Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты следующие документы:
2)Учебный план МКОУ «Школа-интернат №39».
1. Мир природы и человека. 2 класс. В 2 частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. – ОАО «Издательство «Просвещение», 2018 .
На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, 2) формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.
№ Урока | Тема | Тип урока | Технологии | Цели урока | Виды деятельности | Предметные результаты |
I ЧЕТВЕРТЬ | 16 ч |
«Временные представления» |
1 | Время года : осень. Признаки осени. | Комбинированный урок | Развивающие, Здоровьесберегающие | Сформировать представления о сезонных изменениях | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь: определять осень на картинке. |
2 | Растения осенью | Урок обобщения и систематизации | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о сезонных изменениях | Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь: отличать признаки изменения у растений с приходом осени |
3 | Животные осенью | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать умение описывать действия животных по картинкам | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | умение описывать действия животных по картинкам |
4 | Одежда людей осенью. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать навык одеваться по сезону | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Одеть куклу |
«Растительный мир» |
5 | Овощи(свекла). Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представление о свекле | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь отличать свеклу от других овощей |
6 | Овощи (Капуста). Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представление о капусте | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь отличать капусту от других овощей |
7 | Обобщающее понятие «Овощи» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представление об овощах | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь различать овощи |
8 | Дикорастущие растения : колокольчик | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представление о колокольчике | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь отличать колокольчик от других растений |
9 10 | Фрукты (банан,мандарин).Цвет, форма | Комбинированный урок | Развивающие | Сформировать представления об фруктах | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь: определять банан и мандарин на картинке. |
11 12 | Ягоды (смородина). Название. Вкус, цвет, форма, величина. | Урок изучения нового материала | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о смородине | Слушание объяснений учите-ля Наблюдение за демонстра-циями учителя | Уметь: отличать смородину от других ягод. |
«Объекты неживой природы» |
13 | Небо | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать нпредставления о небе | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь определять солнце на картинке |
14 15 | Река и водоем | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о реке | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Иметь представления о лесе |
16 | Лес | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о реке | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Иметь представления о лесе |
II ЧЕТВЕРТЬ | 16ч |
«Растительный мир» |
1 2 | Деревья (дуб). Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о деревьях | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь: отличать деревья от других растений |
3 4 | Плодовые деревья (слива). Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о деревьях | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь: отличать грушу от других растений |
5 6 | Травянистые растения (крапива). Название. Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о растениях нашего края | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь определять крапиву среди других растений |
7 8 | Грибы (подберезовик). Название. Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о грибах | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь определять лисички среди других грибов |
9 10 | Садовые растения (тюльпан). Название. Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о садовых растениях | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь определять тюльпан среди других растений |
11 12 | Комнатные растения (фиалка). Название. Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о комнатных растениях | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь определять герань среди других растений |
13 14 | Зерновые культуры (кукуруза). Название. Узнавание по внешнему виду. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о бобовых культурах | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь определять бобы |
15 | Растения зимой | Урок обобщения и систематизации | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о сезонных изменениях | Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь: отличать признаки изменения у растений с приходом зимы |
16 | Контрольные задания | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Выполнение контрольных заданий | |
III ЧЕТВЕРТЬ | 22ч |
«Животный мир» |
1 2 | Зимующие птицы (воробей, синица) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о зимующих птицах | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь определять воробья и синицу среди других птиц |
3 4 | Перелетные птицы (ласточка) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о ласточке | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь опреде-лять ласточку среди других животных |
5 | Домашние птицы (гусь). Узнавание по внешнему виду, питание. | Урок обобщения и систематизации | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления об гусях | Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь отличать птиц от других животных |
6 | Домашние животные(лошадь). Узнавание по внешнему виду, питание. | Урок обобщения и систематизации | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления об лошади | Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь отличать лошадь от других животных |
7 | Насекомые (муха,комар). | Комбинированный урок | Развивающие | Сформировать представления о насекомых в летний период | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь: определять муху и комара на картинке. |
8 | Речные рыбы (карась). | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о рыбе | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Определить рыбу среди других животных |
«Временные представления» |
9 10 | Природа зимой. | Урок изучения нового материала | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о сезонных изменениях | Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь: отличать живую и неживую природу |
11 12 | Поведение животных зимой | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать умение описывать действия животных по картинкам | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | умение описывать действия животных по картинкам |
13 14 | Одежда людей зимой | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать навык одеваться по сезону | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Одеть куклу |
«Животный мир» |
15 16 | Дикие животные : лось.Узнавание по внешнему виду, питание. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о лосе | Слушание объ-яснений учите-ля Наблюдение за демонстра-циями учителя. | Уметь отличать лося от других животных |
17 18 | Дикие животные :белка. Узнавание по внешнему виду, питание. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представление о белке | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь отличать белки от других животных |
19 20 | Дикие животные холодного пояса (пингвин). Узнавание по внешнему виду, питание. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представление о животны обитающих в странах с холодным климатом | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь отличать животных холодных стран от животных нашего края |
21 22 | Дикие животные жаркого пояса (тигр). Узнавание по внешнему виду, питание. | Комби-нирован-ный урок | Развива-ющие, игровые и комму-никатив-ные | Сформировать пред-ставление о животны обитающих в странах с жарким климатом | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь отличать животных хо-жарких стран от животных нашего края |
IV ЧЕТВЕРТЬ | 14ч |
«Временные представления» |
1 | Время года :весна | Урок обобщения и систематизации | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о сезонных изменениях | Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь отличать признаки изменения у растений с приходом весны |
2 3 | Признаки весны | Урок изучения нового материала | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о сезонных изменениях | Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь: отличать живую и неживую природу |
4 5 | Растения и животныевесной | Урок обобщения и систематизации | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о сезонных изменениях | Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь: отличать признаки изменения у растений с приходом весны |
6 | Время года : лето | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформиро-вать пред-ставления о сезонных из-менениях | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь: отли-чать признаки изменения у растений с приходом лета |
7 8 | Растения и животные летом | Урок обобщения и систематизации | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать представления о сезонных изменениях | Экскурсия Объяснение наблюдаемых явлений. | Уметь: отличать признаки изменения у растений с приходом лета |
9 | Одежда людей летом | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать навык одеваться по сезону | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Одеть куклу |
10 | Контрольные задания | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Выполнение контрольных заданий | |
11 12 | Время суток: утро, вечер | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать навык определять день, признаки дня | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь различать время суток |
13 14 | Время суток: день, ночь | Комбинированный урок | Развивающие, игровые и коммуникативные | Сформировать навык определять день, признаки дня | Слушание объяснений учителя Объяснение наблюдаемых явлений | Уметь различать время суток |