СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедических занятий с обучающимися 4 класса с ОВЗ (УО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических занятий с обучающимися 4 класса с ОВЗ (УО)»

Комитет по образованию Ханты – Мансийского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»




Приложение 1

к основной образовательной программе начального

общего образования на 2018-2019 учебный год

МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»











Рабочая программа логопедических занятий

по коррекции

нарушений чтения и письма

с обучающимися 4 класса

(УО)



















Составитель: Кожевникова М.М.,

учитель-логопед

















д. Согом 2018

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа учитывает особенности деятельности умственно-отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое воспитание.

При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Встречаются трудности в произношении, в письме.

Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция звукопроизношения,

2) коррекция фонематических процессов,

3) коррекционная работа на лексическом уровне,

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне.

5) совершенствование связной речи.

Задачей этого раздела в 4 классе является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.



2. Общая характеристика коррекционного курса



Рабочая программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».



3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.


Коррекция нарушений речи учащихся с УО требует организации специальной логопедической работы, поэтому учащиеся с УО посещают логопедические занятия на логопункте в МКОУ ХМР «СОШ д.Согом».

Учитель – логопед проводит индивидуальные занятия 2 часа в неделю, всего за год 68 часов. На занятия с обучающимися отводится, как правило, 30 минут



4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса



Учащиеся должны уметь:

  1. различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство,

  2. различать буквы, имеющие кинетическое сходство,

  3. ставить ударение,

  4. строить слого-ритмическую схему слова,

  5. выделять родственные слова из текста.

Ожидаемый результат на момент окончания занятий к концу 4 класса

- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

-Поставлены, автоматизированы и отдифференцированы все звуки;

-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.





5. Содержание коррекционного курса

1. Обследование речи учащихся

2. Повторение изученного в 3 классе:

  • развитие анализа структуры предложения,

  • развитие слогового анализа и синтеза,

  • развитие фонематического анализа и синтеза,

  • дифференциация твердых и мягких согласных,

  • дифференциация звонких и глухих согласных,

  • дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство,

  • обозначение мягкости согласных на письме.

3. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.

Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.

Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.

Звук и буква У. Дифференциация О-У.

4. Устранение оптической дисграфии и дислексии.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.

Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

5. Устранение семантической дислексии

Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.

Занятия проводятся групповые и подгрупповые.







  1. Тематическое планирование



Тема занятий

Содержание работы по преодолению речевых нарушений

К-во часов

Дата по плану

Дата факт.

1

Обследование устной и письменной речи


1



2

Предложение.

Отработка навыков словообразования.

1



3,4

Предложение и слово.

2



5,6

Звуки и буквы. Алфавит.

2



7,8

Гласные и согласные звуки и буквы.

2



9

Творческая работа по картине «Осень».


1



10

Закрепление артикуляции звуков

с, з, ц.







Звуковой анализ и синтез слов.

Обогащение словарного запаса.

2



11

Закрепление артикуляции звуков ш, ж, щ.

1



12, 13, 14

Закрепление артикуляции звуков

л, р.

3



15

Закрепление артикуляции звуков

к, г, х.

1



16,17,18

Слоговой и звуко-буквенный слов.



Совершенствование навыка полноценного чтения.

3



19, 20,21

Перенос слов по слогам.

3



22

Контрольная работа


1



23, 24

Предлоги: за, -за, на, над, по, под, до, около, перед).



Уточнение имеющихся у детей слов, обогащение словарного запаса.

2



25,26

Родственные слова.

2



27, 28, 29

Подбор родственных слов, выделение корня.

3



30,31

Образование слов, посредством приставок: приставки с пространственным и временным значением: в, вы, под, над, от, у, про, пере.











Уточнение имеющихся у детей слов, дальнейшее обогащение словарного запаса.

2



32

Образование слов, посредством приставок: со значением неполноты действия (под, при).

2



33,34

Образование слов, посредством приставок: полноты и результативности действий (в, во, до, за).

2



35,36

Дифференциация предлогов и приставок.









Словообразование.

2



37

Образование слов посредством суффиксов: уменьшительных (очк, ечк, ик);

ласкательных (еньк. оньк).

1



38

Образование слов посредством суффиксов:увеличительных (ищ). Суффиксов, сосредством которых образуются различные части речи.

1



39

Подбор слов-антонимов.

Обогащение словарного запаса.

1



40

Подбор слов-синонимов.

1



41,42

Составление предложений по серии картин.





Формирование навыков связной речи.

2



43,44

Составление предложений по заданному началу.

2



45,46

Составление предложений из слов, данных в разбивку.

2



47,48

Работа с деформированным текстом.

2



49,50

Членение сплошного текста на предложения.

2



51

Диктант на изученные правила.


1



52-53

Повторение.


1












7. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос

  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.

  3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ.

  4. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение.

  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


 Интерактивная доска

 Ноутбук

Интерактивные логопедические игры и презентации








6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!