Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир театра» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для 4 класса.
Направление внеурочной деятельности: общекультурное.
Цель курса: создать условие для обеспечения эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников; формирование творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи курса:
-знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
-поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
-совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
-развитие речевой культуры;
-развитие эстетического вкуса;
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Формы проведения занятий: театральная игра, беседа, иллюстрирование, постановка спектакля, актёрский тренинг, экскурсия в театр, музеи, праздники.
Планируемые результаты реализации курса
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-выразительному чтению;
-различать произведения по жанру;
-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
-сочинять этюды по сказкам;
-умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
В результате прохождения курса к концу 4-го класса у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия.
У учеников будут сформированы:
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
-осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, -проводить сравнение и анализ поведения героя;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, -приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1: Роль театра в культуре. (5 ч)
Знакомятся с современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Театральные профессии: реквизитор, бутафор, художник – декоратор, драматург.
Раздел 2: Театрально-исполнительская деятельность.(10 ч)
Обучение Основам актерского мастерства: голос и речь человека, жест, мимика, движение. Творческое взаимодействие с партнером. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи; работа в диалоге. Импровизация при заданных обстоятельствах. Озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, сказочные персонажи.
Раздел 3: Основы пантомимы.(15 ч)
Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Упражнения на развитие мимических движений. Игры на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных профилей. Жест, маска в пантомимном действии.
Раздел 4: Работа и показ театрализованного представления.(4 ч)
Выбор произведения и работа над ним. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
Раздел №1 Роль театра в культуре. | план | факт | |
1. | Театральные профессии. Реквизитор. Бутафор. Художник-декоратор. | 1 | 06.09 | | |
2. | Современный театр. Театральный билет. | 1 | 13.09 | | |
3. | Музыкальный театр. Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 | 27.09 | | |
4 | Цирк. | 1 | 04.10 | | |
5. | Зритель в зале. | 1 | 11.10 | | |
| Раздел №2 Театрально-исполнительская деятельность. | | | | |
6 | Основы актерского мастерства | 1 | 18.10 | | |
7. | Голос и речь человека. | 1 | 25.10 | | |
8. | Жест, мимика, движение. | 1 | 08.11 | | |
9. | Творческое взаимодействие с партнером. | 1 | 15.11 | | |
10. | Этюды на движение. | 1 | 22.11 | | |
11. | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. | 1 | 29.11 | | |
12. | Диалог. | 1 | 06.12 | | |
13. | Интонация, настроение, характер персонажа. | 1 | 13.12 | | |
14. | Импровизация при заданных обстоятельствах. | 1 | 20.12 | | |
15. | Озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, сказочные персонажи. | 1 | 27.12 | | |
| Раздел №3 Основы пантомимы. | | | | |
16. | Игры по обучению выразительным движениям («Кто это?»). | 1 | 17.01 | | |
17. | Этюды на развитие выразительности жестов («Заколдованный ребёнок», «Игра в снежки»). | 1 | 24.01 | | |
18. | Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Раздумье», «Кузнечик». | 1 | 31.01 | | |
19. | Игры на развитие умения выражать своё удивление («Удивление», «Круглые глаза»). | 1 | 07.02 | | |
20. | Игры на развитие умения выражения чувств радости, удовольствия «Золотые капельки», «Ласка», «Вкусные конфеты». | 1 | 14.02 | | |
21. | Игры на развитие умения выражать чувства печали, страдания («Северный полюс», «Ой живот болит»). | 1 | 21.02 | | |
22. | Игры на развитие умения выражать эмоции презрения, отвращения («Солёный чай», «Грязь»). | 1 | 28.02 | | |
23. | Игры на развитие умения выражать гнев («Король Боровик не в духе»). | 1 | 07.03 | | |
24. | Передача внутренних черт через выразительные движения, позы. | 1 | 14.03 | | |
25. | Игры на сопоставление различных черт характера («Два друга», « Три характера», «Чертёнок или мальчик - наоборот». | 1 | 21.03 | | |
26. | Игры – импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого человека»). | 1 | 04.04 | | |
27. | Игры на расслабление различных групп мышц рук, ног, туловища, лица, шеи. | 1 | 11.04 | | |
28. | Игры на преодоление застенчивости. | 1 | 18.04 | | |
29. | Игры – драматизации различных сказок «Кот, петух и лиса». | 1 | 25.04 | | |
| Раздел №4 Работа и показ театрализованного представления. | | | | |
30. | Выбор произведения и работа над ним. | 1 | 02.05 | | |
31. | Распределение ролей, чтение по ролям. | 1 | 16.05 | | |
32. | Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 1 | | | |
33. | Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. | 1 | 20.05 | | |
34. | Премьера спектакля. Обсуждение спектакля. | 1 | 23.05 | | |
| | | 30.05 | | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
Согласована с заместителем директора по УВР « 30» августа 2018г. _______М.А.Бижева | Принята на заседании МС Протокол №1от « 30» августа 2018г. | Утверждена Приказ директора № 129 от «30» августа 2018г. ____________ Махошева Т. К. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности в 4 классе
«Волшебный мир театра»
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
ФИО учителя: Афашагова Фатимат Мусовна, учитель высшей категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-34 ч, в неделю-1ч.
г.п.Залукокоаже
2018г.