СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Окружающий социальный мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Окружающий социальный мир для обучающегося по СИПР на 2023-2024 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Окружающий социальный мир»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 им.А.П.ЛИМАРЕНКО

ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР приказом МБОУ СОШ №5 им.А.П.Лимаренко поселка Псебай

____________ Н.В.Беликова от ______________ 2023 г. №_____ «___ » _____________ 2023г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Окружающий социальный мир)

для индивидуального обучения по адаптированной общеобразовательной программе

для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

на 2023-2024 учебный год




Класс 4

Учитель Голощук Е.В.













Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № _____ от « _____» _________________ 2023 г.

Руководитель МО ___________/Е.Е.Логвинова/


Принято на заседании Педагогического Совета «30» августа 2023 г.

Протокол № 1














Пояснительная записка.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» предназначена для обучения учащегося 4 класса, составлена на основе ФАОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014;

  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2);

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

  5. Постановление от 28 сентября 2020г. №28 об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  6. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  7. Учебным планом МБОУ СОШ №5 им.А.П.Лимаренко поселка Псебай на 2023-2024 учебный год.

Цель учебного предмета «Окружающий социальный мир» - формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Задачи учебного предмета «Окружающий социальный мир»: 

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);

- дать представления о школе, о расположенных в ней и рядом объектах (мебель, оборудование, игровая площадка);

  • развивать        умение        соблюдать        элементарные        правила безопасности в повседневной жизнедеятельности;

  • дать представления о профессиях людей (учитель, повар, врач, водитель ит.д.);

  • дать представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли;

  • учить        соблюдать        правила        поведения        на        уроках        и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

  • учить оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать;

  • учить взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности;

  • учить организовывать свободное время с учетом своих интересов;

  • воспитывать интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать в них участие;

  • учить соблюдать традиции государственных, школьных праздников;

  • дать представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;

  • дать представление о государственной символике;

  • дать представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

  • развивать внимание, память, речь, мышление;

  • корректировать недостатки эмоционально – волевой сферы;

  • развивать мелкую моторику пальцев рук;

  • корректировать и проводить работу по профилактике негативных черт поведения.

Общая характеристика курса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Окружающий  социальный мир», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Актуальность предмета заключена в том, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития. Любой живой организм существует в определённой среде. Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты. Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация». Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. 

Особенности предмета: Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования. Ребенок выходит за пределы детского дома, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Рассматривая особенности социальной адаптации умственно отсталых детей, следует рассмотреть критерии адаптационных возможностей. В качестве критериев выступают следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей.

Если ребёнок не может сконцентрировать внимание, из-за недостатка уровня развития или части большой проблемы, то прежде чем учить его, необходимо учить концентрировать внимание. Именно зрительный контакт означает, что ребёнок сосредоточил внимание.

Ребёнок следует взглядом за направлением взгляда взрослого или за жестом его указательного пальца, или может бросать взгляд на взрослого, как бы проверяя, смотрит ли он на тот же предмет. Если ребёнок не обнаруживает эти умения, то они должны стать основными задачами, т.к. без них невозможно овладеть социальными навыками, навыками общения, позже, навыками тонкой моторики.

Формируя у «особого» ребёнка социальные навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Навыки общения, особенности общения нормально развивающихся детей с «особыми детьми» включает следующий ряд сложностей.

Как известно, умственно отсталым детям свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений), отсутствие инициативы и самостоятельности, дети с трудом переключаются на другую деятельность, охотно подражают другим, действуют по стереотипу, по заученным штампам, легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.

Можно сказать, что у данной категории детей повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью.

Как помочь таким детям в общении?

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную.

Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Необходимо проводить работу с картинками, где изображены хорошо знакомые предметы, животные, дети, взрослые, их действия. Подбирать картинки необходимо так, чтобы можно было соотнести их с окружающей обстановкой. Главное, чтобы рассматривание вызывало у ребёнка эмоции, сопровождалось речью.

Необходимо сопровождать свои действия негромкой, плавной речью со спокойной приветливой информацией, постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружающему. Только тесный и доброжелательный контакт способствует формированию навыков межличностного общения.

Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.

Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие  слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.

Главной целью школьного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка,  формирование его позитивных личностных качеств, формирование сотрудничества ребенка со взрослыми, с нормально развивающимися сверстниками и формирование способов усвоения социокультурного опыта.

Выделяют следующие способы усвоения учениками общественного опыта:

  • совместные действия умственно отсталого и нормально развивающегося ребенка;

  • подражание показанным действиям;

  • действия по образцу и речевой инструкции;

  • формирование игровой деятельности умственно отсталых детей;

  • наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью  или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении (спастичность конечностей). Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.

Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у двоих детей в классе проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для их обучения, использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические  изображения и др.). Способность детей выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения.

Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого ребёнка. У троих детей в классе речь отсутствует, поэтому программа направлена на стимуляцию слухового и зрительного анализаторов, а также на эмоциональный отклик у ребенка. Эти дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, и коммуникации. Дети этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении (спастичность конечностей), являются слепыми или слабовидящими. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи. Один мальчик ползает и проявляет избирательный интерес к разным видам деятельности, но также не говорит. У  ученика имеются отклонения в координации, точности и темпе движений, возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий, наблюдается нецеленаправленность, беспорядочность, нескоординированность движений. Одна с синдромом Дауна, самостоятельно держит ручку, карандаш, оставляя графический след на бумаге, знает основные цвета, названия предметов мебели, одежды, обуви, имена учителей и детей, любит танцевать и принимать участие в подвижных играх, очень активна и стремится к общению, но речь развита плохо.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения   может   оцениваться   только   строго   индивидуально   с   учетом  особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Содержание программы.

Рабочая программа по предмету «Окружающий  социальный мир» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание предмета «Окружающий социальный мир»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Программа   представлена   следующими   разделами: «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Предметы быта», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Традиции, обычаи». 

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.));узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

Предметы быта.

Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер. Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод. Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож. Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка. Знание назначения кухонного инвентаря. Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи. Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников: люстра, бра, настольная лампа. Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы. Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме.

Город.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы (Завеличье, Запсковье и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).

Транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Узнавание (различение) общественного транспорта. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел).

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир».

Срок реализации программы – 1год.

В 4 классе программа по предмету «Окружающий социальный мир» рассчитана на  68 часов по 2 часа в неделю.

Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные: (индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные ценностные установки):

  1. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  2. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  3. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  4. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  6. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  7. проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:        

- знать функциональное назначение помещений квартиры;

- знать правила учебного поведения;

- знать назначение предметов посуды;

- знать свойства бумаги, дерева;

- знать назначение наземного транспорта;

- знать названия профессий людей;

- знать правила поведения в общественном транспорте;

- знать назначение специального транспорта;

- знать профессии людей, работающих на специальном транспорте;

- знать место посадки и высадки из автобуса;

- знать традиции и атрибуты праздников;

- знать школьные традиции;

- знать название государства, в котором мы живем, государственной символики.

- уметь узнавать (различать) предметы и виды мебели;

- уметь узнавать (различать) предметы посуды;

- уметь узнавать (различать) напитки  по внешнему виду, на вкус, мясные продукты, мучные изделия, кондитерские изделия;

- уметь узнавать свойства бумаги;

- уметь узнавать предметы, изготовленные из бумаги ;

- уметь узнавать (различать) инструменты, с помощью которых работают с бумагой;

- уметь узнавать предметы, изготовленные из дерева;

- уметь узнавать (различать) инструменты, с помощью которых обрабатывают дерево;

- уметь узнавать (различать)  назначения зданий: вокзал, магазин, театр, жилой дом;

- уметь узнавать (различать) профессии согласно тематике;

- уметь узнавать (различать) части территории улицы;

- уметь узнавать (различать) технические средства организации дорожного движения;

- уметь соблюдать правила перехода улицы и  поведения на улице;

- уметь узнавать (различать) наземный транспорт;

- уметь соотносить деятельности с профессией;

- уметь узнавать (различать) общественный и специальный транспорт;

- уметь пользоваться общественным транспортом;

- уметь узнавать государственную символику.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ПРЕДМЕТУ  

«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

Названия разделов и тем

Кол.час.

Дата план

Дата факт

1 четверть (16 часов)



Предметы и материалы, изготовленные человеком.

18



1

1

Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

1

05.09


2

2

Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.));узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

1

07.09


3

3

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).

1

12.09


4

4

Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит).

1

14.09


5

5

Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).

1

19.09


6

6

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).

1

21.09


7

7

Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).

1

26.09


8

8

Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).

1

28.09


9

9

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.

1

03.10


10

10

Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).

1

05.10


11

11

Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).

1

10.10


12

12

Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде).

1

12.10


13

13

Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.).

1

17.10


14

14

Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).

1

19.10


15

15

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.).

1

24.10


16

16

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).

1

27.10


Итого-16 часов

2 четверть (16 часов).

17

17

Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость).

1

07.11


18

18

Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

1

09.11




Предметы быта.

18



19

1

Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер.

1

14.11


20

2

Знание назначения электроприборов.

1

16.11


21

3

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

1

21.11


22-23

4-5

Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод.

2

23.11
28.11


24

6

Знание назначения предметов мебели.

1

30.11


25

7

Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

1

05.12


26-27

8-9

Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож.

2

07.12

12.12


28

10

Знание назначение предметов посуды.

1

14.12


29

11

Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка.

1

19.12


30

12

Знание назначения кухонного инвентаря.

1

21.12


31

13

Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи.

1

26.12


32

14

Знание назначения предметов интерьера.

1

28.12


Итого-16 часов

3 четверть (22 часа).

33

15

Узнавание (различение) светильников: люстра, бра, настольная лампа.

1

09.01


34

16

Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы.

1

11.01


35

17

Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат.

1

16.01


36

18

Знание назначения часов (частей часов).

1

18.01




Квартира, дом, двор.

7



37

1

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

1

23.01


38

2

Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом.

1

25.01


39

3

Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

1

30.01


40

4

Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).

1

01.02


41

5

Знание функционального назначения помещений квартиры.

1

06.02


42

6

Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).

1

08.02


43

7

Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме.

1

13.02




Город

6



44

1

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы), улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки.

1

15.02


45

2

Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин.

1

20.02


46

3

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка)

1

22.02


47

4

Знание особенностей деятельности людей разных профессий.

1

27.02


48

5

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар)

1

29.02


49

6

Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).

1

05.03




Транспорт

17



50

1

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)

1

07.03


51

2

Знание назначения наземного транспорта

1

12.03


52

3

Узнавание (различение) составных частей транспортного средства

1

14.03


53

4

Узнавание (различение) воздушного транспорта.

1

19.03


54

5

Знание назначения воздушного транспорта.

1

21.03


Итого-22 часа

4 четверть (14 часов).

55

6

Узнавание (различение) составных частей транспортного средства.

1

02.04


56

7

Узнавание (различение) водного транспорта.

1

04.04


57

8

Знание назначения водного транспорта.

1

09.04


58

9

Узнавание (различение) составных частей транспортного средства

1

11.04


59

10

Узнавание (различение) космического транспорта.

1

16.04


60

11

Знание назначения космического транспорта.

1

18.04


61

12

Узнавание (различение) составных частей транспортного средства.

1

23.04


62

13

Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте.

1

25.04


63

14

Узнавание (различение) общественного транспорта.

1

30.04


64

15

Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

1

02.05


65

16

Знание назначения специального транспорта.

1

07.05


66

17

Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.

1

14.05




Традиции, обычаи.

2



67

1

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха).

1

16.05


68

2

Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел)

1

21.05


Итого-14 часов

Материально-техническое обеспечение:

  • набор картинок для иллюстрации различных видов магазинов;

  • набор картинок для иллюстрации различных видов транспорта;

  • компьютер, экранно-звуковые пособия: аудиозаписи,  презентации, медиафайлы, кинофрагменты.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Мин-во образования и науки Российской Федерации.—М.: Просвещение, 2017.—365 с.

  2. Матвеева Н.Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. и др. Мир природы и человека. 1 класс (2 части): учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  – М.: Просвещение, 2018 - 151 с.

  3. Живой мир 2 класс Н.Б Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!