Введение
Рабочая программа курса «Наш театр» составлена на основе авторской программы М.В. Бойкиной «Наш театр» («Школа России»). Программа включена в учебный план во внеурочную деятельность по направлению «духовно-нравственное».
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
В соответствии с учебным планом школы на изучение программы в 1 классе выделяется 1 час в неделю (33 часа в год), авторская программа рассчитана также на 33 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.
Личностные результаты:
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации, декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Содержание учебного курса
Курс внеурочной деятельности рассматривается как систематический курс, призванный восполнить «дефициты» учебного времени при изучении курса литературного чтения.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения для разыгрывания в классе, в группе, в паре, индивидуально (инсценирование, драматизация, декламация, выразительное чтение). Это произведения устного народного творчества (сказки); произведения авторской литературы (сказки, рассказы, басни, стихотворения, пьесы).
Раздел «Виды читательской и речевой деятельности» включает работу над произведениями художественной литературы для подготовки к инсценированию, драматизации, декламации, выразительному чтению. Для этого учащимся необходимо провести работу над совершенствованием техники чтения: овладением чтения вслух и про себя. Параллельно с совершенствованием навыка чтения формируется умение работать с художественным текстом: учатся соотносить заголовок и содержание текста; делят текст на фрагменты, картины, пересказывают текст, отбирают выразительные средства для его презентации.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности: учащиеся выступают в роли актёров, режиссёров, художников-оформителей; создают свои собственные произведения для постановки.
Раздел «Театральное искусство» предполагает освоение учащимися лексики театра, использование её в собственной жизни; знакомятся с видами театрального искусства; овладевают основами актёрского мастерства, сценической деятельности.
Круг произведений, рассматриваемых в курсе внеурочной деятельности «Наш театр»:
1 класс
К. Чуковский. «Айболит»
Английская народная песенка. «Перчатка»
С. Михалков. «Сами виноваты»
С. Маршак. «Волк и лиса»
М. Пляцковский. «Солнышко на память»
2 класс
Н. Сладков. «Осень»
Русская народная сказка. «Лиса и журавль»
И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»
К. Чуковский. «Краденое солнце»
С. Маршак. «Двенадцать месяцев»
Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»
В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок»
С. Михалков. «Не стоит благодарности»
3 класс
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…»
Русская народная сказка. «По щучьему веленью»
М. Горький. «Воробьишко»
И. Крылов. «Квартет»
С. Михалков. «Упрямый козлёнок»
4 класс
Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома»
Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог»
И. Крылов. «Ворона и Лисица»
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства, виды театрального искусства, основы актёрского мастерства, культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.
Тематическое планирование занятий курса
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | В том числе | Даты |
Теор. | Практ. | План | Корректи ровка |
-
| Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 1 класса по литературному чтению с рубрикой «Наш театр» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Знакомство с театром. Театр как вид искусства. Театральное здание | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Театральные профессии | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Мы в театре: сцена, зрительный зал, оркестровая яма | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Путешествие по театральным мастерским: бутафорская, гримёрная | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Путешествие по театральным мастерским: костюмерная и художественная мастерская | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Чтение произведения К. Чуковского «Айболит». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подготовка декораций к инсценированию произведения К. Чуковского «Айболит» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Инсценирование произведения К. Чуковского «Айболит». Театральная игра | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Айболит» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Чтение произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подготовка декораций к инсценированию произведения «Перчатки» (английская народная песенка) | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Инсценирование произведения «Перчатки» (английская народная песенка). Театральная игра | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Перчатки» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Сами виноваты» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Инсценирование произведения С. Михалкова «Сами виноваты». Театральная игра | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Сами виноваты» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Чтение произведения С. Маршака «Волк и лиса». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Маршака «Волк и лиса» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Инсценирование произведения С. Маршака «Волк и лиса». Театральная игра | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Волк и лиса» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Чтение произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Пляцковского «Солнышко на память» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Инсценирование произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». Театральная игра | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Солнышко на память» | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Подготовка к заключительному концерту | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
-
| Заключительный концерт | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| | | | | | |
ПОДПИСЬ УЧИТЕЛЯ _________-___________ СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальной школы МАОУ «Бутовская СОШ №2» от 31.08. 2018 года № 1 ___________ _________ Руководитель МО Журавлёва В.П. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УВР _______________ ______ подпись Топилина О.И. 31.08. 2018 года |