Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Петропавловск Камчатского городского округа
Согласовано Зам. директора по ВР МАОУ «Средняя школа №24» ____________ Н.Е. Гусева «___» ____________ 2015 г. |
Утверждаю Директор МАОУ «Средняя школа №24» ____________ С. А. Позёмина «___» ____________ 2015 г. |
|
Рабочая программа
объединения «Познай-ка»
4 класс
Составитель: Антонова В. В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2015 – 2016 учебный год
г. Петропавловск – Камчатский
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-познавательная деятельность» - «Познай – ка»» для обучающихся 4-х классов создана на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373 в редакции приказов Минобрнауки о внесении изменений от 26.11.2010г № 1241 и от 22 сентября 2011г № 2357.
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 11, 12, 13).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебного плана МАОУ « Средняя школа № 24» на 2015-2016 учебный год.
Положения об организации внеурочной деятельности МАОУ «Средняя школа №24»
Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа «Познай - ка» направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к взрослой жизни.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
• низкий уровень развития у младших школьников, способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию, в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
• обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Цель программы объединения «Познай - ка»:
- создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ «Средняя школа №24» на 2015 – 2016 учебный год всего на проведение занятий внеурочной деятельности объединения «Познай - ка» в 4 классе выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 недели, с учётом каникулярных дней).
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 4 классе:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Весёлая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 4 классе возможно достижение результатов второго уровня и третьего уровня.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый:
- позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Используемые педагогические технологии:
- технология развивающего обучения - под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный способ (тип) обучения. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, ускоряют развитие наследственных данных.
Цель: высокое общее развитие личности.
- технология учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель.
Цель: обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений
- ИКТ - технологии - усиливает мотивацию у учащихся, улучшает качество обучения и воспитания, повышает культуру, экономит время, делает уроки интересными и содержательными.
Цель применения ИКТ: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности.
- здоровьесберегающие технологии - цель здоровьеберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- личностно - ориентированного обучения
цели развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка. Сущность – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений.
Психолого-педагогические формы и приемы:
1) комфортное начало и окончание урока, способствует положительному эмоциональному настроению учащегося:
- использование положительных установок на успех деятельности: "У меня все получится!", "Я справлюсь! "
- приемы психологического настроя на урок
2) учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся, создание ситуаций успеха
3) снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности
4) соответствие используемых технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей.
5) интеграция здоровьесберегающих компонентов в учебные предметы.
Учебно-воспитательные формы и приемы:
1) развитие потребности быть здоровым;
2) формирование у школьников научного понимания сущности здорового образа жизни;
3) формирование практических умений и навыков здоровой жизнедеятельности.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
«...Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития»
Л.С.Выготский
Календарно - тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование рассчитано с учётом праздничных и выходных дней, установленных правительством РФ, в 2015-2016 учебном году.
1 группа – четверг
2 группа – пятница
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов по плану | Корректировка | Формирование УУД |
1 | 01.10 02.10 | Диагностика уровня развития познавательных процессов | 1 ч. | | Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
2 | 08.10 09.10 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | 1 ч. | | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
3 | 15.10 16.10 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч. | | Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание |
4 | 22.10 23.10 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 ч | | Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений |
5 | 29.10 30.10 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч. | | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. |
6 | 05.11 06.11 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 ч. | | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
7 | 12.11 13.11 | Развитие пространственного воображения. Работа со счётными палочками. | 1 ч. | | Составлять и преобразовывать фигуры. Узнавать предметы по их признакам. |
8 | 19.11 20.11 | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 ч. | | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
9 | 26.11 27.11 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч. | | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Уметь классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя |
10 | 03.12 04.12 | Тренировка внимания. Игра «Умники и умницы» | 1 ч. | | Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Уметь делать выводы и обобщения. |
11 | 10.12 11.12 | Тренировка слуховой памяти. Игра «Закодированное слово». | 1 ч. | | Уметь классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя Демонстрировать способность переключать, распределять внимание |
12 | 17.12 18.12 | Тренировка зрительной памяти. Игра «В гостях у слова» | 1 ч. | | Уметь классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. |
13 | 24.12 25.12 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч. | | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя |
14 | 14.01 15.01 | Развитие пространственного воображения. Работа со счётными палочками. | 1 ч. | 07.01 08.01 – выходные дни | Ориентироваться в пространстве листа. Составлять и преобразовывать фигуры. |
15 | 21.01 22.01 | Развитие логического мышления. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание | 1 ч. | | Излагать свои мысли ясно и последовательно. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы |
16 | 28.01 29.01 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 ч. | | Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств Демонстрировать способность переключать, распределять внимание |
17 | 04.02 05.02 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч. | | Узнавать предметы по их признакам. Находить и выделять признаки разных предметов. |
18 | 11.02 12.02 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 ч. | | Излагать свои мысли ясно и последовательно. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы |
19 | 18.02 19.02 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч. | | Находить и выделять признаки разных предметов. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
20 | 25.02 26.02 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 ч. | | Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений |
21 | 03.03 04.03 | Развитие пространственного воображения. Работа со счётными палочками. | 1 ч. | | Ориентироваться в пространстве листа. Составлять и преобразовывать фигуры |
22 | 10.03 11.03 | Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. | 1 ч. | | Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
23 | 17.03 18.03 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч. | | Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Демонстрировать способность переключать, распределять внимание |
24 | 24.03 25.03 | Тренировка внимания Демонстрировать способность переключать, распределять внимание | 1 ч. | | Находить и выделять признаки разных предметов. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание |
25 | 31.03 01.04 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 ч. | | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений |
26 | 07.04 08.04 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч. | | Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве |
27 | 14.04 15.04 | Поиск закономерностей. Числовые цепочки. | 1 ч. | | Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
28 | 21.04 22.04 | Развитие пространственного воображения. Работа со счётными палочками. | 1 ч. | | Ориентироваться в пространстве листа. Составлять и преобразовывать фигуры |
29 | 28.04 29.04 | Развитие логического мышления. Числовые цепочки. | 1 ч. | | Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
30 | 05.05 06.05 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 1 ч. | | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
31 | 12.05 13.05 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. | 1 ч. | | Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками |
32 | 19.05 20.05 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | 1 ч. | | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений |
33 | 26.05 27.05 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 ч. | | Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Список литературы:
Методическое пособие «Юным умникам и умницам» 4 кл. О. Холодова - Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.
Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» 4 кл.: задания по развитию познавательных способностей О. Холодова - Москва: Издательство РОСТ , 2013 г.
«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс» » Языканова Е.В.- М.: Издательство «Экзамен», 2012
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос – 320 с., 2010
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» - 192с.