Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 «29» августа 2022г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 «30» августа 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2022г. № 289 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «29» августа 2022г. Председатель МС _________/А.Ю. Бурлаева/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ «30» августа 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
3 класс
Пороховая Ирина Геннадьевна
\
с. Пригорское,
2022/2023 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
4. Письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
5. Письмом Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» № 09-1672 от 18.08.2017;
6.Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
7. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
8. Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
9.Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном».
10. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
11. Рабочей программой воспитания, утвержденная приказом МБОУ Пригорской СШ от 31.08.2022 № 289;
12. Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1822
13.Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ.
14.Учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год
15. Календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год.
16. Авторской программой факультатива по литературному чтению Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - «Вентана-Граф», 2014г.).
Рабочая программа по курсу «В мире книг» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2022/2023 учебный год).
Направление деятельности: общекультурное.
I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Изучение курса «В мире книг» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу, своей стране;
миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремление решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
вежливость и опрятность, скромность и приветливость.
Учащийся получит возможность для формирования:
умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умение ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты под руководством учителя;
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
различать способ и результат действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
участвовать в проектной деятельности;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных художественных языковых средств;
самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Познавательные УУД
Учащиеся научится:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
высказываться в устной и письменной форме;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владеть разными видами монолога и диалога;
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные – проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные – проводятся в помещении, где работают дети;
тематические – по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1.История книги. Библиотеки. (4ч.)
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Основная цель: закрепить правилами поведения в общественных местах (библиотеке); ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Форма организации: групповая, экскурсия.
Виды деятельности: познавательная.
2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4ч.).
Волшебный мир сказок Беседа о сказках А. С. Пушкина. Просмотр презентации «Сказки А. С. Пушкина»
Сказки бытовые, волшебные, о животных. Беседа о бытовых, волшебных, сказках о животных. Чтение учащимися сказок
Викторина «Волшебные предметы».
Основная цель: формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
3.Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч.)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Основная цель: оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; участвовать в конкурсах чтецов.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
4.Книги о родной природе (3ч.)
Сборники стихотворений о родной природе. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А., Фета, Н. Некрасова. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Основная цель: формирование умения участвовать в беседе о прочитанном произведении, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в конкурсах чтецов.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
5. Книги Л.Н. Толстого для детей (2ч.).
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом – составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.
Основная цель: ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
6. Животные — герои детской литературы (4ч.).
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
Книги о животных. Отзыв о прочитанной книге.
Художники-оформители книг о животных.
Основная цель: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
7. Дети — герои книг (3ч.).
Книги-сборники произведений о детях.
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Основная цель: сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением, высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
8. Книги зарубежных писателей (2ч.).
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).
Основная цель: высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
9. Книги о детях войны (3ч.).
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.
Кто они — дети войны? Чтение рассказов.
Основная цель: формирование умения участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
10. Газеты и журналы для детей (4ч.).
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Основная цель: формирование умения участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре газет и журналов.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: поисковая, творческая.
11. «Книги, книги, книги…» (2ч.).
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Основная цель: пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Форма организации: работа в малых группах.
Виды деятельности: познавательная, поисковая, творческая.
12. Промежуточная аттестация. (1 ч.)
Промежуточная аттестация. Тест.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения контроля:
участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад;
анкета для второклассников «Читательская активность обучающихся»;
активное участие в читательских конкурсах на различных уровнях;
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
сюжетно-ролевые игры;
экскурсии;
конкурсы
творческие работы;
викторины;
практические работы;
промежуточная аттестация (тест).
III. Тематическое планирование, в том числе с учётом Рабочей программы воспитания
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Из них: |
Теория | Практика | количество часов с учётом РПВ |
1 | История книги. Библиотеки | 4 | 1 | 3 | |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 4 | 1 | 3 | |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | 1 | 2 | |
4 | Книги о родной природе | 3 | 1 | 2 | |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 2 | 1 | 1 | |
6 | Животные — герои детской литературы | 4 | 2 | 2 | |
7 | Дети — герои книг | 3 | 2 | 1 | 0,5 |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | 1 | 1 | |
9 | Книги о детях войны | 3 | 1 | 2 | |
10 | Газеты и журналы для детей | 3 | 1 | 2 | |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 | 1 | 1 | |
12 | Промежуточная аттестация. | 1 | | 1 | |
| Всего часов: | 34 | 12 | 22 | 0,5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы
Иллюстрации к литературным произведениям
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011