СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Моя информационная культура» 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя информационная культура".

Уровень образования: начальное общее образование.

Направленность программы: информационная культура.

Классы: 1-4 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Моя информационная культура» 1-4 классы»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Богатое

муниципального района Богатовский Самарской области

имени Героя Советского Союза Павлова Валентина Васильевича


УТВЕРЖДЕНО


Приказ № 116/32-уп от 31.08.2023 г.

Директор Холоденина Ю.А.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Моя информационная культура»

направленность: информационная культура

форма организации: лабораторный практикум

(полное наименование предмета в соответствии с учебным планом, ИУП)


_______________1 - 4________________

(классы)


начальное общее образование

(уровень, этап обучения, вариант программы)


____________2023 – 2027____________

(срок реализации)


СОСТАВИТЕЛИ (РАЗРАБОТЧИКИ)

Должность: учитель начальных классов

Ф.И.О. Саярова О.М.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Моя информационная культура»

АННОТАЦИЯ к рабочей программе учебного курса

Уровень образования: начальное общее образование

Направленность программы: информационная культура

Классы: 1 - 4 классы

Количество часов в год: 34 часа – во 2-4 классах, 33 часа в 1 классе, итого 135 часов за уровень начального общего образования

Количество часов в неделю: 1- 4классы – 1 час

Форма промежуточной аттестации: практическая работа

Срок реализации: 2023-2027 годы






























«Моя информационная культура»

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- развитие у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;

 высказываться в устной и письменной формах;

 владеть основами смыслового чтения текста;

 анализировать объекты, выделять главное;

 осуществлять синтез (целое из частей);

 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Обучающийся получит возможность научиться:

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. - ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях; - преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

 адекватно воспринимать оценку педагога, библиотекаря;

 различать способ и результат действия;

 оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

 выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

 проявлять познавательную инициативу;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

    формулировать собственное мнение и позицию;

     договариваться, приходить к общему решению;

     соблюдать корректность в высказываниях;

     задавать вопросы по существу;

     использовать речь для регуляции своего действия;

     контролировать действия партнера;

     владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, учитывать и сохранить авторство источника информации;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


2. Содержание курса внеурочной деятельности «Моя информационная культура»



Раздел

Количество часов по классам

1-2

3

4

1

Информационные ресурсы общества и информационная культура.

8

9

8

2

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

8

7

5

3

Аналитико-синтетическая переработка источников ин- формации

8

9

11

4

Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

10

9

10

 

итого

34

34

34









1 – 2 класс

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Информационная культура школьника»

1 раздел. Информационные ресурсы общества и информационная культура. (8ч) Информация и её виды: зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная. Источники информации. История появления и создания основных источников информации. Основные источники информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги). Книги как основной источник информации. Первое посещение библиотеки и правила обращения с книгой. Основные правила пользования библиотекой. Понятия: «абонемент», «читальный зал», «отдел хранения», «медиазона». Понятия «читатель», «библиотекарь». Правила обращения с книгой. Справочная литература, энциклопедии, словари. Правила пользования справочными изданиями.      2 раздел. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. (8 ч) Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности в сети Интернет. Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования. Алгоритм поиска информации в словарях, энциклопедиях, справочниках. Поиск информации по заданной теме. Структура и содержание учебных книг. Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание художественной книги. Как устроена книга. Библиографическое описание книги. Анализ и синтез текстов. 3 раздел. Аналитико-синтетическая переработка источников информации (8ч). Анализ и синтез текстов. Сравнение художественной книги, газеты, журнала, учебника. Художественные и учебные книги для первоклассников. Роль, назначение, компоненты книги на основе учебника (оглавление, параграф, страницы). Справочная литература для первоклассников. Назначение толковых, орфографических и др. словарей. Медиатекст и его виды. Электронные художественные, справочные, учебные издания для первоклассников. Особенности поиска информации в Интернете. Поиск информации в разных поисковых системах (Яндекс, Гугл и др.). 4 раздел. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. (10 ч) Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов. Понятие о плане, его назначение. Способы составления текстового плана. Озаглавливание частей текста. Составление текстового плана готового рассказа, сказки, статьи. Картинный план. Составление связного рассказа по картинному плану. Технология подготовки традиционных (бумажных) писем. Составление письма «Письмо бабушке». Технология подготовки электронных писем. Практическая работа «Письмо другу». Проект «Моя книжка». Защита проекта.

Тематическое планирование

1 – 2 класс

Тема занятия


Всего часов

Информационные ресурсы общества и информационная культура.

8

1

Информация и её виды: зрительная, слуховая

1

2

Виды информации: вкусовая, осязательная, обонятельная

1

3

Урок-игра: тренируем память (зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную)

1

4

Источники информации. Виды информации. История появления и создания основных источников информации.

1

5

Основные источники информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги).

1

6

Книги как основной источник информации. Первое посещение библиотеки и правила обращения с книгой.(Экскурсия) Основные правила пользования библиотекой.

1

7

Понятия «читатель», «библиотекарь». Правила обращения с книгой.

1

8

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями. Правила пользования справочными изданиями.     

1

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

8

9

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности в сети Интернет

1

10

Основные поисковые элементы при адресном поиске: адрес, ф.и.о. конкретного автора, название источника информации (книги). Практическая работа.

1

11

Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования.

1

12

Алгоритм  поиска информации в словарях, энциклопедиях, справочниках

1

13

Поиск информации по заданной теме. ( Практическая работа)

1

14

Структура и содержание учебных книг. Как не заблудиться в учебнике.

1

15

Структура и содержание художественной книги. Как устроена книга.

1

16

Библиографическое описание книги. Анализ и синтез текстов

1

Аналитико-синтетическая переработка источников ин- формации

8

17

Анализ и синтез текстов. Практическая работа. Сравнение художественной книги, газеты, журнала, учебника.

1

18

Художественные и учебные книги для учеников 1-2 классов. Роль, назначение, компоненты книги на основе учебника (оглавление, параграф, страницы). Практическая работа.

1

19

Знакомство со справочной литературой для первоклассников. Назначение толковых, орфографических и др. словарей.

1

20

Медиатекст и его виды.

1

21

Электронные художественные, справочные, учебные  издания для учеников 1-2 классов.

1

22

Электронные художественные, справочные, учебные  издания для учеников 1-2 классов.

1

23

Особенности поиска информации в Интернете.

1

24

Практическая работа. Поиск информации в разных поисковых системах (Яндекс, Гугл и др.).

1

Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

10

25

Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов. Понятие о плане, его назначение.

1

26

Способы составления текстового плана. Озаглавливание частей текста

1

27

Коллективное составление текстового плана готового рассказа, сказки , статьи

1

28

Картинный план.

1

29

Составление связного рассказа по картинному плану.

1

30

Технология подготовки традиционных (бумажных) писем. Практическая работа «Письмо бабушке».

2

31

Технология подготовки электронных писем. Практическая работа «Письмо другу».

1

32

Проект «Моя книжка». Итоговая работа. Защита проекта.

1

33

34

Проект «Моя книжка». Итоговая работа. Защита проекта.

1

                                                                                    итого

34



3 класс

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Моя информационная культура»

1 раздел. Информационные ресурсы общества и информационная культура. (9ч) Информация. Её виды по областям наук: медицинская, техническая, историческая, географическая и т.п. Источники информации по одной из отраслей наук. Человек и информация. Роль компьютера в жизни одного человека. Информированность. Ценность информации и цена не информированности. Виды изданий по назначению и периодичности. Понятия: брошюра, листовка. Поиск информации для листовки и стенгазеты. 2 раздел. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. (7 ч) Тематические запросы как способ потребности школьников по литературе на конкретную тему: путешествия, приключения, животные и т.п. Правила выражения тематических запросов, их формулировка. Тематические картотеки сказок, стихов и т.п. Составление тематической картотеки домашней библиотеки (алгоритм). Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге и тематической картотеке. Поиск информации для организации тематического вечера. Поиск информации для организации тематического вечера. Организация тематического вечера. 3 раздел. Аналитико-синтетическая переработка источников информации (9ч). Представление о структуре и назначении справочного аппарата детской книги: оглавление, титульный лист. Значение средств дополнения и сопровождения основного текста: (предисловие, послесловие) для понимания содержания книги. Оглавление как средство определения содержания книги до её чтения. Ориентация в книгах одного автора (художественных, научно-познавательных). Научно- познавательные тексты повествовательного характера их структура. Основная тема и микротемы научно-познавательных текстов. Понятие о подтексте. Аргументы, выводы, доказательства – элементы рассуждения. Составление текста – рассуждения. 4 раздел. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. (9 ч) Технология изготовления планов различного вида. Правила составления планов и их оформление. Формы планов. Расширение представлений о повествовательном сочинении с элементами рассуждения. Понятие «изложение». Виды письменного изложения. Порядок работы над выборочным изложением. Правила оформления выборочного изложения. Рукописное письмо как комбинация различных видов изложения. Структура письма. Написание письма «Яркие моменты моей школьной жизни».





Тематическое планирование

3 класс

Тема занятия


Всего часов

Информационные ресурсы общества и информационная культура.

9

1

Информация. Её виды по областям наук: медицинская,  техническая, историческая, географическая и т.п.

1

2

Источники информации по одной из отраслей наук.

1

3

Человек и информация. Роль компьютера в жизни одного человека. Информированность.

1

4

Ценность информации и цена не информированности.

1

5

Виды изданий по назначению и периодичности. Понятия: брошюра, листовка.

1

6

Поиск информации для листовки в стенгазету.

1

7

Изготовление листовки на заданную тему. Практическая работа.

1

8

Изготовление стенгазеты. Практическая работа.

1

9

Промежуточный контроль. Групповая защита стенгазет.


Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

7

10

Тематические запросы как способ потребности школьников по литературе на конкретную тему: путешествия, приключения, животные и т.п.

1

11

Правила выражения тематических запросов, их формулировка.

1

12

Тематические картотеки сказок, стихов и т.п. Составление тематической картотеки домашней библиотеки ( алгоритм).

1

13

Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге и тематической картотеке.

1

14

Поиск информации для организации тематического вечера.

1

15

Организация  тематического вечера.

1

16

Тематический вечер  «День именинника».

1

Аналитико-синтетическая переработка источников ин- формации

9

17

Представление о структуре и назначении справочного аппарата детской книги: оглавление, титульный лист.

1

18

Значение средств дополнения и сопровождения основного текста: (предисловие, послесловие) для понимания содержания книги.

1

19

Оглавление как средство определения содержания книги до её чтения.

1

20

Ориентация в книгах одного автора ( художественных, научно-познавательных).

1

21

Научно- познавательные тексты повествовательного характера их структура.

1

22

Основная тема и микротемы  научно-познавательных  текстов.

1

23

Понятие о подтексте.

1

24

Аргументы, выводы, доказательства – элементы рассуждения.

1

25

Составление текста – рассуждения.

1

Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

9

26

Технология изготовления планов различного вида ( общее)

1

27

Правила составления планов и их оформление. Формы планов.

1

28

Расширение представлений о повествовательном сочинении с элементами рассуждения.

2

29

Расширение представлений о повествовательном сочинении с элементами рассуждения.

30

Понятие «изложение». Виды письменного изложения.

 

31

Порядок работы над выборочным изложением. Правила оформления выборочного изложения.

2

32

Порядок работы над выборочным изложением. Правила оформления выборочного изложения.

33

Рукописное письмо как комбинация различных видов изложения. Структура письма.

1

34

Итоговая работа. Написание письма «Яркие моменты моей школьной жизни»

1

итого

34

4 класс

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Моя информационная культура»

1 раздел. Информационные ресурсы общества и информационная культура. (8 ч) Понятие «электронные документы». Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников. Поиск информации, работа с ресурсами. Свертывание и развертывание информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания. Развертывание информации по ключевым (опорным) словам. Назначение библиотек различного вида: детские, научные и т.п. Виртуальная экскурсия по библиотекам различного вида в родном крае. Мультимедийные ресурсы библиотек. Практикум: работа с мультимедийными ресурсами библиотек Самарской области. 2 раздел. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. (5 ч) Адресный, фактографический и тематический поиски. Основные поисковые элементы. Поиск информации с использованием поисков различного вида для составления вопросов для литературного путешествия. Поиск информации с использованием поисков различного вида для составления вопросов для литературного путешествия. Оформление вопросов для литературного путешествия в электронном виде. 3 раздел. Аналитико-синтетическая переработка источников информации (10ч). Виды текстов. Основные приемы работы с текстами. Основные приемы работы с текстами. Понятие «реферат». Как приготовить реферат по заданной теме. Составление реферата по природоведческой теме. Понятие «доклад». Как приготовить доклад по заданной теме. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада. Технология подготовки электронных презентаций. Составление доклада по заданной теме. Защита доклада. 4 раздел. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. (11ч) Технология написания письма. Составление традиционного письма. Составление электронного письма с вложениями. Технология составления отзыва. Составление отзыва на литературное произведение. Составление отзыва на любимый мультфильм. Технология составления биографии. Составление биографии автора (по выбору). Составление своей биографии.

Тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Всего часов


Информационные ресурсы общества и информационная культура.

8

1

Обобщение и систематизация всех изученных видов информации.

1

2

Понятие «электронные документы». Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников.

1

3

Поиск информации, работа с ресурсами.

1

4

Свертывание и развертывание информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания.

1

5

Развертывание информации по ключевым (опорным) словам.

1

6

Назначение библиотек различного вида: детские, научные и т.п. Виртуальная экскурсия по библиотекам различного вида в родном крае.

1

7

Мультимедийные ресурсы библиотек.

1

8

Практикум: работа с мультимедийными ресурсами библиотек Самарской области.

1

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

5

9

Адресный, фактографический и тематический поиски. Основные поисковые элементы.

1

10

Поиск информации с использованием поисков различного вида для составления вопросов для литературного путешествия.

1

11

Поиск информации с использованием поисков различного вида для составления вопросов для литературного путешествия.

1

12

Оформление вопросов для литературного путешествия в электронном виде.

1

13

Промежуточный контроль. Проведение занятия  «Литературное путешествие».

1

Аналитико-синтетическая переработка источников информации

10

14

Виды текстов.

1

15

Основные приемы работы с текстами.

1

16

Основные приемы работы с текстами.

1

17

Понятие «реферат». Как приготовить реферат по заданной теме.

1

18

Составление реферата по природоведческой теме.

1

19

Составление реферата по природоведческой теме.

1

20

Понятие «доклад». Как приготовить доклад по заданной теме.

1

21

Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада.

1

22

Технология подготовки электронных презентаций.

1

23

Составление доклада по заданной теме. Практическая работа.

1

Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

11

24

Технология написания письма.

1

25

Составление  традиционного письма.

1

26

Составление электронного письма с вложениями.

1

27

Практическая работа. Письмо другу.


28

Технология составления отзыва.

1

29

Коллективное составление отзыва на литературное произведение.

1

30

Составление отзыва на любимый мультфильм.

1

31

Итоговый контроль. Составление отзыва на сказку или мультфильм (по выбору).


32

Технология составления биографии.

1

33

Составление биографии автора (по выбору). Практическая работа.

1

34

Составление своей биографии.

1

итого

34