Комитет по образованию Ханты – Мансийского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»
Приложение 1
к основной образовательной программе начального
общего образования на 2018-2019 учебный год
МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»
Рабочая программа логопедических занятий
по коррекции
нарушений чтения и письма
с обучающимися 4 класса
(УО)
Составитель: Кожевникова М.М.,
учитель-логопед
д. Согом 2018
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа учитывает особенности деятельности умственно-отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое воспитание.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Встречаются трудности в произношении, в письме.
Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения,
2) коррекция фонематических процессов,
3) коррекционная работа на лексическом уровне,
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне.
5) совершенствование связной речи.
Задачей этого раздела в 4 классе является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Рабочая программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Коррекция нарушений речи учащихся с УО требует организации специальной логопедической работы, поэтому учащиеся с УО посещают логопедические занятия на логопункте в МКОУ ХМР «СОШ д.Согом».
Учитель – логопед проводит индивидуальные занятия 2 часа в неделю, всего за год 68 часов. На занятия с обучающимися отводится, как правило, 30 минут
4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Учащиеся должны уметь:
различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство,
различать буквы, имеющие кинетическое сходство,
ставить ударение,
строить слого-ритмическую схему слова,
выделять родственные слова из текста.
Ожидаемый результат на момент окончания занятий к концу 4 класса
- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
-Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
-Поставлены, автоматизированы и отдифференцированы все звуки;
-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.
5. Содержание коррекционного курса
1. Обследование речи учащихся
2. Повторение изученного в 3 классе:
развитие анализа структуры предложения,
развитие слогового анализа и синтеза,
развитие фонематического анализа и синтеза,
дифференциация твердых и мягких согласных,
дифференциация звонких и глухих согласных,
дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство,
обозначение мягкости согласных на письме.
3. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.
Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.
Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.
Звук и буква У. Дифференциация О-У.
4. Устранение оптической дисграфии и дислексии.
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.
Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
5. Устранение семантической дислексии
Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.
Занятия проводятся групповые и подгрупповые.
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Содержание работы по преодолению речевых нарушений | К-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
1 | Обследование устной и письменной речи | | 1 | | |
2 | Предложение. | Отработка навыков словообразования. | 1 | | |
3,4 | Предложение и слово. | 2 | | |
5,6 | Звуки и буквы. Алфавит. | 2 | | |
7,8 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 2 | | |
9 | Творческая работа по картине «Осень». | | 1 | | |
10 | Закрепление артикуляции звуков с, з, ц. | Звуковой анализ и синтез слов. Обогащение словарного запаса. | 2 | | |
11 | Закрепление артикуляции звуков ш, ж, щ. | 1 | | |
12, 13, 14 | Закрепление артикуляции звуков л, р. | 3 | | |
15 | Закрепление артикуляции звуков к, г, х. | 1 | | |
16,17,18 | Слоговой и звуко-буквенный слов. | Совершенствование навыка полноценного чтения. | 3 | | |
19, 20,21 | Перенос слов по слогам. | 3 | | |
22 | Контрольная работа | 1 | | |
23, 24 | Предлоги: за, -за, на, над, по, под, до, около, перед). | Уточнение имеющихся у детей слов, обогащение словарного запаса. | 2 | | |
25,26 | Родственные слова. | 2 | | |
27, 28, 29 | Подбор родственных слов, выделение корня. | 3 | | |
30,31 | Образование слов, посредством приставок: приставки с пространственным и временным значением: в, вы, под, над, от, у, про, пере. | Уточнение имеющихся у детей слов, дальнейшее обогащение словарного запаса. | 2 | | |
32 | Образование слов, посредством приставок: со значением неполноты действия (под, при). | 2 | | |
33,34 | Образование слов, посредством приставок: полноты и результативности действий (в, во, до, за). | 2 | | |
35,36 | Дифференциация предлогов и приставок. | Словообразование. | 2 | | |
37 | Образование слов посредством суффиксов: уменьшительных (очк, ечк, ик); ласкательных (еньк. оньк). | 1 | | |
38 | Образование слов посредством суффиксов:увеличительных (ищ). Суффиксов, сосредством которых образуются различные части речи. | 1 | | |
39 | Подбор слов-антонимов. | Обогащение словарного запаса. | 1 | | |
40 | Подбор слов-синонимов. | 1 | | |
41,42 | Составление предложений по серии картин. | Формирование навыков связной речи. | 2 | | |
43,44 | Составление предложений по заданному началу. | 2 | | |
45,46 | Составление предложений из слов, данных в разбивку. | 2 | | |
47,48 | Работа с деформированным текстом. | 2 | | |
49,50 | Членение сплошного текста на предложения. | 2 | | |
51 | Диктант на изученные правила. | | 1 | | |
52-53 | Повторение. | | 1 | | |
| |
7. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ.
Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Интерактивная доска
Ноутбук
Интерактивные логопедические игры и презентации
6