Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Басовская основная общеобразовательная школа
Железногорского района Курской области»
Принято на заседании педсовета Протокол № __ от «__»___________2018г. | Утверждаю Приказ № __ от «__»_______2018г. Директор МКОУ «Басовская ООШ» _______/Ю. А. Анпилогов/ |
Рабочая программа по изобразительному искусству
2018-2019 учебный год
1 класс
Составила учитель начальных классов: Н.А.Князева
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение,2011);
- на основе образовательной программы начального общего образования, реализуется посредством УМК Школа России, 1 класс
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования РФ №1015 от 30.08.2014 г «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».);
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» 1 класс Учебник. М. Просвещение,2015 г.
2. Л.А. Неменская, Н.А. Горяева Твоя мастерская. Рабочая тетрадь М. : Просвещение, 2018 г.
Методическое обеспечение:
1. 1. Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Методическое пособие с поурочными разработками. М. : Просвещение, 2017 г.
Место в учебном плане:
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год - 33
Цели:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование
в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ты учишься изображать (9ч)
Изображения всюду вокруг нас 1 час
Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская.
Мастер Изображения учит видеть 1 час
Знакомство с Мастером Изображения.
Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.
Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).
Изображать можно пятном 1 час
Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.
Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.
Изображать можно в объеме. 1 час
Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.
Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.
Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей.
Изображать можно линией. 1 час
Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе.
Линейные изображения на плоскости.
Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).
Разноцветные краски. 1 час
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) 1 час
Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)
Художники и зрители (обобщение темы). (2 часа)
Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.
Художественный музей.
Ты украшаешь. (8 ч)
Мир полон украшений. 1 час
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей.
Цветы. 1 час
Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
Красоту надо уметь замечать. 1 час
Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.
Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.1 час
Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).
Красивые рыбы. Монотипия 1 час
Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).
Выразительность фактуры.
Соотношение пятна и линии.
Украшения птиц. Объёмная аппликация. 1 час
Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.
Предлагаемые сюжеты заданий: «Узоры на крыльях бабочек», «Красивые рыбы», «Украшения птиц».Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.
Мастер Украшения — мастер
общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.
Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?
Как украшает себя человек. 1 час
Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) 1 час
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.
Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.
Ты строишь. (11 ч)
Постройки в нашей жизни. 1 час
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.
Дома бывают разными. 1 час
Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.
Домики, которые построила природа. 1 час
Формы и конструкции природных домиков. 1 час
Природные постройки и конструкции.
Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.
Дом снаружи и внутри. 1 час
Внутреннее устройство дома. 1 час
Соотношение форм и их пропорций. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.
Строим город. 1ч ас
Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.
Все имеет свое строение. 1 час
Конструкция предмета.Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
Строим вещи. 1 час
Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?
Город, в котором мы живем (обобщение темы). 1 час
Прогулка по родному городу. 1 час
Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).
Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. 1 час
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция). В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.
Праздник птиц. 1 час
Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм
Разноцветные жуки. 1 час
Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).
Сказочная страна. 1 час
Создание коллективного панно.
Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа
Времена года. 1 час
Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии. Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.
Здравствуй, лето!
Урок любования (обобщение темы). 1 час
Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство», 1 класс
Авторы: Л.А. Неменская, 1 час в неделю (33 недели), 33часов в год.
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Часы уч. времени | Дата | Вид контроля |
факт | план |
Ты учишься изображать (8 час). |
1(1) | Все дети любят рисовать. Рисуем то, что увидели. | 1 | | | Урок - экскурсия |
2(2) | Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке». | 1 | | | Урок - экскурсия |
3(3) | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия «К реке». | 1 | | | Урок - экскурсия |
4(4) | Изображать можно пятном. | 1 | | | Текущий контроль |
5(5) | Изображать можно в объеме. Экскурсия «Понаблюдаем за облаками» | 1 | | | Урок - экскурсия |
6(6) | Изображать можно линией. | 1 | | | Текущий контроль |
7(7) | Разноцветные краски. | 1 | | | Фронтальная беседа. |
8(8) | Художники и зрители | 1 | | | Ролевая игра |
Ты украшаешь (8 час.) |
9(1) | Мир полон украшений. | 1 | | | Текущий контроль |
10(2) | Красоту надо уметь замечать. | 1 | | | Текущий контроль |
11(3) | Цветы. | 1 | | | Текущий контроль |
12(4) | Узоры на крыльях. | 1 | | | Текущий контроль |
13(5) | Красивые рыбы. | 1 | | | Текущий контроль |
14(6) | Украшения птиц. | 1 | | | Текущий контроль |
15(7) | Узоры, которые создали люди. | 1 | | | Текущий контроль |
16(8) | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 | | | Текущий контроль |
Ты строишь (11 час.) |
17(1) | Постройки в нашей жизни. | 1 | | | Фронтальная беседа. |
18(2) | Дома бывают разными. | 1 | | | Фронтальная беседа. |
19(3) | Домики, которые построила природа. | 1 | | | Фронтальная беседа. |
20(4) | Снаружи и внутри. | 1 | | | Текущий контроль |
21(5) | Внутреннее устройство дома. | 1 | | | Текущий контроль |
22(6) | Строим город. | 1 | | | Текущий контроль |
23(7) | Все имеет свое строение. | 1 | | | Текущий контроль |
24(8) | Строим вещи. | 1 | | | Текущий контроль |
25(9) | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 | | | Текущий контроль |
26(10) | Экскурсия по селу, в котором живём. | 1 | | | Урок - экскурсия |
27(11) | Дорога в школу и домой. | 1 | | | Текущий контроль |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 час.) |
28(1) | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | | | Фронтальная беседа. |
29(2) | Праздник птиц. | 1 | | | Текущий контроль |
30(3) | Разноцветные жуки. | 1 | | | Текущий контроль |
31(4) | Сказочная страна. | 1 | | | Текущий контроль |
32(5) | Времена года. | 1 | | | Текущий контроль |
33(6) | Здравствуй, лето! (обобщение темы). | 1 | | | Фронтальная беседа. |