Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская СОШ №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательный русский»
6 класс
Разработала: Чеканина О.Н,
учитель русского языка и литературы
2021-2022 год
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Внеурочный курс “Занимательный русский”, является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с шестиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов способствует повышению обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель ориентируется на связи с программным материалом по русскому языку и литературе.
Содержание и методы обучения курса “Занимательный русский” способствуют приобретению и закреплению школьниками знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы. Программа является продолжением внеурочного курса для 6 класса «Занимательный русский».
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для формирования познавательных интересов обучающихся через знакомство с различными лингвистическими явлениями, связанными с закономерностями развития языка.
Задачи:
Обучающие:
совершенствование умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствование приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка и теории литературы;
пробуждение у обучающихся потребности к самостоятельной работе над познанием русского языка;
совершенствование общеязыкового развития учащихся;
расширение знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание у обучающихся культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
воспитание любви к родному языку и литературе.
Развивающие:
развитие интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам;
повышение уровня читательского восприятия пятиклассников
развиие творческих способностей;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развитие умения пользоваться справочной литературой;
развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательный русский» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: очные и заочные экскурсии, лингвистические игры, конкурсы,; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир литературного слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (34 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы и представляет собой совокупность трех типов образовательных программ: возрастных, индивидуальных и комплексных, направленных на учёт и реализацию индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Формы проведения занятий
лекции, беседы;
посещение театра
экскурсии в библиотеку
игры-конкурсы;
разыгрывание ситуаций;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, фольклора, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
проекты;
краеведческая деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, юмористических рассказов, инсценирование ситуаций, подбор репродукций портретов писателей, музыкальных произведений на тему художественных произведений, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
информационно-коммуникативная технология.
проектная
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств шестиклассника.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
осознать свое место в мире;
оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
анализировать и обобщать на основе фактов;
устанавливать причинные явления и их следствия;
представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
выполнять проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
взаимодействовать со сверстниками;
совершенствовать собственную речь.
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу портфолио, защита проектов.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Программа "Занимательный русский" является составляющей общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Данная программа будет иметь продолжение в 7 классе.
Основными задачами являются:
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.
Содержание программы
Введение (3 ч.)
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».
Культура речи (4ч.). Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Фразеология (6ч). Загадки фразеологии.
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях детской литературы.
Фонетика (5 ч.). Загадки букв и звуков.
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.
Лексикология (6ч). Нет той тайны, чтобы не была явна.
Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета. Составление алгоритмов на распознавание частей речи. Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно (9ч).
Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Подведение итогов (1ч.)
Аукцион лингвистических головоломок. Защита проектов по теме курса внеурочной деятельности.
Перечень оборудования кабинета
для проведения занятий по внеурочной деятельности:
Печатные пособия по русскому языку;
Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер с набором обучающих программ и тренажёров);
Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
Научно-методическая литература;
Учебные пособия по русскому языку и литературе;
Словари школьного типа и справочная литература;
Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе;
Изобразительный и иллюстративный материал (репродукции картин, иллюстрации для развития речи);
Раздаточный материал;
Видеофильмы по русскому языку и литературе;
Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.
8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.
11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.
12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.
13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.
15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Разделы программы | Тема занятия | Виды деятельности или формы организации занятий | Формирование УУД | | Кол-во часов и дата проведения |
| всего | план | факт |
1 | Введение – 3ч. | Язык –вековой труд поколений | конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок. | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. | 1 | | | |
2 | Качества хорошей речи | Конкурс «Что я умею и могу?» | 1 | | | |
3 | Происхождение слов | Лингвистическая игра | Личностные: оптимистически воспринимать мир; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, совершенствовать собственную речь Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе лингвистического исследования. . | 1 | | | |
4 | Культура речи. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. – 4 | Лексикография – наука о составлении словарей. | практикум | 1 | | | |
5 | «Как найти слово?» | Конкурс – аукцион | 1 | | | |
6 | Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, устаревшая лексика. | Лингвистическая игра | 1 | | | |
7 | «Угадай слово» | Конкурс составления головоломок. | 1 | | | |
8 | Фразеология. Загадки фразеологии – 6 ч | «Крылатые выражения» и «афоризмы». | Практическое занятие в библиотеке | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Коммуникативные: использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.; Регулятивные: работать по индивидуальному маршруту, работать в группе сверстников. Познавательные: извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и использование ее в различных видах деятельности (конкурс «Своя игра»). | 1 | | | |
9 | Фразеологические словари | Практическое занятие в библиотеке | 1 | | | |
10 | Фразеологизмы – синонимы и антонимы. | Практическое занятие в библиотеке | 1 | | | |
11 | Фразеологизмы с именем собственным. | Практическое занятие в библиотеке | 1 | | | |
12 | Фразеологизмы со значением цвета. | Практическое занятие в библиотеке | 1 | | | |
13 | Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы» | Конкурс | 1 | | | |
14 | Фонетика – 5 ч. | Каков человек, такова его и речь. | Орфоэпический тренинг | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; | 1 | | | |
15 | Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. | Практическое занятие | 1 | | | |
16 | Фонетический КВН | Лингвистическая игра | 1 | | | |
17 | Орфоэпические трудности | Тренировочные упражнения на транскрибирование | 1 | | | |
18 | Звук в поэтической речи | Тренировочные упражнения на транскрибирование | 1 | | | |
19 | | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке | Тренировочные упражнения на транскрибирование | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: использовать для выполнения внеучебных заданий учебную литературы, энциклопедии, справочники (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; | 1 | | | |
20 | «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | Практическая работа | 1 | | | |
21 | Неизвестное об известном | игра | 1 | | | |
22 | Лексикология Нет той тайны, чтобы не была явна -9ч | Слово в художественном тексте. Метафорическое значение слова | Работа со словарями | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: узнать и научиться пользоваться лексическими нормами русского языка. | 1 | | | |
23 | Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка | Игра со словами | 1 | | | |
24 | Оксюморон | Работа со словарями | 1 | | | |
25 | Лишнее слово как речевая ошибка | Игра со словами | 1 | | | |
26 | Градация | Лингвистическая игра | 1 | | | |
27 | Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки | Лингвистическая игра | 1 | | | |
28 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно.-6ч | Повторение слов и употребление однокоренных слов как средство выразительности. | Творческая работа | 1 | | | |
29 | Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. | Лингвистическая игра | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; | 1 | | | |
30 | Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. | Лингвистическая игра | 1 | | | |
31 | Знакомство с жанром лимерика. Лимерики. | Творческая работа | 1 | | | |
32 | Игры с рифмой. Создание лимериков по школьной тематике. | Творческая работа | 1 | | | |
33 | Игры с рифмой. Создание лимериков по школьной тематике. | Лингвистическая игра | 1 | | | |
34 | Подведение итогов –1ч. | Аукцион лингвистических головоломок | Защита проекта | Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. | 1 | | | |