Рабочая программа
учителя надомного обучения Яруллиной А.В.
для учащегося 6 «» класса ………
Предметы | Количество часов в неделю |
Русский язык | 2 |
Литературное чтение | 2 |
Социально-бытовая ориентировка | 1 |
Итого | 5 |
«Русский язык» Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана для учащегося 6 «» класса надомного обучения на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования ГБОУ « Казанская школа - интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ» на 2021-2022 учебный год.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе специального (коррекционного) класса (глухих, имеющих умственную отсталость). Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель предмета:
развитие у учащегося устной и письменной речи; совершенствование умения пользоваться языком как средством общения; расширение знаний об окружающей действительности, и развитие познавательных особенностей.
Задачи предмета:
1) овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
3) обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Цель коррекционно-развивающей работы – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи коррекционно-развивающей работы: определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями аутичного ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии); создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; учить связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
-обучение ребенка (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия и мышления
В 7 -м классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе слов по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких. В 7 -м классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно , полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
В 7-м классе проводятся следующие упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.
У учащегося совершенствуются графические навыки. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
В 7 классе на изучение русского языка по надомному обучению отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося:
Учащийся должен уметь:
Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные глухие и звонкие,[ р]- [л ], свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
Списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и определять текст по написанию.
Раздел II . Содержание тем учебного предмета ( 68 ч в год, 2 ч в неделю)
Буквы и звуки – 30 часов
Слово- 20 часов
Слог – 10 часов
Предложение – 8 часов
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена аккуратно, без ошибок.
Оценка 4«» ставится, если в работе имеются 2 негрубые ошибки
Оценка «3» ставится при 3 – 5 ошибках.
Оценка «2» не ставится .
ЛИТЕРАТУРА.
«Русский язык» 5 класс для учащихся , обучающихся по программе VIII вида под редакцией В.В Воронковой , М, Просвещение , 2018 г.
«Русский язык» 4 класс под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М. Просвещение, 2017 г.
Адамова Е. Н. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из «Словаря»
Горецкий В.Г. Дидактические игры на уроках русского языка .
Моро М.М. На уроках математики и грамматики. 2014год.
Приступа Г.Н. Единый режим.
Используется УМК, включающий
учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях «Русский язык» 4 кл. Рамзаевой Т.Г. – М., Просвещение,2017;
для учителя – «Поурочные разработки к УМК Т.Г. Рамзаевой 4 класс» Дмитриевой О.И. М. «ВАКО» 2017г
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п-п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Повторение | 4 |
2 | Речь | 3 |
3 | Звуки и буквы речи | 10 |
4 | Слог, слоговая структура слова | 5 |
5 | Алфавит | 9 |
6 | Предложение | 3 |
7 | Текст. Связная речь | 4 |
8 | Части речи | 18 |
9 | Предлоги | 3 |
10 | Состав слова | 7 |
11 | Повторение изученного за учебный год | 4 |
| Итого: | 68 часов |
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ | Кол-во час | Темы | Основные понятия | Характеристика деятельности учащегося |
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении | знать о предложении как о единице высказывания. уметь: -составлять предложения из слов и словосочетаний; - делить предложения на слова; - выделять из сплошного текста предложения; -оформлять предложения на письме; -каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, замен и искажения букв. | С.3 Упр.2 | |
2 | 1 | Предложение и слово. | С.5 Упр.4 | |
3 | 1 | Слово и слог. | знать какой звук образует слог. уметь: -делить слова на слоги; -подсчитывать количество слогов в словах; -находить ошибки в делении слов на слоги. | С. 6 Упр.8 | Контрольный диктант |
4 | 1 | Звуки и буквы | С.7 Упр.11 | |
5 | 1 | Речь в жизни человека | знать назначение и роль речи в жизни человека. уметь -составлять предложения, -озаглавливать текст, -работать с деформированным текстом -воспринимать звучащую речь (высказывания учителя и сверстников); - работать с деформированным текстом | С.11 Упр.17 | |
6 | 1 | Устная и письменная речь | С.12 Упр.20 | |
7 | 1 | Выделение предложений в устной и письменной речи | С. 14 Упр.24 | |
8 | 1 | Звуки и буквы | знать о роли звуков в различении смысла слов. уметь: - различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков; - устанавливать количество слогов в словах | С.17 Упр.29 | |
9 | 1 | Гласные звуки и их обозначение буквами | знать отличительные признаки гласных звуков и букв. уметь - наблюдать за произношением слов, - проводить их звуковой анализ. | Написать 8 слов с буквами Е Ё Ю Я. | |
10 | 1 | Слова с буквой Э | знать о роли звуков в различении смысла слов. уметь: - различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков; - анализировать и кратко характеризовать звуки речи; -различать произношение и написание. | С.23 Упр.38 | |
11 | 1 | Речевой этикет. Слова-приветствия. | С.24 Упр.39 | |
12 | 1 | Согласные звуки и их обозначение буквами | знать отличительные признаки гласных звуков и букв. уметь - наблюдать за произношением слов, - проводить их звуковой анализ. | С.29 Упр.45 | |
13 | 1 | Согласный звук (й) и буква Й | знать роль буквы й. уметь: – давать характеристику звуку [й’]; – писать слова с буквой й; – выполнять звукобуквенный анализ слов | С.32 Упр.50 | |
14 | 1 | Шипящие согласные звуки (ж), (ш), (ч), (щ) | уметь -распознавать мягкие и твёрдые шипящие согласные звуки -правильно произносить их | С.33 Упр.52 | |
15 | 1 | Сочетания ЖИ,ШИ | знать о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых, правило написание сочетаний жи-ши. уметь - правильно писать слова с сочетаниями жи, ши - уметь писать под диктовку - находить, анализировать и исправлять ошибки. | С.35 Упр.56 | |
16 | 1 | Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ | знать о звуках [ч], [щ], как мягких уметь: – различать в cловах мягкие шипящие звуки; – правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными - правильно писать слова с сочетаниями чу,щу,ча,ща - уметь писать под диктовку - находить, анализировать и исправлять ошибки | С.42 Упр.70 | |
| |
17 | 1 | Сочетание ЧК,ЧН | уметь: - различать в словах мягкие шипящие звуки; - правильно обозначать на письме сочетание этих звуков; - правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. | С.48 Упр.84 | |
18 | 1 | Алфавит, или азбука | знать буквы алфавита и звуки азбуки. уметь - пользоваться алфавитом в практической деятельности - анализировать звуко- буквенный состав слова | С.54 Упр.93 | Контрольный диктант |
19 | 1 | Слово и слог | знать какой звук образует слог. уметь: - делить слова на слоги, опираясь на количество гласных - подсчитывать количество слогов в словах; - находить ошибки в делении слов на слоги. | С.57 Упр.101 | |
20 | 1 | Деление слов на слоги | С.59 Упр.105 | |
21 | 1 | Перенос слов | знать правила переноса слов уметь: - делить слова на слоги, опираясь на количество гласных - подсчитывать количество слогов в словах; - находить ошибки в делении слов на слоги - переносить слова с одной строки на другую. | С.63 Упр.113 | |
22 | 1 | Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине | знать особенности слов, которых переносить нельзя и правила переноса слов с буквой й в середине уметь - правильно переносить слова - находить ошибки при переносе слов и исправлять их | С. 65 Упр.117 | |
23 | 1 | Предложение как единица речи | знать о предложении как единице высказывания. уметь - правильно оформлять предложение на письме - устанавливать связь слов в предложении; - работать с деформированными предложениями. | Составить 3 предложения, подчеркнуть гл.члены | |
24 | 1 | Знаки препинания в конце предложения | знать о видах предложений, знаках препинания в конце предложения. уметь: - находить в тексте разные виды предложений; - работать с деформированным текстом; - оформлять предложения на письме. | С. 70 Упр.126 | | |
25 | 1 | Главные члены предложения | знать признаки главных членов предложения. уметь: - выделять предложение из речевого потока; - находить в предложении главные члены; - правильно оформлять предложения на письме; - выделять грамматическую основу. | С. 74 Упр.131 | | |
26 | 1 | Общее понятие о тексте | знать основной признак текста. уметь определять главную мысль | С. 77 Упр.137 | | |
27 | 1 | Типы текста: повествование, описание, рассуждение | знать понятия «текст-описание», «текст-повествование», «текст- рассуждение» уметь - определять особенности текста-описания, текста-повествования, текста- рассуждения | С. 77 Упр.138 | | |
28 | 1 | Структурные части текста – повествования | знать отличительные признаки текста-повествования. уметь: - делить текст на части; - выделять главную мысль в каждой части. | Составить текст-описание. | | |
29 | 1 | Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами | знать правило обозначения мягкости согласных на письме. уметь: - выделять твердые и мягкие согласные звуки; - выполнять звукобуквенный анализ; - писать слова с твердыми и мягкими согласными. | С. 83 Упр.144 | | |
30 | 1 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука | знать роль мягкого знака. уметь - писать слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука. | С. 87 Упр.150 | | |
31 | 1 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова | знать роль мягкого знака, уметь - писать слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука | С. 89 Упр.155 | | |
32. | 1 | Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные. | знать: - различие звонких и глухих согласных. - особенности проверочных и проверяемых слов. уметь: - различать парные звонкие и глухие согласные. | С. 95 Упр.164 | Контрольный диктант | |
33 | 1 | Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов | знать правило написания парных звонких и глухих согласных на конце слов. уметь: -писать слова с парными согласными на конце слова; - различать проверочное и проверяемое слово; - выполнять звукобуквенный анализ. | С. 97 Упр.167 | | |
34 | 1 | Способ проверки парных согласных на конце слова | знать способы проверки парных согласных в конце слова. уметь: - находить и подчеркивать «опасные» места; - подбирать к словам проверочные слова. | С. 99 Упр.171 | | |
35 | 1 | Ударение. Ударный и безударный слог. | уметь: – правильно произносить слова; – выделять ударный слог в словах; | С. 103 Упр.180 | | |
36 | 1 | Обозначение гласных звуков | уметь - сравнивать гласные звуки в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова - уметь находить проверочные слова | С. 106 Упр.183 | | |
37 | 1 | Правописание проверяемых гласных в безударных слогах | знать правила написания безударных гласных; словарные слова. уметь: - писать безударные гласные в корне и словарные слова с безударной гласной, не проверяемой ударением; - подбирать проверочные слова; - различать проверочное и проверяемое слово; - выполнять звукобуквенный анализ слова. | С. 107 Упр.187 | | |
38. | 1 | Проверка безударных гласных в корне слова | С. 110 Упр.193 | | |
39 | 1 | Разделительный мягкий знак | знать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. | С. 115 Упр.203 | | |
40 | 1 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | уметь выполнять фонетический разбор слов с наличием мягкого знака и без него (семья, семя). | С. 116 Упр.206 | | |
41 | 1 | Слова с двойными согласными | знать написания слов, в которых пишутся две одинаковые буквы. | С. 120 Упр.216 | | |
42 | 1 | Перенос слов с двойными согласными | знать: правила произношения и писания слов с двойными согласными. уметь: - писать и переносить слова с двойными согласными. | С. 121 Упр.219 | | |
43 | 1 | Слово и предложение | знать признаки отличия слова и предложения | С. 4 Упр.226 | | |
44 | 1 | Имена существительные | знать признаки имен существительных. уметь: -задавать вопросы к именам существительным; - называть признаки существительных; - подбирать и находить в тексте имена существительные. | С. 7 Упр.230 | | |
45 | 1 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | знать вопросы, на которые отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные. уметь: – подбирать одушевленные и неодушевленные имена существительные из текста; – классифицировать существительные по вопросам | С. 7 Упр.231 | | |
46 | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | знать вопросы, на которые отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные. уметь: - подбирать одушевленные и неодушевленные имена существительные; - классифицировать существительные по вопросам. | С. 10 Упр.236 | | |
47 | 1 | Заглавная буква | знать понятия «собственные» и «нарицательные» имена. уметь: - писать собственные имена с заглавной буквы; - отличать собственные и нарицательные имена в конкретном тексте - писать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек. | С. 15 Упр.224 | | |
48 | 1 | Понятие о словах, обозначающих действие предмета. | знать признаки глагола. уметь: - задавать вопросы к глаголам; - находить в тексте глаголы; - объяснять значение глаголов; -употреблять глаголы в речи | Записать 10 глаголов. | | |
49 | 1 | Слова, отвечающие на вопросы что делает, что делают? | С. 22 Упр.255 | | |
50 | 1 | Глаголы в единственном и во множественном числе | знать понятия «единственное» и «множественное» число. уметь - изменять глаголы по числам | Записать 10 глаголов. | | |
51 | 1 | Употребление глаголов в разных временных формах | знать понятие «время глагола». уметь - изменять глаголы по временам. | Написать 2 предложения, подчеркнуть глаголы. | | |
52 | 1 | Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | знать понятие «неопределенная форма глагола». уметь: - писать неопределенную форму глагола; - образовывать неопределенную форму глагола. | Написать 10 глаголов. | Контрольный диктант | |
53 | 1 | Употребление глаголов в речи | знать признаки глаголов уметь - употреблять глаголы в речи | С. 26 Упр.264 | | |
54 | 1 | Понятие о словах, обозначающих признак предмета | знать и уметь устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. | С. 30 Упр.269 | | |
55 | 1 | Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? | знать признаки имени прилагательного. уметь: - определять род прилагательного; - изменять прилагательные по родам; – задавать вопросы; – находить прилагательные в тексте | С. 31 Упр.271 | | |
56 | 1 | Различие прилагательных в единственном и во множественном числе | уметь: - изменять прилагательные по числам; - определять число прилагательных; - употреблять прилагательные в речи. | Записать 10 прилприлага-тельных | | |
57 | 1 | Противоположные по смыслу прилагательные, их употребление в речи | знать понятия «антонимы», «синонимы». уметь: – подбирать антонимы и синонимы; – объяснять значение имени прилагательного | С. 34 Упр.276 | | |
58 | 1 | Предлог как слово и его роль в речи | знать признаки предлога и роль предлогов в речи. уметь: - употреблять предлоги в устной речи; - правильно писать предлоги. | Написать 2 предложения с предлогами. | | |
59 | 1 | Раздельное написание предлогов со словами | знать значение предлогов, признаки и роль предлогов в речи уметь: - раздельно писать предлоги с другими словами - выделять в предложении предлоги; - писать предложения с предлогами. | С. 37 Упр.282 | | |
60 | 1 | Единообразное написание предлогов | С. 40 Упр.288 | | |
61 | 1 | Речевой этикет | уметь: -правильно употреблять в речи слова вежливого общения, - быть вежливым. | Индивид. задания. | | |
62 | 1 | Общее понятие об однокоренных словах | знать понятие «корень» слова. уметь: - сравнивать и подбирать однокоренные слова; - выделять общую часть родственных (однокоренных) слов | | | |
63 | 1 | Признаки однокоренных слов | знать признаки родственных слов. уметь - распознавать и подбирать родственные слова - употреблять в речи однокоренные слова | С. 46 Упр.297 | | |
64 | 1 | Единообразное написание корня в однокоренных словах | знать понятие «однокоренные» слова. уметь: - подбирать и находить в тексте однокоренные слова; - употреблять в речи однокоренные слова; - писать одинаковый корень в однокоренных словах. | С. 51 Упр.305 | | |
65 | 1 | Способы проверки безударных гласных в корне | знать правило написания безударных гласных корне. уметь: - подбирать проверочные слова; - различать проверочное и проверяемое слова | С.55 Упр.313 | | |
66 | 1 | Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного проверочного слова | знать словарные слова и правило написания безударных гласных в корне. уметь - правильно писать безударные гласные в корне и словарные слова | С. 56 Упр.316 | | |
67 | 1 | Проверка безударных гласных | знать правило написания безударных гласных в корне. уметь - подбирать проверочные слова, - различать проверочное и проверяемое слова | С.57 Упр.118 | Контрольный диктант | |
68 | 1 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Повторение | знать правила проверки слов с парными согласными уметь - проверять написание слов с парными согласными на конце путем изменения формы слова | С. 59 Упр.321 | | |
Литературное чтение. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана для учащегося 7 «Б» класса надомного обучения Гимальдинова Альберта на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , адаптированной основной общеобразовательной программы образования ГБОУ «Казанская школа - интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ» на 2020-2021 учебный год
Программа по литературному чтению определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе специального (коррекционного) класса (глухих, имеющих умственную отсталость). Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Тематика произведений чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширение их кругозора, воспитания нравственных качеств. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Целью обучения является: научить навыкам беглого и выразительного чтения, осмысленно воспринимать прочитанное, работать над содержанием текста.
Задачи:
1)научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя,
2) осмысленно воспринимать прочитанное;
3) обучать навыкам беглого и выразительного чтения;
4) учить с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Место предмета «Литературное чтение » в учебном плане
В 7 классе на изучение уроков литературного чтения по надомному обучению отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащийся должен уметь:
читать небольшие тексты; слушать сказку, рассказ, стихотворение, загадку.
Учащийся должен знать:
Наизусть 6-8 коротких стихотворений, отчетливо читать их .
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, четко, по слогам, отвечает на вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, но допускает 2 – 3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится ученику, если он : читает с ошибками, постоянно нуждается в помощи учителя.
Оценка «2» не ставится .
ЛИТЕРАТУРА:
АКСЕНОВА А. К. Чтение . Учебник для коррекционных школ. 6 класс. М ,Просвещение 2017 год
ЭВ В. В. Коррекционные упражнения по чтению.
А. Гайдар « СУДЬБА Барабанщика. Внеклассное чтение
В. ОСЕЕВА Волшебное слово .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п-п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Осень. «Здравствуй , осень!» | 18 |
2 | Русские народные сказки | 8 |
3 | «Мир животных» | 10 |
4 | Зима. «Книга зимы» | 10 |
5 | 8 Марта-женский праздник. | 4 |
6 | О дружбе | 4 |
7 | «Весна.-красна» | 10 |
8 | 9 мая- день Победы. | 4 |
| Итого: | 68 часов |
Календарно тематическое планирование учителя надомного обучения литературному чтению .
1четверть (18 ч)
№ | Тема урока | Колчас | Знания и умения | Оборудование | Практическая часть | Коррекционная работа |
1-2 | Прозвенел звонок – начинается урок. С .Маршак . Первый день календаря. | 2 | Название летних и осенних месяцев. Читать по слогам, соблюдать правильную интонацию. | Иллюстрации, Карточки со словами со стечением согласных. | Упражнения в чтении по слогам и целыми словами. | Развитие устной речи, наблюдательности |
3-4 | « Полетели паутинки». Е . Труднева. | 2 | Чтение текста с правильной интонацией | Иллюстрация учебника | Ответы на вопросу к тексту; чтение трудных слов. стр.8-9 | Речи. |
5-6 | По В. Головину « Четыре цвета» | 2 | Название основных цветов. Определение цвета предметов. | Иллюстрация учебника | Упражнение в чтении трудных слов | Сопоставлять цвета на иллюстрациях |
7-8 | М.Яснов. Я учусь писать. Г.Малинин. Давайте складывать слова. | 2 | Алфавит. Звуко-буквенный анализ слов, слоговое образование слов. | Иллюстрация с городскими домами; касса букв и слов. | Нарисовать дом, в котором «ты живешь». Стр.13 | Воображение, восприятие, соотношение прочитанного с воображаемым. |
9-10 | «Художник-осень» по Г. Скребицкому. | 2 | Послоговое чтение | Иллюстрации | Упражнение в чтении трудных слов, выборочное чтение. | Выражать свое отношение к прочитанному. |
11-12 | «Здравствуй осень!» В. Викторов | 2 | Читать с правильной интонацией, отвечать на вопросы. | иллюстрации | Упражнение в выразительном чтении текста | Творческого воображения, устной речи. |
13-14 | « Русский лес» по И. Соколову –Микитову. | 2 | Составлять предложения по личным наблюдениям | Иллюстрации | Ответы на вопросы по прочитанному тексту. | Соотносить запомнившийся текст с его названием |
15-16 | Верная примета. Г. Ладонщиков. | 2 | Читать плавно, по слогам, соблюдая знаки препинания. | Иллюстрации | Ответы на вопросы по иллюстрации | Образное мышление, понимание аллегорий. |
17-18 | Почему ноябрь пегий» Н.Сладков II четверть (14 ч) | 2 | Трудные слова: тронулась в путь; потешался | Иллюстрации к теме | Ответы на вопросы по прочитанным произведениям | Находить сходство и различие при сравнении явлений. |
19-20 | Сказка за сказкой Русская народная сказка: «Вершки и корешки». | 2 | трудное слово: вершки. Читать плавно, соблюдая паузы. | Иллюстрации к сказке | Упражнения в чтении с соблюдением интонации. | Зрительную память, речь. |
21-22 | Русская народная сказка «Лиса и кувшин». | 2 | Трудные слова: жать, не отстанешь честью. Рассказывать предложениями | Иллюстрации к сказке. | Упражнение в пересказе сказки по картинкам. | Основное содержание сказки связывать с жизнью. |
23-24 | Русская народная сказка «Рак и Лиса» | 2 | Трудные слова: вильнула. Правильно читать по слогам, сост. предложения по иллюстрации и по прочитанному. | Иллюстрации к сказке | Упражнения в выразительном и правильном чтении; в пересказе по иллюстрациям. | Образная, описательная речь, обогащение словаря. |
25-26 | Русская народная сказка «Старик и два медвежонка» | 2 | Выражать свое отношение к действиям героев произведений. | Иллюстрации | Упражнения в чтении по ролям | Умения делать выводы по прочитанному. |
27-28 | Мир животных. «Кто любит собак» Р.Сеф « Барашек» английская народная песенка. | 2 | Трудные слова: вовеки, фуфайка, забота. Работать над плавным, правильным чтением. | Иллюстрации | Упражнять в правильном чтении | Расширять представления, соотносить содержание с жизнью. |
29-30 | Румынская сказка «Волк и лошадь» | 2 | | Иллюстрации | Упражнять в чтении по ролям. | Обогащение словаря |
31-32 | «Снег идет» В. Воронкова III четверть (20 ч.) | 2 | Трудные слова: резные, зубчатые. Работать над правильным чтением. | Иллюстрация в учебнике | Упражнение в чтении. | Анализировать и представлять читаемое |
33-34 | «Книга зимы». В. Бианки. | 2 | Уметь вспоминать прочитанное по вопросам. | Иллюстрации | Ответы на вопросы предложениями | Памяти , речи |
35-36 | «Наши друзья» Г. Ладонщиков. | 2 | Трудное слово: проныры | Иллюстрации | Упражнение в выразительном чтении. | Обобщать, делать выводы. |
37-38 | «Знают мамы, знают дети» немецкая народная сказка. | 2 | Рассказ по иллюстрации. | Картинки | Упражнение в пересказе по вопросам | Расширять словарь активный, воображение. |
39-40 | «Зайчик и рябина» В.Сухомлинский, | 2 | Трудные слова: ненасытный, бархат. Составление ответов на вопросы предложениями. | Иллюстрации, предметы, картинки. | Упражнение в выразительном чтении | Устанавливать причинно-следственные связи. |
41-42 | «Подружки» А. Кузнецова | 2 | Трудные слова: берет дремота, зазевались. Отвечать на вопросы предложениями. | Иллюстрации | Нарисовать ежика с листьями. | Выражать свое отношение к прочитанному словами. |
43-44 | «Урок дружбы» М. Пляцковский | 2 | Трудное слово: тайга. Выборочным чтением отвечать на поставленные вопросы. | Иллюстрации тайги, медведя и медвежонка. | Упражнение в беглом чтении с соблюдением знаков препинания. | Устанавливать причинно- следственные связи. |
45-46 | «Доброе утро» Н. Красильников. | 2 | Трудное слово: резвиться. Отвечать на вопросы предложениями из текста. | Иллюстрации | Упражнение в правильном чтении и ответах на вопросы предложениями. | Соотносить любимые занятия лисят с занятиями ребят. |
47-48 | «Удивительные превращения» В. Талышкина. | 2 | Трудное слово: безобразник. Отвечать на вопросы | Иллюстрация учебника. | Упражнение в правильном и беглом чтении. | Устанавливать причинно-следственные связи, |
49-50 | «Ежели вы вежливы» С, Маршак. | 2 | Рассказывать по иллюстрации и по собственным наблюдениям. | Иллюстрации о зиме. | Упражнение в составлении предложений. | Анализировать и объяснять значения слов. |
51-52 | «Весна красна» И. Соколов-Микитов IV четверть (16 ч.) | 2 | Трудное слово : множество, гигантская Беглое чтение слов из 2-3 слогов. | Иллюстрация «Следы на снегу» | Упражнения в правильном чтении и ответы на вопросы. | Звукопроизношения речи. | |
53-54 | «Сосульки». М. Пляцковский | 2 | Трудное слово: колышет. Работать над беглым и правильным чтением. | Предметные картинки. | Отвечать на вопросы с сопереживанием. | Понимать аллегории. | |
55-56 | «Салют о весне» З. Александрова | 2 | Новые слова: шатаешься, самоед, нагуляю. Читать бегло (2 гр. по слогам). | Иллюстрации о медведе и зайце. | Упражнять в правильном беглом чтении. | Устанавливать причинно-следственные связи. | |
57-58 | «Белое и желтое» Ю . Коваль | 2 | Трудное слово: проныры. Читать выразительно стихотворный текст. | Иллюстрация Кормушка с птицами. | Составление предложений из собственного опыта. | Установка причинно-следственных связей | |
59-60 | «9 мая» .Г Виеру | 2 | Зимующие птицы. Отвечать на вопросы предложениями. | Предм. картинки. | Упражнение в чтении цепочкой – друг за другом. | Анализировать и обобщать. | |
61-62 | «Повар» О. Григорьева. | 2 | Новые слова: детвора, консервная банка. | Иллюстрации учебника, рисунки ребят. | Нарисовать снежную бабу. | Понимание аллегории | |
63-64 | « Хорошо спрятанная котлета» Г. Остер. | 2 | Читать бегло (по слогам), отвечать на вопросы выражая свое мнение. | Рисунки учеников, загадки. Картина «зимние забавы». | Отгадывание загадок. | Причинно-следственные связи. | |
65-68 | «Читалочка» В. Берестов. Ответы на вопросы. Закрепление. | 4 | Содержание прочитанного. Рассказывать и отвечать на вопросы предложениями | Иллюстрации к прочитанным произведениям, к загадкам. | Рассказывать о запомнившемся, о своих впечатлениях. | Память, речь. | |
Изобразительное искусство.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по изобразительному искусству для ученика 6 класса Гимальдинова Альберта разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования ГБОУ «Казанская школа - интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ» на 2020-21 учебный год.
Программа по изобразительному искусству определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе специального (коррекционного) класса (глухих, имеющих умственную отсталость). Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель предмета:
учить различать формы предметов, узнавать основные геометрические фигуры, определять разницу величине, находить середину листа бумаги, воспитывать интерес к рисованию, развивать моторику руки, воспитывать интерес к рисованию, развивать моторику руки, различать цвета, учить раскрашивать рисунок.
Задачи предмета:
научить проводить от руки вертикальные и горизонтальные линии;
учить различать формы предметов, узнавать основные геометрические фигуры
обогащать словарный запас ученика;, пользоваться словарями разных типов;
развивать эстетическое, эмоциональное, нравственное школьника.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося:
Учащийся должен уметь:
учить различать формы предметов, узнавать основные геометрические фигуры, определять разницу величине, находить середину листа бумаги, различать цвета, раскрашивать рисунок. организовать свое рабочее место, правильно держать альбом для рисования и карандаш.обводить карандашом шаблоны, соединять точки, пользоваться словарями разных типов; уметь определять разницу величин , находить середину листа бумаги,
проводить от руки вертикальные и горизонтальные линии, закрашивать рисунок , различать круг и овал
Учащийся должен знать :
основные геометрические фигуры, меры длины, названия цветов палитры.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
Оценка «5» ставится ученику, если он выполняет задание аккуратно, заканчивает работу, дает правильные , осознанные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится, если ученик допускает небольшие неточности в выполнении задания, но быстро исправляется, но допускает неточности,
Оценка «3» ставится, если ученик справляется с заданием только при помощи учителя, допускает ошибки, при раскрашивании выходит за контур.
Оценка «2» не ставится.
Литература
Галунчикова А. Я. Рисуем, творим и размышляем. М., 2017
Петренко И.М. Коррекционно-развивающие задания для учащихся младших классов. П., 2017
Рисование и аппликации для школьников. Сборник. М., 2012
Абрамова Ю. С. Учимся рисовать. Техника пошаговое рисование. К., 2017
Абрамова Ю. С. Лепка для детей. К., 2017
Тематическое планирование
Наименования тем | Количество часов |
Рисование с натуры | 8 |
Рисование узоров | 6 |
Знакомство с городецкой росписью | 6 |
Рисование геометрического орнамента | 6 |
Узор в полосе из чередующихся геометрических фигур | 8 |
Итого | 34 |
Развернутое календарно-тематическое планирование надомного обучения по изобразительному искусству
I четверть
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Знания умения | Оборудование | Практическая часть | Коррекционная работа |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов | 1 | | Умение выделять формы раскрасить | Альбом, инструменты, огурец, помидор | Рисование, использование инструментов | Пространственного воображения |
2 | Рисование с натуры разных видов грибов | 1 | | Уметь выделять формы различных видов грибов | Иллюстрации , виды грибов | Раскрашивание красками. | Сенсорных представлений |
3 | Рисование в полосе узора из листьев и ягод | 1 | | Уметь изображать листья , ягоды | Иллюстрация /образец полосы | Нарисовать листья, ягоды | Воображения, восприятия |
4-5 | Рисование с натуры на тему: « Деревья осенью» | 2 | | Уметь изображать красками осенние деревья | Иллюстрации | Раскрашивание красками | Сенсорных представлений |
6-7 | Самостоятельное составление учащимся узора в полосе | 2 | | Уметь видеть края полосы, использование красок | Иллюстрации | Самостоятельное рисование красками | Самостоятельности, наблюдательности |
8 | Рисование с натуры «Деревья зимой» | 1 | | Уметь изображать красками зимние деревья | Иллюстрации | Самостоятельное рисование красками | Самостоятельности, наблюдательности |
II четверть
№ | Тема урока | Количество часов | сроки | Знания умения | Оборудование | Практическая часть | Коррекция |
10 | Знакомство с городецкой росписью | 1 | | Выделять из иллюстраций городецкую роспись | Иллюстрации | Находить знакомые формы, составлять рисунки | Эстетического представления |
11-12 | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике | 2 | | Уметь рисовать прямоугольники, делить на части | Иллюстрации, предм. картинки | Рисунки | Зрительной памяти, |
13-14 | Декоративное рисование- орнамент в квадрате | 2 | | Уметь распределять узор в квадрате | Инструменты, краски | Рисунок | Различения цветов |
15-16 | Рисование с натуры елочных игрушек | 2 | | Рассматривать иллюстрации и рассказывать по ним | Иллюстрации | Рисование флажков | Обогащение словаря |
III четверть
17-18 | Рисование узора из снежинок . | 2 | | Уметь делить круг на части | Инструменты | Рисование разного вида снежинок | Умения анализировать и объяснять значения слов. |
19-20 | Рисование на тему: «Снеговики» | 2 | | Умение различать фигуры по форме, размера, цвета | Иллюстрации | Образец ,трафарет для рисунка | Сравнение и различение форм |
21-22 | Игрушки_-рыбки | 2 | | Умение передавать пространственных форм | Образец. | Составление рисунка | Различать и называть цвета |
23-24 | Рыбки в аквариуме среди водорослей | 2 | | Умение отожествлять свой рисунок с предметом | Иллюстрации | Составление рисунка | Умения анализировать и обобщать |
25-26 | Рисование с натуры предмета овальной и прямоугольной формы | 2 | | Умение закрашивать с соблюдением контура | Иллюстрация учебника рисунки | Нарисовать портфель | Умения узнавать основные геометрические формы |
IV четверть
№ | Тема урока | Количество часов | сроки | Знания умения | Оборудование | Практическая часть | Коррекция |
27-28 | Узор в полосе из чередующихся геометрических фигур | 2 | | Уметь выделять фигуры разл. формы | Иллюстрации. | Выделение главного | Умения устанавливать причинно- следственные связи |
29-30 | Открытка « Ракета летит» | 2 | | Составление рисунка из геометрических форм | Иллюстрации | Составление рисунка | Памяти, речи |
31-32 | Рисунок «флажок и шар» | 2 | | Уметь рисовать и правильно раскрашивать | Иллюстрации | | Умение делать выводы |
33-34 | Скворечник. | 2 | | Выделять из различных фигур геометрические формы | Иллюстрации | Выполнение рисунка | Умение сравнивать |