СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг"3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП к курсу внеурочной деятельности "В мире книг" 3кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг"3 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________


РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 «29» августа 2022г.

Руководитель ШМО

_______/Н.Н. Цуранова/



ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

«30» августа 2022г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от 31.08.2022г. № 289

РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

Протокол № 1 «29» августа 2022г.

Председатель МС

_________/А.Ю. Бурлаева/


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/И.К.Костиди/

«30» августа 2022г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«В мире книг»

3 класс




Пороховая Ирина Геннадьевна

\











с. Пригорское,

2022/2023 учебный год





Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:

1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

4. Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

5. Письмом Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» № 09-1672 от 18.08.2017;

6.Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).

6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

7. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);

8. Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

9.Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном».

10. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);

11. Рабочей программой воспитания, утвержденная приказом МБОУ Пригорской СШ от 31.08.2022 № 289;

12. Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1822

13.Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ.

14.Учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год

15. Календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год.

16. Авторской программой факультатива по литературному чтению Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - «Вентана-Граф», 2014г.).

Рабочая программа по курсу «В мире книг» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год).

Направление деятельности: общекультурное.


I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности


Изучение курса «В мире книг» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

  • любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу, своей стране;

  • миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремление решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • вежливость и опрятность, скромность и приветливость.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умение ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты под руководством учителя;

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • различать способ и результат действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;

  • участвовать в проектной деятельности;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных художественных языковых средств;

  • самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.


Познавательные УУД

Учащиеся научится:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

  • определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета;

  • оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владеть разными видами монолога и диалога;

  • участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

  • однодневные – проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные – проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические – по итогам изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.


II. Содержание курса внеурочной деятельности

1.История книги. Библиотеки. (4ч.)

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Основная цель: закрепить правилами поведения в общественных местах (библиотеке); ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

Форма организации: групповая, экскурсия.

Виды деятельности: познавательная.

2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4ч.).

Волшебный мир сказок Беседа о сказках А. С. Пушкина. Просмотр презентации «Сказки А. С. Пушкина»

Сказки бытовые, волшебные, о животных. Беседа о бытовых, волшебных, сказках о животных. Чтение учащимися сказок

Викторина «Волшебные предметы».

Основная цель: формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

3.Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч.)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Основная цель: оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; участвовать в конкурсах чтецов.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

4.Книги о родной природе (3ч.)

Сборники стихотворений о родной природе. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А., Фета, Н. Некрасова. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Основная цель: формирование умения участвовать в беседе о прочитанном произведении, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в конкурсах чтецов.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

5. Книги Л.Н. Толстого для детей (2ч.).

 Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом – составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

Основная цель: ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

6. Животные — герои детской литературы (4ч.).

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

Книги о животных. Отзыв о прочитанной книге.

Художники-оформители книг о животных.

Основная цель: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

7. Дети — герои книг (3ч.).

Книги-сборники произведений о детях.

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Основная цель: сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением, высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

8. Книги зарубежных писателей (2ч.).

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).

Основная цель: высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

9. Книги о детях войны (3ч.).

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.

Кто они — дети войны? Чтение рассказов.

Основная цель: формирование умения участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

10. Газеты  и журналы для детей (4ч.).

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Основная цель: формирование умения участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре газет и журналов.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: поисковая, творческая.

11. «Книги, книги, книги…» (2ч.).

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Основная цель: пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Форма организации: работа в малых группах.

Виды деятельности: познавательная, поисковая, творческая.

12. Промежуточная аттестация. (1 ч.)

Промежуточная аттестация. Тест.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения контроля:

  • участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад;

  • анкета для второклассников «Читательская активность обучающихся»;

  • активное участие в читательских конкурсах на различных уровнях;

  • разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • экскурсии;

  • конкурсы

  • творческие работы;

  • викторины;

  • практические работы;

  • промежуточная аттестация (тест).


III. Тематическое планирование, в том числе с учётом Рабочей программы воспитания

п/п

Тема раздела

Количество часов

Из них:

Теория

Практика

количество часов с учётом РПВ

1

История книги. Библиотеки

4

1

3


2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

4

1

3


3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

1

2


4

Книги о родной природе

3

1

2


5

Книги Л.Н. Толстого для детей

2

1

1


6

Животные — герои детской литературы

4

2

2


7

Дети — герои книг

3

2

1

0,5

8

Книги зарубежных писателей

2

1

1


9

Книги о детях войны

3

1

2


10

Газеты и журналы для детей

3

1

2


11

«Книги, книги, книги…»

2

1

1


12

Промежуточная аттестация.

1


1



Всего часов:

34

12

22

0,5




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Материалы для учащихся:

Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов

Репродукции картин в соответствии с содержанием программы

Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы

Иллюстрации к литературным произведениям

Электронно-программное обеспечение:

Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011