Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты следующие документы:
2)Учебный план МКОУ «Школа-интернат №39».
1.Математика.1 класс. учеб.для общеобразовательных организаций, осуществляющих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. М.:Просвещение,2017 В 2ч.Т.В.Алышева. – М.:Просвещение,2017
На изучение предмета «Математические представления» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.
№ Урока | Тема | Тип урока | Технологии | Цель урока | Виды деятельности | Предметные знания |
I ЧЕТВЕРТЬ 16ч |
«Количественные представления» |
1 | Узнавание и выделение цифры 1 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом | Формирование умения узнавать и выделять цифры, соотносить их с количеством. конструировать |
2 | Соотнесение цифры 1 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
3 | Конструирование цифры 1 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
4 | Узнавание и выделение цифры 2 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
5 | Соотнесение цифры 2 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
6 | Конструирование цифры 2 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
7 | Узнавание и выделение цифры 3 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
8 | Соотнесение цифры 3 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
9 | Конструирование цифры 3 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
10 | Узнавание и выделение цифры 4 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом | Формирование умения узнавать и выделять цифры, соотносить их с количеством. конструировать |
11 | Соотнесение цифры 4 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
12 | Конструирование цифры 4 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
13 | Узнавание и выделение цифры 5 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
14 | Соотнесение цифры 5 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом | Формирование умения выполнять арифметические действия, пользоваться калькулятором. |
15 | Конструирование цифры 5 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
16 | Самостоятельная работа | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинкам | Уметь действовать совместно с учителем. |
II четверть 16ч |
«Пространственные представления» |
1 | Пространственные представления: вверху - внизу | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Вверху внизу» | Работа с картинкам | Формирование умения различать и соотносить действие с пространственными представлениями. |
2 | Пространственные представления: впереди - сзади | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Впереди сзади» | Работа с картинкам |
3 | Пространственные представления :слева -справа | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Впереди сзади» | Работа с картинкам |
4 | Пространственные представления: Справа - слева | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Вверху внизу» | Работа с картинками, листом бумаги | Формирование умения различать и соотносить действие с пространственными представлениями |
5 | Пространственные представления :вверху, внизу, в середине | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Вверху внизу», «в середине» | Работа с картинками, листом бумаги |
6 | Пространственные представления :первый -последний | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Первый -последний» | Работа с картинкам | Формирование умения различать, составлять и прослеживать последовательность событий. |
7-8 | Пространственные представления: перед, после, между | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Перед, после, между» | Работа с картинкам |
9 | Повторение изученного материала по теме «Пространственные представления» | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинкам | Уметь действовать совместно с учителем. |
«Временные представления» |
10 | Времена года: осень,зима | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить определять времена года | Работа с картинкам | Формирование умения различать времена года |
11 | Времена года:, весна, лето | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить определять времена года | Работа с картинкам | Формирование умения различать времена года |
12 | Части суток: день, ночь | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить понимать и определять сутки | Работа с картинкам | Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками. |
13 | Части суток: утро, вечер | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить понимать и определять сутки | Работа с картинкам | Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками. |
14 | Соотнесение картинок с частями суток | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить понимать и определять сутки | Работа с картинкам | Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками. |
15 | Повторение изученного материала | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинкам | Уметь действовать совместно с учителем. |
16 | Контрольные задания | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинкам | Уметь действовать совместно с учителем. |
III ЧЕТВЕРТЬ - 22ч |
«Количественные представления» |
1 | Узнавание и выделение цифры 6 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом | Формирование умения узнавать и выделять цифры, соотносить их с количеством. конструировать |
2 | Соотнесение цифры 6 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
3 | Конструирование цифры 6 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
4 | Узнавание и выделение цифры 7 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
5 | Соотнесение цифры 7 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
6 | Конструирование цифры 7 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
7 | Узнавание и выделение цифры 8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
8 | Соотнесение цифры 8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
9 | Конструирование цифры 8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
10 | Счет предметов в пределах 8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Пересчитывание предметов в количестве 8 | Работа с картинками и раздаточным материалом |
11 12 | Решение примеров на сложение в пределах 8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык решения примеров на калькуляторе | Работа с калькулятором | Формирование умения работать на калькуляторе |
13 14 | Решение примеров на вычитание в пределах 8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык решения примеров на калькуляторе | Работа с калькулятором |
15 | Сравнение предметов по количеству в пределах 8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык сравнения предметов по количеству | Работа с картинками и раздаточным материалом | Формирование умения сравнивать предметы по количеству |
16 | Решение примеров на калькуляторе | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык решения примеров на калькуляторе | Работа с калькулятором | Формирование умения работать на калькуляторе |
17 18 | Прямой порядковый счет 1-8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык прямого порядкового счета 1-8 | Работа с картинками и раздаточным материалом | |
19 | Обратный порядковый счет 1-8 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык обратного порядкового счета 1-8 | Работа с картинками и раздаточным материалом | |
20 | Понятие «деньги». | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать понятие «деньги», «стоимость» | Работа с раздаточным материалом | Формирование умения различать купюры и монеты. |
21 | Игра «Покупки в магазине» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать навык счета игрушечных купюр | Работа с раздаточным материалом | Формирование умения различать купюры и монеты. |
22 | Самостоятельная работа | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинкам | Уметь действовать совместно с учителем. |
4 ЧЕТВЕРТЬ 16ч |
«Представления о форме» |
1 | Геометрические фигуры. Круг. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «Круг» | Работа с картинкам | Формирование умения различать геометрический материал. |
2 | Круг большой- маленький. Группировка фигур. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Выделение круглых предметов из других. | Работа с картинками и раздаточным материалом | |
3 | Геометрические фигуры. Квадрат. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «Квадрат» | Работа с картинками и раздаточным материалом |
4 | Квадрат большой -маленький. Группировка фигур. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Выделение квадратных предметов из других. | Работа с картинками и раздаточным материалом |
5 | Обводка узора из геометрических фигур по трафарету. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Умение пользоваться трафаретом | Работа с картинками и раздаточным материалом |
6 | Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Умение штриховать | Работа с картинками и раздаточным материалом |
7 | Геометрические фигуры. Треугольник | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «Треугольник» | Работа с картинками и раздаточным материалом |
8 | Геометрические фигуры.Овал. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «Овал» | Работа с картинками и раздаточным материалом |
9 | Знакомство с объемной фигурой -шар | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «шар» | Работа с картинками и раздаточным материалом |
10 | Знакомство с объемной фигурой-куб | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «куб» | Работа с картинками и раздаточным материалом |
11 | Контрольные задания | Комбинированный | Личностно-ориентированного обучение | Диагностика умения различать геометрический материал | Работа с картинками и раздаточным материалом | Умение пользоваться приобретенными знаниями |
12 | Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представления о геометрическом материале | Работа с картинкам | Формирование умения различать геометрический материал. |
13 | Различение геометрических тел: «шар», «куб» | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представления о геометрическом материале | Работа с картинками и раздаточным материалом |
14 | Повторение изученного материала по теме «Представления о форме» | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинками |