Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия)
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 31.08.2024 г. Рук. _________ | Согласовано зам.директора по УВР ________ «_____» ___________2024 г. | Утверждаю Директор МАОУ«СОШ №24» _____ «_____» __________2024 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Мир твоих интересов»
2в класс
2021-2022 учебный год
Кузнецова Ю.Л.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г.Удачный
2024
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир твоих интересов» для учащихся 2 класса МАОУ «СОШ №24» г.Удачный разработана в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г.); Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015г. о внесении изменений в ФГОС НОО; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28».
Рабочая программа по курсу «Мир твоих интересов» составлена на основе авторской программы М.В.Дубовой, С.В.Масловой «Мир моих открытий: межпредметный курс», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа адресована учащимся 2в класса МАОУ «СОШ №24» г. Удачный.
На изучение курса внеурочной деятельности «Мир твоих интересов» во 2 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 35 часов.
Данный курс, разработанный для учащихся 2 класса, призван обеспечить выполнение триединого комплекса образовательных целей, заключающихся в формировании у младших школьников компетентностей трех уровней:
Ключевой (учебно-познавательный или компетентности «Умение учиться») – средствами создания дидактических условий для формирования системы универсальных учебных действий в ходе решения компетентностных задач. В содержании каждой задачи заложено формирование умений их трех групп УУД: регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Межпредметных – средствами создания дидактических условий для усвоения знаний и способов действий, лежащих в межпредметной плоскости различных учебных предметов. В ходе освоения межпредметных компетенций учащиеся овладевают практико-ориентированными способами действий, необходимыми для решения реальных жизненных проблем, которые всегда имеют интегрированный характер.
Предметных (естественно-научной и математической) – средствами создания дидактических условий для применения учащимися усвоенных предметных ЗУНов в нестандартных ситуациях, а также для освоения новых предметных знаний и способов действий в ходе решения практико-ориентированных заданий. Обучение решению компетентностных задач направлено на формирование двух предметных компетенций – математической и естественно-научной.
основные задачи, решаемые в рамках курса и направленные на достижение поставленных целей:
Знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, моделирование, сравнение, измерение, опыт, эксперимент);
Применение изученных знаний, умений и навыков в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Освоение новых знаний и способов действий предметного и межпредметного характера;
Формирование умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, реалистичный рисунок, условный рисунок, схема, таблица, диаграмма, график, чертеж, карта);
Развитие практических умений работы с чертежно-измерительными инструментами;
Формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: обсуждение информации и приемов работы с ней, планирование познавательной деятельности, осуществление само- и взаимоконтроля;
Расширение кругозора, развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
Укрепление интереса к познанию окружающего мира к изучению предметов естественно-математического цикла.
II. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Регулятивные УУД.
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме
Познавательные УУД.
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач
Коммуникативные УУД.
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться по позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных пзиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Математическая компетенция.
Выпускник научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, определять количество и порядок действий для решения задачи;
выбирать и объяснять выбор действия;
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
оценивать размеры геометрических
объектов, расстояний приблизительно (на глаз);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Естественно-научная компетенция.
Выпускник научится:
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений и выявления свойств объектов;
различать пошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени».
III. Содержание учебного курса
1. Путь у самолёта дальний – 2 часа. Вычерчивание маршрутов от Москвы до указанных городов мира и обратно для последующего выбора наиболее короткого. Определение наименьших затрат времени на путешествие, а также финансовых затрат. Знакомство с особенностями авиаперелётов. Планирование путешествия с семьёй.
2. Генетический эксперимент – 2 часа. Выявление доминантных и рецесссивных признаков божьих коровок, морских свинок, людей. Знакомство с особенностями наследования признаков. Наблюдение и исследование наследования признаков в своей семье.
3. Фенек – 3часа. Сравнение ареалов обитания фенека и рыжей лисицы. Вычисление примерного курса алжирского динара. Продолжение изученного в 3 классе.
4. Верёвочная геометрия. Прямой угол – 2 часа. Построение с помощью верёвки прямого угла и прямоугольника с заданными параметрами. Знакомство с различными способами построения прямого угла.
5. Степь России – 2 часа. Построение диаграммы розы ветров и графика среднемесячного количества осадков в степи. Учимся анализировать информацию, представленную в различных формах.
6. Подлёдное озеро – 2 часа. Построение графика рельефа дна озера Восток. Изготовление модели ледяного керна. Знакомство с Антарктидой как с материком, исследование климатических особенностей Антарктиды.
7. Что за станция такая? - 2 часа. Прокладывание маршрута по схеме линий Санкт-Петербургского метрополитена. Составление маршрута по фрагментам карт города.
8. Приятного аппетита – 2 часа. Вычисление интервалов времени между приёмами пищи. Определение необходимого количества белков, углеводов и жиров в соответствии с возрастом. Составление собственного меню.
9. Мамонтово дерево – 2 часа Вычерчивание моделей спилов мамонтова дерева и дуба. Использование масштабов увеличения и уменьшения при построении чертежей шишек мамонтова дерева и желудей дуба.
10. Космическая спутница Земли – 2 часа. Моделирование вращения Луны вокруг Земли и вокруг Солнца. Демонстрация фаз Луны на ночном небе. Формулирование теории, объясняющей лунную иллюзию. 6
11. Кругом вода – 2 часа. Сравнение площадей, занимаемых на Земле сушей и водой. Проведение экспериментальной работы по выявлению свойств воды.
12. Кто где живёт. Пчелиный улей – 2 часа. Знакомство с фактами из жизни пчёл, нашедших отражение в виде пословиц и поговорок. Изготовление модели пчелиного улья. Продукты пчеловодства.
13. Открытие Антарктиды – 2 часа. Воспроизведение по карте путиэкспедиции Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Определение островов, открытых путешественниками.
14. Крылья или ноги? – 2 часа. Использование кратного сравнения при сопоставлении параметрических показателей самой большой и самой маленькой из птиц: страуса и колибри.
15. Водные олимпийские виды спорта – 2 часа. Знакомство с водными олимпийскими видами спорта. Определение количества завоёванных наград по водным видам спорта. Изготовление модели площадки для водного поло.
16. Замок – сказка - 2 часа. Итоговая задача. Изготовление модели главного здания замка Нойшванштайн. Выполнение индивидуальных проектов в области
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во час | Форма проведения | Дата план | Дата факт | Коррекция |
1 | Путь у самолета дальний | 1 | Проект Выставка | 09.09 | | |
2 | Путь у самолета дальний | 1 | 16.09 | | |
3 | Бабочки | 1 | Дискуссии Выставка | 23.09 | | |
4 | Бабочки | 1 | 30.09 | | |
5 | Фенек | 1 | Презентация. Дискуссии Выставка | 07.10 | | |
6 | Фенек | 1 | 14.10 | | |
7 | Веревочная геометрия. | 1 | Практическая работа. | 21.10 | | |
8 | Веревочная геометрия. Отвес | 1 | 28.10 | | |
9 | Природные зоны России. Природа тундры | 1 | Презентация. Беседа. Работа с картой. | 11.11 | | |
10 | Природные зоны России. Животные тундры | 1 | 18.11 | | |
11 | Природные зоны России. Животные тундры | 1 | 25.11 | | |
12 | Мой календарь | 1 | Практическая работа. | 02.12 | | |
13 | Парта школьная моя | 1 | Презентация, практическая работа. | 09.12 | | |
14 | Парта школьная моя СанПиН; | 1 | 16.12 | | |
15 | Лиственница | 1 | Презентация. Беседа. | 23.12 | | |
16 | Лиственница. Что делают из лиственницы | 1 | Презентация. Беседа. Практическая работа. | 13.01 | | |
17 | Строение земли | 1 | Презентация. Беседа. Работа с картой. | 20.01 | | |
18 | Строение земли | 1 | 27.01 | | |
19 | Соль земли | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 03.02 | | |
20 | Соль земли | 1 | 10.02 | | |
21 | Кто где живет. Медвежья берлога | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 17.02 | | |
22 | Кто где живет. Норы | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 24.02 | | |
23 | Кто где живет. Гнезда | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 03.03 | | |
24 | Кто где живет. Среда обитания – вода | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 10.03 | | |
25 | Финикийцы | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 17.03 | | |
26 | Финикийцы | 1 | 31.03 | | |
27 | Крылья или ноги? | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. Практическая работа | 07.04 | | |
28 | Крылья или ноги? | 1 | 14.04 | | |
29 | Крылья или ноги. Необычные животные и птицы | 1 | 21.04 | | |
30 | Олимпийские игры | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 28.04 | | |
31 | Олимпийские игры | 1 | 05.05 | | |
32 | Детская площадка | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 12.05 | | |
33 | Детская площадка | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 19.02 | | |
34-35 | Заключительное занятие | 1 | Презентация. Беседа. Сообщения. | 26.05 | | |