СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Музыкально - ритмические занятия" для 1-5 классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционного курса "Музыкально - ритмические занятия " для1-5 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Музыкально - ритмические занятия" для 1-5 классов»



Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Бобровская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 28.08.2019 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УВР


____________Е.В. Кудря





«Утверждаю»


Директор школы-интерната


____________И.В. Маликова


Приказ №.80/7 от 02.09.2019 г.






Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.






Рабочая программа

коррекционного курса

«Музыкально-ритмические занятия»

для 1-5 классов

на 2019-2020 учебный год

учителя-дефектолога I КК Бобровой Жанны Николаевны














2019 г.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа коррекционного курса «Музыкально-ритмические занятия» для 1-4 классов КОУ ВО «Бобровская ШИ» составлена на основе:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (ФГОС НОО ОВЗ), вариант 2.2;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Музыкально-ритмические занятия. Е.З. Яхнина − М.: Просвещение, 2005.


Музыкально-ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание учащихся средствами музыки, совершенствование их движений. Развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию детей, расширению их кругозора, развитию воображения, творчества.

Коррекционно-развивающая работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движениях и устной речи. Ученики воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в условиях индукционной петли (или используются другие виды беспроводной аппаратуры, например применяющей радиопринцип). Основное содержание занятий включает, обучение восприятию музыки, движениям под музыку. Игре на элементарных музыкальных инструментах, декламации песен под музыку, работу над выразительностью речи учащихся, автоматизацию их произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

Формирование восприятия музыки у школьников осуществляется на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т. е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух. Обучению восприятию музыки происходит в двух формах: как самостоятельная деятельность и как составная часть других видов деятельности – музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламации песен под музыку.

Декламация песен и попевок под музыку – это понимание основных дирижерских жестов (внимание, дыхание, окончание, начало, логическое ударение). А также это воспроизведение ритмического рисунка мелодии, состоящей из четвертных восьмых и половинных длительностей в умеренном темпе.

Обучение движениям под музыку – это эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений под музыкальное сопровождение.

Обучение восприятию музыки – это определение на слух начала и окончания звучания музыки, а тек же ее характер (веселая, грустная).

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах – это исполнение в ансамбле сильной и каждой доли такта в музыке двудольного метра в умеренном темпе.

Автоматизация произносительных навыков – это правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний с постоянным их наращиванием до 4-5 слогов, слов и коротких фраз, состоящих из 4-5 слогов.




Цель программы: развитие у обучающихся речевого слуха, слухо-зрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний (включая музыку) как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в обществе;


Основные задачи реализации содержания:

• эстетическое воспитание, развитие эмоционально – волевой и познавательной сферы, творческих возможностей обучающихся, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора;

• развитие восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи: ее характера и доступных средств музыкальной выразительности;

• формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), правильной осанки, умений выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку;

• развитие навыков декламации песен под музыку в ансамбле при точном воспроизведении в эмоциональной и достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности, темпоритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков;

• формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя;

• закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки;

• развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации совместных проектов со слышащими сверстниками.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение

1 класс – 1 ч. в неделю, 33 часа в год;

2 класс – 1 ч. в неделю, 34 часа в год;

3 класс – 1 ч. в неделю, 34 часа в год;

4 класс – 1 ч. в неделю, 34 часа в год;

5 класс − 1 ч. в неделю, 34 часа в год.


Срок реализации программы − 5 лет


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях);

  • развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного образования.

Метапредметные результаты отражают:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование доступных (с учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся предметные результаты должны отражать:

  • сформированность умения в словесной форме определять характер, жанр, доступные средства музыкальной выразительности в прослушиваемых произведениях классической и современной музыки;

  • понимание выразительной и изобразительной функций музыки;

  • знание названий прослушиваемых произведений, фамилий композиторов, названия музыкальных инструментов;

  • эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев, овладение элементами музыкально-пластической импровизации;

  • эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков.

Учебно-тематический план


п/п



Названия разделов

Количество часов

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

5

класс

1

Обучение движениям под музыку

12

9

13

14

9

2

Обучение восприятию музыки

15

14

15

11

6

3

Обучение декламации песен под музыку

4

7

2

5

10

4

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах, в ансамбле


2


4



4

4


9

5

Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и музыки)


По 20 минут на каждом уроке


Итого за год

33 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Слушание музыки. Восприятия музыки на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т.е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух при постоянном использовании средств электроакустической коррекции.

Слушание музыки в исполнении учителя и аудиозаписи, словесное определение жанра, характера музыки, использование доступных средств музыкальной выразительности.

Музыкально-пластическое движение. Развитие двигательных навыков, формирование хорошей осанки. Эмоциональное, выразительное правильное и ритмичное выполнение под музыку основных движений (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальных и гимнастических упражнений, исполнение элементов танца и пляски, несложных композиционных народных, бальных и современных танцев. Развитие музыкально – пластической импровизации.

Декламация песен под музыку. Обучение декламации песен под музыку, совершенствование произносительных навыков, развитие проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительное коллективное ее исполнение. Эмоциональная, выразительная и внятная декламация песен в ансамбле под музыкальное сопровождение и управление учителя. Точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Обучение пению.

Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие восприятия музыки, умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и др. в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне и др).

Инсценирование (драматизация). Участие в театрализованных формах музыкально–творческой деятельности: музыкальные игры, инсценирование песен, игры–драматизации, инсценирование фрагментов музыкальных сказок. Выражение образного содержания музыкально – художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.

Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использова нием фонетической ритмики и музыки). Развитие слухо-зрительного и слухового восприятия речи, закрепление навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей. Развитие речевого дыхания, голоса, закрепление звукового состава речи, восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи, воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург, 2000г.

  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 1996.

  3. Чибрикова-Луговская А. «Ритмика»− М.: Дрофа, 1998.

  4. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. − М., 1997.


Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Словарь

По плану

Факт.

Вводное занятие.

1

04.09


Здравствуйте, ритмика, учитель

Построение в шеренгу, в колонну, бег под музыку

2

11.09

18.09


Ходьба, бег, право, лево

Знакомство с приставным шагом.

2

25.09

02.10


Приставной шаг, танец

6.

7.


Ходьба со свободным естественным движением рук в марше.

2

09.10

16.10


Марш, свободно, движение

8.


Ударный инструмент – барабан.

1

23.10



Барабан, ударный, инструмент

9.

Шумовой инструмент – трещотка. Совмещение ходьбы с ударом трещотки.

1

30.10



Трещотка, шумовой, инструмент, удар ходьба

10.

Восприятие начала и конца музыки.

1

13.11



Начало, конец

11.

12.

Понятия громко-тихо в музыке.

2

20.11

27.11


Громко, тихо

13.

Вступление в музыке.

1

04.12


Вступление

14.

15.

Темп. Восклицательная, вопросительная интонации. Песня «Осень».

2

11.12

18.12


Ритмический рисунок

16.


Построение в колонну по два. Высокие и низкие звуки.

1

25.12


Высокие и низкие звуки

17.

18.

Низкие и высокие звуки. Дифференциация звуков п,б.

2

15.01

22.01


Словосочетание

19.


Построение в колонну по три. Пляска «Ну и до свидания!»

1

29.01



Пляска, в колонну

20.

21.

Знакомство с песней зимней тематики. Разучивание.

2

05.02

12.02


Песня, зима

22.


Разучивание шага «простой ход» (хоровод).

1

26.02



Шаг, простой ход, хоровод

23.

Осознание сильной доли.


1

04.03


Сильная доля

24.


Передача в движении ускорения, замедления темпа.

1

11.03


Ускорение, замедление

25.


Сопоставление разных ритмов.

1

28.03



Барабан, треугольник, ритм

26.


Воспроизведение хлопками ритма песни.



1

01.04


Песня, ритм, хлопок

27.

28.

Различение интонации (вопросительной, восклицательной) и эмоциональной окраски.

2

08.04

15.04


Ласковый, нежный, радостный

29.

30.

Знакомство с движениями танца «Полька»

2

22.04

29.04


Полька, танец

31.

32.

Интонирование песни «Осень», ходьба змейкой, ритм, слитность

2

06.05

13.05


Ритм, слитность

33.


Произнесение звуком с сужением и расширением круга. Песня «Веселый музыкант».

1

20.05



Мишка, кукла, танец, синхронность, движение








Календарно-тематическое планирование

2 «А» класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Словарь

По плану

Факт.

1

Вводное занятие.

1

02.09


Ритмика, музыка


2-3

Совершенствование навыков правильной ходьбы и бега в разных темпах.


2

09.09


16.09


Ритмика, «на носочках», «на пятках»

4-5

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, в ходьбе с хлопками.

2

23.09


30.09


Подскоки, осень, грустная музыка

6-7

Правила пения.


2

07.10

14.10


Фразы, дыхание, лёгкий звук

8-9

Воспроизведение в движении характера музыки.

2

21.10

28.10


Колыбельная, спокойный характер, восклицательная интонация

10-11

Изучение понятия «сильная доля».

2

11.11

18.11


Хлопки, темп, быстрый, медленный

12-13

Знакомство с понятием «сила звучания»

2

25.11

02.12


Громко, инструмент, баян, фортепиано

14-15

Ритмический рисунок песни в хлопках.

2

09.12

16.12


Бубенцы

16-17

Приёмы игры на шумовых инструментах (треугольник, кастаньеты).

2

23.12

13.01


Треугольник, кастаньеты

18-19

Частушка с переплясом.

2

20.01

27.01


Частушка, перепляс

20-21

Определение характера музыки по ритму.

2

03.02

10.02


Характер, ритм

22-23

Сравнение музыкальных произведений

2

17.02 24.02


Марш, вальс

24

Знакомство с песней «Азбука». Разучивание.

1

02.03



Азбука, песня

25-26

Знакомство с нотной грамотой.

2

09.03

16.03


Нотная строка, нотный стан

27-28

Шумовые инструменты.

2

30.03 06.04


Маракас, металлофон

29-30

Интонирование стихотворного текста.

2

13.04

20.04


Стихотворение, темп

31-32

Развитие координации движений и чувства ритма.

2

27.04 04.05


Ритм, координация

33

Перестроение под музыку.

1

11.05



Змейка, по кругу, парами

34

Разучивание танцевального движения «Ковырялочка».

1

18.05



Ковырялочка» переменный шаг


Календарно-тематическое планирование

2 «Б» класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Словарь

По плану

Факт.

1

Вводное занятие.

1

05.09


Ритмика, музыка


2-3

Совершенствование навыков правильной ходьбы и бега в разных темпах.


2

12.09

19.09


Ритмика, «на носочках», «на пятках»

4-5

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, в ходьбе с хлопками.

2

26.09

03.10


Подскоки, осень, грустная музыка

6-7

Правила пения.




2

10.10

17.10


Фразы, дыхание, лёгкий звук

8-9

Воспроизведение в движении характера музыки.

2

24.10

31.10


Колыбельная, спокойный характер, восклицательная интонация

10-11

Изучение понятия «сильная доля».


2

14.11

21.11


Хлопки, темп, быстрый, медленный

12-13

Знакомство с понятием «сила звучания»


2

28.11

05.12


Громко, инструмент, баян, фортепиано

14-15


Ритмический рисунок песни в хлопках.

2

12.12

19.12


Бубенцы

16-17

Приёмы игры на шумовых инструментах (треугольник, кастаньеты).

2

26.12

16.01


Треугольник, кастаньеты

18-19

Частушка с переплясом.

2

23.01

30.01


Частушка, перепляс

20-21

Определение характера музыки по ритму.

2

06.02

13.02


Характер, ритм

22-23

Сравнение музыкальных произведений

2

20.02

27.02


Марш, вальс

24

Знакомство с песней «Азбука». Разучивание.

1

05.03


Азбука, песня

25-26

Знакомство с нотной грамотой.

2

12.03

19.03


Нотная строка, нотный стан

27-28

Шумовые инструменты.

2

02.04

09.04


Маракас, металлофон

29-30

Интонирование стихотворного текста.

2

16.04

23.04


Стихотворение, темп

31-32

Развитие координации движений и чувства ритма.

2

30.04

07.05


Ритм, координация

33

Перестроение под музыку

1

14.05




Змейка, по кругу, парами

34

Разучивание танцевального движения «Ковырялочка».

1

21.05


Ковырялочка», переменный шаг

Календарно-тематическое планирование

3 «А» класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Словарь

По плану

Факт.


Закрепление навыков ходьбы с остановкой, с приседанием, со сменой направлений, с ускорением, замедлением темпа.

1

02.09



Приседание,

ускорение,

замедление

Нотная грамота (названия нот, длительности нот)

1

09.09


«До», «ре»,

«ми»…;

четверть, восьмая

Развитие координации рук и ног.

1

16.09


Медленно, быстро

Сильная доля в музыке.

1

23.09


Сильная доля

Определение на слух различных жанров музыки (марш, песня, танец).

1



30.09


Марш, песня,

Танец

Воспроизведение ритмического рисунка мелодий.

1


07.10


Ритм, мелодия

Национальный характер музыки.

1



14.10


Русский,

татарский,

украинский

Упражнения с мячом под стихотворный текст.

1


21.10


Стихотворение


Развитие чувства ритма на упражнениях с бубном, гимнастической палкой.

1

28.10


Бубен, ритм

Общеразвивающие упражнения на выработку осанки.

1

11.11


Осанка,

«Мельница»

Воспроизведение ритмического рисунка песен.

1

18.11


Бубенцы,

Ритм

Разучивание движений танцев «Полька», «Лавата»

1

25.11


«Полька»,

«Лавата»

Соответствие характера музыки с движениями.

1

02.12


Заяц,

Медведь

Сопоставление частей музыки на примере танца «Бульба».

1

09.12


«Бульба»


Разучивание хороводных движений в сочетании с движениями рук и ног.

1

16.12


Хоровод



Образное содержание в новогодних песнях.

1

23.12


Образ


17.


Знакомство с нотным станом и расположением на нём нот.


1


13.01


Нотный стан

18.

Трёхдольный размер.

1

20.01


Вальс


19.

Восприятие на слух ритмического рисунка песни «Из чего же сделаны наши мальчишки…»

1

27.01


Темп, ритм

20.

Понятия мажорного и минорного лада.

1

03.02


Минор, мажор

21.

Частушка в жизни народа.

1

10.02


Вступление,

Окончание

22.

Передача динамических оттенков при пении.

1

17.02


Усиление,

Ослабление

23.

Танцевальное движение вальса.

1

24.02


Пластичность

24.

Воспитание правильной осанки.

1

02.03


Осанка,

Самоконтроль

25.

Синхронное выполнение движений под музыку со словами.

1


09.03


Синхронность


26.

27.

Изучение приёмов игры на балалайке.

2

16.03

30.03


Балалайка,

Бряцанье

28.

29.

Упражнения с мячом под музыкальное сопровождение и стихотворный текст.

2

06.04

13.04


Сильная доля

30.

Освоение различных упражнений с гимнастическими лентами.

1

20.04


Треугольник,

круг,

«восьмёрка»

31.

Изучение приёмов игры на аккордеоне.

1

27.04


Аккордеон, мех,

Клавиатура

32.

Танцы разных народов. Освоение элементарных движений.

1

04.05


Украина,

Татария,

Россия

33.


Восприятие на слух различных музыкальных инструментов (фортепиано, дудочка, баян, аккордеон).

1

11.05



Фортепиано,

дудочка,

баян,

аккордеон

34.



Выражение эмоций в мимике и пантомимике (радость, грусть, жалость, тревога).

1

18.05


Радость,

грусть,

жалость,

тревога









Календарно-тематическое планирование

3 «Б» класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Словарь

По плану

Факт.


Закрепление навыков ходьбы с остановкой, с приседанием, со сменой направлений, с ускорением, замедлением темпа.

1

06.09



Приседание,

ускорение,

замедление

Нотная грамота (названия нот, длительности нот)

1

13.09


«До», «ре»,

«ми»…;

четверть, восьмая

Развитие координации рук и ног.

1

20.09


Медленно, быстро

Сильная доля в музыке.

1

27.09


Сильная доля

Определение на слух различных жанров музыки (марш, песня, танец).

1



04.10


Марш, песня,

Танец

Воспроизведение ритмического рисунка мелодий.

1


11.10


Ритм, мелодия

Национальный характер музыки.

1



18.10


Русский,

татарский,

украинский

Упражнения с мячом под стихотворный текст.

1


25.10


Стихотворение


Развитие чувства ритма на упражнениях с бубном, гимнастической палкой.

1

01.10


Бубен, ритм

Общеразвивающие упражнения на выработку осанки.

1

15.11


Осанка,

«Мельница»

Воспроизведение ритмического рисунка песен.

1

22.11


Бубенцы,

Ритм

Разучивание движений танцев «Полька», «Лавата»

1

29.11


«Полька»,

«Лавата»

Соответствие характера музыки с движениями.

1

06.12


Заяц,

Медведь

Сопоставление частей музыки на примере танца «Бульба».

1

13.12


«Бульба»


Разучивание хороводных движений в сочетании с движениями рук и ног.

1

20.12


Хоровод



Образное содержание в новогодних песнях.

1

27.12


Образ


17.


Знакомство с нотным станом и расположением на нём нот.


1


17.01


Нотный стан

18.

Трёхдольный размер.

1

24.01


Вальс


19.

Восприятие на слух ритмического рисунка песни «Из чего же сделаны наши мальчишки…»

1

31.01


Темп, ритм

20.

Понятия мажорного и минорного лада.

1

07.02


Минор, мажор

21.

Частушка в жизни народа.

1

14.02


Вступление,

Окончание

22.

Передача динамических оттенков при пении.

1

21.02


Усиление,

Ослабление

23.

Танцевальное движение вальса.

1

28.02


Пластичность

24.

Воспитание правильной осанки.

1

06.03


Осанка,

Самоконтроль

25.

Синхронное выполнение движений под музыку со словами.

1


13.03


Синхронность


26.

27.

Изучение приёмов игры на балалайке.

2

20.03

03.04


Балалайка,

Бряцанье

28.

29.

Упражнения с мячом под музыкальное сопровождение и стихотворный текст.

2

10.04

17.04


Сильная доля

30.

Освоение различных упражнений с гимнастическими лентами.

1

24.04


Треугольник,

круг,

«восьмёрка»

31.

Изучение приёмов игры на аккордеоне.

1

01.05


Аккордеон, мех,

Клавиатура

32.

Танцы разных народов. Освоение элементарных движений.

1

08.05


Украина,

Татария,

Россия

33.


Восприятие на слух различных музыкальных инструментов (фортепиано, дудочка, баян, аккордеон).

1

15.05



Фортепиано,

дудочка,

баян,

аккордеон

34.



Выражение эмоций в мимике и пантомимике (радость, грусть, жалость, тревога).

1

22.05


Радость,

грусть,

жалость,

тревога










Календарно-тематическое планирование




4 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Словарь

По плану

Факт.

Непринужденная ходьба в такт музыки. Танцевальное движение «Матросского танца».

1

03.09


Матросский танец, движения, лезть по канату, плыть

Ходьба на наружных сторонах стопы вперед спиной.

1

10.09


Ходьба, стопа, спина, вперед

Ходьба с крестным шагом с перекатом с пятки на носок, со сменой направления движения.

1

17.09


Крестный шаг, перекат, смена направления, ходьба, движение

Последовательное расслабление головы, плечевого пояса, поясницы.

1

24.09


Расслабление, голова, плечевой пояс, поясница

Длительности нот.

1

01.10


Длительность, четвертная, восьмая, целая, половинная, счет

Упражнения на выработку осанки. Элементы русского народного танца.

1

08.10


Упражнения, осанка, присядка, проходы, притоп, прихлоп, танец

Выполнение упражнения «пружина» со свободным взмахом руки. Песня «Пусть бегут неуклюже…»

1

15.10


Упражнение «пружина», взмах руки, песня, припев, куплет, вступление

Определение по ритму различных жанров в музыке: песня, танец, марш.

1

22.10


Ритм, музыкальный жанр, песня, танец, марш

Определение национального характера музыки: русской, украинской, белорусской.

1

29.10


Национальный характер музыки, страна, Россия, Украина, Белоруссия

Эмоциональное исполнение ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе.

1

12.11


Ритмический аккомпанемент, музыкальная пьеса, ускорение, замедление

Выполнение роли ведущего каждым учеником. Нотная грамота.

1

19.11


Ведущий, направление, ноты, нотный стан, скрипичный ключ

Координирование движений каждого ученика с темпом движений класса.

1

26.11


Координирование движений, темп, быстрый, медленный

Аккомпанемент на шумовых инструментах.

1

03.12


Громко, тихо, шумовые инструменты, трещотка, маракасы, ложки, металлофон

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

1

10.12


Музыкальный инструмент, симфонический оркестр, скрипка, виолончель, труба, фортепиано, фагот

15.

16.

Разучивание песни «С Новым годом».

2

17.12

24.12


Музыка, вступление

17.

Воспроизведение движениями воспринимаемого на слух ритма.

1

14.01


Воспроизвести движения, ритм, память

18.

Выполнение движений с предметами.

1

21.01


Предметы, движение,

гимнастическая лента, обруч, мяч

19.

Комплекс ритмической гимнастики под современную музыку.

1

28.01


Ритмическая гимнастика, ритм,

20.

Пение в ансамбле, правильное дыхание.

1

04.02


Пение, ансамбль, певческое дыхание

21.

Упражнения с обручем.


1

11.02


Ритм, обруч, упражнения

22.

Музыкальные упражнения для расслабления мышц.

1

18.02


Музыкальные упражнения, мышцы, напряжение, расслабление

23.

Изучение приемов игры на ложках.

1

25.02



Игра на ложках, музыкальные приемы

24.

Трех дольный размер на примере разучивания «вальса».

1

03.03


Трехдольный размер, танец, «вальс»

25.

Разучивание песни «Из чего же?»

1

10.03


Песня, запев, куплет, припев

26.

Упражнения с флажками.

1

17.03


Флажки, упражнение

27.

28.

Осознание сильной доли.

2

31.03

07.04


Сильная доля

29.

Частушка и ее роль в жизни народа.

1

14.04


Частушка, народ

30.

31.

Совершенствование движений под музыку со словами.

2

21.04

28.04


Вальсировать, маршировать, плясать, вести хоровод

32.

33.

Импровизация детей в движениях под музыку.

2

05.05

12.05


Импровизация, танец

34.

Мажорный и минорный лад.

1

19.05


Мажорный лад, радостно, весело, светло, минорный лад, грустно, тоскливо, печально





Календарно-тематическое планирование





5 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Словарь

По плану

Факт.

1.

Гимнастическая композиция с обручем.

1

05.09


Обруч, выразительно, синхронно

2.

3.

Беседа «Народная музыка». Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов).

2

12.09

19.09


Фольклор, обряд, кликание

4.

5.

«Посею лебеду на берегу». Прослушивание песни, определение характера, работа с ритмом.

2

26.09

03.10


Русская народная песня, лебеда

6.

7.


Беседа «Народные инструменты». Овладение техникой игры на деревянных ложках.

2



10.10

17.10


Народные инструменты, ритм

8.

9.

Исполнение на деревянных ложках не сложных ритмических рисунков «Мячики», «Качалочка», «Соседи».

2

24.10

31.10


Ансамбль

10.

11.

Выполнение подготовительных и основных движений танцев в современных ритмах.

2

14.11

21.11


Выразительность, последовательность движений

12.

13.

Работа над выразительностью и ритмичностью исполнения танцевальных движений в современных ритмах.

2

28.11

05.12


Ритмичность, хип-хоп

14.

Прослушивание музыкальной пьесы «На тройке». Определение средств музыкальной выразительности.

1

12.12


Интонация, мелодия

15.

Работа над ритмом и интонацией в песне «Здравствуй, зимушка-зима».

1

19.12



Высота, тембр


16.

Знакомство с техникой игры на фортепиано. Изучение небольшого ритмического рисунка в ансамбле с учителем.

1

26.12


Фортепиано, клавиши, мажор, минор

17.

18.


Освоение основных элементов в кадрильном стиле – «Сударушка».

2

16.01

23.01


Кадриль, синхронное исполнение


19.

20.

Прослушивание музыкальных произведений. ( М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»).



2

30.01

06.02


Пьеса, сюита

21.

22.

Прослушивание музыки, определение характера. Изучение ритма песни «Выглянуло солнышко», дирижирование.

2

13.02

20.02


Дирижирование,

Эмоции

23.

Знакомство с музыкальным инструментом ксилофон и его звучанием.

1

27.02



Ксилофон, музыкальный инструмент,

24.

25.

Овладение техникой игры. Изучение ритмического рисунка на ксилофоне.

2

05.03

12.03


Пластины, малеты

26.


Работа над интонационной структурой речи в стихотворении В. Жуковского «Птичка».

1

19.03


Речевое дыхание, голос, сила голоса

27.

28.


Знакомство с танцевальной композицией «Вальс с цветами».

2

02.04

09.04


Вальс, композиция

29.

30.

Музыкальная сказка «Теремок». Прослушивание музыки, определение характера героев сказки.

2

16.04

23.04


Музыкальная сказка, характер, герой

31.

32.


«Танец с подснежниками». Лексическая работа. Работа над ритмом и темпом.

2

30.04

07.05


Песня, темп

33.

34.


Работа над интонационной стороной речи в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды».

2

14.05

21.05



Лирический герой, гонцы, брег














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!