СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Окружающий природный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для детей с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий природный мир"»

Министерство образования Кировской области


Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумены»





«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Директор: _____________А.А. Панкратова Приказ № ____ от « _____ »_________ 2021г



Рабочая программа

учебного предмета

«Окружающий природный мир»

для обучающихся 6б класса

(АООП вариант 2)


Количество часов - 68


Составитель: Чернышева Л.В.,

учитель I квалификационной категории



2021-2022учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании».

  • Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.386-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  • Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) КОГОБУ ШИОВЗ пгтКумены.

  • Учебный план КОГОБУ ШИОВЗ пгт Кумены на 2021 - 2022 учебный год.

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе и развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Задачи учебного предмета:

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за расте­ниями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений происходит по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

На уроках уточняются и обогащаются знания и представления детей об окружающих предметах. Все предметы называют и характеризуют их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивают предметы, находят сходные и отличительные признаки. Обобщают и классифицируют предметы по образцу, показу, затем со словесной инструкции. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению знаний об окружающем мире. Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.





Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Окружающий природный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов:

6 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов,

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной

отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей

его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам

освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной

категории обучающихся.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в

создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений

искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.


Предметные результаты:

Минимальный уровень

• Умение выполнять исследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом.

• Умения совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.

• Умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.), узнавать природный объект.

Достаточный уровень

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоёмы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

  • Представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени:

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года.

  • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.



Направления деятельности обучающихся:

  • виды деятельности со словесной (знаковой) основой: работа с учебником, слушание объяснения учителя, беседа.

  • виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за различными объектами, объяснение наблюдаемых объектов, просмотр мультимедийных презентаций.

  • виды деятельности с практической (опытной) основой: выполнение практических работ, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.




Средства мониторинга и оценки динамики обучения

В соответствии с АООП образовательной организации - отслеживание динамики идёт по выполнению рабочих программ, оценивая динамику развития жизненных компетенций, учебных предметов.


Уровни самостоятельности при выполнении заданий

Не выполняет задание

-

Выполняет задание со значительной помощью

зп

Выполняет задание с частичной помощью

чп

Выполняет задание по подражанию

п

Выполняет задание по образцу

о

Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

Выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+


Реакция на воздействие

Негативная реакция

нг

Нейтральная реакция

нр

Положительная реакция

пр










Содержание учебного предмета


Растительный мир – 21ч.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.


Животный мир – 24ч.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил, тигр). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание

(различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).


Объекты природы – 17ч.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на

реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду).

Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.


Временные представления – 6ч.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.


Тематическое планирование с перечислением основных видов учебной деятельности


Название раздела

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Растительный мир


21 ч

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- слушание объяснений учителя;

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

- составление устного рассказа;

-приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

- различие объектов природы и предметов рукотворного мира;

- рассказывать о своём отношении к природе, к рукотворному миру, оценивать отношение людей к окружающему миру;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- описание картин;

- составление диалога;

- загадывание загадок;

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- объяснение наблюдаемых явлений;

- просмотр учебных презентаций, фильмов, роликов;

- рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации;

- рассматривание наглядных пособий «Растения»

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

- работа с раздаточным материалом;

- прописывание новых слов;

Животный мир


24 ч

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- слушание объяснений учителя;

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

- составление устного рассказа;

-приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

- различие объектов природы и предметов рукотворного мира;

- рассказывать о своём отношении к природе, к рукотворному миру, оценивать отношение людей к окружающему миру;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- разгадывание загадок;


Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- объяснение наблюдаемых явлений;

- просмотр учебных презентаций, фильмов, роликов;

- наблюдения за демонстрациями учителя;

- рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации;

- рассматривание наглядных пособий «Животные»

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

- работа с раздаточным материалом;


Объекты природы


17 ч

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- слушание объяснений учителя;

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

- составление устного рассказа;

-приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

- различие объектов природы и предметов рукотворного мира;

- рассказывать о своём отношении к природе, к рукотворному миру, оценивать отношение людей к окружающему миру;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- объяснение наблюдаемых явлений;

- просмотр учебных презентаций, фильмов, роликов;

- наблюдения за демонстрациями учителя;

- рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации;

- наблюдение за объектами природы;

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

- работа с раздаточным материалом;

-постановка опытов для демонстрации классу;


Временные представления


6 ч

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- слушание объяснений учителя;

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

- составление устного рассказа;

-приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

- различие объектов природы и предметов рукотворного мира;

- рассказывать о своём отношении к природе, к рукотворному миру, оценивать отношение людей к окружающему миру;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- слушание стихотворений;

- наблюдение за объектами природы;

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- объяснение наблюдаемых явлений;

- просмотр учебных презентаций, фильмов, роликов;

- наблюдения за демонстрациями учителя;

- рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации;

- наблюдение за объектами природы;


Виды деятельности с практической (опытной) основой:

- работа с раздаточным материалом;

- прописывание новых слов;

Всего


68 часов







Календарно - тематическое планирование



урока

п/п

Тема урока





Содержание

урока

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые предметные результаты


Дата проведения

урока


по

плану

по

факту



Объекты природы







1.

Предметы и явления неживой и живой природы.

Искусственные и природные предметы.

Живые и неживые тела природы.


-слушание объяснений учителя;

- игра: «Доскажи словечко»

Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

различие объектов природы и предметов рукотворного мира;




2.

Значение Солнца в жизни человека и в природе.

Солнце – звезда

( огромный раскаленный светящийся шар).

Значение Солнца в жизни человека и в природе.

-слушание объяснений учителя;

- рисование формы Солнца;




Узнавание Солнца. Знание значения Солнца в жизни человека и в природе.



3.

Влияние Солнца на смену времен года. Сезонные изменения в природе.


Значение Солнца на Земле.

Смена времен года.

Времена года.

-слушание объяснений учителя;

- наблюдение за объектами природы;

-рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации;

- объяснение наблюдаемых явлений;

- просмотр презентации.

Определение времен года на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных времен года и их основных признаков

(1-2).

Причины смены времен года





Временные представления








4.

Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.


Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Соотнесение частей суток с видами деятельности.

Определение частей суток по расположению солнца

-слушание объяснений учителя;

- работа с таблицей.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца



5.

Дни недели.

Дни недели.

Рабочие и выходные дни.

-слушание объяснений учителя;

- игра «Паравозик»


Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.



6.

Месяцы. Год.

Месяцы.

Год.

Соотнесение месяцев с временами года.

-слушание объяснений учителя;

- работа с таблицей

Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года.



7.

Календарь.

Календарь.

Виды календарей.

Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.).

-слушание объяснений учителя;

- работа с календарем извлечение из него нужной информации;


Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.).



8.

Времена года.

Времена года.

Характерные признаки времен года.

- слушание объяснений учителя;

- игра «Угадай – ка!»

- складывание разрезных картинок;

- рисование на тему: «Мое любимое время года».


Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов



9.

Явления природы.

Природные явления.

Соотнесение явлений природы с временем года.

-слушание объяснений учителя;

-работа с таблицей;

- рисование природного явления.


Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.






Объекты природы







10

Воздух, которым мы дышим.



Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха в природе и жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;


Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека







11.

Различение земли, неба.

Различение земли, неба.

-слушание объяснений учителя;


Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.




12.

Равнины, холмы.

Равнины, холмы. Значение равнины в природе и жизни человека.


Изображение равнин на физической карте


-слушание объяснений учителя;

-моделирование формы поверхности из пластилина;

-работа с физической картой.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знать значение равнины в природе и жизни человека.





13.

Овраги.

Овраги.

Образование оврагов.

-слушание объяснений учителя;

-просмотр презентации


Узнавание (различение) форм земной поверхности



14.

Горы.

Горы. Значение горы в природе и жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

-моделирование формы поверхности из пластилина;


Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знать значение гор в природе и жизни человека.





15.

Полезные ископаемые.

Строительные полезные ископаемые.

Способы их добычи и значения в жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

- работа с раздаточным материалом;


Узнавание некоторых полезных ископаемых (песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека



16.

Вода. Свойства воды.

Вода. Свойства воды.

-слушание объяснений учителя;

-постановка опытов для демонстрации классу;

Узнавание воды. Знание свойств воды.



17

Вода в природе.

Осадки.

Значение воды в природе и жизни человека.


-слушание объяснений учителя;

- разгадывание загадок;

Знание значения воды в природе и жизни человека.



18.

Реки.


Реки. Части реки.

Соблюдение правил поведения на реке.

Значение рек в природе и жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

-Словарная работа;

- рассматривание наглядных пособий;

Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.



19.

Озера, болота, пруды.


Озера, болота, пруды.

Значение озер, болот, прудов в природе и жизни человека.

Соблюдение правил поведения на озере (пруду).

-слушание объяснений учителя;

-словарная работа;

- сравнивание материала;

- рассматривание наглядных пособий;

Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.




20.

Океаны и моря.

Океаны и моря.

Значение океанов и морей в природе и жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

-просмотр ролика о море;

-словарная работа;


Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.





Растительный мир







21.

Растения. Группы растений.

Растения: деревья, кустарники, травы.

-слушание объяснений учителя;

- работа с раздаточным материалом;

-словарная работа;


Иметь представление о группах растений. Умение сравнивать, составление повествовательного или описательного рассказа



22

Части растений.

Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Значение частей растений.


-слушание объяснений учителя;

- работа с раздаточным материалом;

- зарисовка частей растений;

Иметь представление о значении частей растений



23.

Деревья.

Деревья.

Части дерева (ствол, ветки, крона, листья)

-слушание объяснений учителя;

- зарисовки частей дерева


Иметь представления о растениях.



24

Растения леса. Лиственные деревья.

Лес. Лиственные деревья (береза, осина, дуб, клен тополь и др.)

-слушание объяснений учителя;

- работа с раздаточным материалом;

-словарная работа;


Иметь представления о лиственных растениях.



25.

Хвойные деревья.

Хвойные деревья: ель, пихта, сосна.

-слушание объяснений учителя;

работа с раздаточным материалом;

-Словарная работа;



Иметь представления о хвойных растениях.



26.

Плодовые деревья (яблоня, груша, слива).

Сад. Плодовые деревья.

Фрукты.

Съедобные и несъедобные части фрукта.

Значение фруктов в жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

- сравнивание материала по нескольким источникам;

Иметь представления о плодовых растениях.

Различение плодовых деревьев.

Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека.



27

Значение деревьев в природе и жизни человека.

Для чего используют древесину.

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;


-слушание объяснений учителя;



Знание использования древесины человеком.



28.

Дикорастущие и культурные кустарники.

Дикорастущие и культурные кустарники: сирень, малина, смородина и др.

-слушание объяснений учителя;

-словарная работа;

- рассматривание наглядных пособий;

Различение культурных и дикорастущих кустарников



29

Растения луга.

Луг.

Растения луга (клевер, колокольчик и др).

Значение луговых растений.

-слушание объяснений учителя;

- работа с раздаточным материалом;


Узнавание (различение) дикорастущих травянистых растений



30

Культурные травы.

Культурные травы: укроп, петрушка.

-слушание объяснений учителя;

- описание растений;

- рассматривание наглядных пособий;

Узнавание (различение) культурных травянистых растений



31

Декоративные растения.

Декоративные растения: астры, розы, флоксы, пионы

-слушание объяснений учителя;

- рассматривание наглядных пособий;

Знание значения декоративных растений в жизни человека.



32

Лекарственные растения

Лекарственные растения: мята, подорожник и др.

Значение лекарственных растений в жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

- работа с раздаточным материалом;

-словарная работа;


Различение лекарственных растений.



33

Комнатные растения.

Комнатные растения (герань, кактус, фиалка, фикус).

Значение комнатных растений в жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

-словарная работа;

- описание растений;

- рассматривание наглядных пособий;

Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус)

Знание значения комнатных растений в жизни человека



34.

Уход за комнатными растениями.

Особенности ухода за комнатными растениями.

-слушание объяснений учителя;

- практическая работа: полив, рыхление, протирание листьев от пыли.

Знание особенностей ухода за комнатными растениями.




35.

Зерновые культуры.

Зерновые культуры: рожь, пшеница, овес, ячмень. Значение злаковых растений в жизни человека.


-слушание объяснений учителя;

- работа с раздаточным материалом;



Иметь представление о зерновых культурах.



36.

Значение зерновых культур в жизни человека.

Значение зерновых культур в жизни человека.

-слушание объяснений учителя;


Знание значения зерновых культур в жизни человека



37.

Изменения, происходящие в жизни растений в разное время года.

Изменения, происходящие в жизни растений в разное время года

-слушание объяснений учителя;


Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.



38.

Растения природных зон холодного пояса.

Растения природных зон холодного пояса (карликовая березка и др.)

-слушание объяснений учителя;



Узнавание (различение) растений



39.

Растения природных зон жаркого пояса.

Растения природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук).

-слушание объяснений учителя;


Узнавание (различение) растений



40

Охрана растений.

Редкие растения.


-слушание объяснений учителя;


Знать правила поведения в природе



41.

Съедобные и несъедобные грибы.

Съедобные и несъедобные грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

- работа с раздаточным материалом;

- загадывание загадок;

Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, мухомор и др.) по внешнему виду.

Знание значения грибов в природе и жизни человека.





Животный мир







42.

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные.

-слушание объяснений учителя;

- рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации;

- описание животных;

Узнавание (различение) диких и домашних животных.



43

Среда обитания животных.

Среда обитания животных.

-слушание объяснений учителя;

рассматривание наглядных пособий «»

Иметь представление о многообразии диких животных.



44

Домашние животные. Лошади.

Особенности ухода за лошадьми. Значение домашних животных в жизни человека

-слушание объяснений учителя;

- просмотр презентации;

- слушание звукозаписи;

Знание значения домашних животных в жизни человека.

Знание особенностей ухода за лошадью.




45

Домашние животные. Коровы

Особенности ухода за коровами. Значение домашних животных в жизни человека

-слушание объяснений учителя;

просмотр презентации;

- слушание звукозаписи;

Знание значения домашних животных в жизни человека.

Знание особенностей ухода за коровами.




46

Домашние животные. Свинья.

Строение свиньи.

Особенности ухода за свиньями. Значение домашних животных в жизни человека

-слушание объяснений учителя;

просмотр презентации;

- слушание звукозаписи;

Знание значения домашних животных в жизни человека.

Знание особенностей ухода за свиньями.




47

Домашние животные. Овца.

Овцы. Особенности ухода за овцами. Значение домашних животных в жизни человека

-слушание объяснений учителя;

просмотр презентации;

- слушание звукозаписи;

Знание значения домашних животных в жизни человека. Знание особенностей ухода за овцами.




48

Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц.

Птицы. Строение птиц.

Питание птиц.

Значение птиц в природе.


-слушание объяснений учителя;

- рассматривание наглядных пособий;

Иметь представление о строении тела птиц, многообразии птиц.

Знание питания птиц.



49

Дикие птицы. Утка. Гусь. Лебедь.

Водоплавающие птицы. Утка. Гусь. Лебедь.


-слушание объяснений учителя;

просмотр презентации;

Узнавание (различение) утки, гуся, лебедя.



50

Домашние птицы. Утки, гуси, куры.

Утки, гуси, куры. Особенности ухода за домашними птицами. Значение птиц в жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

- просмотр презентации;

- слушание звукозаписи;

Узнавание (различение) утки, гуся, курицы. Знание значения домашних животных в жизни человека. Знание особенностей ухода за домашними птицами.



51

Зимующие птицы.

Зимующие птицы(голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).

Питание птиц.

Покормите птиц зимой.


-слушание объяснений учителя;

-просмотр презентации;

- слушание стихотворения;

Узнавание (различение) зимующих птиц.



52

Перелетные птицы.

Перелетные птицы (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).

Питание птиц.

-слушание объяснений учителя;

-словарная работа;

- рассматривание наглядных пособий;

Узнавание (различение) перелетных птиц.



53

Рыбы.

Пресноводные и морские рыбы. Значение рыб в жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

просмотр презентации;

- рассматривание наглядных пособий;

Узнавание (различение) рыб.

Знание значения рыб в жизни человека.



54

Животные морей и океанов.

Животные морей и океанов (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог). Значение в жизни человека морских животных.

-слушание объяснений учителя;

- просмотр фильма;

Узнавание (различение) животных морей и океанов (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог).

Знание значения морских животных в жизни человека.



55

Насекомые.

Насекомые (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).

Строение насекомого.

Питание насекомых.

Среда обитания.

Роль насекомых в природе.

-слушание объяснений учителя;

просмотр презентации;

- рассматривание наглядных пособий;

Узнавание (различение) насекомых.

Знание о роли насекомых в природе



56

Пчёлы. Продукты пчеловодства

Продукты пчеловодства. Роль пчел в жизни человека и растений.

-слушание объяснений учителя;

-просмотр презентации;

Знание продуктов пчеловодства и роли пчел в жизни человека и растений



57

Собаки.

Собаки.

Виды собак. Значение домашних животных в жизни человека.

Особенности ухода за домашними питомцами


слушание объяснений учителя;

-просмотр презентации;

- выступление с подготовленным сообщением с опорой на фотографии (слайды);


Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).




58

Домашние кошки.

Кошки. Собаки. Значение домашних животных в жизни человека.

Особенности ухода за домашними питомцами.

-слушание объяснений учителя;

-выступление с подготовленным сообщением с опорой на фотографии (слайды);



Знание значения домашних животных в жизни человека.

Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.)



59

Животные живого уголка (морские свинки, хомячки, черепахи).


Живой уголок. Животные живого уголка (морские свинки, хомячки, черепахи). Особенности ухода


-слушание объяснений учителя;

-просмотр презентации


Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).




60

Птицы живого уголка (канарейки, попугайчики).


Птицы живого уголка.

Особенности ухода

-слушание объяснений учителя;

-просмотр презентации



Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).




61

Аквариумные рыбки.

Аквариум. Аквариумные рыбки (гуппи, телескоп, меченосец и др.)

Особенности ухода.


-слушание объяснений учителя;

-просмотр презентации



Знание особенностей ухода (питание, содержание и др).




62

Изменения, происходящие в жизни животных в разное время года.

Изменения, происходящие в жизни животных в разное время года.

-слушание объяснений учителя;


Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.



63

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса.

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса (морж, тюлень, песец и др.)

-слушание объяснений учителя;

- просмотр презентации

Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных.



64

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса.

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил, тигр).

-слушание объяснений учителя;

-просмотр презентации


Узнавание (различение животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил, тигр).



65

Охрана животных. Животные Красной книги.

Формирование представлений об охране животных.

Правила поведения в природе.

-слушание объяснений учителя;

-рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

-рассказ о своём отношении к природе.

- просмотр презентации;

Знать правила поведения в природе





Объекты природы







66

Огонь. Свойства огня.

Огонь. Свойства огня. Огонь - друг и враг.

-слушание объяснений учителя;

- рассматривание наглядных пособий;

Знание свойств огня (положительные и отрицательные).



67

Значение огня в жизни человека.

Значение огня в жизни человека.

-слушание объяснений учителя;

- просмотр учебной презентации;


Знание значения огня в жизни человека.



68

Соблюдение правил безопасности при обращении с огнем.

Правила безопасности при обращении с огнем.

-слушание объяснений учителя;

- составление рассказа;

Знание правил безопасности при обращении с огнем.





-


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 1 класс.- М.: «Просвещение», 2012 г.

  2. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 2 класс.- М.: «Просвещение», 2013 г.

  3. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 3 класс.- М.: «Просвещение», 2013 г.

  4. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 4 класс.- М.: «Просвещение», 2014г.

  5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Дополнительная литература для учителя

  1. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.


  • - Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по окружающему природному миру.

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по окружающему природному миру.

Гербарий:

Деревья и кустарники

Коллекции:

Фрукты

Овощи

Грибы

Полезные ископаемые


Оборудование:

Магнитная классная доска.

Мультимедийный проектор

Экран

Ноутбук.

Демонстрационные таблицы:

  • Времена года

  • Съедобные и несъедобные грибы

  • Домашние и дикие животные

  • Набор демонстрационных картин «Дикие животные»

  • Набор демонстрационных картин «Цветы»

  • Набор демонстрационных картин «Рыбы»

  • Набор демонстрационных картин «Зимующие и перелетные птицы»

  • Набор демонстрационных картин «Домашние животные и птицы»

  • Обучающие мультимедийные презентации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!