СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии требованиям ФГОС НО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 1-4 классов»

Содержание рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке » /1-4 классы/:



Название раздела

страницы

1

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

2-6

1.1.

Содержание учебного предмет«Литературное чтение на родном языке» 1 КЛАСС ( 16ч).

6

1.2.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке». 2 КЛАСС (17 ч).

7- 8

1.3.

Содержание учебного предмета«Литературное чтение на родном языке». 3 КЛАСС (17 ч).

8-9

1.4.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»4 КЛАСС (17ч).

9-10

2

Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

11

2.1.

Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»». 1 КЛАСС.

11

2.2.

Тематическое планирование учебного предмета ««Литературное чтение на родном языке». 2 КЛАСС.

11

2.3.

Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3 КЛАСС.

11

2.4.

Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 4 КЛАСС.

11

3

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

12-

3.1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» по итогам 1 класса.

12-13

3.2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» по итогам 2 класса.

13-14

3.3.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» по итогам 3 класса.

15- 17

3.4.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» по итогам 4 класса.

17-19
















Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке ».


В содержании программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с текстом и книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с текстом и книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-

сборников.


Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин-формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Со-ставление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самосто-ятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение од покоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов г омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Умение слушать (аудирование) :

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.

Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.



1. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1 класс


Круг чтения

«Россия - наша Родина» П.Воронько «Лучше нет родного края», Г Ладонщиков «Родное гнёздышко», «Наша Родина»/ М.Матусовский «С чего начинается Родина».

«Фольклор нашего народа» Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе; «На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька»; Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусёночек», «У медведя во бору»; «Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе; Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

«О братьях наших меньших» .М. Пришвин. Журка; Н.И. Сладков. Весенняя баня; С.Я. Маршак. Зоосад; Б.В. Заходер. Птичья школа; В.В. Бианки. Музыкальная канарейка. «Времена года» И. Соколов-Микитов. Осень./ А.Плещеев. Осень наступила; К.Ушинский. Выпал снег./Н.Некрасов. Новогоднее поздравление снеговика; М.Пришвин. Цветут березки/Жуковский В.А. Жаворонок; И.С. Соколов-Микитов.Лето в лесу/А.Фет. Летний вечер.


Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике. Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям. Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту. Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт. Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.


Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам. Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

Литературоведческая пропедевтика

Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой. Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.



2. Содержание учебного предмета « Литературное чтение на родном языке » 2 класс

Круг чтения


«Россия - наша Родина» В. Степанов «Что мы Родиной зовём»; К. Паустовский «Моя Россия»;

«Фольклор нашего народа» Календарные народные праздники и обряды; «Мир фольклора – мир народной мудрости»; «Мир пословиц и поговорок»; «Загадки и народные приметы о временах года»;

«О братьях наших меньших» Г.А. Скребицкий. Пушок.; К.Д. Ушинский. Чужое яичко; Н.И. Сладков. Топик и Катя; А.Л. Барто. Бедняга крот; Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку»).

«Времена года» В. Бианки. Как животные к холодам готовятся; Г. Х. Андерсен. Снеговик; А. Блок. Весенний дождь./Загадки про весну; И. С. Соколов-Микитов. Бурундук.


Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада»; И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок); В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное»;

Народные песни, сказки, пословицы:

Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»;

Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».

Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».

Работа с текстом и книгой

Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение. Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию. Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей. Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка. Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия. Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи. Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт. Формирование умений определять главную мысль произведения. Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя. Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений. Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками. Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов. Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет. Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте. Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам. Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям. Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками. Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.

Литературоведческая пропедевтика

Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы). Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью. Развитие умения выделять рифму в стихотворении. Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма). Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою .


3.3 . Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» .3 класс


Круг чтения


«Россия - наша Родина» З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край»; П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы);

«Фольклор нашего народа» Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши; В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа; Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль; Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». (на выбор).

«О братьях наших меньших» К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома; Г.А. Скребицкий. Сиротка; Н.И. Сладков. Непослушные Малыши; Б.С. Житков. Охотник и собаки; И.П. Токмакова. Котята.

«Времена года» К.Паустовский «Какие бывают дожди»; А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи; К.Паустовский. Стальное колечко, И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе.


Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…», В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок», И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли», А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения. Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова. Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя). Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений). Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений. Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями. Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию. Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения. Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся. Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению. Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением. Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.


4. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 4 класс

Круг чтения


«Россия - наша Родина» С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации», В.Гудимов «Россия, Россия, Россия».

«Фольклор нашего народа» Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич», Славянский миф. Особенности мифа, Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком», Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море», Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя».

«О братьях наших меньших» Е.И. Носов. Хитрюга, В.В. Бианки .Сумасшедшая птица, В.П. Астафьев. Зорькина песня, Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч, К.Г. Паустовский. Теплый хлеб,

«Времена года» В.Бианки «Лесная газета», И. Анненский.Снег, М.М.Пришвин. Рассказы о весне, Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит.


Самостоятельное чтение Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; «По колено ноги в золоте»; Былины: «Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец», Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской», Басни: И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина», Ф. Глинка «Москва», А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами. Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте. Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения. Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений. Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения. Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета. Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего. Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче. Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе. Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной. Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.























2. Тематическое планирование учебного предмета «Литературное родное чтение».


2.1.Тематическое планирование учебного предмета «Литературное родное чтение». 1 КЛАСС.


№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

1.

«Россия - наша Родина»

2

2.

«Фольклор нашего народа»

5

3.

«О братьях наших меньших»

5

4.

«Времена года

5

Итого:

17 часов


2.2.Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение». 2 КЛАСС.

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

1.

«Россия - наша Родина»

2

2.

«Фольклор нашего народа»

5

3.

«О братьях наших меньших»

5

4.

«Времена года

5

Итого:

17 часов


2.3.Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение». 3 КЛАСС.

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

1.

«Россия - наша Родина»

2

2.

«Фольклор нашего народа»

5

3.

«О братьях наших меньших»

5

4.

«Времена года

5

Итого:

17 часов


2.4.Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение». 4 класс


№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

1.

«Россия - наша Родина»

2

2.

«Фольклор нашего народа»

5

3.

«О братьях наших меньших»

5

4.

«Времена года

5

Итого:

17 часов



3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»


3.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» . 1 класс


Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

 чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ;

 средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 мотивация к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Учащиеся приобретут опыт:

 внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;

 внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.


Метапредметные результаты.

Учащиеся научатся:

 ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

 находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);

 участвовать в диалоге;

 сравнивать героев разных произведений.


Учащиеся получат возможность научиться:

 знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;

 внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;

 сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;


Предметные результаты.

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

 воспринимать на слух художественное произведение;

 сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

 объяснять смысл названия произведения;

 читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.


Учащиеся получат возможность научиться:

 высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

 выразительно читать и учить наизусть стихотворения.


Учащиеся получат возможность научиться:

 сочинять рассказы по рисункам;

 сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся получат возможность научиться:

 выделять рифмы в тексте стихотворения;

 чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);

 различать сказки, стихотворения, рассказы.


3.2 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» .2 класс .


Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

 осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 ценности многонационального российского общества;

 гуманистические и демократические ценностные ориентации;

 положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.


Учащиеся приобретут опыт:

 внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;

 оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.


У учащихся могут быть сформированы:

 представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

 умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

 ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

 умения оценивать свое отношение к учебе;

 внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

 эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы) Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Учащиеся приобретут опыт:

 выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

 самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;

 планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

 прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

 самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту.


Учащиеся получат возможность научиться:

 сравнивать произведения и героев;

 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

 находить объяснение незнакомых слов в словаре;

 находить нужные книги в библиотеке.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

 работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

 задавать вопросы по тексту произведения;

 сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством учителя).


Учащиеся получат возможность научиться:

 обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

 аргументировать собственную позицию;

 получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.


Предметные результаты.

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

 воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

 читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

 пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

 объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

 вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

 объяснять действия персонажей;

 делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);

 сравнивать героев разных произведений;

 ставить вопросы к тексту.


Учащиеся получат возможность научиться:

 в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

 создавать рассказ по циклу картинок;

 рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

 выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.


Учащиеся получат возможность научиться:

 читать по ролям художественное произведение;

 сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;

 придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;

 создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;

 участвовать в инсценировке литературных произведений.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

 выделять рифмы в тексте стихотворения;


Учащиеся получат возможность научиться:

 объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;

 находить сравнения в тексте произведения;

 определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;

 определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;

 выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;

 определять ритм стихотворения путем прохлопывания.


3.3 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» . 3 класс .


Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

 умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

 ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

 умение оценивать свое отношение к учебе;

 уважение к культуре разных народов. У учащихся могут быть сформированы:

 представление об общих нравственных категориях у разных народов;

 нравственное чувство и чувственное сознание;

 умение анализировать свои переживания и поступки;

 способность к самооценке;

 эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

 бережное отношение к живой природе;

 эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.


Метапредметные результаты.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

 соотносить свои действия с поставленной целью;

 выполнять учебные действия в устной и письменной форме.


Учащиеся получат возможность научиться:

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

 планировать свои учебные действия;

 анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

 составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

 планировать свою читательскую деятельность;

 планировать свою деятельность при реализации проекта.


Познавательные

Учащиеся научатся:

 сравнивать произведения и героев;

 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

 свободно ориентироваться в аппарате учебника;

 находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.


Учащиеся получат возможность научиться:

 сравнивать и классифицировать жизненные явления;

 выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

 находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

 сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

 ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

 находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

 извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

 знакомиться с детской периодической литературой. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

 участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

 сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.


Учащиеся получат возможность научиться:

 работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

 осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

 овладевать диалогической формой речи;

 формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.


Предметные результаты.

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

 правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

 пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

 рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

 привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

 определять и оценивать позиции литературных героев;

 выявлять тему и главную мысль произведения;

 сопоставлять героев, идеи разных произведений;

 составлять план рассказа;

 определять свое и авторское отношение к героям;

 формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.


Учащиеся получат возможность научиться:

 составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

 ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

 делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

 читать по ролям художественное произведение;

 продолжать сюжет произведения, историю героя;

 участвовать в инсценировке произведения.


Учащиеся получат возможность научиться:

 создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;


 выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

 различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

 выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

 находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.


Учащиеся получат возможность научиться:

 определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

 использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.


3.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» . 4 класс

Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 способность к самооценке;

 чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

 представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

 ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

 регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

 эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

 эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

 познавательная мотивация учения;


У учащихся могут быть сформированы:

 чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

 устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

 толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.


Метапредметные результаты.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

 планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

 выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

 вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.


Учащиеся получат возможность научиться:

 ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

 самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

 планировать собственную читательскую деятельность.


Познавательные

Учащиеся научатся:

 находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

 выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

 устанавливать аналогии.


Учащиеся получат возможность научиться:

 осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

 сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

 строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

 работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

 работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

 аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

 точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

 оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

 владеть диалогической формой речи;

 корректно строить речь при решении коммуникативных задач.


Учащиеся получат возможность научиться:

 понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

 задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты.

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

 читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного, декламировать стихотворные произведения;

 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

 находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

 различать последовательность событий и последовательность их изложения;

 выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

 пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

 обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

 составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

 соотносить поступки героев с нравственными нормами;

 ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.


Учащиеся получат возможность научиться:

 составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

 высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

 высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

 создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

 читать по ролям художественное произведение;

 создавать текст на основе плана;

 придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

 писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

 участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

 создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.


Учащиеся получат возможность научиться:

 создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

 создавать иллюстрации к произведениям;

 создавать в группе сценарии и проекты.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

 выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

 определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

 выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

 вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

 определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

 различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

 находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.


Учащиеся получат возможность научиться:

 делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

 создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.



26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!