Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты следующие документы:
2)Учебный план МКОУ «Школа-интернат №39».
1.Математика.1 класс. учеб.для общеобразовательных организаций, осуществляющих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. М.:Просвещение,2017 В 2ч.Т.В.Алышева. – М.:Просвещение,2017
На изучение предмета «Математические представления» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 66 часов.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Цель предмета - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием .Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг,). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
№ Урока | Тема | Тип урока | Технологии | Цель урока | Виды деятельности | Предметные знания |
I ЧЕТВЕРТЬ | 16ч |
«Представления о величине» | |
1 2 | «Большой - маленький» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Большой - маленький» | Работа с картинками игрушками | Формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине. Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем. |
3 4 | «Длинный-короткий» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Длинный-короткий» | Работа с картинками игрушками |
5 6 | «Высокий низкий» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Высокий низкий» | Работа с картинками и игрушками |
7 8 | «Широкий узкий» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Широкий узкий» | Работа с картинками и игрушками |
«Количественные представления» |
9 10 | «Мало много» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Мало много» | Работа с картинками и игрушками | Формирование умения различать и сравнивать предметы. Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем. |
11 | «Пусто» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Пусто» | Работа с картинками и игрушками |
12 | Изменение количества предметов | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление об изменение количества | Работа с картинками и игрушками | Формирование умения различать и сравнивать предметы. Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем. |
13 | Узнавание и выделение цифры 0 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
14 | Узнавание и выделение цифры 1 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
15 | Соотнесение цифры 1 с количеством предметов | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Уметь сравнивать и различать предметы по количеству | Работа с картинками и игрушками |
16 | Повторение изученного материала | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинкам | Уметь действовать совместно с учителем. |
II ЧЕТВЕРТЬ | 16ч |
«Временные представления» | |
1 | Времена года: зима | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить определять времена года | Работа с картинкам | Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности. |
2 | Времена года:, лето | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить определять времена года | Работа с картинкам |
3 4 | Части суток: день, ночь | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить понимать и определять сутки | Работа с картинкам |
5 | Неделя | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить понимать и определять неделю | Работа с картинкам |
«Пространственные представления» |
6 | «Вверху» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Вверху » | Работа с картинкам | Формирование умения различать и соотносить действие с пространственными представлениями. |
7 | «Внизу» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Внизу» | Работа с картинкам |
8 | «В середине» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «В середине» | Работа с картинкам |
9 10 | «Слева-справа» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Слева-справа» | Работа с картинками, листом бумаги | Формирование умения различать и соотносить действие с пространственными представлениями |
11 | «Первый -последний» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Первый -последний» | Работа с картинкам | Формирование умения различать, составлять и прослеживать последовательность событий. |
12 13 | «Перед, после, между» | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление «Перед, после, между» | Работа с картинкам |
14 | Повторение изученного материала | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинкам | Уметь действовать совместно с учителем. |
15 | Контрольные задания | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Выполнение контрольных заданий | |
16 | Подведение итогов | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа над ошибками | |
III ЧЕТВЕРТЬ | 20ч |
«Представления о форме» |
1 | Геометрические фигуры. Круг. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «Круг» | Работа с картинкам | Формирование умения различать геометрический материал. |
2 | Круг большой- маленький. Группировка фигур. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Выделение круглых предметов из других. | Работа с картинками и раздаточным материалом | |
3 | Геометрические фигуры. Квадрат. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «Квадрат» | Работа с картинками и раздаточным материалом |
4 | Квадрат большой -маленький. Группировка фигур. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Выделение квадратных предметов из других. | Работа с картинками и раздаточным материалом |
5 | Обводка узора из геометрических фигур по трафарету. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Умение пользоваться трафаретом | Работа с картинками и раздаточным материалом |
6 | Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Умение штриховать | Работа с картинками и раздаточным материалом |
7 | Знакомство с объемной фигурой -шар | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «шар» | Работа с картинками и раздаточным материалом |
8 | Знакомство с объемной фигурой-куб | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представление «куб» | Работа с картинками и раздаточным материалом |
9 10 | Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представления о геометрическом материале | Работа с картинкам | Формирование умения различать геометрический материал. |
11 | Различение геометрических тел: «шар», «куб» | Комбинированный урок | Личностно-ориентированного обучение | Сформировать представления о геометрическом материале | Работа с картинками и раздаточным материалом |
12 | Повторение изученного материала | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинками |
«Количественные представления» |
13 | Соотнесение цифры 1 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом | |
14 | Узнавание и выделение цифры 2 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
15 | Соотнесение цифры 2 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
16 | Конструирование цифры 2 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
17 | Узнавание и выделение цифры 3 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
18 | Соотнесение цифры 3 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
19 | Конструирование цифры 3 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
20 | Повторение изученного материала | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинками и раздаточным материалом | Уметь действовать совместно с учителем. |
IV четверть | 14 ч. |
1 2 | Прямой и обратный счет 1-3 | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом | Формирование умения узнавать и выделять цифры, соотносить их с количеством. конструировать |
3 | Выделение трех предметов из множества. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
4 | Счет в пределах трех. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
5 | Письмо цифр 1, 2, 3. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представление о цифрах | Работа с картинками и раздаточным материалом |
6 7 | Решение задач на увеличение на одну еденицу. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать умение выполнять арифметические действия | Работа с карточками | Формирование умения выполнять арифметические действия, пользоваться калькулятором. |
8 9 | Решение задач на уменьшение на одну еденицу | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать умение выполнять арифметические действия | Работа с карточками |
10 | Контрольные задания | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с карточками | |
«Временные представления» |
11 | Времена года. Дифференциация. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить определять времена года | Работа с карточками | Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий |
12 | Части суток. Дифференциация. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Научить различать части суток | Работа с карточками |
13 | Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. | Комбинированный урок | Развивающего обучения, игровые, здоровьесберегающие | Сформировать представления о солнце и луне | Работа с карточками | Формировать умение узнавать солнце и луну |
14 | Повторение изученного материала | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Работа с картинкам | Уметь действовать совместно с учителем. |