Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей», 4 класс»
1.Пояснительная записка
Программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Развитие познавательных способностей».
Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение курса в начальной школе отводится 71 час, из них в 4-м классе - 18 часов.
Цель данного модуля: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
| 2.Учебно - тематический план 4 класс (18 часов) № п/п | Тема | Количество часов | 1. | Развитие концентрации внимания | 4 | 2. | Тренировка слуховой памяти | 3 | 3. | Тренировка зрительной памяти | 2 | 4. | Поиск закономерностей | 4 | 5. | Развитие пространственного воображения | 2 | 6. | Тренировка внимания | 2 | 7. | Развитие логического мышления | 1 | | Итого | 18 |
| |
| 3.Содержание модуля Решение логических задач Логические задачи на развитие аналитических способностей Логические задачи на развитие способности рассуждать Работа со счётными палочками Решение логических и творческо-поисковых задач Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | |
4.Планируемые результаты
Личностные:
- определятьи высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»)
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определятьиформулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
К концу четвёртого класса ученик получит возможность научиться:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
-выделять существенные признаки предметов
-сравнивать между собой предметы, явления
-обобщать, делать несложные выводы
-классифицировать явления, предметы
-определять последовательность событий
-судить о противоположных явлениях
-давать определения тем или иным понятиям
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»
-выявлять функциональные отношения между понятиями
-выявлять закономерности и проводить аналогии
Формы и средства контроля:
- самоконтроль
- самосознание
- взаимоконтроль
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Состав учебно-методического комплекта по предмету
Для учащихся | Для учителя |
- Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» 4 класс в 2- х частях - Цветные карандаши, ручки с цветными пастами, линейка, счётные палочки | - Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» 4 класс в 2- х частях |
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство « Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
О.А. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» Методическое пособие 4 класс
Ковалева Г. С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования