- п.6 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010года №1241, 22 сентября 2011 года №2357);
- Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерный учебный план 1- 4 классов ОО Брянской области на 2017 – 18 учебный год;
- Учебный план начального общего образования (1-4кл) МАОУ Гостиловской ООШ на 2017/18 уч. год;
- Календарный учебный график МАОУ Гостиловской ООШ на 2017/18 уч. год;
образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, утв. приказом по МАОУ Гостиловской ООШ № 46 от 30.05.2016 года
Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017/2018 учебный год;
Письмо Минобрнауки России от01.04.2005№03-417»О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения».
Программе учебного предмета «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. (УМК «Школа России» М.: «Просвещение» 2013 г.)
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» на этапе начального общего образования, из расчета 4 учебных часа в неделю (34 учебные недели). В конце года контроьное тестирование
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего уро-
« понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений,
басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
« создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; -участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения; -формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; -делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; -находить в произведениях средства художественной выразительности; -готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке; -пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
• сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
• сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, знать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться: -составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); -подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях. •писать отзыв на прочитанную книгу.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений.
Бойкиной М.В. (УМК «Школа России» М.: «Просвещение» 2013 г.)
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2013.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2017.
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Литературное чтение. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2012.
1. Набор таблиц по литературному чтению.
2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
3. Стол учительский.
4. Шкаф для хранения дидактических пособий.
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Литературное чтение. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2012.
3. Электронное приложение к учебнику Литературное чтение 3 класс. (диск CD-ROM) ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.
1. Классная доска.
2. Ноутбук
4. Экран.
Номер урока | Дата | Наименование разделов, тем отдельных уроков | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
по плану | факти-чески |
| | | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | |
1 | | | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника |
| | | Самое великое чудо на свете | 3 | |
2 | | | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текс друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
3 | | | Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | |
4 | | | Обобщающий урок по теме. Оценка достижений. Тестирование по разделу «Самое великое чудо на свете » | 1 | |
| | | Устное народное творчество | 14 | |
5. | | | Знакомство с названием раздела. Русские народные песни | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен Называть виды чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. |
6. | | | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | 1 | Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения |
7 | | | Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. | 1 | прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Участвовать в работе пары и группы, читать текс друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению |
8. | | | Особенности волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | Планировать работу на уроке. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе пары и группы, читать текс друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению |
9 | | | Составление плана сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | |
10 | | | Особенности волшебной сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | Планировать работу на уроке. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории Участвовать в работе пары и группы, читать текс друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению |
11 | | | Характеристика героев сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | |
12. | | | Деление на части. сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | |
13. | | | Особенности волшебной сказки «Сивка-бурка» | 1 | Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Участвовать в работе пары и группы, читать текс друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению |
14 | | | Характеристика героев сказки « Сивка-бурка» | 1 | |
15 | | | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин Сравнение художественного и живописного текста. | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. |
16 | | | Проект «Сочинение волшебной сказки» | 1 | Собирать материал по теме проекта Участвовать в работе пары и группы, читать текс друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению |
17 | | | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». | 1 | Планировать работу на уроке. Участвовать в работе пары и группы, читать текс друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению Участвовать в творческих проектах |
18 | | | Оценка достижений Тест по теме«Устное народное творчество». Тестирование по разделу «Устное народное творчество» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | |
19 | | | Знакомство с названием раздела Проект «Как научиться читать стихи.» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Участвовать в творческих проектах |
20 | | | Звукозапись, её художественно-выразительное значение в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», | 1 | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
21 | | | Олицетворение- средство художественной выразительности.Ф. И. Тютчев«Листья» | 1 | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
22 | | | Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | 1 | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
23 | | | Картины природы в стихах А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
24 | | | Подвижные картины природы И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», | 1 | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
25 | | | Олицетворение как приём создания картины природы. И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
26 | | | Лирические стихи И. 3. Суриков. «Детство», | 1 | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
27. | | | Сравнение как средство создания картины природы. И. 3. Суриков. «Зима» | 1 | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
28 | | | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, |
29 | | | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | Великие русские писатели | 24 | |
30 | | | Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения |
31 | | | Лирические стихотворения А.С.Пушкина .Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин» | 1 | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём . |
32 | | | Средства художественной выразительности. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» | 1 | Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты,сравнения) Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. |
33 | | | Звукозапись, её художественно-выразительное значение. А. С. Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения |
34 | | | Тема сказки. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Давать характеристику героев литературной сказки. |
35 | | | События сказочного текста. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Давать характеристику героев литературной сказки Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём . |
36 | | | Особенности волшебной сказки .С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Давать характеристику героев литературной сказки Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём . |
37 | | | Герои волшебной сказки. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Давать характеристику героев литературной сказки Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём . |
38. | | | Нравственный смысл сказки С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Давать характеристику героев литературной сказки |
39 | | | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. |
40 | | | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. .Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём . |
41 | | | Мораль басен. И. А. Крылов. «Мартышка и Очки» | 1 | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл |
42 | | | Характеристика героев на основе их поступков в басне И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна» | 1 | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл |
43 | | | .Инсценирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл |
44 | | | М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения |
45 | | | Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...» | 1 | . Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём . |
46 | | | Настроение стихотворения. М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень» | 1 | Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты,сравнения) Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. |
47 | | | Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого . Подготовка сообщений о жизни и творчестве писателя. | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения |
48 | | | Составление различных вариантов плана Л. Н. Толстого. «Акула» | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. |
49 | | | Сравнение рассказов. Л. Н. Толстой. «Прыжок» | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа |
50 | | | Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстой. «Лев и собачка» | 1 | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа |
51 | | | Текст- описание. Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», Текст- рассуждения. «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 1 | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём . |
52. | | | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели». | 1 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая теми чтения Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать н Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения) Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. а вопросы по содержанию |
53 | | | Оценка достижений Тестирование по разделу «Великие русские писатели». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | |
54 | | | Знакомство с названием раздела. Настроение стихотворения Н. А. Некрасова «Славная осень! Здоровый, ядрёный...» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. . Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике |
55 | | | Картины природы в стихотворении Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором...» | 1 | Воспринимать стихи на слух Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике |
56 | | | Повествовательное произведение в стихах. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике |
57 | | | Выразительное чтение стихотворений К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство» | 1 | . Воспринимать стихи на слух Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике |
58 | | | Создание словесных картин .И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...» | 1 | Воспринимать стихи на слух Создавать словесные картины по тексту Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике |
59 | | | Обобщающий урок по теме « Поэтическая тетрадь 2» Оценка достижений. Тестирование по разделу « Поэтическая тетрадь 2» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Читать стихи выразительно |
| | | Литературные сказки | 8 | |
60 | | | Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка Контрольное тестирование. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. |
61 | | | Нравственный смысл сказки Д. Н. Мамин-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | 1 | . Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
62 | | | Характеристика героев сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница » | 1 | Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах |
63 | | | Нравственный смысл сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница » | 1 | . Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
64 | | | Герои сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах |
65 | | | Составление плана сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Составлять план для подробного пересказа |
66 | | | Подробный и выборочный пересказ сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | |
67 | | | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» Оценка достижений. Тестирование по теме «Литературные сказки» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
| | | Были-небылицы | 10 | |
68 | | | Знакомство с названием раздела. Приём сравнения при описании подводного царства М. Горький. «Случай с Евсейкой» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях Находить средства Читать сказку выразительно по ролям |
69 | | | Творческий пересказ: сочинение продолжения к сказке М. Горького . «Случай с Евсейкой» | 1 | Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте |
70 | | | Определение жанра произведения .К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте |
71 | | | Герои произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» | 1 | Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. |
72 | | | Характеристика героев произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей | 1 | Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. |
73 | | | Основные события произведения А. И. Куприна «Слон» | 1 | Определять особенности сказки и рассказа Различать вымышленные события и реальные. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте |
74 | | | Составление различных вариантов планов. А. И. Куприн. «Слон» | 1 | Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте |
75 | | | Пересказ рассказа А. И. Куприна «Слон | 1 | Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно |
76 | | | Обобщающий урок о теме «Были-небылицы» | 1 | Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории Определять особенности сказки и рассказа Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Определять нравственный смысл поступков героя |
77 | | | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Были-небылицы» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | |
78 | | | Знакомство с разделом. Стихи о животных. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. . Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. |
79 | | | Авторское отношение к изображаемому . С. Черный. «Воробей», «Слон» | 1 | Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. |
80 | | | Картины зимних забав в стихотворении А.А. Блока «Ветхая избушка» | 1 | Читать стихотворение, отражая настроение. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. |
81 | | | Средства художественной выразительности в стихах А. А. Блока , «Сны», «Ворона» | 1 | Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. |
82 | | | Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи в стихотворении С. А. Есенина «Черёмуха». | 1 | Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать стихотворение, отражая настроение. |
83 | | | Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 1» . Оценка достижений. Тестирование по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | Люби живое | 16 | |
84 | | | Знакомство с разделом. Заголовок – «входная дверь» в текст. М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов Определять главную мысль рассказа. |
85 | | | Основная мысль текста М. Пришвина «Моя Родина Сочинение на основе художественного текста. | 1 | Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов Определять главную мысль рассказа. . Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения |
86 | | | Определение жанра произведения ..И. С. Соколова-Микитова. « Листопадничек » | 1 | Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов Определять главную мысль рассказа. . Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения |
87 | | | Рассказ о герое произведения ..И. С. Соколова-Микитова. « Листопадничек » | 1 | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. |
88 | | | Творческий пересказ: дополнение содержания произведения И. С. Соколова-Микитова. « Листопадничек » | 1 | Составлять план произведения Пересказывать произведение на основе плана |
89 | | | Главные герои рассказа В. И Белова «Малька провинилась» | 1 | . Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора |
90 | | | Озаглавливание текста. В. И Белов «Ещё про Мальку | 1 | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора |
91 | | | Составление плана на основе названия глав. В. В. Бианки. «Мышонок Пик» | 1 | . Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения Составлять план произведения Пересказывать произведение на основе плана |
92 | | | Рассказ о герое произведения В. В. Бианки. «Мышонок Пик» | 1 | Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов Определять главную мысль рассказа. |
93 | | | Герои произведения Б. С. Житкова. «Про обезьянку» | 1 | . Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора |
94 | | | Пересказ произведения Б. С. Житкова «Про обезьянку» | 1 | Составлять план произведения Пересказывать произведение на основе плана |
95 | | | Краткий пересказ произведения Б. С. Житкова «Про обезьянку» | 1 | Составлять план произведения Пересказывать произведение на основе плана |
96 | | | Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха» | 1 | . Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора |
97 | | | Нравственный смысл рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится...» | 1 | Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов Определять главную мысль рассказа. . Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения |
98 | | | Обобщение по теме «Люби живое» | 1 | Определять главную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора |
99 | | | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Люби живое | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | |
100 | | | Знакомство с названием раздела. Заголовок стихотворения С. Я. Маршака «Гроза днём», Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «В лесу над росистой поляной...» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. . |
101 | | | Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто. «Разлука», | 1 | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. . |
102 | | | Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто « В театре» | 1 | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения |
103 | | | Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Если» | 1 | Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. . |
104 | | | Выразительное чтение стихотворений Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» | 1 | Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения |
105 | | | Проект «Праздник поэзии» | 1 | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. |
106 | | | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. |
107 | | | Оценка достижений Тестирование по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 13 | |
108 | | | Знакомство с названием раздела. Особенности заголовка произведения Б. В. Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. |
109 | | | Герои рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» и особенности их речи | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание Наблюдать за особенностями речи героев определять отношение автора к событиям и героям |
110 | | | Чтение по ролям произведения А. П. Платонова «Цветок на земле» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание Наблюдать за особенностями речи героев определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать свои вопросы к текстам. |
111 | | | Герои рассказа А. П. Платонова. «Ещё мама» и особенности их речи. | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста Наблюдать за особенностями речи героев определять отношение автора к событиям и героям определять отношение автора к событиям и героям |
112 | | | Чтение по ролям рассказа А. П. Платонов. «Ещё мама». | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание |
113 | | | Смысл названия рассказа М. М. Зощенко. «Золотые слова» | 1 | Наблюдать за особенностями речи героев определять отношение автора к событиям и героям Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание |
114 | | | Главная мысль рассказа М. М. Зощенко. «Золотые слова» | 1 | определять главную мысль текста определять отношение автора к событиям и героям Наблюдать за особенностями речи героев определять отношение автора к событиям и героям Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста |
115 | | | Особенности юмористического рассказа М, М. Зощенко «Великие путешественники » | 1 | Наблюдать за особенностями речи героев определять отношение автора к событиям и героям Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание Понимать особенности юмористических произведений; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста |
116 | | | Восстановление порядка событий в рассказе М, М. Зощенко. «Великие путешественники » | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание |
117 | | | Анализ заголовка рассказа . Н. Н. Носова «Федина задача» | 1 | Наблюдать за особенностями речи героев определять отношение автора к событиям и героям Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание определять отношение автора к событиям и героям |
118 | | | Особенности юмористических рассказов Н. Н. Носов. «Телефон» | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям |
119 | | | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Соотносить пословицу с содержанием произведения. |
120 | | | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | По страницам детских журналов | 8 | |
121 | | | Знакомство с названием раздела. По страницам детских журналов. Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности) Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.. . |
122 | | | Ответы на вопросы по содержанию Ю. И. Ермолаев. «Проговорился» | 1 | Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию |
123 | | | Пересказ рассказа Ю. И. Ермолаева «Воспитатели» | 1 | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности Пересказывать произведение Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию |
124 | | | Г. Б. Остер. «Вредные советы» . создание сборника добрых советов. | 1 | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). |
125 | | | Что такое легенда. Пересказ произведения Г. Б. Остера «Как получаются легенды | 1 | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности Пересказывать произведение |
126 | | | Выразительное чтение произведения Р. С. Сефа. «Весёлые стихи» | 1 | Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. |
127 | | | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов» | 1 | Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала |
128 | | | Оценка достижений. Тестирование по разделу «По страницам детских журналов» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
| | | Зарубежная литература | 8 | |
129 | | | Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» мифологические герои и их подвиги. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение Составлять рассказ о Пересказывать выборочно произведение.. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя . |
130 | | | Пересказ Древнегреческого мифа «Храбрый Персей | 1 | . Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. |
131 | | | Итоговая комплексная работа. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
132 | | | Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя . |
133 | | | Создание рисунков к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. |
134 | | | Подготовка сообщений о великом сказочнике. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). |
135 | | | Оценка достижений. О чем мы будем читать летом Тестирование по разделу «Зарубежная литература» | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
136 | | | Контрольное тестирование. | 1 | Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. |