СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мягкая игрушка "

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Мягкая игрушка " предназначена для учащихся 7-15 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мягкая игрушка "»




Управление образования

Администрации города Нижний Тагил



Принято:

методическим советом

протокол № 1

Утверждаю:

Директор МБУ ДО ХЭШ

Отмахова Е.Л._____________

от «8» октября 20 18 г

Приказ № 98


от «9» октября 2018 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности


«Мягкая игрушка»

для детей 7-12 лет

срок реализации -1 год









Педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Андреева Надежда Александровна









Нижний Тагил

2018 г.

Раздел № 1

1. Пояснительная записка.



Актуальность программы.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.

Программа по обучению изготовления мягкой игрушки помогает детям социализироваться, развивает их способности к прикладному искусству, хорошо способствует развитию мелкой моторики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на обучение детей из общеобразовательных школ.

Целью программы является развитие художественно- творческих способностей ребенка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия, создания различных видов мягкой игрушки.

Задачи программы:
- Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, развитие любви к природе, формирование самостоятельности.
- Обучающие: изучение мастерства ручного шитья, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов шитья игрушки, изучения приемов шитья на швейной машинке, развитие умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления мягкой игрушки.
- Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства; знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

Предметно-информационная составляющая программы – обучить различным способам ручного шитья, дать понятие о технологии процесса шитья игрушки.

Деятельностно-коммуникативная – снятию эмоционального напряжения, содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Ценностно-ориентационная – совершенствовать навыки общения и работы в группе, формировать самостоятельность в изготовлении игрушки, активизировать творческие способности учащихся.

Данная программа является модифицированной.

По уровню освоения – общекультурный базовый уровень.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.

Специфика реализации программы - групповая (10-12 чел)

Особенности состава учащихся – данная программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ.

Форма обучения очная.








































2.Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Сувениры из ткани




Выставка творческих работ учащихся

  1. Матрешка

8

1

7


  1. Козлик

8

1

7


  1. Спортсмены

10

1,5

8,5


  1. Веселые клоуны

10

1,5

8,5


3

Плоские комбинированные игрушки




Выставка творческих работ учащихся

  1. Чукчонок

8

1

7


  1. Лисичка-сестричка

8

1

7


  1. Собачка

10

1

9


  1. Медвежонок

10

1

9


  1. Бычок

10

1

9


4

Игрушки из меховых шариков




Выставка творческих работ учащихся

  1. Мышка-норушка

4

0,5

3,5


  1. Мишутка

4

0,5

3,5


  1. Зайка-шалун

4

0,5

3,5


5

Объемные игрушки из меха




Выставка творческих работ учащихся

  1. Обезьянка

12

1

11


  1. Змея

8

1

7


  1. Гном

12

1

11


6

Чудеса из ненужных вещей




Выставка творческих работ учащихся

  1. Игрушка из перчатки «Осьминожка»

4

0,5

3,5


  1. Игрушка из перчатки «Крабик»

4

0,5

3,5



Итого:

136

17,5

118,5






































Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Сувениры из ткани

36

5

31

  1. Матрешка

8

1

7

1.Беседа об истории народной игрушки. Правила раскроя ткани


1

1

2.Зарисовка народного костюма, выполнение эскиза, выкроек



2

3.Раскрой деталей, виды швов, пошив игрушки



2

4.Пошив игрушки, оформление



2

  1. Козлик

8

1

7

1.Беседа об истории сувенира и его назначении, виды сувениров. Зарисовка модели в альбом


1

1

2.Выполнение выкроек-лекал, заготовка прокладок из поролона и картона, раскрой ткани



2

3.Сшивание деталей



2

4.Сшивание деталей, их соединение, оформление игрушки



2

  1. Спортсмены

10

1,5

8,5

1.Беседа «История Олимпийских игр», анализ и зарисовка моделей


1,5

0,5

2. Раскрой ткани, сметывание деталей



2

3.Сшивание деталей



2

4.Сшивание деталей



2

5.Оформление игрушки, выставка работ «Парад олимпийцев»



2

  1. Веселые клоуны

10

1,5

8,5

1.Беседа «Декоративные лоскутные изделия. Особенности лоскутной мозаики». Гармония цвета и рисунка ткани


1,5

0,5

2.Зарисовка моделей в альбом и их творческая переработка, разработка мозаики костюма клоуна



2

3.Последовательность выполнения игрушки, раскрой игрушки из ткани



2

4.Сметывание и сшивание деталей



2

5.Сшивание деталей, оформление игрушки, оформление выставки работ «Сувениры из ткани»



2

3

Плоские комбинированные игрушки

46

5

41

  1. Чукчонок

8

1

7

1.Беседа «Декоративно-прикладное творчество народов Сибири». Анализ конструкции моделей, применение меха


1

1

2.Зарисовка элементов народной одежды Севера и орнамента, выполнение эскиза игрушки



2

3.Раскрой ткани, сметывание и сшивание деталей



2

4.Сшивание деталей, оформление игрушки



2

  1. Лисичка-сестричка

8

1

7

1.Беседа «Применение декоративных игрушек в современном интерьере», закрепление навыков в пошиве плоских комбинированных игрушек из ткани и меха


1

1

2.Выполнение выкроек, заготовка каркаса из поролона, раскрой ткани и меха



2

3.Сметывание и сшивание деталей



2

4.Сшивание деталей, оформление игрушки



2





  1. Собачка

10

1

9

1.Сравнительный анализ моделей игрушек Лисичка и Собачка, зарисовка модели, выполнение чертежа


1

1

2.Раскрой ткани, поролона и меха



2

3.Сметывание деталей



2

4.Сшивание деталей



2

5.Сшивание деталей, оформление игрушки



2

  1. Медвежонок

10

1

9

1.Анализ модели, выбор ткани и меха, зарисовка модели в альбом


1

1

2.Выполнение чертежа и выкройки, заготовка каркаса, раскрой ткани и меха



2

3.Сметывание деталей



2

4.Сшивание деталей



2

5.Сшивание деталей, оформление игрушки



2

  1. Бычок

10

1

9

1.Анализ модели, запись технологической последовательности изготовления игрушки, выбор ткани и меха


1

1

2.Зарисовка игрушки в альбом, выполнение выкройки



2

3.заготовка каркаса, раскрой ткани и меха



2

4. сметывание и сшивание деталей



2

5. сшивание и оформление игрушки



2

4

Игрушки из меховых шариков

12

1,5

10,5

  1. Мышка-норушка

4

0,5

3,5

1.беседа об особенностях игрушек из меховых и тканевых шариков, зарисовка игрушки в альбом, выполнение выкройки, раскрой


0,5

1,5

2.выполнение и оформление игрушки



2

  1. Мишутка

4

0,5

3,5

1.сравнительный анализ моделей, их зарисовка, выполнение выкроек, раскрой деталей


0,5

1,5

2.сшивание и соединение деталей, оформление игрушки



2

  1. Зайка-шалун

4

0,5

3,5

1.сравнительный анализ игрушек, зарисовка модели, выполнение выкроек, раскрой деталей


0,5

1,5

2.сшивание и соединение деталей, оформление игрушки, оформление выставки «Пушистая сказка своими руками»



2

5

Объемные игрушки из меха

32

3

29

  1. Обезьянка

12

1

11

1.беседа «Анималистическая игрушка». «Объемные игрушки из меха», правила раскроя меха


1

1

2.зарисовка модели игрушки в альбом, выполнение выкроек-лекал



2

3.раскрой меха, сметывание деталей



2

4.сшивание деталей



2

5.сшивание деталей



2

6.сшивание деталей, оформление игрушки



2

  1. Змея

8

1

7

1.повторение правил раскроя меха, зарисовка модели игрушки


1

1

2.выполнение выкроек-лекал, раскрой меха, сметывание деталей



2

3.сшивание деталей



2

4.сшивание деталей, набивка формы, оформление игрушки



2

  1. Гном

12

1

11

1.анализ модели, выполнение эскизов игрушки, раскрой меха


1

1

2.сметывание деталей



2

3.сшивание деталей



2

4.сшивание деталей



2

5.сшивание деталей



2

6.соединение деталей, оформление игрушки, оформление выставки объемных игрушек из меха



2

6

Чудеса из ненужных вещей

8

1

7

  1. Игрушка из перчатки «Осьминожка»

4

0,5

3,5

1.»Вторая жизнь ненужных вещей, показ образцов игрушек, технология выполнения


0,5

1,5

2.изготовление и оформление игрушки



2

  1. Игрушка из перчатки «Крабик»

4

0,5

3,5

1.сравнительный анализ моделей Крабик и Осьминожка, зарисовка модели


0,5

1,5

2. изготовление и оформление игрушки



2


Итого:

136

17,5

118,5





































3.Планируемые результаты.


В результате освоения программы дети должны знать и уметь:

1. Уметь определять вид ткани и других используемых материалов

2. Выполнять основные виды швов: вперед иголку, назад иголку, через край, петельный

3. Уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками. Уметь выполнять изделие по образцу и выкройке, по эскизу.

4. Знать виды и особенности прикладного искусства

5. Знать правила безопасности при изготовлении мягкой игрушки


Характеристика ожидаемых результатов.


В результате обучения в объединении в течение учебного года по программе первого года обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
* знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных швов,
* владение приемами изготовления несложных игрушек,
* владение способами оформления поделок,
* расширение кругозора в области биологии, литературы, рисования.


























Раздел № 2.

1Календарный учебный график


п/п


Месяц

Число

Время

проведения

занятия


Форма

занятия


Кол-во

часов


Тема

занятия


Место

проведения


Форма

контроля


1




беседа

2

Вводное занятие

ХЭШ


2




беседа

2

Матрешка.

ХЭШ


3




Творческая работа

2

Матрешка

ХЭШ


4




Творческая работа

2

Матрешка

ХЭШ


5




Творческая работа

2

Матрешка

ХЭШ


6




беседа

2

Козлик

ХЭШ


7




Творческая работа

2

Козлик

ХЭШ


8




Творческая работа

2

Козлик

ХЭШ


9




Творческая работа

2

Козлик

ХЭШ


10




беседа

2

Спортсмены

ХЭШ


11




Творческая работа

2

Спортсмены

ХЭШ


12




Творческая работа

2

Спортсмены

ХЭШ


13




Творческая работа

2

Спортсмены

ХЭШ


14




Творческая работа

2

Спортсмены

ХЭШ

Выставка «Парад олимпийцев»

15




беседа

2

Веселые клоуны

ХЭШ


16




Творческая работа

2

Веселые клоуны

ХЭШ


17




Творческая работа

2

Веселые клоуны

ХЭШ


18




Творческая работа

2

Веселые клоуны

ХЭШ


19




Творческая работа

2

Веселые клоуны

ХЭШ

Выставка «Сувениры из ткани»

20




беседа

2

Чукчонок

ХЭШ


21




Творческая работа

2

Чукчонок

ХЭШ


22




Творческая работа

2

Чукчонок

ХЭШ


23




Творческая работа

2

Чукчонок

ХЭШ


24




беседа

2

Лисичка

ХЭШ


25




Творческая работа

2

Лисичка

ХЭШ


26




Творческая работа

2

Лисичка

ХЭШ


27




Творческая работа

2

Лисичка

ХЭШ


28




беседа

2

Собачка

ХЭШ


29




Творческая работа

2

Собачка

ХЭШ


30




Творческая работа

2

Собачка

ХЭШ


31




Творческая работа

2

Собачка

ХЭШ


32




Творческая работа

2

Собачка

ХЭШ


33




беседа

2

Медвежонок

ХЭШ


34




Творческая работа

2

Медвежонок

ХЭШ


35




Творческая работа

2

Медвежонок

ХЭШ


36




Творческая работа

2

Медвежонок

ХЭШ


37




Творческая работа

2

Медвежонок

ХЭШ


38




беседа

2

Бычок

ХЭШ


39




Творческая работа

2

Бычок

ХЭШ


40




Творческая работа

2

Бычок

ХЭШ


41




Творческая работа

2

Бычок

ХЭШ


42




Творческая работа

2

Бычок

ХЭШ


43




Беседа, творческаяработа

2

Мышка-норушка

ХЭШ


44




Творческая работа

2

Мышка-норушка

ХЭШ


45




Беседа, творческаяработа

2

Мишутка

ХЭШ


46




Творческая работа

2

Мишутка

ХЭШ


47




Беседа, творческаяработа

2

Зайка-шалун

ХЭШ


48




Творческая работа

2

Зайка-шалун

ХЭШ

Выставка «Пушистая сказка своими руками»

49




беседа

2

Обезьянка

ХЭШ


50




Творческая работа

2

Обезьянка

ХЭШ


51




Творческая работа

2

Обезьянка

ХЭШ


52




Творческая работа

2

Обезьянка

ХЭШ


53




Творческая работа

2

Обезьянка

ХЭШ


54




Творческая работа

2

Обезьянка

ХЭШ


55




беседа

2

Змея

ХЭШ


56




Творческая работа

2

Змея

ХЭШ


57




Творческая работа

2

Змея

ХЭШ


58




Творческая работа

2

Змея

ХЭШ


59




беседа

2

Гном

ХЭШ


60




Творческая работа

2

Гном

ХЭШ


61




Творческая работа

2

Гном

ХЭШ


62




Творческая работа

2

Гном

ХЭШ


63




Творческая работа

2

Гном

ХЭШ


64




Творческая работа

2

Гном

ХЭШ

выставка

65




Беседа, творческая работа

2

Игрушка из перчатки «Осьминожка»

ХЭШ


66




Творческая работа

2

Игрушка из перчатки «Осьминожка»

ХЭШ


67




Беседа, творческая работа

2

Игрушка из перчатки «Крабик»

ХЭШ


68




Творческая работа

2

Игрушка из перчатки «Крабик»

ХЭШ


69





2

Экскурсии

ГДДТЮ


70





2

Экскурсии

Музей ИЗО


71





2

Итоговое занятие


ХЭШ


72





2

Итоговое занятие


ХЭШ




















































2.Условия реализации программы


Технологическое обеспечение программы.


Опыт показывает, что занятия в объединении открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Данная программа способствует полному усвоению предложенного материала и на уровне элементарного образования, и на уровне начальной допрофессиональной подготовки.

Особенность заданий для выполнения на занятиях в объединении состоит в их методическом обеспечении в оптимальные сроки, что позволяет юным мастерицам не утратить интерес к своей работе и заверить ее на творческой "нотке". Такой подход позволяет избежать непродуктивных заданий, культивировать вкус к самому процессу постижения мастерства.
Работа в кружке основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, на совместном продуктивном сотрудничестве.
Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, поделки и пр.)
Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с минимальным количеством деталей.
В первый год обучения дети получают элементарное образование по мастерству рукоделия.
Элементарное образование - это целевое образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно- культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития образования ребенка.

Теоретический материал преподается параллельно с формированием практических навыков у детей.

Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на уровнях: репродуктивном, репродуктивно- творческом и творческом. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе.

На занятиях используется следующий перечень материально-технического обеспечения:

  • Таблицы графического изображения игрушек

  • Иллюстрации

  • Фотоматериал и рисунки народных игрушек

  • Образцы игрушек, выполненные педагогом

  • Выкройки-лекала игрушек

  • Образцы тканей

  • Швейная машинка

  • Ножницы, иголки, булавки

  • Ткань различных цветов и фактуры

  • Нитки

  • Пуговицы

  • Книги


Формы аттестации на итоговых занятиях по темам предполагают оформление выставки творческих работ учащихся, а так же обсуждение учащимися совместно с педагогом качество выполнения игрушек, их творческую задумку.


Организация работы объединения.


Образовательный курс программы по "Мягкой игрушке" для детей общеобразовательных школ рассчитан на 1 год. Для успешного освоения программы количество детей в группе - до 12 человек. Режим работы кружка - 2 раза в неделю по 2 часа, 136 часов в год.

Система оценки результатов.


Оценка знаний и умений в результате деятельности детей проводится на каждом занятии. Проводятся экспресс-опросы, по мере изготовления игрушек в объединении проводятся выставки, где сами дети дают оценку той или иной игрушке. Итогом работы детей является
также участие их в районных и городских выставках, конкурсах.
Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного образования, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, оценку коллективно-индивидуальную (качество индивидуальной работы, общая итоговая работа).


















Критерии оценки знаний, умений и навыков

на аттестационном занятии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия - отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - стесняется высказываться перед своей группой - частые пропуски занятий без уважительной причины - не принимает участия в открытых занятиях, конкурсах - низкая скорость принятия решений

- низкий уровень творческих способностей

- положительная мотивация к занятию вообще - увлечён при выполнении заданий - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение на открытых занятиях - пропускает занятия только по уважительным причинам - средняя скорость принятия решений

- средний уровень творческих способностей

- устойчивая мотивация к занятиям - активность и увлечённость в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определённый период обучения - пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске - высокая скорость решений

- высокий уровень творческих способностей
























ПРОТОКОЛ


РЕЗУЛЬТАТОВ ________________________АТТЕСТАЦИИ

вид аттестации


учащихся МБУ ДО ХЭШ


от «___»__________________20____г.




Фамилия, имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень






























































Всего аттестовано _________ обучающихся. Из них по результатам аттестации:

высокий уровень_________чел. средний уровень ___________чел. низкий уровень _________чел.

Подпись педагога _______________




















3.Методический материал.


Организация образовательного процесса обучения по программе происходит в очной форме.

При организации занятий используются следующие методы:

Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия.

Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин, схем, рисунков.

Практические методы: практические занятия, занятие-исследование.

Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

Программа включает в себя разнообразные формы организации занятия: практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;

Беседы;

Экскурсии;

Творческая мастерская;

Игровые программы;

Праздники;

Занятия-исследования;

Выставки;

Общественно-полезные акции.

При организации занятий используются следующие педагогические технологии:

-технология индивидуализации обучения,

-технология группового обучения,

-технология коллективного взаимообучения,

-технология модульного обучения,

-технология блочно-модульного обучения, т

-технология дифференцированного обучения,

-технология разноуровневого обучения,

-технология развивающего обучения,

-технология проблемного обучения,

-технология исследовательской деятельности,

-технология проектной деятельности,

-технология игровой деятельности,

-коммуникативная технология обучения,

-технология коллективной творческой деятельности,

-технология портфолио,

-технология педагогической мастерской,

-технология образа и мысли,

-технология решения изобретательских задач,

-здоровьесберегающая технология.


На занятиях педагог проводит беседу с учащимися по теме занятия, приводит зрительный ряд, образцы игрушек по данной теме, особенности их строения, далее учащиеся выполняют задание по теме урока, используя необходимые для этого материалы.


При проведении занятий используются следующие дидактические материалы: инструкционные и технологические карты, выкройки игрушек, образцы изделий, иллюстративный материал по теме урока.