1.Планируемые результаты, достигаемые при изучении предмета «Технология» в 5-8 классах
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения.
Как уже было сказано, содержание учебного курса «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых компонентов, поэтому результаты обучения не разделены по классам.
Содержание деятельности учащихся в каждом классе, с 5-го по 8-й, по программе в соответствии с новой методологией включает в себя 11 общих для всех классов модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Модуль 2. Производство.
Модуль 3. Технология.
Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль 11. Социальные технологии.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты У учащихся будут сформированы: — познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности; — желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; — трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; — умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда; — самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; — умение планировать образовательную и профессиональную карьеры; — осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; — бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; — технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты У учащихся будут сформированы: — умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; 8 — умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; — творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса; — самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; — способность моделировать планируемые процессы и объекты; — умение аргументировать свои решения и формулировать выводы; — способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности; — умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности; — умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; — умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива; — способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; — умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности; — понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты В познавательной сфере у учащихся будут сформированы: — владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; — ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг; — ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах; — использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; — навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда; — владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; — владение методами творческой деятельности; — применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: — способности планировать технологический процесс и процесс труда; — умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда; 9 — умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда; — умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии; — умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов; — умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты; — умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии; — умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей; — умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке; — навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов; — навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя; — навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда; — умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля; — способность нести ответственность за охрану собственного здоровья; — знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; — ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине; — умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; — умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки. В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы: — готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере; — навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности; — навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; — навыки согласования своих возможностей и потребностей; — ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда; — проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ; 10 — экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств. В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: — умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ; — владение методами моделирования и конструирования; — навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг; — умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности; — композиционное мышление. В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы: — умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации; — способность бесконфликтного общения; — навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов; — способность к коллективному решению творческих задач; — желание и готовность прийти на помощь товарищу; — умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др. В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы: — развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; — достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций; — соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований; — развитие глазомера; — развитие осязания, вкуса, обоняния
2.Содержание учебной программы
1.Основы производства
Теоретические сведения
Техносфера и сфера природы как среды обитания человека. Характеристики техносферы и её проявления. Потребительские блага и антиблага, их сущность, производство потребительских благ.
Общая характеристика производства. Труд как основа производства. Умственный и физический труд. Предметы труда в производстве. Вещество, энергия, информация, объекты живой природы, объекты социальной среды как предметы труда.
Общая характеристика современных средств труда. Виды средств труда в производстве.
Практическая деятельность
Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин. Учебное управление средствами труда.
2.Общая технология
Теоретические сведения
Понятие о технологии, её современное понимание как совокупности средств и методов производства. Классификация технологий по разным основаниям.
Основные признаки проявления технологии в отличие от ремесленного способа деятельности. Общие характеристики технологии. Алгоритмическая сущность технологии в производстве потребительских благ.
Производственная, технологическая и трудовая дисциплина. Техническая и технологическая документация. Особенности создания технологической документации для швейного производства.
Практическая деятельность
Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Ознакомление с образцами предметов труда. Учебное управление технологическими средствами труда. Ознакомление с измерительными приборами для контроля технологий и проведение измерений различных технических, технологических и физических параметров предмета труда. Подготовка рефератов.
3.Техника
Теоретические сведения
Понятие техники как форме деятельности и средстве труда. Современное понимание техники. Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.
Понятие технической системы. Технологические машины как технические системы. Основные конструктивные элементы техники. Рабочие органы техники.
Практическая деятельность
Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам. Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, станками, приборами и аппаратами.
4.Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
текстильные материалы и кожа
Теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения.
Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей.
Виды и свойства тканей из химических волокон. Виды нетканых материалов из химических волокон.
Кожа и её свойства. Области применения кожи как конструкционного материала.
Чертёж и выкройка швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров фигуры человека. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек различных изделий и их деталей. Правила безопасной работы ножницами. Порядок соединения деталей в сложных изделиях.
Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.
Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.
Уход за швейной машиной.
Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы при раскрое ткани.
Основные операции при ручных работах: перенос пиний выкройки на детали кроя, стежками предохранение срезов от осыпания – ручное обмётывание.
Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО.
Практическая деятельность
Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Упражнение на швейной машине.
Работы по настройке и регулированию механизмов и систем швейной машины.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов для иллюстрации ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
5.Технологии обработки пищевых продуктов
Теоретические сведения
Понятия «санитария» и «гигиена». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи.
Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями.
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая и кофе. Технология приготовления горячих напитков. Современные приборы и способы приготовления чая и кофе.
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Технология приготовления блюд из сырых овощей (фруктов).
Виды тепловой обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления блюд из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.
Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления различных блюд из яиц.
Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд.
Практическая деятельность
Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.
Сервировка стола.
6.Технологии получения, преобразования и использования энергии
Теоретические сведения
Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия.
Методы и средства получения механической энергии.
Практическая деятельность
Сбор дополнительной информации об областях получения и применения механической энергии в Интернете и справочной литературе.
7.Технологии получения, обработки и использования информации
Теоретические сведения
Информация и ее виды. Объективная и субъективная информация. Характеристика видов информации в зависимости от органов чувств.
Способы отображения информации. Знаки символы, образы и реальные объекты как средства отображения информации. Технологии записи и представления информации разными средствами.
Практическая деятельность
Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.
Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.
8.Технологии растениеводства
Теоретические сведения
Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений.
Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком. Предназначение дикорастущих растений в жизни человека. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Технологии переработки и применения сырья дикорастущих растений.
Практическая деятельность
Определение основных групп культурных растений.
Определение основных видов дикорастущих растений, используемых человеком. Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона. Освоение способов переработки сырья дикорастущих растений (чаи, настои, отвары и др.).
9.Технологии животноводства
Теоретические сведения
Животные организмы как объект технологии. Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Классификация животных организмов как объекта технологии.
Практическая деятельность
Сбор информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классификация этих потребностей.
10.Социально-экономические технологии
Теоретические сведения
Сущность социальных технологий. Человек как объект социальных технологий. Основные свойства личности человека. Потребности и их иерархия.
Виды социальных технологий. Технологии общения.
Практическая деятельность
Тесты по оценке свойств личности.
11.Методы и средства творческой и проектной деятельности
Теоретические сведения
Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.
Основные этапы проектной деятельности и их характеристики.
Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления.
Практическая деятельность
Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.
Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.
Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками.
3.Тематическое планирование 5 класс (68 ч)
Темы, входящие в разделы программы | Количество занятий |
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности | 6 |
2. Производство | 6 |
3. Технология | 8 |
4. Техника | 6 |
5. Технологии получения, об- работки, преобразования и ис- пользования материалов | 12 |
6. Технологии обработки пи- щевых продуктов | 4 |
7. Технологии получения, пре- образования и использования энергии | 6 |
8. Технологии получения, обработки и использования информации | 6 |
9. Технологии растениеводства | 4 |
10. Технологии животноводства | 4 |
11. Социальные технологии | 6 |
Итоговое занятие | |
Тематическое планирование 6 класс (68 ч)
Темы, входящие в разделы программы | Количество занятий |
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности | 6 |
2. Производство | 4 |
3. Технология | 8 |
4. Техника | 6 |
5. Технологии получения, об- работки, преобразования и ис- пользования материалов | 12 |
б. Технологии обработки пищевых продуктов | 4 |
7. Технологии получения, пре- образования и использования энергии | 6 |
8. Технологии получения, обработки и использования информации | 6 |
9. Технологии растениеводства | 4 |
10. Технологии животноводства | 6 |
11. Социальные технологии | 6 |
12. Итоговое занятие | |
Тематическое планирование 7 класс (34ч.)
Темы, входящие в разделы программы | Количество занятий |
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности | 2 |
2. Производство | 4 |
3. Технология | 4 |
4. Техника | 4 |
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 4 |
б. Технологии обработки пищевых продуктов | 2 |
7. Технологии получения, пре- образования и использования энергии | 4 |
8. Технологии получения, обработки и использования информации | 3 |
9. Технологии растениеводства | 2 |
10. Технологии животноводства | 2 |
11. Социально-экономические технологии | 3 |
Итоговое занятие | |
Тематическое планирование 8 класс (34ч.)
Темы, входящие в разделы программы | Количество занятий |
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности | 2 |
2. Производство | 4 |
3. Технология | 4 |
4. Техника | 4 |
5. Технологии получения, обработки,преобразования и использования материалов | 4 |
6. Технологии обработки пищевых продуктов | 2 |
7. Технологии получения, пре- образования и использования энергии | 3 |
8. Технологии получения, обработки и использования информации | 4 |
9. Технологии растениеводства | 2 |
10. Технологии животноводства | 2 |
11. Социальные технологии | 3 |
Итоговое занятие | |