СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа математическая карусель 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа математическая карусель 4 класс»



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по математике для 4 класса «Математическая карусель» составлена на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.

2. Приказа Минпросвещения России №286 от 31.05. 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №37».

4. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2022-2023 учебный год.

5. В соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в разделе «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р),

6. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115.

7. Письмом Минобрнауки РФ от 18.08.2017 № 09-1672(«О направлении методических

рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).

8. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020г. №ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации идополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционныхобразовательных технологий».

9. Приказом Министерства просвещения РФ №712 от 11.12.2020г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

8. Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

10. В соответствии с программой воспитательной работы МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ.

Адресат

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике адресована учащимся 4 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень.

Объем и сроки обучения

Программа рассчитана на 34 часа, изучается в течение учебного года согласно базисному учебному плану ОУ.

Цели курса внеурочной деятельности:

  • развить математическое мышление школьников и их творческие способности;

  • углубить знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;

  • научить самостоятельно добывать знания;

  • интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий;

  • повышение познавательного интереса учащихся;

  • формирование вычислительных умений и умений решать разнообразные задачи.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Математическая карусель»

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;

  • создание эффективного образовательного пространства;

  • развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организуются такие формы учебной деятельности, как:

  • уроки;

  • лекции;

  • семинары;

  • практические занятия;

  • самостоятельные работы;

  • консультации с преподавателями;

  • дистанционные конкурсы, олимпиады.

Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного обучения:

  • работа с электронным учебником;

  • просмотр видеолекций;

  • прослушивание аудиокассет;

  • компьютерное тестирование;

  • изучение печатных и других учебных и методических материалов.

Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в следующих режимах:

  • консультации онлайн;

  • предоставление методических материалов;

  • сопровождение офлайн .

В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе) возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого возможные каналы выхода в Интернет.

Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:

  • сделать занятие наглядным, красочным, информативным;

  • использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;

  • активизировать познавательную деятельность учащегося;

  • повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;

  • развивать мышление и творческие способности детей.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых

При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе.

Формы организации учебного процесса

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • коллективная.

Структура программы

  • Пояснительная записка.

  • Содержание обучения.

  • Планируемые результаты обучения.

  • Тематическое планирование.

Формы подведения итогов:

  • Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

  • Участие в предметных неделях.

  • Участие в проектной деятельности.

  • Участие в выставке творческих работ.

  • Составление собственных занимательныхзадач.

Предполагаемый результат:

  • овладение методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым специальным приёмам решения задач;

  • развитиелюбознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

  • сравнениеразных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;

  • воспитание культуры личности.



Содержаниекурсавнеурочной деятельности

«Математическая карусель»

Математика – царица наук. Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека.

Как люди научились считать. Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Счет – требование жизни.

Как люди научились записывать цифры.Способы записывать числа.

Запись чисел у разных народов.

Все началось с пятерни.Первобытный «компьютер», который всегда с нами. Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов.

Геометрия вокруг нас. Геометрические фигуры.Из истории круга, квадрата, треугольника.

Игра – занятие «Путешествие по стране «Математика» Геометрические фигуры.

Развивающие игры. Путешествие по стране «Лесное царство» Решение математических закономерностей.

Цифра ноль. История открытия ноля. Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо.

Экскурс в историю чисел.

История возникновения знаков «+», «-», «=». Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=».

История линейки. Линейке исполнилось более 200 лет.

Праздник чисел. Обобщение знаний о числах.

Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет истирает?

Школьные принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш, ластик.

Математические игры. Обобщение знаний о числах.

Математические ребусы. Задания на развитие математического представления.

Заседание Клуба знатоков математики.Отношения,неравенства. Знаки операций деления и умножения.

Математический КВН.Участие в конкурсах с математической направленностью.

История игры «Танграмм».История игры «Танграмм»

Задачи в стихах. Решение занимательных задач в стихах.

Математические сказки. Как родилась линия? Приключения точки.

Час веселой математики. Участие в математических конкурсах.

Математический бой.Участие в дидактических играх соревновательного характера.

Проект «Создание задачника по математике»Подбор задач о животных и растениях нашего края.

Решение олимпиадных задач.Задачи повышенной сложности.

Математика и профессии людей. Знакомство с профессиями людей.

Знакомьтесь: ПИФАГОР! Вклад Пифагора в развитие математики.

Математические цепочки. Решение математических цепочек.

Знакомьтесь: АРХИМЕД! Вклад Архимеда в развитие математики.

Практикум «Подумай и реши» Сложение и вычитание чисел, решение задач.

Игра «Самый внимательный» Закрепление навыков действий через игру.

Смотр знаний. Решение математических заданий.

Весёлые задачки. Решение задач.




Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Математическая карусель»

Личностныерезультаты:

Патриотическое воспитание:

Проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношениемк достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества;

Готовность к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознание важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

Способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладение навыками исследовательской деятельности.

Развитиелюбознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий

проблемного и эвристического характера.

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

Готовность применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Метапредметные результаты:

Сравнениеразных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.

Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.

Применениеизученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализ правил игры.

Действие в соответствии с заданными правилами.

Включениев групповую работу.

Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Сопоставление полученного результата с заданным условием, контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.

Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.

Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.

Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.

Воспроизведение способа решения задачи.

Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.

Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.

Конструирование несложных задач.

Выделениефигуры заданной формы на сложном чертеже.

Предметные результаты:

Создание фундамента для математического развития.

Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.



Тематическое планирование


Тема

Кол-во

часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Математика – царица наук.

1

Презентация

https://ppt-online.org/484776


2.

Как люди научились считать.

1

Практическое занятие с элементами игры

https://ppt-online.org/275063


3.

Как люди научились записывать цифры.

1

Лекция,

презентация

https://ppt-online.org/275063


4

Все началось с пятерни.

Первобытный «компьютер», который всегда с нами.

1

Лекция,

презентация

https://infourok.ru/prezentaciya-schyot-ot-drevnosti-do-nashih-dney-630469.html


5

Геометрия вокруг нас.

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/prezentaciya-po-geometrii-geometriya-vokrug-nas-5292761.html


6

Игра – занятие «Путешествие по стране «Математика»

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/urokigra-puteshestvie-v-stranu-matematiki-y-klass-679217.html


7

Развивающие игры. Путешествие по стране «Лесное царство»

1

Занятие с элементами игры

https://www.uchportal.ru/load/119-1-0-61218


8

Цифра ноль. История открытия ноля.

1

Лекция

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/07/prezentatsiya-udivitelnaya-istoriya-nulya


9

Экскурс в историю чисел.

1

Лекция,

презентация

https://infourok.ru/takaya_raznaya_matematika-ekskursiya_v_istoriyu_chisel__5-7_klassy-580143.htm


10

История возникновения знаковнеравенства

1

Занятие с элементами игры

www.fcior.edu.ru;http://


11

 История линейки.

1

Лекция,

презентация

https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-sozdaniya-lineyki-1105910.html


12

Праздник чисел.

1

Занятие с элементами игры

http://www.myshared.ru/slide/1181191/


13

Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?»

1

Занятие с элементами игры

http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu./


14

Математические игры.

1

Занятие с элементами игры

http://www.myshared.ru/slide/1181191/


15

Математические ребусы.

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/prezentaciya-rebusy-matematicheskie-rebusy-6053031.html


16

Заседание Клуба знатоков математики.

1

Занятие с элементами игры


17

Математический КВН.

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/kvn-prezentaciya-po-matematike-4-klass-4163941.html


18

История игры «Танграмм».

1

Лекция,

презентация

www.fcior.edu.ru;http://

https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-vneurochnoj-deyatelnosti-tangram-5411592.html



19

Задачи в стихах.

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/veselye_zadachi_v_stihah1-4_klass.-431492.htm


20

Математические сказки.

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-matematicheskie-skazki-836419.html


21

Час веселой математики.

1

Занятие с элементами игры


22

Математический бой.

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/kvn-prezentaciya-po-matematike-4-klass-4163941.html


23

Проект «Создание задачника по математике»

1

Лекция,

презентация

www.fcior.edu.ru;http://


24

Решение олимпиадных задач.

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-olimpiadnye-zadachi-4-klass-5346528.html


25

Математика и профессии людей.

1

Лекция,

презентация

Педагогическая мастерская, http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu./


26

Знакомьтесь: ПИФАГОР!

1

Лекция,

презентация

https://multiurok.ru/files/kruzhok-po-matiematikie-triz-tiema-znakom-ties-pif.html


27

Математические цепочки.

1

Занятие с элементами игры

Педагогическая мастерская, http://teacher.fio.ru.;http://www.fcior.edu.ru;http://www.schoolcollection.edu./


28

Знакомьтесь: АРХИМЕД!

1

Лекция,

презентация

https://infourok.ru/prezentaciya-velikiy-arhimed-1240916.html


29

Практикум «Подумай и реши»

1

Занятие с элементами игры

www.fcior.edu.ru;http://


30

Игра «Самый внимательный»

1

Занятие с элементами игры

https://ppt-online.org/596307


31

Смотр знаний

1

Занятие с элементами игры

www.fcior.edu.ru;http://

32

Весёлые задачки

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-matematicheskie-zagadki-s-podvohom-3-4-klass-4575352.html


33

Математические загадки

1

Занятие с элементами игры

https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-interesnie-zagadki-klass-939209.html


34

Урок-сказка. Обобщающее занятие.

1

Занятие с элементами игры

www.fcior.edu.ru;http://


Всего

34