ПРИЛОЖЕНИЕ К ООО НОО
Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением английского языка
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР МОУ ШКОЛЫ №3
___________________Е.В.ЛУКАШОВА
ПРИКАЗ №____________________
ОТ ___________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ТЕАТР»
3 КЛАСС
НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИЛИ:
Коровина Е.С
учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр» духовно-нравственного направления составлена для учащихся 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской рабочей программы «Наш театр» М.В. Бойкиной.
Авторская программа « Наш театр» М.В. Бойкиной рассчитана на 34 часа. В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Театр» во 2 классе проходят 1 час в неделю. Общий объём составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность для
достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Обучающийся получит возможность научиться
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования
средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Содержание курса
Круг произведений, рассматриваемых в курсе внеурочной деятельности «Театр»
3 класс
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…»
Русская народная сказка. «По щучьему веленью»
М. Горький. «Воробьишко»
И. Крылов. «Квартет»
С. Михалков. «Упрямый козлёнок»
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»
• участие в праздниках со спектаклями;
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• летопись творческого объединения «Театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.
Тематическое планирование 3 клаесс (34 часа)
№ | Содержание темы | Количество часов | № п/п |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр» | Теория 1 | практика |
2 | История возникновения театра. Первые зрелищные мероприятия | 1 | |
3 | История современного театра. Детские театры | 1 | |
4 | Кукольный театр | 1 | |
5 | Изготовление пальчиковых кукол | | 1 |
6 | Цирк — зрелищный театр | 1 | |
7 | Устройство зрительного зала | 1 | |
8 | Чтение произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | |
9 | Подготовка декораций к инсценированию произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано» | | 1 |
10 | Инсценирование произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Театральная игра | | 1 |
11 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Где это видано, где это слыхано» | | 1 |
12 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | | 1 |
13 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | 1 | |
14 | Чтение произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | |
15 | Подготовка декораций к инсценированию произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка) | | 1 |
16 | Инсценирование произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Театральная игра | | 1 |
17 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «По щучьему велению» | | 1 |
18 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 1 | |
19 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | 1 | |
20 | Чтение произведения М. Горького «Воробьишко». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | |
21 | Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Горького «Воробьишко» | | 1 |
22 | Инсценирование произведения М. Драгунского «Воробьишко». Театральная игра | | 1 |
23 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Воробьишко» | | 1 |
24 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | | 1 |
25 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | 1 | |
26 | Чтение произведения И. Крылова «Квартет». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | |
27 | Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Квартет» | | 1 |
28 | Инсценирование произведения И. Крылова «Квартет». Театральная игра | | 1 |
29 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Квартет» | | 1 |
30 | Чтение произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | |
31 | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок» | | 1 |
32 | Инсценирование произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Театральная игра | | 1 |
33 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Упрямый козлёнок» | | 1 |
34 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью. Аннотация | 1 | |
Итого | | 16 | 18 |
Календарно-тематическое планирование 3А, Б класс
№ урока в триместре | Название раздела (количество часов), темы/урока | Формы занятий | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) | Плановые сроки прохождения | Скорректи- рованные сроки прохождения |
I триместр (10 часов) |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 3 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр» | Лекция беседа | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года. | 02.09-06.09 | 06.09 |
2 | История возникновения театра. Первые зрелищные мероприятия | Беседа | Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства, историей возникновения театра, видами первых зрелищных мероприятий | 9.09-13.09 | 13.09 |
3 | История современного театра. Детские театры | Беседа | Знакомство с понятием «кукольный спектакль». Ознакомление с элементами оформления кукольного представления (ширма,декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. | 16.09-20.09 | 20.09 |
4 | Кукольный театр | | 23.09-27.09 | 27.09 |
5 | Изготовление пальчиковых кукол | Беседа Практикум | Знакомство с видами театрального искусства: кукольный спектакль, цирк, устройством зрительного зала для них. Рассказ учителя с демонстрацией материала через выход в интернет. Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». | 30.09-04.10 | 04.10 |
6 | Цирк — зрелищный театр | 14.10-18.10 | |
7 | Устройство зрительного зала | 21.10-25.10 | |
8 | Чтение произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Герои произведения. Отбор выразительных средств | Работа в парах с текстом произведения | Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации. | 28.10-01.11 | |
9 | Подготовка декораций к инсценированию произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано» | Практикум | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 05.11-08.11 | |
10 | Инсценирование произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано». Театральная игра | Актёрская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | 11.11-15.11 | |
I I триместр (11 часов) |
11 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Где это видано, где это слыхано» | Актёрская игра | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем | 25.11-29.11 | |
12 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | Беседа Интервью | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха | 02.12-06.12 | |
13 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | Просмотр видео | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | 09.12-13.12 | |
14 | Чтение произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Герои произведения. Отбор выразительных средств | Работа в парах с текстом произведения | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем | 16.12-20.12 | |
15 | Подготовка декораций к инсценированию произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка) | Практикум | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 23.12-27.12 | |
16 | Инсценирование произведения «По щучьему велению» (русская народная сказка). Театральная игра | Актёрская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | 09.01-10.01 | |
17 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «По щучьему велению» | Актёрская игра | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем | 13.01-17.01 | |
18 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | Беседа Интервью | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха | 20.01-24.01 | |
19 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | Просмотр видео | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | 27.01-31.01 | |
20 | Чтение произведения М. Горького «Воробьишко». Герои произведения. Отбор выразительных средств | Работа в парах с текстом произведения | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем | 03.02-07.02 | |
21 | Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Горького «Воробьишко» | Практикум | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 10.02-14.02 | |
I I I триместр (13 часов) |
22 | Инсценирование произведения М. Драгунского «Воробьишко». Театральная игра | Актёрская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | 25.02-28.02 | |
23 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Воробьишко» | Актёрская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | 02.03-06.03 | |
24 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | Беседа Интервью | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | 10.03-13.03 | |
25 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль | Просмотр видео | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | 16.03-20.03 | |
26 | Чтение произведения И. Крылова «Квартет». Герои произведения. Отбор выразительных средств | Работа в парах с текстом произведения | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем | 23.03-27.03 | |
27 | Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Квартет» | Практикум | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 30.03-03.04 | |
28 | Инсценирование произведения И. Крылова «Квартет». Театральная игра | Актёрская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | 13.04-17.04 | |
29 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Квартет» | Актёрская игра | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем | 20.04-24.04 | |
30 | Чтение произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Герои произведения. Отбор выразительных средств | Работа в парах с текстом произведения | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем | 27.04-30.04 | |
31 | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок» | Практикум | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 06.05-08.05 | |
32 | Инсценирование произведения С. Михалкова «Упрямый козлёнок». Театральная игра | Актёрская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | 12.05-15.05 | |
33 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Упрямый козлёнок» | Актёрская игра | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем | 18.05-22.05 | |
34 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью. Аннотация | Беседа Интервью | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | 25.05-29.05 | |
Литература:
Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.
Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. — М.: Инфа, 2000.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. — М., 1992.
Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1998.
Дорфман Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
Зарубина В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Кард В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. — СПб, 1997.
Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. — М.: Просвещение, 1985.
Немеровский А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. — М.: Просвещение, 1976.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. — М., 1978.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. — Ярославль : «Академия развития», 1996.
Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. — М.: Просвещение, 1995.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от____________________
№
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
в начальной школе
_________Ерофеева Н.С.
____________________
В пачке пронумеровано, прошито и
скреплено печатью________листа.
Директор МОУ школы №3
_________________Е.В.Лукашова
«_____»____________2018г.
15