МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
МБОУ "Школа № 13" города Сарова
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением | Заместитель директора по УВР | Директор |
учителей истории | Свотина С. А. | Жиганова С. А. |
Руководитель МО | Протокол № | Приказ № |
Куликова Ю. А. | от "" г. | от "" г. |
Протокол №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1713065)
учебного предмета
«Финансовая грамотность»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Агафонова Екатерина Тадеушевна
учитель истории
г. Саров 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 6 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы «Основы финансовой грамотности ». 5-7 классы предметной линии учебников Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова; «ВАКО» 2018
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 урок в неделю при 35 учебных неделях.
Актуальность курса внеурочной деятельности продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной курса внеурочной деятельности является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью курса внеурочной деятельности является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели курса внеурочной деятельности:
формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами,
способности реализовать эти решения;
создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи курса внеурочной деятельности:
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; - формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
воспитывать ответственность за экономические решения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростка, на мотивацию к познанию, на приобщениек общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Курс расчитан на 68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа- в 7 классе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финаново грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения в 5-6 классе составляет 68 часов, в 7 классе-34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
6 КЛАСС (34 ч.)
Раздел 1. Введение в курс (4 часов). Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать свое финансовое поведение. Раздел 2. Доходы и расходы семьи ( 15 часов).
Деньги: что это такое. Деньги. Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет. Семейный совет по составлению бюджета. Обобщение результатов изучения раздела 1. Доходы и расходы семьи.
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов).
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Страхование. Исследуем что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Страхование. Обобщение результатов
изучения раздела 2
анируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» |
1.1. | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | 1 | 0 | 1 | 05.09.2022 | Познакомиться с понятием финансовой грамотности Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала | Практическая работа; | https://dni-fg.ru/ |
1.2. | От чего зависит благополучие семьи | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Познакомиться с понятием финансовой грамотности Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала | Устный опрос; | https://dni-fg.ru/ |
1.3. | Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 | 0 | 1 | 07.11.2022 | Познакомиться с понятием финансовой грамотности Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
1.4. | Учимся оценивать своё финансовое поведение | 1 | 0 | 1 | 16.01.2023 | Познакомиться с понятием финансовой грамотности Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала | Практическая работа; | https://dni-fg.ru// |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел 2. Доходы и расходы семьи |
2.1. | Деньги: что это такое | 1 | 0 | 1 | 23.01.2023 | Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег -преступление Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Практическая работа; | https://dni-fg.ru// |
2.2. | Учебные мини-проекты «Деньги» | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег -преступление Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
2.3. | Из чего складываются доходы семьи | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
2.4. | Учимся считать семейные доходы | 4 | 0 | 2 | 03.04.2023 | Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Практическая работа; | https://dni-fg.ru// |
2.5. | Исследуем доходы семьи | 3 | 0 | 1 | 24.04.2023 | Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Тестирование; | https://dni-fg.ru// |
2.6. | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 2 | 0 | 1 | 15.05.2023 | Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
2.7 | Как появляются расходы семьи | | | | | Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.8 | Учимся считать семейные расходы | | | | | Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.9 | Исследуем расходы семьи | | | | | Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
2.10 | Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | | | | | Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://dni-fg.ru// |
2.11 | Как сформировать семейный бюджет | | | | | Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
2.12 | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | | | | | Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://dni-fg.ru// |
2.13 | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | | | | | Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://dni-fg.ru// |
2.14 | Обобщение результатов изучения модуля 1 | | | | | Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
2.15 | Презентация портфолио ««Доходы и расходы семьи» | | | | | Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://dni-fg.ru// |
Итого по разделу | 15 | |
Раздел 3 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
| Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
3.2 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
3.3 | Что и ка к можно страховать | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Письменный контроль; | https://dni-fg.ru// |
3.4 | Ролевая игра «Страхование» | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
3.5 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
3.6 | Как определить надёжность страховых компаний | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
3.7 | Как работает страховая компания | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Устный опрос | |
3.8 | Учебные мини-проекты «Страхование» | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://dni-fg.ru// |
3.9 | Обобщение результатов изучения модуля 2 | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
3.10 | Презентация портфолио «риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://dni-fg.ru// |
3.11-3.12 | Резервные часы | | | | | Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
Итого по разделу | 12 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | 11 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Почему важно развивать свою финансовую грамотность грамотность | 1 | 0 | 1 | 05.09.2022 | Практическая работа; |
2. | От чего зависит благополучие семьи | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Учимся оценивать своё финансовое поведение | 1 | 0 | 1 | 26.09.2022 | Практическая работа; |
5. | Деньги: что это такое | 1 | 0 | 1 | 03.10.2022 | Практическая работа; |
6. | Учебные мини-проекты «Деньги» | 1 | 0 | 0 | 10.10.2022 | Устный опрос; |
7. | Из чего складываются доходы семьи | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
8. | Учимся считать семейные доходы | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Устный опрос; |
9. | Исследуем доходы семьи | 1 | 0 | 0 | 31.10.2022 | Устный опрос; |
10. | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
11. | Как появляются расходы семьи | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; |
12. | Учимся считать семейные расходы | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Устный опрос; |
13. | Исследуем расходы семьи | 1 | 0 | 1 | 28.11.2022 | Практическая работа; |
14. | Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
15. | Как сформировать семейный бюджет | 1 | 0 | 1 | 12.12.2022 | Практическая работа; |
16. | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
17. | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа» листа»; |
18. | Обобщение результатов изучения модуля 1 | 1 | 0 | 1 | 23.01.2023 | Практическая работа; |
19. | Презентация портфолио ««Доходы и расходы семьи» | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа листа»; |
20. | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Устный опрос; |
21. | Что такое страхование и для чего оно необходимо | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Устный опрос; |
22. | Что и ка к можно страховать | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Письменный контроль; |
23. | Ролевая игра «Страхование» | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Устный опрос; |
24. | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | 1 | 0 | 1 | 06.03.2023 | Практическая работа; |
25. | Как определить надёжность страховых компаний | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Устный опрос; |
26. | Как работает страховая компания | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос; |
27. | Учебные мини-проекты «Страхование» | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа» |
28. | Обобщение результатов изучения модуля 2 | 1 | 0 | 1 | 10.04.2023 | Практическая работа; |
29. | Презентация портфолио «риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа» |
30-34. | Резервные часы | 1 | 0 | 1 | 24.04.2023 | Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 9 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В..Финансовая грамотность. 6 кл. Издательство М.: ВАКО;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы – М.: ВАКО, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ropkip.ru/kursy/2125?yadclid=47806913&yadordid=172754372&yclid=1280394139374714879
https://dni-fg.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
компьютер, проектор, принтер.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В..Финансовая грамотность. 6 кл. Издательство М.: ВАКО;
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
компьютер, проектор, принтер.