СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Литература. 6 класс (ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Литература. 6 класс (ФГОС)»

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»

на заседании ТГ Зам директора по УВР И.о.директора школы

учителей И. И. Чичина

гуманитарного цикла _______________ 2020 г. ______________ И.И.Чичина
Руководитель: Паксеваткина Л.А. Приказ № 192

Протокол № 1 от 28.08.2020 г. от 31.08.2020 г.



Муниципальное общеобразовательное учреждение Баевская средняя школа


Рабочая программа

Наименование учебного предмета ____Литература________________________________________

Класс 6___________________________________________________________________________________________

Уровень общего образования _ _основная школа_______________________________________

Учитель ______ Кургаева Любовь Дмитриевна______________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год 1 год,__2020-2021 учебный год__________________________________

Количество часов по учебному плану _______________всего 105 часов в год; в неделю 3 часа____________________

Планирование составлено на основе Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной . 5-9 улассы. 2-е издание. М.: Просвещение-2016г.
Учебник Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 11 изд. – М.: Просвещение, 2020.

Рабочую программу составил (а) ___________________Кургаева Л.Д.





с. Баевка- 2020





Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: результаты освоения литературы в основной школе, содержание тем учебного предмета, календарно- тематическое планирование.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев).

В рабочей программе курс 6 класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.


Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Данная программа рассчитана на 105 ч, предусмотренных в Федеральном образовательном учебном плане для образовательных учреждений.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.





Содержание тем учебного предмета «Литература»

  • Введение

  • Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

  • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

  • Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

  • Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

  • Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

  • ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

  • Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

  • Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

  • «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

  • «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

  • «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

  • «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

  • «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

  • «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

  • Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

  • «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

  • «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

  • Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

  • «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

  • Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

  • Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

  • Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

  • «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

  • Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

  • Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

  • Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

  • Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

  • «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

  • Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

  • Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

  • «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

  • Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

  • еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

  • Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

  • Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

  • Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

  • Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

  • Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

  • «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

  • Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

  • Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

  • Произведения о Великой Отечественной войне

  • К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

  • Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

  • Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

  • «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

  • Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

  • Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

  • «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.

  • Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

  • Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

  • Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

  • Родная природа в русской поэзии XX века

  • А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

  • Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

  • Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

  • Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

  • Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

  • Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

  • Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

  • «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

  • Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

  • ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Мифы народов мира

  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».

  • Геродот. «Легенда об Арионе».

  • Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

  • Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

  • Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

  • Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

  • Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

  • Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

  • Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

  • Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

  • Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

  • Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

  • Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

  • Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

  •  «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

  • Теория литературы. Притча (начальные представления).

  • Итоговый контроль по результатам изучения курса





Календарно-тематическое планирование Приложение 1

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5


Раздел 1. Введение. (1ч.)


1.

Художественное произведение. Содержание и форма.


1 ч.




Раздел 2. Устное народное творчество. (3ч.)


2.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.


1 ч.



3.

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.


1 ч.








4.

Контрольная работа №1 по теме УНТ.


1 ч.




Раздел 3. Из древнерусской литературы. (2ч.)


5.

«Повесть временных лет».


1 ч.



6.

«Сказание о белгородском киселе».


1 ч.




Раздел 4. Из русской литературы 19 века. (48ч.)




7.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».


1 ч.



8.

Тема и поэтическая идея стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

1 ч.



9.

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину».

1 ч.



10.

Лирика А.С.Пушкина.


1 ч.



11-12.

Вн. чт. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка».


2 ч.



13-14.

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-

крестьянка».

2 ч.



15.

Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

1 ч.



16.

Анализ контрольной работы. Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1 ч.



17.

Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1 ч.



18.

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1ч.



19.

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1 ч.



20.

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1 ч.



21.

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1 ч.



22.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1 ч.



23.

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».


1 ч.



24.

Обобщение по повести «Дубровский».


1 ч.



25.

Контрольная работа №4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1 ч.



26.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1 ч.



27.

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

1 ч.



28.

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…».

1 ч.



29.

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

1 ч.



30.

Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова.

1 ч.



31.

Анализ контрольной работы. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

1 ч.



32.

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

1 ч.



33.

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

1 ч.



34.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

1 ч.



35.

Проект. Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).

1 ч.



36.

Ф.И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

1 ч.



37.

Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», «Листья».

1 ч.



38.

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обречённость человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся».

1 ч.



39.

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»…», «Ещё майская ночь», «Учись у них- у дуба, у берёзы…».

1 ч.



40.

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

1 ч.



41.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1 ч.



42.

Народ-созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1 ч.



43.

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1 ч.



44.

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1 ч.



45.

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1 ч.



46.

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов 19 века.


1 ч.



47.

Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя.


1 ч.



48.

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».


1 ч.



49.

Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша».


1 ч.



50.

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Левша.


1 ч.



51.

Сказовая форма повествования.


1 ч.



52.

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

1 ч.



53.

А.П.Чехов. Литературный портрет писателя.


1 ч.



54.

Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

1 ч.



55.

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».


1 ч.




Раздел 6. Родная природа в лирике поэтов 19 века. (4ч.)


56.

Я.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри-какая мгла…».

1 ч.



57.

Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град порой сольётся…».

1 ч.



58.

А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».


1 ч.



59.

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века.


1 ч.



Раздел 7. Из русской литературы 20 века. (18ч.)

60.

А.И.Куприн. «Чудесный доктор».

1 ч.



61.

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор».


1 ч.



62.

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.


1 ч.



63.

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».


1 ч.



64.

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса».

1 ч.



65.

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса».

1 ч.



66.

Отношение автора к героям повести «Алые паруса».


1 ч.



67.

К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

1 ч.



68.

Д.С.Самойлов. «Сороковые».


1 ч.



69.

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1 ч.



70.

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

1 ч.



71.

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1 ч.



72-73.

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

2ч.



74.

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.


1 ч.



75.

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1 ч.



76.

Вн.чт.Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1 ч.



77.

Образ природы в сказке –были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1 ч.




Раздел 8. Родная природа в лирике поэтов 20 века. (4ч.)


78.

А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

1 ч.



79.

С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1 ч.



80.

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

1 ч.



81.

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов 20 века.

1 ч.












Раздел 9.Из литературы второй половины 20 века. (7ч.)


82.

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В.М. Шукшина «Странные люди», «Чудик» и «Критик».

1 ч.



83.

Вн.чт. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал».

1 ч.



84.

Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1 ч.



85.

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1 ч.



86.

Герой – повествователь в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1 ч.



87.

Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

1 ч.



88.

К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…».

1 ч.




Раздел 10. Из зарубежной литературы. (13ч.)


89.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

1 ч.



90.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

1 ч.



91.

Геродот. «Легенда об Арионе».

1 ч.



92.

А.С.Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

1 ч.



93.

Гомер. Слово о Гомере. «Иллиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1 ч.



94.

М.Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

1 ч.



95.

Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

1 ч.



96.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

1 ч.



97.

А. де Сент- Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1 ч.




Раздел 11. Обобщение изученного в 6 классе. (2ч.)


98.

Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1 ч.



99.

Задания для летнего чтения.

1 ч.

























Приложение 2.

Лист

корректировки календарно-тематического планирования рабочей программы учителя Кургаевой Л.А..

по литературе в 6 классе.


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия (для контрольных работ)

Дата проведения по факту








































Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе Приложение 3

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 6 классе—1,5—2 страницы.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 6-ом классе. Оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. Первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59%.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!