СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа надомного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа надомного обучения.»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


(адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

ПО ПРЕДМЕТАМ:

Чтение, письмо, математика, изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация), человек, СБО, основы социальной жизни.



Начальное общее образование, 8 класс (надомная форма обучения)

Количество часов-10 часа в неделю, всего-340 часов

Учитель – составитель: Захарова Е.А.








































Чтение 8 класс.


Пояснительная записка

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. С учётом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявление даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, даёт основание для оптимизма в педагогической работе. Занятия планируются с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей воспитанников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребёнку или подгруппе.

Цель уроков чтения – обучение детей чтению несложных текстов, умению отвечать на заданные вопросы словом, фразой, полным ответом.

Задачи:

  • формировать интерес к чтению;

  • развивать умения пользоваться речью, как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связность устного высказывания;

  • развивать навык правильного осознанного чтения;

  • корригировать все стороны речевой деятельности.

Место предмета в системе других предметов:

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и изучается школьниками с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Уроки по чтению и письму ведутся параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по изобразительной деятельности, ручному творчеству, развитию речи, математике, развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Формы и методы работы:

Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Основным приемом обучения чтению является чтение «по следам анализа». Он заключается в том, что подлежащий чтению слог (а затем слово) анализируется по звуковому составу, составляется из букв разрезной азбуки и прочитывается. Другим приемом обучения является чтение по подобию, или по аналогии, с только что прочитанным слогом, словом.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Освоение учебного предмета «Чтение» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • графические схемы (звукобуквенного разбора слова)

  • набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой

  • набор предметных картинок в соответствии с тематикой

  • репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений

  • детские книги разного типа из круга детского чтения

Демонстрационные приборы и инструменты:

  • игры и игрушки

  • картинное лото

Технические средства обучения:

  • ноутбук

  • многофункциональное устройство

  • мультимедийные образовательные ресурсы по чтению

Планируемые результаты освоения обучающимися с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия адаптированной основной общеобразовательной программы:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму,обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • Начальные навыки чтения и письма.

Критерии оценки:

Критерием обучаемости ученика является его умение использовать накопленный в процессе обучения опыт, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу»;

  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «действие не выполняет»;

Основными критериями сформированности представления являются:

  • «узнает объект»;

  • «не всегда узнает объект»;

  • «не узнает объект».

Текущая оценка может быть представлена традиционно в баллах.


Учебно-тематическое планирование.

Диагностика. Повторение пройденного материала.












Диагностика. Повторение пройденного материала.

  • Упражнения, направленные на формирование способности учащегося слушать речь (потешки, стихи).

  • Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции (артикуляционная гимнастика).

Развитие устной речи. Русские народные сказки.

Русская народная сказка «Колобок».

  • Чтение сказки «Колобок» (имитация движений, звукоподражание).

  • Чтение учителем с опорой на наглядность.

  • Интерактивное чтение.

  • Кукольный театр.

  • Игра – пантомима «Колобок» на выражение эмоционального состояния с использованием пиктограмм (печаль, страх, радость).

  • Раскраска по контуру "Колобок".

  • Работа с двухсоставным пазлом «Колобок».

  • Узнавание героев сказки в иллюстрациях и сюжетных картинках.

  • Обучение пересказа сказки с помощью учителя по вопросам и иллюстрациям, называть слова по предметным картинкам, соотносить их с натуральным объектом.

Русская народная сказка «Репка».

  • Чтение сказки «Репка» (имитация движений, звукоподражание).

  • Чтение учителем с опорой на наглядность.

  • Интерактивное чтение.

  • Кукольный театр.

  • Игра – пантомима «Репка» на выражение эмоционального состояния с использованием пиктограмм (печаль, страх, радость).

  • Раскраска по контуру "Репка".

  • Работа с двухсоставным пазлом «Репка».

  • Узнавание героев сказки в иллюстрациях и сюжетных картинках.

  • Обучение пересказа сказки с помощью учителя по вопросам и иллюстрациям, называние слова по предметным картинкам, соотношение их с натуральным объектом.

Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение неречевых звуков.

  • Различение неречевых звуков окружающей действительности. Имитация звуков окружающей действительности.

  • Звуки животных. Работа на аппаратуре "Опти мьюзик". Звуки фермы

  • Звуки транспорта. Работа на аппаратуре "Опти мьюзик". Звуки транспорта.

  • Звуки музыкальных инструментов. Работа на аппаратуре "Опти мьюзик".

Речевые звуки и их буквенное обозначение

Звук «А» и его буквенное обозначение

  • Выделение из слов звука «А» в ударной позиции.

  • Звук и буква «А» Выделение звука «А» из состава слова.

  • Нахождение буквы «А» среди других букв и знаков.

  • Нахождение буквы «А» в зашумленном изображении с опорой на образец и без него.

  • Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание буквы «А» из палочек, полосок бумаги, проволоки и т. д. по образцу.

  • Конструирование буквы «А» из предложенных элементов.

  • Чтение буквы «А». Соотнесение буквы и звука.

Звук «У» и его буквенное обозначение

  • Выделение из слов звука «У» в ударной позиции.

  • Звук и буква «У» Выделение звука «У» из состава слова.

  • Нахождение буквы «У» среди других букв и знаков.

  • Нахождение буквы «У» в зашумленном изображении с опорой на образец и без него.

  • Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание буквы «У» из палочек, полосок бумаги, проволоки и т. д. по образцу.

  • Конструирование буквы «У» из предложенных элементов.

  • Чтение буквы «У». Соотнесение буквы и звука.

Звук «М» и его буквенное обозначение

  • Звук и буква «М» Выделение Звука «М» из состава слова.

  • Нахождение буквы «М» среди других букв и знаков.

  • Нахождение буквы «М» в зашумленном изображении с опорой на образец и без него.

  • Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание буквы «М» из палочек, полосок бумаги, проволоки и т. д. по образцу.

  • Конструирование буквы «М» из предложенных элементов.

  • Чтение буквы «М». Соотнесение буквы и звука. Выделение из слова звука «М» (начало слова).

Звук «О» и его буквенное обозначение.

  • Выделение из слов звука «О» в ударной позиции.

  • Звук и буква «О» Выделение звука «О» из состава слова.

  • Нахождение буквы «О» среди других букв и знаков.

  • Нахождение буквы «О» в зашумленном изображении с опорой на образец и без него.

  • Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание буквы «А» из палочек, полосок бумаги, проволоки и т. д. по образцу.

  • Конструирование буквы «О» из предложенных элементов.

  • Чтение буквы «О». Соотнесение буквы и звука

  • Звуки и буквы «М», «А», «О», «У». Закрепление.

Понятие «слово». Звукобуквенный анализ слова.

Понятие «слово».

  • Слова «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе слова.

  • Образование и чтение прямых (открытых) слогов. МА, МО, МУ. Звукобуквенный анализ слогов.

  • Образование и чтение обратных (закрытых) слогов АМ, УМ, ОМ. Звукобуквенный анализ слогов.

  • Образование и чтение слова «МАМА». Деление слова на слоги. Звукобуквенный анализ слова.

  • Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов по букварю.

Повторение изученного материала.

  • Соотнесение букв и звуков.

  • Сравнительный анализ прямых и обратных слогов. 




Письмо 8 класс.


Пояснительная записка

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Обучению русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений. Особым разделом в программе являются практические упражнения.

Обучение письму будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой воспитанника.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности воспитанника.

При обучении письму следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять дифференцированный подход к воспитанникам. Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от воспитанников усвоения каких-либо правил.

Цель: обучение детей писать самостоятельно слова, умению написать своё имя, фамилию, свой адрес, сформировать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Задачи:

  • научить узнавать (различать) образы графем (букв);

  • обучить применению полученных навыков;

  • развивать мелкую моторику на основе письменной речи.

  • Развивать умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

Место предмета в системе других предметов:

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Письмо» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и изучается школьниками с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Уроки по чтению и письму ведутся параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по изобразительной деятельности, ручному творчеству, развитию речи, математике, развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Формы и методы работы:

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.

  • Учебный процесс опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для повышения мотивации к освоению предмета обучения.

  • Детальное разделение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.

  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка даже малейших учебных достижений ребенка

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Освоение учебного предмета «Письмо» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой

  • набор предметных картинок в соответствии с тематикой

  • карточки с изображением букв

Демонстрационные приборы и инструменты:

  • игры и игрушки

  • тренажер для развития кисти

  • тренажер для письма

  • картинное лото

Технические средства обучения:

  • ноутбук

  • многофункциональное устройство

  • мультимедийные образовательные ресурсы

Планируемые результаты освоения обучающимися с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия адаптированной основной общеобразовательной программы:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальным.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • Начальные навыки чтения и письма.

Критерии оценки:

Критерием обучаемости ученика является его умение использовать накопленный в процессе обучения опыт, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу»;

  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «действие не выполняет»;

Основными критериями сформированности представления являются:

  • «узнает объект»;

  • «не всегда узнает объект»;

  • «не узнает объект».

Текущая оценка может быть представлена традиционно в баллах.


Учебно-тематическое планирование.

Диагностика. Повторение пройденного материала.

Основные навыки учебной деятельности.

  • Формирование умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, спросить. 

  • Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте альбома, тетради и пользование карандашом, ручкой, фломастером, кисточкой.

  • Развитие и координация движений кисти руки и пальцев, за счёт специальных упражнений и занятий на уроках и предметно-практической деятельности.

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся.

  • Различение наиболее распространённых цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный).

  • Восприятие простейших комбинаций, из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из бумажных полосок разного цвета или счётных палочек

Подготовка руки к письму.

Конструирование.

  • Конструирование простых и хорошо знакомых предметов (окно, домик, стол, стул, кровать, забор, ёлка, лесенка и др.). 

  • Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

  • Конструирование простых макетов из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

  • Расчленение данных макетов на части и составление их из отдельных частей (дом, светофор, елка, тележка, и др.) 

  • Составление фигурок из бумажных полосок по образцу учителя.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.

  • Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева на право, в горизонтальном положении).

  • Лепка, складывание и разглаживание бумаги.

  • Игры с мозаикой.

  • Нанизывание бус на нитку.

  • Работа с сыпучими материалами.

Работа с шаблонами.

  • Работа по обводке шаблонов.

  • Работа с трафаретами геометрических и знакомые детям фигур.

  • Работа с деревянным тренажером для письма. Обводка трафаретов деревянным стеком по манке.

Проведение прямых линий. Штриховки.

  • Рисование мелом на доске, карандашом, ручкой, фломастером на листе тетради прямых линий в различных направлениях (горизонтальны, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пробелов при штриховке прямыми линиями.

  • Штриховки в разных направлениях. Соблюдение контура.

  • Соединение точек: получение прямой линии, различных фигур.

Письмо основных элементов рукописных букв.

Письмо по обводке, по образцу.

Обводка ручкой в прописях следующих элементов:

  • прямая палочка длинная

  • прямая палочка короткая

  • прямая палочка короткая с закруглением внизу

  • прямая палочка короткая с закруглением вверху

  • прямая палочка короткая с закруглением внизу и вверху

  • прямая длинная палочка с петелькой внизу

  • овал

  • полуовал

Написание основных элементов рукописного начертания букв.

Написание основных элементов рукописного начертания букв на доске и в тетрадях по двум линейкам с наклонной разлиновкой:

  • прямая палочка длинная

  • прямая палочка короткая

  • прямая палочка короткая с закруглением внизу

  • прямая палочка короткая с закруглением вверху

  • прямая палочка короткая с закруглением внизу и вверху

  • прямая длинная палочка с петелькой внизу

  • овал

  • полуовал

Письмо изучаемых заглавных и строчных печатных букв «А», «У», «О», «М»

Письмо по обводке, по образцу буквы «А»

  • Написание элементов буквы «А»

  • Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной печатной буквы «А»

  • Написание в тетрадях по двум линейкам с наклонной разлиновкой заглавной и строчной печатной буквы «А»

Письмо по обводке, по образцу буквы «У»

  • Написание элементов буквы «У»

  • Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной печатной буквы «У»

  • Написание в тетрадях по двум линейкам с наклонной разлиновкой заглавной и строчной печатной буквы «У»

Письмо по обводке, по образцу буквы «О»

  • Написание элементов буквы «О»

  • Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной печатной буквы «О»

  • Написание в тетрадях по двум линейкам с наклонной разлиновкой заглавной и строчной печатной буквы «О»

Письмо по обводке, по образцу буквы «М»

  • Написание элементов буквы «М»

  • Усвоение рукописного начертания заглавной и строчной печатной буквы «М»

  • Написание в тетрадях по двум линейкам с наклонной разлиновкой заглавной и строчной печатной буквы «М».

Математика.


Пояснительная записка.

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлечённый характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но и при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями. Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объёмных и плоскостных моделей. Процесс формирования элементарных математических представлений у воспитанников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовой адаптацией этой категории детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям носит, прежде всего, ярко выраженную практическую направленность. На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей математического развития каждого ребёнка. Занятия по развитию математических представлений строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.

В процессе систематического обучения уже имеющихся у детей знаний, умений и навыков совершенствуются, приобретая новое качество.

Цель: формирование элементарных вычислительных навыков.

Задачи:

  • формирование доступных учащимся математических знаний и умений, умения практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

  • максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

  • воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Место предмета в системе других предметов:

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Математические представления» входит в образовательную область «Математика» и изучается школьниками с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по развитию речи, письму, изобразительной деятельности, ручному труду, окружающему миру.

Формы и методы работы:

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.

  • Учебный процесс опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для повышения мотивации к освоению предмета обучения.

  • Детальное разделение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.

  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка даже малейших учебных достижений ребенка

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Освоение учебного предмета «Математические представления» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

  • наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

  • пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий

  • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

  • карточки с изображением цифр и математических знаков, фигур

Демонстрационные приборы и инструменты:

  • игры и игрушки

  • счётный материал: палочки, геометрические фигуры

  • макеты циферблата часов; калькуляторы; весы

  • пазлы из 2-х, 3-х, 4-х частей; мозаики.

Технические средства обучения:

  • ноутбук

  • многофункциональное устройство

  • мультимедийные образовательные ресурсы

Планируемые результаты освоения обучающимися с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия адаптированной основной общеобразовательной программы:

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 3-х.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

Критерии оценки:

Критерием обучаемости ученика является его умение использовать накопленный в процессе обучения опыт, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу»;

  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «действие не выполняет»;

Основными критериями сформированности представления являются:

  • «узнает объект»;

  • «не всегда узнает объект»;

  • «не узнает объект».

Текущая оценка может быть представлена традиционно в баллах.


Учебно-тематическое планирование.

Диагностика. Повторение пройденного материала.

Основные навыки учебной деятельности.

  • Формирование умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, спросить. 

Количественные представления.

Закрепление представлений о свойствах предметов.

  • Цвет, форма, величина и т.д.

  • Выделение признаков сходства и различия.

Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне)

  • Объединение по признаку цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный) предметов.

  • Объединение по признаку формы (куб, шар, треугольную призму, квадрат, круг, треугольник) предметов.

  • Объединение по признаку величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий) предметов.

Различение и преобразование множеств.

  • Один, много, мало.

  • Увеличение, уменьшение, уравнивание множеств.

Цифры 1,2,3.Счёт до 3-х.

  • Выделение одного, двух, трёх предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

  • Узнавание и выделение цифры 1, 2, 3.

  • Соотнесение цифры 1, 2, 3 с соответствующим количеством предметов, объёмных и плоскостных моделей.

  • Рисование цифр 1, 2, 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно, лепка цифр из пластилина.

  • Присчитывание и отсчитывание по единице.

  • Счет от заданного числа до заданного в пределах трёх (прямой и обратный).

Представления о форме.

Фигуры.

  • Плоскостные фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

  • Объёмные фигуры: шар, куб, треугольная призма, брусок.

  • Выбор шара, куба, треугольной призмы, круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции

  • Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника (совместно с учителем, с частичной помощью педагога, самостоятельно), называние и показ их.

Соотнесение фигур.

  • Соотнесение плоскостных и объёмных фигур («Где, чей домик?», «Коробка форм», «На что похоже эта фигура?» и другие).

  • Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники).

Представления о величине.

Понятие большой и маленький.

  • Определение величин:большой, маленький.

  • Приёмы наложения и приложения.

  • Сравнение величин большой, маленький.

  • Группировка предметов по величине большой маленький.

  • Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной величины.

Понятие длины: длинный, короткий.

  • Определение длины: длинный, короткий.

  • Приёмы наложения и приложения.

  • Сравнение предметов: длинный, короткий.

  • Группировка предметов по признаку: длинный, короткий.

  • Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины.

Понятие ширины: широкий, узкий.

  • Определение ширины: широкий, узкий.

  • Приёмы наложения и приложения.

  • Сравнение предметов: широкий, узкий.

  • Группировка предметов по признаку: широкий, узкий.

  • Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной ширин.

Сравнение предметов.

  • Закрепление представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина и т.д.) Выделение признаков сходства и различия.

  • Сравнение предметов по длине, ширине и высоте. Употребление слов: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий.

  • Объединение предметов в совокупность по общему признаку (цвет, форма, величина). Нахождение «лишних» элементов.

Представления о пространстве.

 Части тела.

  • Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.).

  • Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле, мягких игрушках, изображающих животных.

  • Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим какому-то положению руки в играх типа «Сделай так же, как нарисовано» и т. п.

Определение месторасположения предметов в пространстве.

  • Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Временные представления.

Природные явления.

  • Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

  • Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето, осень, зима, весна).

  • Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.

Изобразительная деятельность.


Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. Ручной труд, также как игровая деятельность, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное использование его как средства коррекции в процессе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способствует развитию их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.

Уроки лепки, рисования, ручного творчества, при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности учащегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Для учащихся, входящих в слабую подгруппу, необходима большая помощь учителя. Она состоит не только в дополнительной демонстрации и объяснении, но и в регулярном совместном выполнении всей работы или ее отдельных элементов. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять и увеличивать темп прохождения материала.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

  • формировать интерес к предмету;

  • стимулировать самостоятельность в работе;

  • совершенствовать приёмы работы с карандашом, фломастером, кистью, пластилином, ножницами;

  • совершенствовать навыки рисования, лепки, работы с бумагой;

  • закреплять в процессе деятельности представления об основных цветах, закреплять представления о дополнительных доступных детям цветах;

  • закреплять умение выполнять предметную и тематическую аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов;

  • продолжить учить выполнять обрывную аппликацию;

  • учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

  • закреплять приёмы работы с пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать)

Место предмета в системе других предметов:

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» и изучается школьниками с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по письму, развитию речи, математическим представлениям, окружающему миру, ручному труду.

Формы и методы работы:

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.

  • Учебный процесс опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для повышения мотивации к освоению предмета обучения.

  • Детальное разделение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.

  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка даже малейших учебных достижений ребенка

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;

  • натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;

  • рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;

  • видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;

  • расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

Планируемые результаты освоения обучающимися с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия адаптированной основной общеобразовательной программы:

  1. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

  • Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

  1. Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

  • Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

  • Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

  • Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

  • Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Критерии оценки:

Критерием обучаемости ученика является его умение использовать накопленный в процессе обучения опыт, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу»;

  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «действие не выполняет»;

Основными критериями сформированности представления являются:

  • «узнает объект»;

  • «не всегда узнает объект»;

  • «не узнает объект».

Текущая оценка может быть представлена традиционно в баллах.


Учебно-тематическое планирование.

Диагностика. Повторение пройденного материала.

Основные навыки учебной деятельности.

  • Формирование умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, спросить. 

Лепка.

Материалы для лепки.

  • Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.

  • Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.

Работа с материалами для лепки.

  • Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.).

Аппликация.

Материалы для аппликации.

  • Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.

  • Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, войлок, трафарет, дырокол и др.

Работа с материалами для аппликации.

  • Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.

Рисование.

Материалы для рисования.

  • Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды.

  • Оставление графического следа.

Освоение приемов рисования

  • Освоение приемов рисования карандашом.

  • Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.

  • Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

  • Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.


Человек.

Пояснительная записка


Цель: обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

формирование гигиенических навыков, изучение строение человека.

обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

формирование организационных умений и навыков;

формирование навыков культурой еды;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;

продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

Количество учебных часов:

В Федеральном базисном образовательном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отводится на изучение предмета «Человек» в 8классе отводится 34 часов в год (34 недели по 1 часа в неделю).

Место и роль предмета:

В начальном обучении предмет «Человек» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Человек» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении предмета во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Формы организации учебного процесса:

Индивидуальная работа.

Межпредметные связи:

Предмет «Человек» входит в образовательную область «Естествознание». Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Предмет «Человек» неразрывно связан с предметом "Окружающий мир", Речь", «Окружающий природный мир», «Математические представления». Содержание учебных пособий строится на основе универсальных способах познания закономерностей окружающего мира, позволяющей начать формировать у обучающихся целостное восприятие мира и выстраивать модели его отдельных процессов и явлений.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

  • Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.

  • Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, человеку,соблюдать правила экологической безопасности.

Коммуникативные учебные действия

  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

  • Читать с помощью педагога тексты учебников, художественных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

Регулятивные учебные действия

  • Самостоятельно или под руководством учителя организовывать свое рабочее место.

  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

  • Осуществлять самопроверку работ.

  • Корректировать выполнение задания.

Познавательные учебные действия

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

  • Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

  • Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.

Предметные результаты:

вклю­чают освоенные обучающимися знания и умения по предмету, готовность их применения в быту. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности.

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

1. Наглядные пособия

Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

Раздаточный материал: разрезные карточки, лото, счетные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.

Демонстрационные пособия:

- наборное полотно, набор цифр, образцы письменных цифр;

- таблицы к основным разделам предметного материала;

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по математике, счетный материал;

- набор геометрических фигур в соответствии с программой по математике;

- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

- измерительные приборы.

2 Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор.

Содержание учебного предмета:

Человек

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.

Человек - член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.


Основы безопасности жизнедеятельности (1 ч. в неделю)

Пояснительная записка

Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).

Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.

На уроках ОБЖ необходимо детально разбирать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья и жизни человека. Учащимся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений даже самых элементарных правил поведения.

Предмет ОБЖ, как никакой другой имеет множественные межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисованием, трудом).

На уроках применяются различные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций).

Цель: формирование «личности безопасного типа», умений применять знания на практике;

Задачи:

  • изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование;

  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;

  • изучение правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Содержание программы:

Основные понятия о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни. Режим дня. Двигательная активность. Основные физические качества. Закаливание. Рациональное питание. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение табака. Алкоголь. Профилактика вредных привычек.

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни

Опасные ситуации техногенного характера.

Дорожное движение, безопасность участков дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых условиях

Опасные ситуации природного характера.

Погодные явления и безопасность человека. Безопасность на водоемах.

Оказание первой медицинской помощи.

Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах, порезах. Первая помощь при отравлениях.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Наводнение. Ураганы, бури, смерчи. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Действие при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Учащиеся должны знать:

-основные представления о здоровом образе жизни;

-о среде обитания человека, безопасности человека;

-опасные ситуации техногенного характера;

-опасные ситуации природного характера;

-оказание первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь:

-вести здоровый образ жизни;

-обезопасить себя в повседневной жизни;

-переходить через улицу соблюдая правила пешехода;

-вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при различных видах повреждений.

Планируемый результат: Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Планируемый результат: Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.


Основы социальной жизни

Пояснительная записка

Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

Цель: Практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Задачи:

  • расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

  • формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

  • ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

  • практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

  • усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

  • развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Планируемый результат: Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Основы социальной жизни

Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе коррекционной школы. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам:

  1. Личная гигиена

  2. Одежда и обувь

  3. Питание

  4. Жилище

  5. Культура поведение

  6. Торговля

  7. Транспорт

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Освоение учебного предмета «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой

  • набор предметных картинок в соответствии с тематикой

Демонстрационные приборы и инструменты:

  • игры и игрушки

  • картинное лото

Технические средства обучения:

  • ноутбук

  • многофункциональное устройство

  • мультимедийные образовательные ресурсы

Планируемые результаты освоения обучающимися с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), тяжелыми и множественными нарушениями раз­ви­тия адаптированной основной общеобразовательной программы:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет);

  • различать основные цвета;

  • классифицировать фигуры по одному признаку;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

  • составлять предмет из частей

Критерии оценки:

Критерием обучаемости ученика является его умение использовать накопленный в процессе обучения опыт, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу»;

  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «действие не выполняет»;