общие понятия опасности | 1ч. | 1 | | Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения. Применять правила поведения в чрезвычайных ситуациях. -Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; |
29 | Чрезвычайные ситуации | 1ч. | 1 | |
30 | Гражданская оборона по защите населения | 1ч. | 1 | | Овладевать навыками о гражданской обороне |
31 | Подготовка учащихся к действиям в мирное и военное время | 1ч. | 1 | | Моделировать поиск выхода в военное время |
32 | Подготовка учащихся ко дню защиты детей | 1ч. | 1 | | |
33 | Подготовка учащихся ко дню защиты детей | 1ч | 1 | | |
2 класс
№ п\п | Наименование раздела и темы занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика основной деятельности ученика |
1 | Что такое безопасность? | 1 | | | Ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения. |
2 | Что такое безопасность? | 1 | | | Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учить предвидеть опасность, находить опасные предметы. Учить правила безопасного поведения. |
3 | Город, посёлок, микрорайон, где мы живём | 1 | | | Обобщить знания о населённых пунктах. Ввести термин «улица». Учить предвидеть опасные ситуации на дороге. |
4 | Что такое чрезвычайная ситуация | 1 | | | Ознакомить с понятиями «чрезвычайная ситуация» (ЧС). Видами ЧС. |
5 | Безопасность на улице | 1 | | | Ознакомить с правилами безопасности на улице. Развивать умение предвидеть опасную ситуацию. |
6 | Как правильно переходить дорогу | 1 | | | Ознакомить с элементами улицы и правилами перехода дороги. |
7 | Наиболее безопасный путь в школу и из школы | 1 | | | Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу. |
8 | Сигналы регулирования дорожного движения. | 1 | | | Обобщить знания о светофорах и их сигналах. |
9 | Сигналы регулирования дорожного движения | 1 | | | Ознакомить с сигналами регулирования. Повторять правила дорожного движения. |
10 | Виды перекрёстков | 1 | | | Ознакомить с разными видами перекрёстков. Повторить изученные правила дорожного движения. |
11 | Знакомство с дорожными знаками. | 1 | | | Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный переход» и др. |
12 | Угадай, какой знак | 1 | | | Закрепить знания о дорожных знаках. Научить практически использовать полученные знания. |
13 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 | | | Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Объяснить учащимся термины: одностороннее и двустороннее движение. |
14 | Будь внимательным и осторожным | 1 | | | Повторить и закрепить знания. Полученные на предыдущих уроках. |
15 | Движение группами | 1 | | | Ознакомить с особенностями движения группами. С правилами движения по загородной дороге. |
16 | Особенностями движения по мокрой и скользкой дороге | 1 | | | Изучить особенности движения автомобилей по мокрой и скользкой дороге. |
17 | Где можно и где нельзя играть | 1 | | | Понять. Что игры на проезжей части опасны, определить наиболее безопасные места для игр. |
18 | Практическое занятие «Улицы города». | 1 | | | Ознакомить с улицами города. Определить улицы с односторонним и двусторонним движением. |
19 | Знакомство с транспортом города. | 1 | | | Ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками, обозначающими остановку транспорта. |
20 | Правила поведения в транспорте. | 1 | | | Ознакомить с правилами поведения в общественном транспорте и правилами пользования общественным транспортом. |
21 | Встреча с работником ГИБДД. | 1 | | | Повторить правила дорожного движения. Проанализировать случаи, происшедшие с детьми. |
22 | Обобщающий урок по теме «Улица полна неожиданностей». | 1 | | | Обобщить знания по правилам дорожного движения. |
23 | Практическое занятие «Виды перекрестков». | 1 | | | Обобщить знания по теме «Перекрестков». |
24 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний период | 1 | | | Актуализировать знания детей о водоёмах. Ознакомить с правилами поведения у воды в осеннее и зимнее время года. |
25 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период | 1 | | | Составить правила поведения у водоёма в летнее время. |
26 | Основные спасательные средства. | 1 | | | Ознакомить с основными спасательными средствами. Повторить правила безопасного поведения у водоёмов. |
27 | Основные спасательные средства. | 1 | | | Учить предвидеть опасности дома. Видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при общении с ними. |
28 | Какие опасности нас окружают | 1 | | | Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности. |
29-30 | Основные правила пожарной безопасности | 2 | | | Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности. |
32 | Детские шалости с огнём | 1 | | | Разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей. Повторить правила пожарной безопасности. Изучить правила действия при пожаре. |
32-33 | Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте | 2 | | | Познакомить с правилами поведения при возникновении пожара дома. В школе, в транспорте. |
34 | Обобщающий урок | 1 | | | Обобщить полученные за год знания. |
3 класс
№ п\п | Наименование раздела и темы занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика основной деятельности ученика |
1 | Правила поведения учащихся Тест «Как общаться с незнакомцем» | 1 | | | - Обсуждать коллективно правила поведения учащихся в школе. -выявлять опасные ситуации на дороге до школы. Моделирование безопасного маршрута от школы до дома. |
2 | Чем опасны водоемы | 1 | | | -Выявить опасности на водоёмах; |
3 | Как вести себя на воде | 1 | | | -Обсудить правила поведения на воде; |
4 | Где вода – там беда Тест «Как нужно купаться» | 1 | | | -Формировать умения пользоваться правилами поведения на воде; |
5 | Меры предосторожности при движении по льду водоемов | 1 | | | -Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации; |
6 | Урок-конкурс «Отдыхаем на реке» | 1 | | | -Планировать действия, давать полные ответы на вопросы; |
7 | Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения | 1 | | | -Развивать коммуникативную активность; -наблюдать за окружающей средой; |
8 | Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма | 1 | | | - Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации; |
9 | Как ориентироваться в лесу (практическое занятие) Тест «Лесные опасности» | 1 | | | - Планировать действия, давать полные ответы на вопросы; Овладевать навыками самоконтроля |
10 | Основные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад | 1 | | | -Овладевать навыками поведения в ситуации; |
11 | Безопасность при любой погоде | 1 | | | -Формировать правила разумного поведения при любой погоде; |
12 | Ядовитые растения, ягоды, меры безопасности. | 1 | | | -Запомнить ядовитые растения, ягоды; меры безопасности; правила первой помощи; |
13 | Грибы - съедобные и несъедобные | 1 | | | - Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации; |
14 | Опасные насекомые и животные | 1 | | | -Запомнить и выполнять правила поведения при встрече с опасными насекомыми и животными и мерами защиты от них. |
15 | Мы и животные | 1 | | | -Формировать коммуникативную активность, взаимопомощь; |
16 | Экологическая ситуация «Покормите птиц зимой | 1 | | | - Позаботиться о зимующих птицах, проявить заботу, сочувствие. |
17 | Правила поведения учащихся в повседневной жизни | 1 | | | -Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения |
18 | От чего зависит наше здоровье? | 1 | | | -Соблюдать режим дня, правила поведения, употребление витаминов, гигиену питания; -Классифицировать продукты по их пользе в питании; |
19 | Как живёт наш организм, из чего состоит тело человека? | 1 | | | -Расширить представления о строении организма человека, следить за работой некоторых органов. |
20 | Правильное питание - залог здоровья | 1 | | | -Моделировать меню; -Формировать коммуникативную активность; |
21 | Личная гигиена. Уход за кожей, за ногтями | 1 | | | -Овладеть знаниями о личной гигиене; -выработать привычку соблюдать правила личной гигиены; - знать правила ухода за кожей |
22 | Берегите зубы. Выбор зубной щетки, зубной пасты. | 1 | | | -Беречь зубы, -овладеть правилами ухода за ними. |
23 | Гигиена зрения | 1 | | | -Овладеть правилами посадки при работе за компьютером, при просмотре телепередач. |
24 | Органы дыхания | 1 | | | -Осознать вред курения, сформировать негативное отношение к курению. |
25 | Почему случаются травмы Тест «Домашние опасности» | 1 | | | -Приучиться к безопасному поведению в быту. - Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
27 | Если из раны течёт кровь. Основные виды травм | 1 | | | -Овладеть основными правилами оказания первой медицинской помощи при лёгких травмах. |
28 | Болезни и их возможные причины | 1 | | | -Соблюдать правила личной гигиены. |
29 | Отравления причины и признаки. | 1 | | | -Способствовать формированию культуры питания. |
30 | Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация | 1 | | | -Применять правила поведения в чрезвычайных ситуациях. -Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; |
31 | Огонь в доме. Как говорить по телефону | 1 | | | -Овладеть навыками осторожного обращения с огнём; научиться разговаривать по телефону 01 |
32 | Как могут стать опасными опасные вещи Проверочная работа по теме: «Пожарная безопасность и поведение на пожаре» | 1 | | | -Соблюдать привила личной безопасности. |
33 | Как рождаются опасные ситуации на дорогах Тест «Берегись автомобиля» | 1 | | | - Обсуждать коллективно правила дорожного движения. -выявлять опасные ситуации на дороге до школы. - моделирование безопасного маршрута от школы до дома. |
34 | Практическое занятие: «Мы идем в школу» Практическое занятие: «Мы идем домой» | 1 | | | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
4 класс
№ п\п | Наименование раздела и темы занятия | Кол-во часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика основной деятельности ученика |
| Основы здорового образа жизни | | | | Исследовать взаимодействие человека с окружающей средой; влияние окружающей среды на человека. |
1 | Понятие о здоровье. Факторы, на него влияющие. | 1 | | |
2 | Основы здорового образа жизни и безопасность человека | 1 | | | Усвоить понятия о здоровом образе жизни. Познакомиться с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека |
3 | Режим дня. Здоровое питание. | 1 | | | Закрепить знания о полноценном питании как факторе роста и развития школьника, его здоровья. Доказать и показать влияние окружающей среды на здоровье человека. Объяснять роль витаминов в развитии организма человека. |
4 | Профилактика переедания, пищевых отравлений | 1 | | | Комментировать причины отравлений различными веществами. Знать методы оказания первой помощи при отравлениях. Отработать навыки оказания первой помощи при отравлениях. |
5 | Инфекционные заболевания | 1 | | | Активизировать словарь понятиями «инфекционная болезнь», «вакцина», «иммунитет», «прививка». |
6 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 1 | | | Расширить знания о вреде на организм курения и алкоголя. |
7 | Основы медицинских знаний Основные виды травм у детей младшего школьного возраста | 1 | | | Закрепить понятия «травма». Познакомиться с видами травм. |
8 | Переломы, вывихи и растяжения связок | 1 | | | Выработать правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, порезах. |
9 | Кровотечение. Первая медицинская помощь. | 1 | | | Расширить знания при оказании первой помощи при кровотечении |
10 | Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь | 1 | | | Выработать правила оказания первой помощи при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо и нос. |
11 | Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. | 1 | | | Усвоить практически правила оказания первой помощи при укусах насекомых Знать правила оказания первой помощи при укусах животных. Усвоить правила безопасности при обращении с животными. |
12 | Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи | 1 | | | Расширить знания о правилах оказания первой помощи при кровотечении |
14 | Первая медицинская помощь при наружном кровотечении | 1 | | | Знать правила оказания первой помощи при наружном кровотечении |
14 | Правила обработки ран. Перевязка ран | 1 | | | Расширить знания о правилах обработки ран и перевязки ран |
15 | Оказание первой медицинской помощи при отравлениях | 1 | | | Отработать навыки оказания первой помощи при отравлениях |
16 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 1 | | | Расширить знания о первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата |
17 | Опасные ситуации Опасные шалости и игрушки | 1 | | | Характеризовать действия человека в чрезвычайных ситуациях Выработка навыков проведения игр, соблюдение правила поведения. |
18 | Профилактика возможных опасных ситуаций в быту | 1 | | | Классифицировать виды бытовых травм. Рассмотреть способы предохранения от бытовых травм. |
19 | Опасная высота | 1 | | | Познакомиться с правилами поведения в экстремальных ситуациях. |
20 | Безопасность пешеходов при движении по дорогам. | 1 | | | Формировать навыков безопасного поведения пешеходов на дороге. Познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Повторить правила перехода улицы Анализировать ситуации на дорогах. Соблюдать правила дорожного движения, характеризовать дорожные знаки ПДД. Познакомиться с историей транспорта, с видами транспорта. Анализировать ситуации на дорогах |
21 | Элементы дорог. | 1 | | |
22 | Дорожные разметки. | 1 | | |
23 | Правила перехода дорог. | 1 | | |
24 | Перекрёстки | 1 | | |
25 | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | 1 | | |
26 | Соблюдение правил движения велосипедистами | 1 | | | Вести дискуссия на тему, почему на улице опасно. Усвоить правила катания на велосипедах, меры безопасности. Анализировать ситуации на дорогах |
27 | Причины дорожно-транспортного травматизма | 1 | | | Рассмотреть причины ДТП на дорогах. Повторить правила безопасности при поездке в транспорте |
28 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) | 1 | | | Расширить знания о ГИБДД |
29 | Железнодорожный транспорт | 1 | | | Познакомиться с видами железнодорожных переездов и правилами перехода через них. Анализировать ситуации на дорогах. |
30 | Ориентирование на местности. Понятие ориентира | 1 | | | Определять экстремальные ситуации для человека в природной среде. Объяснять лесные опасности. Работать с компасом. |
31 | Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра | 1 | | | Вести диалог: отчего может возникнуть пожар, что делать при пожаре. Умело действовать в чрезвычайных ситуациях. Закрепить навыки поведения при обращении с огнём. |
32 | Основные правила поведения на воде | 1 | | | Характеризовать опасные и безопасные ситуации. Вести диалог о мерах безопасности в осеннее и зимнее время, о водной переправе и мерах безопасности при пользовании водной переправой. |
33 | Способы и средства спасания утопающих | 1 | | | Познакомиться с правилами купания в реке и мерами безопасности при купании, подручными средствами спасения на воде. Формировать навыки правильного поведения на воде. |
34 | Практическое занятие по правилам дорожного движения | 1 | | | Познакомиться с мерами безопасности при пользовании гребными лодками |
6.Формы и средства контроля
Формы текущего контроля:
фронтальный опрос;
опрос в парах;
творческие задания;
викторины;
Формы итогового контроля:
7.Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 | 1 экз. |
1.2 | Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. | 1 экз. |
1.3 | Берхман И. И. «Валеология – наука о здоровье». М.: ФиС, 2006 г. | 1 экз. |
1.4 | Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение: Рилионт, 2003. | 1 экз. |
1.5 | Анастасова Л.П.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, пособие для 3—4 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— М.: Просвещение, 2005. | 1 экз. |
2. | 2.Печатные пособия |
2.1 | Плакаты тематические по правилам ДД | |
3. | 3.Технические средства обучения |
3.1 | Музыкальный центр | 1 экз. |
3.3 | Персональный компьютер | 1 экз. |
3.4 | Цифровая фотокамера | 1 экз. |
3.5 | Мультимедийный проектор. | 1 экз. |
4. | 4.Экранно-звуковые пособия |
4.1 | Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения) | |
4.2 | Видеофильмы (в том числе и в цифровой форме) | |
4.3 | Презентации, интернет - ресурсы | |
Заключение
Надо или нет учить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя? В последнее время это уже не вызывает сомнений. Увы, практика неоспоримо доказывает, что люди – и особенно маленькие – часто страдают из – за собственной беспечности и неосмотрительности. Сегодняшние школьники должны всерьёз задумываться над тем, как достичь безопасной жизнедеятельности и избежать рисков.
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим вот цель, которая стоит перед педагогами на сегодняшний день. Всё это обусловило актуальность данной программы.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания МО Зам. директора по УВР
От ___________ 20___г ________/____________ /
Руководитель МО __________ _______________ 20____г.
/ _____________/
29