Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании ТГ Зам директора по УВР И.о.директора школы
учителей И. И. Чичина
гуманитарного цикла _______________ 2020 г. ______________ И.И.Чичина
Руководитель: Паксеваткина Л.А. Приказ № 192
Протокол № 1 от 28.08.2020 г. от 31.08.2020 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Баевская средняя школа
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ____Литература________________________________________
Класс 6___________________________________________________________________________________________
Уровень общего образования _ _основная школа_______________________________________
Учитель ______ Кургаева Любовь Дмитриевна______________________________________________________
Срок реализации программы, учебный год 1 год,__2020-2021 учебный год__________________________________
Количество часов по учебному плану _______________всего 105 часов в год; в неделю 3 часа____________________
Планирование составлено на основе Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной . 5-9 улассы. 2-е издание. М.: Просвещение-2016г.
Учебник Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 11 изд. – М.: Просвещение, 2020.
Рабочую программу составил (а) ___________________Кургаева Л.Д.
с. Баевка- 2020
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: результаты освоения литературы в основной школе, содержание тем учебного предмета, календарно- тематическое планирование.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев).
В рабочей программе курс 6 класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 105 ч, предусмотренных в Федеральном образовательном учебном плане для образовательных учреждений.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса
Календарно-тематическое планирование Приложение 1
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Введение. (1ч.) |
1. | Художественное произведение. Содержание и форма. | 1 ч. | | |
Раздел 2. Устное народное творчество. (3ч.) |
2. | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 ч. | | |
3. | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | 1 ч. | | |
| | | | |
4. | Контрольная работа №1 по теме УНТ. | 1 ч. | | |
Раздел 3. Из древнерусской литературы. (2ч.) |
5. | «Повесть временных лет». | 1 ч. | | |
6. | «Сказание о белгородском киселе». | 1 ч. | | |
Раздел 4. Из русской литературы 19 века. (48ч.) |
|
|
7. | А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник». | 1 ч. | | |
8. | Тема и поэтическая идея стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». | 1 ч. | | |
9. | А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». | 1 ч. | | |
10. | Лирика А.С.Пушкина. | 1 ч. | | |
11-12. | Вн. чт. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». | 2 ч. | | |
13-14. | Образ автора-повествователя в повести «Барышня- крестьянка». | 2 ч. | | |
15. | Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». | 1 ч. | | |
16. | Анализ контрольной работы. Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 ч. | | |
17. | Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 ч. | | |
18. | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1ч. | | |
19. | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 ч. | | |
20. | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 ч. | | |
21. | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 ч. | | |
22. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 ч. | | |
23. | Авторское отношение к героям повести «Дубровский». | 1 ч. | | |
24. | Обобщение по повести «Дубровский». | 1 ч. | | |
25. | Контрольная работа №4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 ч. | | |
26. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 ч. | | |
27. | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | 1 ч. | | |
28. | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…». | 1 ч. | | |
29. | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы». | 1 ч. | | |
30. | Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова. | 1 ч. | | |
31. | Анализ контрольной работы. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 ч. | | |
32. | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». | 1 ч. | | |
33. | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». | 1 ч. | | |
34. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 ч. | | |
35. | Проект. Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | 1 ч. | | |
36. | Ф.И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | 1 ч. | | |
37. | Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», «Листья». | 1 ч. | | |
38. | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обречённость человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся». | 1 ч. | | |
39. | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»…», «Ещё майская ночь», «Учись у них- у дуба, у берёзы…». | 1 ч. | | |
40. | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. | 1 ч. | | |
41. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 ч. | | |
42. | Народ-созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 ч. | | |
43. | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 ч. | | |
44. | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 ч. | | |
45. | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 ч. | | |
46. | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов 19 века. | 1 ч. | | |
47. | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. | 1 ч. | | |
48. | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 ч. | | |
49. | Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». | 1 ч. | | |
50. | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Левша. | 1 ч. | | |
51. | Сказовая форма повествования. | 1 ч. | | |
52. | Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | 1 ч. | | |
53. | А.П.Чехов. Литературный портрет писателя. | 1 ч. | | |
54. | Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 ч. | | |
55. | Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | 1 ч. | | |
Раздел 6. Родная природа в лирике поэтов 19 века. (4ч.) |
56. | Я.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри-какая мгла…». | 1 ч. | | |
57. | Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град порой сольётся…». | 1 ч. | | |
58. | А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | 1 ч. | | |
59. | Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века. | 1 ч. | | |
Раздел 7. Из русской литературы 20 века. (18ч.) |
60. | А.И.Куприн. «Чудесный доктор». | 1 ч. | | |
61. | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор». | 1 ч. | | |
62. | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 ч. | | |
63. | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | 1 ч. | | |
64. | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 ч. | | |
65. | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса». | 1 ч. | | |
66. | Отношение автора к героям повести «Алые паруса». | 1 ч. | | |
67. | К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». | 1 ч. | | |
68. | Д.С.Самойлов. «Сороковые». | 1 ч. | | |
69. | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 ч. | | |
70. | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 ч. | | |
71. | Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 ч. | | |
72-73. | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского». | 2ч. | | |
74. | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 ч. | | |
75. | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 ч. | | |
76. | Вн.чт.Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 ч. | | |
77. | Образ природы в сказке –были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 ч. | | |
Раздел 8. Родная природа в лирике поэтов 20 века. (4ч.) |
78. | А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». | 1 ч. | | |
79. | С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». | 1 ч. | | |
80. | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 ч. | | |
81. | Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов 20 века. | 1 ч. | | |
Раздел 9.Из литературы второй половины 20 века. (7ч.) |
82. | Особенности героев- «чудиков» в рассказах В.М. Шукшина «Странные люди», «Чудик» и «Критик». | 1 ч. | | |
83. | Вн.чт. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал». | 1 ч. | | |
84. | Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 ч. | | |
85. | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 ч. | | |
86. | Герой – повествователь в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 ч. | | |
87. | Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | 1 ч. | | |
88. | К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». | 1 ч. | | |
Раздел 10. Из зарубежной литературы. (13ч.) |
|
89. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия». | 1 ч. | | |
90. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | 1 ч. | | |
91. | Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 ч. | | |
92. | А.С.Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | 1 ч. | | |
93. | Гомер. Слово о Гомере. «Иллиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | 1 ч. | | |
94. | М.Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 ч. | | |
95. | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 ч. | | |
96. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 1 ч. | | |
97. | А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 1 ч. | | |
Раздел 11. Обобщение изученного в 6 классе. (2ч.) |
98. | Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 ч. | | |
99. | Задания для летнего чтения. | 1 ч. | | |
|
Приложение 2.
Лист
корректировки календарно-тематического планирования рабочей программы учителя Кургаевой Л.А..
по литературе в 6 классе.
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (для контрольных работ) | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе Приложение 3
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 6 классе—1,5—2 страницы.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 6-ом классе. Оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. Первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.