СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театр-и- Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для 3 класса  по внеурочной деятельности  Театр-и- Я "

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театр-и- Я"»

Пояснительная записка

« Хочу стать Человеком» - так можно образ определить девиз занятий.»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр» составлена на основе: программы курса «Театр-и-Я» для начальной школы И.А. Генералова. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2014г.


Ведущим принципом работы курса « Театр-и-я» является единство нравственного и художественно – эстетического воспитания. Каждый этап творчества: подготовительная работа (обучение), собственно исполнительская деятельность и организация коллективной жизни кружка (воспитание) должен опираться на индивидуальность детей и является актом сознательной, самостоятельной работы каждого участника. Другим важным принципом является целостность всех видов творческой деятельности и поведения ребят. Целостность творческой деятельности и развития детей возможна в том случае, если участник курса выступает как индивидуальность, ведь именно индивидуальность вбирает в себя все составляющие человека, как личности и как участника кружка. Принцип целостности и учет индивидуальных способностей должны обеспечить решение сквозной задачи – раскрытия творческого потенциала детей. Третий важный принцип работы курса – формирование нравственных качеств ребенка в коллективе и через коллектив. Воспитание профессиональных знаний, умений и навыков. При этом подразумевается не специальные технологические навыки (актерские), а элементы выразительности человека, то есть « элементы» его поведения. Четвертым важным принципом творческой жизни и деятельности кружка является импровизация. Под импровизацией, подразумевается не только один из приемов сценического и педагогического творчества, а своеобразное качество поведения человека и самоорганизации личности. Одновременно, импровизация является методом профессионального воспитания, развивающего авторское начало творческой деятельности и целостности поведения личности. Исходя из рассмотренных принципов, основная задача курса формулируется как развитие творческих способностей детей на основе театральных игр. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность.




Программа внеурочной деятельности «Театр-и-Я» рассматривается в контексте других видов искусства. Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта,

то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции– применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись изобразительно е искусство и технология, вокал);

- принцип креативности– предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа внеурочной деятельности «Театр для детей» позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника.-оформителя,

актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Цель: подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством драматического театра

Задачи:

1. опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

2. овладению навыками коллективного взаимодействия и общения;

3. через театр привитие интереса к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

4. научить творчески, с в оображением и фантазией, относиться к любой работе;

5. воспитание театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.


Формы организации деятельности

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, парные.


Виды деятельности:

игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, просмотр спектаклей на видео, работа в

малых группах, актёрский тренинг, выступление.


Объём и сроки изучения


В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 ч в неделю)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр-и-Я» позволяет формировать личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные достижения ученика, опираясь на поставленные коррекционные задачи:

Содержание программы

Театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.

Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.

В первом полугодии третьего класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика.

1. Разновидности театров (беседа).

Виды театров:

- театр картинок;

- театр игрушек;

- «Волшебные пальцы»;

- теневой театр;

- драматический театр;

- балет.

2. Кукольный театр.

Из истории возникновения (на доске, перчаточный, марионетки).

3. Посещение театральных постановок .

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

4. Обсуждение спектаклей (зарисовки).

5. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.).

Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссёра, что позволяет развивать творческое начало ребёнка.

6. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней).

7. Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное чтение произведения учителем, беседа).

8. Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.

Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Если же ребёнок не достаёт до ширмы, необходимо сделать ему котурны – это платформочка под обувь.

9. Отработка чтения каждой роли (за столом).

10. Интонация. Настроение, характер персонажа.

11.Изготовление кукол.

Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.. Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др.. Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др.. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театр масок, теневой театра и др.. Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол.Ожидаемый результат: постановки самостоятельных спектаклей, творческое и духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Предполагаемые результаты обучения


Успехи, достигнутые учениками демонстрируются во время проведения творческих мероприятий. Для этого используются такие формы:

Класс- концерт

Творческие показы

Праздники

Так как наша программа является развивающей, она не предполагает зачетной системы контроля за результатами образования. Успехи , достигнутые учениками демонстрируются во время проведения творческих мероприятий. Для этого используются такие формы:

  • Класс - концерт

  • Творческие показы

  • Праздничные вечера

К концу второго года обучения дети должны обнаружить способность к выполнению следующих задач:

-уметь выполнять упражнения актерского тренинга

-действовать в темпе

-уметь описывать собственные эмоции

-удерживать в памяти цепочку стихотворных строк

-овладеть пятью дыхательными упражнениями

-уметь произнести самостоятельно выбранную скороговорку

-уметь воспроизводить текст с правильными ударениями, паузами, логическими концовками

-уметь работать с партнером и в группе.

-выражать чувства через пластику движений

Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:


- готовность и способность учащихся к саморазвитию;


-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения в школе;


- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;


- сознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей эстетической принадлежности;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм;

- устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

-эстетические потребности, ценности и чувства;

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.


Коммуникативные УУД:


-обращаться за помощью;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять общую цель и пути её достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- вести устный диалог;

Регулятивные УУД:


-формулировать и удерживать

учебную задачу;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;



Познавательные УУД


-поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах

(текст, рисунок, мультфильм, видеоспектакль, презентация

- передача информации;

- анализ, синтез, сравнение, сериация, установление аналогий, установление причинно– следственных связей;

- построение рассуждения, обобщение;

- моделирование и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.


В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:


Общаться с партнерами (одноклассниками), элементам актёрского мастерства, образно воспринимать окружающий мир, адекватно и образно реагировать на внешние раздражители, навыкам коллективного

творчества, овладевать способами самопознания, рефлексии.


Примерный тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Действия и жизнь в театре

2

2

Разновидности театра

1

3

Театральная лексика

1

4

Изготовление кукол из перчаток.

2

5

Оживление куклы

2

6

Человек и мир

8

7

Человек и другой

9

8

Самопознание

9

Итого 34 часов







Календарно- тематический план

п/п

Тема занятия

Содержание

Дата \ Примечание

1.

Жизнь в театре.

История возникновения театра.

Тренировать память, запоминать имена, движения позы, выбирать партнера в игре, учиться договариваться в группе



2.

Театральные профессии

Тренировать память, обобщение жизненного опыта анализ фактов, наблюдение, фантазирование.


3.

Разновидности театра

Тренировать память, обобщение жизненного опыта анализ фактов, наблюдение, фантазирование


4.

Театральная лексика

Запоминание, обобщение жизненного опыта


5.

Верховые куклы из перчаток. История возникновения кукол

Тренировать память, обобщение жизненного опыта анализ фактов, наблюдение, фантазирование


6.

Изготовление кукол из перчаток

Моделирование кукол из перчаток


7.

Оживление куклы

Фантазирование на тему игрушки.

Воплощение своих фантазий.


8.

Мини- спектакль Сказка «Репка» для первоклассников

Разыгрывание сказок-малюток, общение с партнерами и зрителями


9.

Законы гостеприимства. Н. Абрамцева «Сказка про старый дом»

Упражнения на жизненное внимание и избранное, целенаправленность: вспоминать, видеть, слышать, осязать, обонять


10.

Приветливость.Сказка Н. Абрамцевой « Кто собирал грибы»

Упражнения на жизненное внимание и избранное, целенаправленность: вспоминать, видеть, слышать, осязать, обонять


11.

Любовь к Родине А. Исаакян « Самая нужная вещь»

Упражнения на жизненное внимание и избранное, целенаправленность: вспоминать, видеть, слышать, осязать, обонять


12.

Секреты мастерства Армянская народная сказка «Ремесло- дороже золота»

Упражнения на жизненное внимание и избранное, целенаправленность: вспоминать, видеть, слышать, осязать, обонять


13.

Работа над мини- пректом « Глупый мышонок» Разучивание роли

Работа над правильной речью, разучивание стихов с использованием движений пальцев и рук


14.

Спектакль «Глупый мышонок»

Разыгрывание сказок-малюток, общение и партнерами и зрителями


15.

Стремление к совершенству. П.Элюар «Пушинка»

Запоминание, обобщение жизненного опыта


16.

Взаимопонимание

Н. Абрамцева « Поговорили»

Запоминание, обобщение жизненного опыта


17.

Трудно ли быть добрым

Н. Абрамцева « Про сову»

Запоминание, обобщение жизненного опыта


18.

Учимся доверию

Итальянская сказка « Кочан капусты»

Упражнения на жизненное внимание и избранное, целенаправленность: вспоминать, видеть, слышать, осязать, обонять


19.

Игра-драматизация «Вершки и корешки», «Как лиса училась летать»

Задания на время получить тот или иной результат


20.

Изготовление декораций и костюмов к спектаклю по сказке «Гуси – лебеди» Выбор роли

Подготовка к спектаклю.


21.

Разучивание роли

Подготовка к спектаклю.


22.

Разучивание роли . Репетиция

Подготовка к спектаклю.


23.

Подготовка к спектаклю.

Подготовка к спектаклю.


24.

Премьера спектакля «Гуси – лебеди»

Выступление перед классом.


25.

Крылья мечты

Л. Сидорова «Я – птица»

Упражнения на жизненное внимание и избранное, целенаправленность: вспоминать, видеть, слышать, осязать, обонять


26.

Страдания и испытания

Среброва «Сказка про черную птичку»

Упражнения на жизненное внимание и избранное, целенаправленность: вспоминать, видеть, слышать, осязать, обонять


27.

Сочувствие

Н. Абрамцева «Волшебная сказка»

Рисунок «Сочувствие без слов»


28.

Забота о других

Н. Абрамцева « А зайцы плавают»

Творческое задание «Нужна помощь»


29.

Работа над ролью

« Козленок , который умел считать до десяти»

Работа над разучиванием роли, изготовление костюмов


30.

Распределение ролей, знакомство со сценарием


Работа над разучиванием роли, изготовление костюмов


31.

Репетиция эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.


Работа над разучиванием роли, изготовление костюмов


32.

Показ спектакля

Выступление перед зрителями


33.

Служение людям

Рисунок «Город без врачей»


34

Итоговое

занятие

Обсуждение, игра