СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Введение в информатику"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Введение в информатику» (5-6 классы) составлена в соответствии с ФГОС ООО, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Л.Л.Босовой.

Курс «Введение в информатику» является пропедевтическим курсом информатики и в учебном плане является частью, формируемой участниками образовательного процесса. 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Введение в информатику"»


Рабочая программа курса «Введение в информатику» составлена в соответствии с ФГОС ООО, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Л.Л.Босовой.

Рабочая программа является частью ООП ООО МБОУ СОШ № 13 и конкретизирует содержание и особенности реализации курса Введение в информатику на уровне ООО. Её характеризуют направленность на достижение планируемых результатов освоения курса «Введение в информатику» не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях.

Программа предоставляет возможность для получения образования на следующих уровнях.

В соответствии с ФГОС содержание программы направлено на реализацию следующей цели: достижение планируемых результатов освоения курса информатики на предметном, личностном и метапредметном уровнях.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс «Введение в информатику» является пропедевтическим курсом информатики и в учебном плане является частью, формируемой участниками образовательного процесса.

  1. Планируемые результаты освоения программы по информатике:

КОД

Личностные УУД

Л-2

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Л-2.1. Обладать устойчивой мотивацией к обучению и познанию на основе личностно-ориентированного подхода.

Л-2.2. Осознавать ответственное отношение к учению

Л-2.4. Осознавать потребность и готовность к саморазвитию и самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.


Л-3

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Л-3.1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: Л-3.2.2 постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы;

Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Л-4

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Л-4.2.1. Взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга;

Л-4.2.2. Учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;

Л-4.2.3. Стараться понять друг друга при столкновении позиций и интересов;

Л-5

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация).

Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат.

Л-6

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Л-6.1. Стремиться к нравственному самосовершенствованию;

Л-6.2.Знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;


Л-7

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Л-7.1.Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;






КОД

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

Р - 1

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р-1.1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; Р-1.3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Р-1.4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

Р-1.5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Р-1.6. обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Р - 2

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Р-2.1. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Р-2.3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Р-2.6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Р-2.7. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

Р - 3

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Р-3.1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

Р-3.4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Р-3.5. находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата

.

Р - 4

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Р-4.2. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

Р-4.4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

Р - 5

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Р-5.1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Р-5.3. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;



КОД

Познавательные УУД

Выпускник научится:

П - 1

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

П-1.1. давать определения понятиям, подводить под понятия;

П-1.2. подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
П-1.4. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
П-1.5. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

П-1.6. выделять явление из общего ряда других явлений;

П-1.8. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

П-1.9. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
П-1.10. строить рассуждения на основе аналогии

П-1.14. выделять главное

П - 2

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

П-2.3. строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
П-2.4. преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.);

П-2.5. строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

П-2.7. Познавательные действия по решению задач (проблем):

П-2.7.1. Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем)

П-2.7.1.1. Создавать модель задачной ситуации, отделяя главные элементы условия от второстепенных; П-2.7.1.2. Представлять основные соотношения, следующие из условия, в виде графиков, схем, таблиц и других моделей, используя их для нахождения решений





КОД

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

К-1

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

К–1.2. Работать в группах на основе заданных правил взаимодействия;

К–1.3. Допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К–1.4.Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

К–1.5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем и сверстниками, в том числе в ситуации столкновения интересов, согласуя с ними свои интересы и взгляды.;

К–1.6. Соблюдать регламент деятельности в группе; слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

К-1.9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

К-2

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

К-2.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

К-2.3.представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
К-2.5. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

К-2.9. использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;





КОД

Смысловое чтение

СЧ-1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

СЧ-1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
СЧ-1.1.1. определять главную тему, общую цель или назначение текста;

СЧ-1.2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте)

СЧ-1.3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

СЧ-1.3.2. ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

СЧ-2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

СЧ-2.1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
СЧ-2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

СЧ-3

Работа с текстом: оценка информации

СЧ-3.1. откликаться на содержание текста:

СЧ-3.1.1. связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
СЧ-3.1.2. оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире



КОД

ИКТ-компетенции

ИКТ-1

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

Обращение с устройствами ИКТ

ИКТ-1.1.осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
ИКТ-1.5. входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
ИКТ-1.6.соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.

ИКТ-2

Фиксация и обработка изображений и звуков

ИКТ-2.1.создавать презентации на основе цифровых фотографий.

ИКТ-3

Поиск и организация хранения информации

ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);

ИКТ-3.5. сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

ИКТ-4

Создание письменных сообщений

ИКТ-4.1. осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

ИКТ-4.2.форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
ИКТ-4.3.вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
ИКТ-4.5. создавать гипертекстовые документы.

ИКТ-5

Создание графических объектов

ИКТ-5.1. создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;
ИКТ-5.3.создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.


ИКТ-7

Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов

ИКТ-7.1. создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;


ИКТ-9

Моделирование, проектирование и управление

ИКТ-9.1. строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов;


ИКТ-10

Коммуникация и социальное взаимодействие

ИКТ-10.1. осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

ИКТ-10.2. использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;

ИКТ-10.4.соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
ИКТ-10.6.соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;

ИКТ-11

Пользование различными источниками информации

ИКТ-11.1.Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр.


КОД

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

ИПД-1

Опыт учебно-исследовательской и проектной деятельности

ИПД-1.4. использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование;

ИПД-1.6. умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства;


КОД

Предметные УУД

ВвИ-1

Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Выпускник научится:

ВвИ-1.1. определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции

ВвИ-1.2. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера

ВвИ-1.3. запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

ВвИ-1.4. создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

ВвИ-1.5. работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна)

ВвИ-1.6. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши

ВвИ-1.7. выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор

ВвИ-1.8. применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

ВвИ-1.9. выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

ВвИ-1.10. использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов

ВвИ-1.11. создавать и форматировать списки;

ВвИ-1.12. создавать, форматировать и заполнять данными таблицы

ВвИ-1.13. создавать круговые и столбиковые диаграммы;

ВвИ-1.14. применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков

ВвИ-1.15. использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций

ВвИ-1.16. осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку)

ВвИ-1.17. ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу)

Выпускник получит возможность:

ВвИ-1.18. овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

ВвИ-1.19. научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

ВвИ-1.20. сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

ВвИ-1.21. расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

ВвИ-1.22. создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

ВвИ-1.23. осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

ВвИ-1.24. оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

ВвИ-1.25. видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

ВвИ-1.26. научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

ВвИ-1.27. научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

ВвИ-1.28. научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

ВвИ-1.29. научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

ВвИ-2

Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах

Выпускник научится:

ВвИ-2.1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

ВвИ-2.2. приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

ВвИ-2.3. приводить примеры древних и современных информационных носителей

ВвИ-2.4. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию

ВвИ-2.5. кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды

ВвИ-2.6. перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

ВвИ-2.7. классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях

ВвИ-2.8. понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

ВвИ-2.9. различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

ВвИ-2.10. понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

ВвИ-2.11. понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

Выпускник получит возможность:

ВвИ-2.12. сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире

ВвИ-2.13. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями

ВвИ-2.14. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния

ВвИ-2.15. называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами

ВвИ-2.16. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации

ВвИ-2.17. сформировать представление о способах кодирования информации

ВвИ-2.18. преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений

ВвИ-2.19. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем

ВвИ-2.20. сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

ВвИ-2.21. приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей

ВвИ-3

Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической

Выпускник научится:

ВвИ-3.1. осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

ВвИ-3.2. понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

ВвИ-3.3. подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

ВвИ-3.4. исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

ВвИ-3.5. разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;


Выпускник получит возможность:

ВвИ-3.6. исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд

ВвИ-3.7. по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

ВвИ-3.8. разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы

ВвИ-4

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных

Выпускник научится:

ВвИ-4.1. строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей

ВвИ-4.2. «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни


Выпускник получит возможность:

ВвИ-4.3. научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц

ВвИ-4.4. познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

ВвИ-4.5. выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей


ВвИ-5

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Выпускник овладеет:

ВвИ-5.1. соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ



Выпускник получит возможность:

ВвИ-5.2. расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами



  1. Содержание предмета

Структура содержания курса «Введение в информатику» в 5–6 классах определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;

  • информационные технологии;

  • информационное моделирование;

  • алгоритмика.


Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

5 класс

  1. Информация вокруг нас (6 часов)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

  1. Компьютер (4 часа)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

  1. Подготовка текстов на компьютере (6 часов)

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Резерв (1 час)

6 класс

  1. Объекты и системы (10 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

  1. Информация вокруг нас (3 часа)

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

  1. Информационные модели (9 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

  1. Алгоритмика (10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

  1. Итоговое повторение (2 часа)

Резерв (1 час)

  1. Тематическое планирование



На освоение программы по курсу «Введение в информатику» отводится 52 часа



Тема

5 класс

6 класс

всего

1

Информация вокруг нас

6

3

9

2

Компьютер

4


4

3

Подготовка текстов на компьютере

6


6

4

Объекты и системы


10

10

5

Информационные модели


9

9

6

Алгоритмика


10

10

7

Итоговое повторение


2

2

8

Резерв

1

1

2

ИТОГО


17

35

52



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!