СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по окружающему миру за 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа окружающий мир 4 класс»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от _____________ № __________

___________________ Торбенко Г. А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По учебному предмету окружающий мир


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 4


Количество часов: 66


Учитель: Балабина Людмила Николаевна


Программа разработана на основе


Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» («Начальная школа XXI века»).


Программа: Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2018.


Учебник: Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2016, 2018











РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Примерных программ начального общего образования;

- Авторской программы «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

Срок реализации программы 2019- 2020 учебный год.

Основная цель:

представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

- установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

- обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира;

- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру;

- формировать первоначальное представление о Земле, об условиях развития живой природы и особенностях жизнедеятельности различных организмов;

- развивать умственные способности школьников через систему разнообразных познавательных и обучающих заданий;

- осознать через исторические события, как изменялся человек, его трудовая деятельность, быт, культура, отношение к окружающему.

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Место учебного предмета в учебном плане.


Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 4 классе составляет 34 недели. На изучение предмета окружающий мир в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Распределение времени представлено в таблице.




Класс


Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий

на 2019-2020

учебный год


Потеря учебного времени


Причины потери учебного времени

4

2 часа в неделю – 68 часов в год

66 часов

(вторник, пятница)

2 часа

Праздничные дни –

01.05.2020 г.

1 ч - по годовому календарному учебному графику МБОУ Большеремонтненской СШ



РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

характеризовать признаки живого организма, присущие человеку;

моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные, из худо-жественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

различать год, век; узнавать арабские и римские цифры; пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

соотносить события, персоналии и конкретные исторические эпохи;

называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и культуры;

различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя президента России;

описывать основные события культурной жизни России в разные исторические эпохи, называть их даты (в рамках изученного);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;

применять в житейской практике правила здорового образа жизни; соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

раскрывать причины отдельных событий в жизни страны: войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни (в рамках изученного).

Личностные результаты представлены двумя группами. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:

• готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• формирование личностных качеств, позволяющих успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;

• понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные достижения;

• воспитание уважительного отношения к своей стране и ее истории, любви к родному краю и своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе; принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

• самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

• совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

• составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этого действия служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

• В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этого действия служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

• ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

• отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

• добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

• доносить собственную позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи
с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта;

• доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

• Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

• Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

• учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.




Требования к уровню подготовки


К концу обучения в 4 классе обучащиюеся научатся:

- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

- характеризовать условия роста и развития ребёнка;

- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты;

- оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

- составлять рассказ-описание о странах — соседях России;

- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного),

- рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

- различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;

- описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.


К концу обучения в 4 классе обучающиеся могут научиться:

- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры;

- различать полезные и вредные привычки;

- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.


Система оценки

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

- Индивидуальный опрос.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

- Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:

тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.


Базовый уровень выполнения

0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

Оценка

"2"

"3"

"4"

"5"

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.


РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса

Человек – живое существо (организм).

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Универсальные учебные действия.

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов; объяснять особую роль нервной системы в организме.

Твое здоровье.

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Универсальные учебные действия.

Раскрывать принципы здорового образа жизни.

Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Практические работы.

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физиче­ских нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек – часть природы.

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Универсальные учебные действия.

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Устанавливать последовательность этапов развития человека.

Характеризовать условия роста и развития ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, стремление заботиться о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия.

Различать положительные и отрицательные качества человека.

Приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Объяснять правила безопасности при общении с чужими людьми.

Родная страна: от края до края.

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, их история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, трудовой деятельности и культуры народов).

Универсальные учебные действия.

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фотографиях, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Обобщать информацию о странах-соседях России, полученную из разных источников; описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран-соседей России.

Человек – творец культурных ценностей.

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В. И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В. А. Жуковский, А. Н. Плещеев, Н. А. Некрасов, В. И. Даль, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Тропинин, И. И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А. А. Пластов, К. Ф. Юон, Ф. А. Малявин, К. С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак и др.).

Универсальные учебные действия.

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.

Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Человек – защитник своего Отечества.

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Универсальные учебные действия.

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Экскурсии.

В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы.

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство.

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Универсальные учебные действия.

Характеризовать права и обязанности гражданина России.

Обобщать информацию, полученную из разных источников.


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Общее строение организма человека.

1

03.09.


2.

Нервная система.

Головной и спинной мозг.

1

06.09.


3.

Двигательная система организма человека.

1

10.09.


4.

Пищеварительная система.

1

13.09.


5.

Пищеварительная система.

1

17.09.


6.

Дыхательная система.

1

20.09.


7.

Кровеносная система.

1

24.09.


8.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1

27.09.


9.

Кожа.

1

01.10.


10.

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.

1

04.10.


11.

Как человек воспринимает окружающий мир. Слух.

1

08.10.


12.

Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние, вкус, осязание.

1

11.10.


13.

Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние, вкус, осязание.

1

15.10.


14.

Мир чувств.

1

18.10.


15.

Внимание.

1

22.10.


16.

Память.

1

25.10.


17.

Режим дня.

1

05.11.


18.

Режим дня.

1

08.11.


19.

Правила закаливания.

1

12.11.


20.

Можно ли снять усталость?

1

15.11.


21.

Поговорим о вредных привычках.

1

19.11.


22.

Поговорим о вредных привычках.

1

22.11.


23.

Когда дом становится опасным.

1

26.11.


24.

Когда дом становится опасным.

1

29.11.


25.

Улица полна неожиданностей.

1

03.12.


26.

Улица полна неожиданностей.

1

06.12.


27.

Если случилась беда.

1

10.12.


28.

Если случилась беда.

1

13.12.


29.

Чем человек отличается от животного?

1

17.12.


30.

От рождения до старости.

1

20.12.


31.

Поговорим о доброте.

1

24.12.


32.

Что такое справедливость.

1

27.12.


33.

О смелости.

1

14.01.


34.

Умеешь ли ты общаться?

1

17.01.


35.

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

1

21.01.


36.

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.

1

24.01.


37.

Природные зоны России. Степи и пус­тыни. Субтропики.

1

28.01.


38.

Почвы России.

1

31.01.


39.

Рельеф России.

1

04.02.


40.

Рельеф России.

1

07.02.


41.

Как возникали и строились города.

1

11.02.


42.

Россия и ее соседи. Япония.

1

14.02.


43.

Россия и ее соседи. Китай.

1

18.02.


44.

Россия и ее соседи. Финляндия. Королевство Дания.

1

21.02.


45.

Что такое культура.

1

25.02.


46.

Из истории письменности.

1

28.02.


47.

О первых школах и книгах.

1

03.03.


48.

О первых школах и книгах.

1

06.03.


49.

Чему и как учились при Петре I.

1

10.03.


50.

Русское искусство до XVIII века.

1

13.03.


51.

Русское искусство до XVIII века.

1

17.03.


52.

Искусство России XVIII века.

1

20.03.


53.

Искусство России XVIII века.

1

03.04.


54.

«Золотой век» русской культуры (XIX век).

1

07.04.


55.

«Золотой век» русской культуры (XIX век).

1

10.04.


56.

Искусство России XX века.

1

14.04.


57.

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва.

1

17.04.


58.

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва.

1

21.04.


59.

Отечественная война 1812 года.

1

24.04.


60.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

1

28.04.


61.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

1

05.05.


62.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

1

08.05.


63.

Гражданин и государство.

1

12.05.


64.

Гражданин и государство.

1

15.05.


65.

Гражданин и государство.

1

19.05.


66.

Повторение.

1

22.05.





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И.

от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 г. ___________ Скиданова Л. В.