Рабочая программа учителя по предмету «Литературное чтение» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с., Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с., рабочей программы по предмету МБОУ СОШ №27.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе на проведение 4-х контрольных работ и комплексной работы на межпредметной основе.
Наизусть: 10 стихотворных произведений.
В соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №27 г. Белгорода, календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
По календарю на 2020-2021 учебный год - 129 часов. Корректировка выполнена за год на 7 ч.
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос, диагностические работы, контрольные и тестовые задания.
№ п/п | Наименование раздела программ-мы | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | По плану | Факти- чески |
| Вводный урок по курсу литера-турного чтения (1ч) | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание. Словарь. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; | 01.09 | |
| Самое великое чудо на свете (2 ч) | Старинные и современные книги. История книги | Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников первого класса. Обсуждать в паре и в группе высказывания великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличие. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме; | 02.09 | |
| Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. | 04.09 | |
| Устное народное творчест-во (16 ч) | Знакомство с разделом. Малые и большие жанры устного народного творчества. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -понимать учебную задачу урока; -читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); -коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; Обучающийся получит возможность научиться: -формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; -читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); -составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; -сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку; -сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; Обучающийся получит возможность научиться: -определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; -сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; -прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова; -в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов; Обучающийся получит возможность научиться: -высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -понимать цель своего высказывания; -пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; | 07.09 | |
| Пословицы и поговорки. | Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. | 08.09 | |
| Русские народные песни. Потешки и прибаутки. | Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельную песню, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. | 09.09 | |
| Считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. | Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. | 11.09 | |
| Ю.Коваль «Сказки». Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. | 14.09 | |
| Сказка «У страха глаза велики». Герои сказки. | Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | 15.09 | |
| Контрольная работа (входная) по проверке уровня сформирован-ности читательских умений. | Осознанно воспринимать содержание и информацию учебного текста. Читать и отвечать на вопросы учебного текста: понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. | 16.09 | |
| Сказка «Лиса и тетерев» Характеристика героев сказок | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. | 18.09 | |
| Сказка «Каша из топора». Рассказывание сказки по плану. | Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | 21.09 | |
| Сказка «Лиса и журавль» Рассказывание сказки по рисункам. | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. | 22.09 | |
| Сказка «Гуси-лебеди». Герои сказки. | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. | 23.09 | |
| Сказка «Гуси-лебеди». Выборочный пересказ эпизодов сказки. | Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. | 25.09 | |
| Сказка «Гуси-лебеди». Выборочный пересказ эпизодов сказки. | Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | 28.09 | |
| Л.Толстой «Собака на сене», «» Знает кошка, чье мясо съела» | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. | 29.09 | |
| Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | Обобщать знания по пройденному разделу | 30.09 | |
| Оценим свои достижения. Проверочная работа по теме «Устное народное творчество» | Оценивать свои достижения. Выполнять проверочную работу по теме «Устное народное творчество» |
| Люблю природу русскую. Осень (11ч) | Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Образ осени в загадках. | Прогнозировать содержание раздела. Представлять картины осенней природы. Распознавать образ осени в загадках. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; -контролировать выполнение действий в соответствии с планом; -оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; Обучающийся получит возможность научиться: -выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; -оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре); -определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -создавать небольшое высказывание (или доказательство воей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; -понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; -проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; Обучающийся получит возможность научиться: -находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; -самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию; -оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; Обучающийся получит возможность научиться: -участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; -создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; | 02.10 | |
| Лирические стихотворения Ф. Тютчева. Сравнение. «Есть в осени первоначальной…» | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст, сравнивать их. | 05.10 | |
| Проверка чтения наизусть. Лирические стихотворения К. Бальмонта. Интонация стихотворения. «Поспевает брусника…» | Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | 06.10 | |
| Лирические стихотворения А. Плещеева. Осенние картины природы. «Осень наступила…» | Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. | 07.10 | |
| Лирические стихотворения А. Фета. «Ласточки пропали…» | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. | 09.10 | |
| Проверка чтения наизусть. Лирические стихотворения А. Толстого, С.Есенина . Средства художественной выразительности. | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст, сравнивать их. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины | 12.10 | |
| Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. В.Брюсов «Сухие листья», И.Токмакова «Опустел скворечник» | Представлять картины осенней природы. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Сравнивать лирическое поэтическое и прозаические тексты. | 13.10 | |
| Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Оценим свои достижения. | Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. | 14.10 | |
| Поговорим о самом главном. В.Орлов «Блокадный хлеб» | Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины | 16.10 | |
| М.Пришвин «Осеннее утро». | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Находить средства художественной выразительности | 19.10 | |
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «Осень» | Представлять картины осенней природы. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. |
| Русские писатели. (13 ч) | Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» | Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; -выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Обучающийся получит возможность научиться: -фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; Обучающийся получит возможность научиться: -понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); -понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; -проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; -предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; -определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); -оценивать достижения сверстников по выработанным критериям; -оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; Обучающийся получит возможность научиться: -отбирать аргументы и факты для оказательства своей точки зрения; -опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; -формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; -определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; -определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм; | 20.10 | |
| Проверка чтения наизусть. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературных и народных сказок. | Сравнивать авторские и народные произведения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. | 21.10 | |
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. | 23.10 | |
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев. | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. | 06.11 | |
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев. | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. | 09.11 | |
| И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». | Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. | 10.11 | |
| Проверка чтения наизусть. И.А.Крылов. Басни. «Стрекоза и Муравей». Характеристика героев басни. | Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. | 11.11 | |
| Л. Толстой. Рассказы «Котенок», «Правда всего дороже» | Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. | 13.11 | |
| Рассказы Л. Толстого. «Филиппок». Подробный пересказ | Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. | 16.11 | |
| Рассказы Л. Толстого. «Филиппок» Подробный пересказ | Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. | 17.11 | |
| Оценим свои достижения. Проверочная работа по теме «Русские писатели» | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | 18.11 | |
| Обобщение по разделу «Русские писатели» | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Оценивать свой ответ. |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений. | Осознанно воспринимать содержание и информацию учебного текста. Читать и отвечать на вопросы учебного текста: понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. | 20.11 | |
| О братьях наших меньших. (10 ч) | Знакомство с разделом «О братьях наших меньших» | Прогнозировать содержание раздела. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; -осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Обучающийся получит возможность научиться: -фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; -осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Познавательные УУД: Обучающийся научится: определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; -понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем. Обучающийся получит возможность научиться: -определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; -создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет; -готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды. Обучающийся получит возможность научиться: -руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения; | 23.11 | |
| Веселые стихи о животных И.Пивоваровой. «Жила-была собака…», Рифма. Приемы сказочного текста в стихотворении | Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. | 24.11 | |
| Веселые стихи о животных В.Берестова «Кошкин щенок». Рифма. Приемы сказочного текста в стихотворении | Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. чтения. | 25.11 | |
| Рассказы о животных М. Пришвина. «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков героев. | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. | 27.11 | |
| Рассказы о животных М. Е. Чарушина. «Страшный рассказ» | Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. | 30.11 | |
| Рассказы о животных Б. Житкова. «Храбрый утёнок». Характеристика героев. | Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. | 01.12 | |
| Рассказы о животных В. Бианки. «Музыкант» | Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. | 02.12 | |
| Рассказы о животных В. Бианки. «Сова». Нравственный смысл поступков. | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам | 04.12 | |
| Рассказы о животных В. Бианки. «Сова». Выборочный пересказ. | Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. | 07.12 | |
| Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Поговорим о самом главном. | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. | 08.12 | |
| Проверим и оценим свои достижения. Проверочная работа по теме «О братьях наших меньших» | Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу |
| Люблю природу русскую! Зима (10 ч) | Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Зима». Зимние загадки. | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; -контролировать выполнение действий в соответствии с планом; -оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; Обучающийся получит возможность научиться: -фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; -сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку; Обучающийся получит возможность научиться: -сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; -соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; -самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; Обучающийся получит возможность научиться: -объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; | 09.12 | |
| Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта. | Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | 11.12 | |
| Лирические стихотворения Я. Акима, Ф. Тютчева. | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | 14.12 | |
| Лирические стихотворения С. Есенина. Авторское отношение к зиме | Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. | 15.12 | |
| Проверка чтения наизусть. Лирические стихотворения А.Пушкина «Вот север тучи…» | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | 16.12 | |
| Проверка чтения наизусть. Лирические стихотворения А.Пушкина «Зима» | Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. | 18.12 | |
| Русская народная сказка. «Два мороза». Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения | Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | 21.12 | |
| С.Михалков «Новогодняя быль» | Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. | 22.12 | |
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». | Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | 23.12 | |
| Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую. Зима». | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок |
| Писатели – детям. (18 ч.) | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания раздела. К.Чуковский. Сказки. «Путаница». | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -понимать учебную задачу урока; -читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); -коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; Обучающийся получит возможность научиться: -формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; -читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); -составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; -сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку; -сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; Обучающийся получит возможность научиться: -определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, ллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; -сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; -прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова; -в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов; Обучающийся получит возможность научиться: -высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -понимать цель своего высказывания; -пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; | 25.12 | |
| К.Чуковский «Радость» | Определять смысл произведения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. | 11.01 | |
| К.Чуковский «Федорино горе». Приём звукописи как средство создания образа. | Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. | 12.01 | |
| К.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям. | Определять смысл произведения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. | 13.01 | |
| С.Михалков «Сила воли». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. | Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. | 15.01 | |
| С.Михалков «Мой щенок» Герои произведений | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. | 18.01 | |
| А.Барто Стихи. Заголовок стихотворения. «Веревочка» | Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. | 19.01 | |
| А. Барто «Мы не заметили жука» | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. | 20.01 | |
| А.Барто «Вовка – добрая душа» Характеристика героя | Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. | 22.01 | |
| Юмористические рассказы для детей. Н.Носов «Затейники» | Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение | 25.01 | |
| Н.Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа. | Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. | 26.01 | |
| Н.Носов «Живая шляпа» | Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. | 27.01 | |
| Н.Носов «Живая шляпа» Составление плана текста | Определять смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. | 01.02 | |
| Поговорим о самом главном .В.Осеева «Синие листья» | Определять смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. | 02.02 | |
| Н.Н.Носов «На горке» Подробный пересказ на основе картинного плана | Определять смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. | 03.02 | |
| Обобщение по разделу «Писатели – детям!» | Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Определять смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение | 05.02 | |
| Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Писатели – детям» | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
| Контрольная работа (входная) по проверке уровня сформированности читательских умений. | Осознанно воспринимать содержание и информацию учебного текста. Читать и отвечать на вопросы учебного текста: понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. | 08.02 | |
| Я и мои друзья (10 ч) | Знакомство с названием раздела Прогнозирование содержания раздела. | Познакомиться с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -контролировать выполнение действий в соответствии с планом; -оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; Обучающийся получит возможность научиться: -оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре); -определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; -проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; Обучающийся получит возможность научиться: -находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; -самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; Обучающийся получит возможность научиться: -создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; | 09.02 | |
| Ю.Ермолаев «Два пирожных» | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение | 10.02 | |
| В.Осеева «Волшебное слово» | Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. | 12.02 | |
| В.Осеева «Волшебное слово» Составление плана рассказа | Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. | 15.02 | |
| В.Осеева «Хорошее». Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. | Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему | 16.02 | |
| В.Лунин «Я и Вовка» | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение | 17.02 | |
| Поговорим о самом главном. Э.Мошковская «Я ушел в свою обиду», В Берестов «За игрой» | Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. | 19.02 | |
| В.Осеева «Почему?» | Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. | 22.02 | |
| В.Осеева «Почему?». Выборочный пересказ | Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему | 24.02 | |
| Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Я и мои друзья» | Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | 26.02 | |
| Люблю природу русскую! Весна (10 ч) | Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую! Весна». Весенние загадки. | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения; Обучающийся получит возможность научиться: -формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; Обучающийся получит возможность научиться: -определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, ллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме; -вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; Обучающийся получит возможность научиться: -находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты); -готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений; -использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); -озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану. | 01.03 | |
| Лирические стихотворения Ф. Тютчева. Прием контраста в создании картин зимы и весны | Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | 02.03 | |
| Проверка чтения наизусть. Лирические стихотворения А.Плещеева, С.Дрожжина. Настроение стихотворения. | Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | 03.03 | |
| Лирические стихотворения А. Блока. Слово как средство создания весенней картины природы. | Наблюдать за жизнью слова. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. | 05.03 | |
| Лирические стихотворения А. Плещеева, И. Бунина. Настроение стихотворения. | Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. | 09.03 | |
| Е.Благинина «Посидим в тишине» | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. | 10.03 | |
| Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | Воспринимать на слух лирическое произведение. Рисовать словесные картины с опорой на текст стихотворения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. | 12.03 | |
| С. Васильев «Белая береза» Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы» | Воспринимать на слух лирическое произведение. Рисовать словесные картины с опорой на текст стихотворения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. | 15.03 | |
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Рисовать словесные картины с опорой на текст стихотворения. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. | 16.03 | |
| Оценим свои достижения. Проверочная работа по теме «Люблю природу русскую. Весна» | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения |
| И в шутку, и всерьёз (15 ч) | Знакомство с названием раздела «И В шутку и всерьез». Прогнозирование его содержания. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; -выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Обучающийся получит возможность научиться: -фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; Познавательные УУД: Обучающийся научится: -соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; Обучающийся получит возможность научиться: -понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); -понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; -проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; -предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; -оценивать достижения сверстников по выработанным критериям; -оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; Обучающийся получит возможность научиться: -формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; -определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; | 17.03 | |
| Веселые стихи. А.Введенский «Ученый Петя» | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. | 19.03 | |
| Веселые стихи. Д.Хармс «Вы знаете» | Сравнивать героев произведения: характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | 29.03 | |
| Веселые стихи . И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализировать заголовок произведения. Составлять картинный план. | 30.03 | |
| Весёлые стихи. Б. Заходер «Песенки Винни- Пуха» | Выполнять упражнения, вырабатывающие правильность и беглость чтения. Осознанное и выразительное чтение. | 31.03 | |
| Весёлые стихи Э.Успенского. Ритм стихотворения. | Сравнивать персонажей разных произведений. Учиться чувствовать ритм стихотворения. | 02.04 | |
| Весёлые стихи. Э.Успенский «Память» | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. | 05.04 | |
| Весёлые рассказы для детей. Э.Успенский «Чебурашка» | Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Придумывать собственные весёлые истории. | 06.04 | |
| Весёлые рассказы для детей Э.Успенского. Особое отношение к героям юмористического текста. | Определять смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Пересказывать весёлые рассказы. | 07.04 | |
| Поговорим о самом главной. В.Драгунский «Тайное становится явным» | Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Придумывать собственные весёлые истории. | 09.04 | |
| В.Драгунский «Тайное становится явным». Краткий пересказ | Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. | 12.04 | |
| Весёлые рассказы для детей. Г.Остер «Будем знакомы» | Определять смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. | 13.04 | |
| Весёлые рассказы для детей. Г.Остер «Будем знакомы» Восстановление последователь-ности текста на основе вопросов. | Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Пересказывать весёлые рассказы. | 14.04 | |
| Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» | Определять смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Придумывать собственные весёлые истории. | 16.04 | |
| Оценка планируемых достижений. Проверочная работа по теме «И в шутку и всерьез» | Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | 19.04 | |
| Литера-тура зарубеж-ных стран. (19 ч) | Контрольная работа (входная) по проверке уровня сформированности читательских умений. | Осознанно воспринимать содержание и информацию учебного текста. Читать и отвечать на вопросы учебного текста: понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. | Регулятивные УУД: Обучающийся научится: -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; -осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. -коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; -контролировать выполнение действий в соответствии с планом; -оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; Обучающийся получит возможность научиться: -фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; -осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. -фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; Познавательные УУД: Обучающийся научится: определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; -понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем. -понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; -сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку; Обучающийся получит возможность научиться: -определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; -создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений; -сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; -соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; -самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет; -готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды. Обучающийся получит возможность научиться: -руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения; -объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; | 20.04 | |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Выставка книг. | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | 21.04 | |
| Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, К.Чуковского | Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. | 23.04 | |
| Проверка чтения наизусть. Ш.Перро «Кот в сапогах» Сравнение героев зарубежных и русских сказок. | Определять героев произведений. Давать характеристику героев произведения. | 26.04 | |
| Ш.Перро «Кот в сапогах» Сравнение героев зарубежных и русских сказок. | Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Придумывать окончание сказок. | 27.04 | |
| Ш.Перро «Кот в сапогах» Сравнение героев зарубежных и русских сказок. | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. | 28.04 | |
| Ш.Перро «Красная Шапочка» | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Давать характеристику героев произведения. | 30.04 | |
| Е.Шварц «Красная Шапочка». Творческий пересказ. | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. | 04.05 | |
| Г.Х.Андерсен «Огниво» | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Давать характеристику героев произведения. | 05.05 | |
| Г.Х.Андерсен «Огниво».Пересказ по плану | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. | 07.05 | |
| Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» Герои зарубежных сказок. | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Давать характеристику героев произведения. | 11.05 | |
| Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» Герои зарубежных сказок. | Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. | 12.05 | |
| Итоговая комплексная работа на межпред-метной основе. | Показать свои умения работать с текстом, применяя знания, полученные на уроках чтения, математики, русского языка и окружающего мира во 2 классе. | 14.05 | |
| Поговорим о самом главном. Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» | Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. | 17.05 | |
| Поговорим о самом главном. Немецкая народная песенка «Знают мамы , знают дети» | Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. | 18.05 | |
| Поговорим о самом главном. «Повторение пройденного за 2 класс» | Вспомнить, какие произведения читали в разделе «Поговорим о самом главном» Повторить пройденного за 2 класс: перечитать и пересказать понравившееся произведения | 19.05 | |
| Проект «Мой любимый писатель - сказочник». Оценка достижений. | Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Оценивать свой ответ. | 21.05 | |
| Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Оценка достижений | Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). | 24.05 | |
| Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литература зарубежных стран» | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | 25.05 | |
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого.
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Касса букв и сочетаний.
– Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
– Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
– Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.
– Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.
Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.