Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по математике для 4 класса «Математическая карусель» составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Приказа Минпросвещения России №286 от 31.05. 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №37».
4. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.
5. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),
6. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115.
7. Письмом Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672(«О направлении методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
8. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020г. №ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации идополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционныхобразовательных технологий».
9. Приказом Министерства просвещения РФ №712 от 11.12.2020г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
8. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
10. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ.
Адресат
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике адресована учащимся 4 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень.
Объем и сроки обучения
Программа рассчитана на 34 часа, изучается в течение учебного года согласно базисному учебному плану ОУ.
Цели курса внеурочной деятельности:
развить математическое мышление школьников и их творческие способности;
углубить знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;
научить самостоятельно добывать знания;
интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий;
повышение познавательного интереса учащихся;
формирование вычислительных умений и умений решать разнообразные задачи.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Математическая карусель»
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организуются такие формы учебной деятельности, как:
уроки;
лекции;
семинары;
практические занятия;
самостоятельные работы;
консультации с преподавателями;
дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного обучения:
работа с электронным учебником;
просмотр видеолекций;
прослушивание аудиокассет;
компьютерное тестирование;
изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в следующих режимах:
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе) возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого возможные каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
сделать занятие наглядным, красочным, информативным;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
активизировать познавательную деятельность учащегося;
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
развивать мышление и творческие способности детей.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе.
Формы организации учебного процесса
индивидуальная;
парная;
групповая;
коллективная.
Структура программы
Пояснительная записка.
Содержание обучения.
Планируемые результаты обучения.
Тематическое планирование.
Формы подведения итогов:
Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.
Участие в предметных неделях.
Участие в проектной деятельности.
Участие в выставке творческих работ.
Составление собственных занимательныхзадач.
Предполагаемый результат:
овладение методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым специальным приёмам решения задач;
развитиелюбознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
сравнениеразных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
воспитание культуры личности.
Содержаниекурсавнеурочной деятельности
«Математическая карусель»
Математика – царица наук. Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека.
Как люди научились считать. Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Счет – требование жизни.
Как люди научились записывать цифры.Способы записывать числа.
Запись чисел у разных народов.
Все началось с пятерни.Первобытный «компьютер», который всегда с нами. Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов.
Геометрия вокруг нас. Геометрические фигуры.Из истории круга, квадрата, треугольника.
Игра – занятие «Путешествие по стране «Математика» Геометрические фигуры.
Развивающие игры. Путешествие по стране «Лесное царство» Решение математических закономерностей.
Цифра ноль. История открытия ноля. Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо.
Экскурс в историю чисел.
История возникновения знаков «+», «-», «=». Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=».
История линейки. Линейке исполнилось более 200 лет.
Праздник чисел. Обобщение знаний о числах.
Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет истирает?
Школьные принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш, ластик.
Математические игры. Обобщение знаний о числах.
Математические ребусы. Задания на развитие математического представления.
Заседание Клуба знатоков математики.Отношения,неравенства. Знаки операций деления и умножения.
Математический КВН.Участие в конкурсах с математической направленностью.
История игры «Танграмм».История игры «Танграмм»
Задачи в стихах. Решение занимательных задач в стихах.
Математические сказки. Как родилась линия? Приключения точки.
Час веселой математики. Участие в математических конкурсах.
Математический бой.Участие в дидактических играх соревновательного характера.
Проект «Создание задачника по математике»Подбор задач о животных и растениях нашего края.
Решение олимпиадных задач.Задачи повышенной сложности.
Математика и профессии людей. Знакомство с профессиями людей.
Знакомьтесь: ПИФАГОР! Вклад Пифагора в развитие математики.
Математические цепочки. Решение математических цепочек.
Знакомьтесь: АРХИМЕД! Вклад Архимеда в развитие математики.
Практикум «Подумай и реши» Сложение и вычитание чисел, решение задач.
Игра «Самый внимательный» Закрепление навыков действий через игру.
Смотр знаний. Решение математических заданий.
Весёлые задачки. Решение задач.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Математическая карусель»
Личностныерезультаты:
Патриотическое воспитание:
Проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношениемк достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества;
Готовность к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознание важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
Способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладение навыками исследовательской деятельности.
Развитиелюбознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Метапредметные результаты:
Сравнениеразных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.
Применениеизученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализ правил игры.
Действие в соответствии с заданными правилами.
Включениев групповую работу.
Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
Сопоставление полученного результата с заданным условием, контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.
Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.
Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.
Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи.
Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.
Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
Конструирование несложных задач.
Выделениефигуры заданной формы на сложном чертеже.
Предметные результаты:
Создание фундамента для математического развития.
Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Математика – царица наук. | 1 | Презентация | https://ppt-online.org/484776 |
2. | Как люди научились считать. | 1 | Практическое занятие с элементами игры | https://ppt-online.org/275063 |
3. | Как люди научились записывать цифры. | 1 | Лекция, презентация | https://ppt-online.org/275063 |
4 | Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами. | 1 | Лекция, презентация | https://infourok.ru/prezentaciya-schyot-ot-drevnosti-do-nashih-dney-630469.html |
5 | Геометрия вокруг нас. | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/prezentaciya-po-geometrii-geometriya-vokrug-nas-5292761.html |
6 | Игра – занятие «Путешествие по стране «Математика» | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/urokigra-puteshestvie-v-stranu-matematiki-y-klass-679217.html |
7 | Развивающие игры. Путешествие по стране «Лесное царство» | 1 | Занятие с элементами игры | https://www.uchportal.ru/load/119-1-0-61218 |
8 | Цифра ноль. История открытия ноля. | 1 | Лекция | https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/07/prezentatsiya-udivitelnaya-istoriya-nulya |
9 | Экскурс в историю чисел. | 1 | Лекция, презентация | https://infourok.ru/takaya_raznaya_matematika-ekskursiya_v_istoriyu_chisel__5-7_klassy-580143.htm |
10 | История возникновения знаковнеравенства | 1 | Занятие с элементами игры | www.fcior.edu.ru;http:// |
11 | История линейки. | 1 | Лекция, презентация | https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-sozdaniya-lineyki-1105910.html |
12 | Праздник чисел. | 1 | Занятие с элементами игры | http://www.myshared.ru/slide/1181191/ |
13 | Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» | 1 | Занятие с элементами игры | http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu./ |
14 | Математические игры. | 1 | Занятие с элементами игры | http://www.myshared.ru/slide/1181191/ |
15 | Математические ребусы. | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/prezentaciya-rebusy-matematicheskie-rebusy-6053031.html |
16 | Заседание Клуба знатоков математики. | 1 | Занятие с элементами игры | |
17 | Математический КВН. | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/kvn-prezentaciya-po-matematike-4-klass-4163941.html |
18 | История игры «Танграмм». | 1 | Лекция, презентация | www.fcior.edu.ru;http:// https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-vneurochnoj-deyatelnosti-tangram-5411592.html |
19 | Задачи в стихах. | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/veselye_zadachi_v_stihah1-4_klass.-431492.htm |
20 | Математические сказки. | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-matematicheskie-skazki-836419.html |
21 | Час веселой математики. | 1 | Занятие с элементами игры | |
22 | Математический бой. | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/kvn-prezentaciya-po-matematike-4-klass-4163941.html |
23 | Проект «Создание задачника по математике» | 1 | Лекция, презентация | www.fcior.edu.ru;http:// |
24 | Решение олимпиадных задач. | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-olimpiadnye-zadachi-4-klass-5346528.html |
25 | Математика и профессии людей. | 1 | Лекция, презентация | Педагогическая мастерская, http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu./ |
26 | Знакомьтесь: ПИФАГОР! | 1 | Лекция, презентация | https://multiurok.ru/files/kruzhok-po-matiematikie-triz-tiema-znakom-ties-pif.html |
27 | Математические цепочки. | 1 | Занятие с элементами игры | Педагогическая мастерская, http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu./ |
28 | Знакомьтесь: АРХИМЕД! | 1 | Лекция, презентация | https://infourok.ru/prezentaciya-velikiy-arhimed-1240916.html |
29 | Практикум «Подумай и реши» | 1 | Занятие с элементами игры | www.fcior.edu.ru;http:// |
30 | Игра «Самый внимательный» | 1 | Занятие с элементами игры | https://ppt-online.org/596307 |
31 | Смотр знаний | 1 | Занятие с элементами игры | www.fcior.edu.ru;http:// |
32 | Весёлые задачки | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-matematicheskie-zagadki-s-podvohom-3-4-klass-4575352.html |
33 | Математические загадки | 1 | Занятие с элементами игры | https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-interesnie-zagadki-klass-939209.html |
34 | Урок-сказка. Обобщающее занятие. | 1 | Занятие с элементами игры | www.fcior.edu.ru;http:// |
| Всего | 34 | | |