Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
(МБОУ СОШ №1)
Рассмотрена на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №1 Протокол № 1 от 30.08.2023 г. | Утверждена приказом директора МБОУ СОШ №1 Протокол № 46-2 От 30.08.2023г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности по географии
«Юный географ»
5а класс
Общеинтеллектуальное направление
Составитель:
Усенко Ольга Викторовна.
Учитель географии.
г. Черногорск
2023 г.
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование (далее – КТП) предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 5-8 классах – 1 часа в неделю, 34 часа за год.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный географ» на уровень основного общего образования является частью основной образовательной программы основного общего образования и состоит из трех разделов:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание с указанием форм организации и видов деятельности.
Тематическое планирование
Цель курса внеурочной деятельности: Воспитание творческой личности способной к самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической науке
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный географ»
Личностные результаты :
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты
давать определения географическим понятиям и терминам;
оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
использовать карты как информационные образно-знаковые модели действительности;
давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
1.Содержание курса
«Юный географ»
5 класс.
География – наука о планете Земля. Построение модели, позволяющей понять принцип действия солнечных часов.
Наблюдение - метод географической науки. Как географы изучают процессы и объекты.Строение гномона. Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
Глобус – модель Земли. Положение Земли в Солнечной системе. Измерение окружности по глобусу.
Я – фенолог-наблюдатель. Географический полюс, дни весеннего, осеннего равноденствия; дни зимнего, летнего солнцестояния. Изготовление «Календаря погоды».
Теллурий: модель «Земля-Луна-Солнце». Пояса освещенности. Демонстрация движения Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Строим свою модель Земли. Ядро, мантия, земная кора. Моделирование «твердой Земли».
Создаем конструкторлитосферных плит. Литосферные плиты. Конструирование литосферных плит. Огненное кольцо.
Коллекция горных пород и минералов. Горные породы своей местности. Сбор образцов пород.
Почувствуем себя учеными-сейсмологами. Интенсивность землетрясений по 12-балльной шкале.
Принцип работы нивелира. Изготовление прибора. Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира.
Почувствуем себя топонимистами. Топонимика. Работа с топонимическим словарем. Названия географических объектов.
Изготовление простого барометра. Опыт, доказывающий существование атмосферного давления. Изготовление самодельного барометра. Измерение атмосферного давления.
Изготовление флюгера. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного флюгера. Измерение направления и скорости ветра.
Составление розы ветров.Направление ветра. Роза ветров. Составление графика розы ветров.
Изготовление дождемера. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного дождемера. Измерение количества осадков. Построение климатограммы.
Изготовление термометра. Наблюдения за погодой. Изготовление самодельного термометра. Измерение температуры воздуха. Построение графика среднемесячных температур воздуха.
Почувствуем себя метеорологами-синоптиками. Погода по народным приметам. Прогноз на весну и лето.
Изучение свойств воды. Круговорот воды в природе. Опыты по изучению свойств воды.
Почувствуем себя мореходами. Части Мирового океана. Работа в контурных картах по объектам Мирового океана. Составление маршрута путешествий по океанам.
Игра «Знатоки морских названий». Происхождение географических названий. Игра.
Почувствуем себя гидрологами. Части реки. Путешествие по Волге в пять морей.
Принцип «работы» родников. Опыты, показывающие, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Моделирование самодельного родника.
Почувствуем себя фольклористами. Легенды и народные сказания, посвященные воде.
Почувствуем себя палеонтологами. Палеонтология. Работа с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.
Древние животные Земли. Геохронологическая таблица.Древние животные.
Составление фотоколлажа «Животные и растения тропиков». Биогеография. Комнатные растения по географическому принципу, уход за комнатными растениями.
Составление маршрута для туристов. Особо охраняемые территории. Где бы я хотел побывать. Составление маршрута.
Создаем географическую игротеку. Геолото. Составление географических игр.
Игра «Узнай растение и животное».
«Погружение» в глубины Атлантического океана. Подводный мир. Игра «Глубины Атлантики».
Конкурс презентаций «Мир природных зон»
Почувствуем себя экотуристами
Календарно-тематическое планирование
5А класс
№ занятия | Название темы занятия | Дата |
|
| Почувствуем себя древними географами | 06.09 |
| Принцип работы гномона. | 13.09 |
| Глобус – модель Земли | 20.09 |
| Я – фенолог-наблюдатель | 27.09 |
| Теллурий: модель «Земля-Луна-Солнце» | 04.10 |
| Строим свою модель Земли | 10.10 |
| Создаем конструктор литосферных плит | 17.10 |
| Коллекция горных пород и минералов | 25.10 |
| Почувствуем себя учеными-сейсмологами | 08.11 |
| Принцип работы нивелира | 15.11 |
| Почувствуем себя топонимистами | 22.11 |
| Изготовление простого барометра | 29.11 |
| Изготовление флюгера | 06.12 |
| Составление розы ветров. | 13.12 |
| Изготовление дождемера | 20.12 |
| Изготовление термометра | 27.12 |
| Почувствуем себя метеорологами-синоптиками | 10.01 |
| Изучение свойств воды | 17.01 |
| Почувствуем себя мореходами | 24.01 |
| Игра «Знатоки морских названий» | 31.01 |
| Почувствуем себя гидрологами | 07.02 |
| Принцип «работы» родников | 14.02 |
| Почувствуем себя фольклористами | 21.02 |
| Почувствуем себя палеонтологами | 28.02 |
| Древние животные Земли | 07.03 |
| Составление фотоколлажа «Животные и растения тропиков» | 14.03 |
| Составление маршрута для туристов | 21.03 |
| Создаем географическую игротеку | 04.04 |
| Создаем географическую игротеку | 11.04 |
| Игра «Узнай растение и животное» | 18.04 |
| «Погружение» в глубины Атлантического океана | 25.04 |
| Конкурс презентаций «Мир природных зон» | 02.05 |
| Почувствуем себя экотуристами | 16.05 |
| Конкурс проектов. Итоговое занятие | 23.05 |
9