Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. При ее составлении за основу были взяты следующие документы:
2)Учебный план МКОУ «Школа-интернат №39».
1. Мир природы и человека. 1 класс. В 2 частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. – ОАО «Издательство «Просвещение», 2018.
На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 66 часов.
осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, разделочная доска, дуршлаг, половник). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе). Узнавание напитка по упаковке. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое). Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) сосиска, сарделька, котлета). Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба). Знание о правилах хранения рыбных продуктов.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель).
Узнавание (различение) круп и бобовых, готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек) и требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые).
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон и другие). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
Представления о транспорте (машина, автобус, поезд, троллейбус). Умения узнавать транспорт, выделять составные части транспортных средств (кабина, колеса и пр.) на игрушке. Узнавание (различение) наземного транспорта.Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта.
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.
Представления о Дне Рождения, традициях празднования – подготовке подарков, совместном чаепитии и пр. Представления о праздниках и участие в праздновании: Новый год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха, День Знаний. Представления об основных атрибутах праздника – праздничной одежде, угощении, подарках, украшении дома, школы, участие в подготовке праздника.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.
№ Урока | Тема | Тип урока | Технологии | Цели урока | Виды деятельности | Навыки |
I ЧЕТВЕРТЬ | 16ч |
«Школа» |
1 | Школьные принадлежности. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать навык элементарного представления о школьных принадлежностях | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать школьные принадлежности |
2 | Игра «собери пенал» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать навык элементарного представления о школьных принадлежностях | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь собирать пенал |
3 | Игра «собери портфель» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать навык элементарного представления о школьных принадлежностях | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь собирать портфель |
«Квартира, дом, двор» | |
4 5 | Представления о виде и функциях помещений квартиры : спальная, кухня. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представление о помещениях в квартире | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь ориентироваться в квартире |
6 7 | Представления о виде и функциях помещений квартиры : детская, гостиная, | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представление о помещениях в квартире | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь ориентироваться в квартире |
8 9 | Представления о виде и функциях помещений квартиры: ванная комната, санузел, балкон. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представление о п помещениях в квартире | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь ориентироваться в квартире |
«Предметы быта» |
10 11 | Представление о бытовой технике в квартире (пылесос, микроволновая печь,) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать Представление о бытовой технике в квартире (пылесос, микроволновая печь,стиральная машина) | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать бытовую технику |
12 13 | Представление о бытовой технике в квартире (стиральная машина,чайник) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать Представление о бытовой технике в квартире (пылесос, микроволновая печь,стиральная машина) | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать бытовую технику |
14 15 | Представления о мебели в квартире (доме) : диван, кровать, кресло, стул. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представление о мебели | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать мебель |
16 | Контрольные задания | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Выполнение контрольных заданий | |
II ЧЕТВЕРТЬ | 16ч |
«Город» |
1 2 | Профессия «Почтальон» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о профессии почтальон | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать людей разных профессий |
3 4 | Профессия «Врач» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о профессии врач | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать людей разных профессий |
5 6 | Профессия «Строитель» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о профессии строитель | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать людей разных профессий |
7 8 | Профессия «Шофер» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о профессии шофер | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать людей разных профессий |
9 10 | Профессия «Учитель» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о профессии учитель | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать людей разных профессий |
11 12 | Профессия «Продавец» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о профессии учитель | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать людей разных профессий |
13 14 | Профессия «Повар» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о профессии учитель | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать людей разных профессий |
15 | Повторение пройденного материала по теме «Профессии» | Урок обобщения и систематизации | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Повторение наиболее важных сведений | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
16 | Контрольные задания | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Выполнение контрольных заданий | |
III ЧЕТВЕРТЬ | | 22ч |
«Продукты питания» |
1 2 | Различение мучных изделий (хлеб, пирог,сушки) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о мучных продуктах | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать мучные продукты |
3 4 | Различение мясных продуктов (мясо,колбаса,котлета) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о мясных продуктах | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать мясные продукты |
5 6 | Различение мясных продуктов (сосиска, тушенка,паштет) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о мясных продуктах | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. | Уметь различать мясные продукты |
7 8 | Различение рыбных продуктов(рыба,крабовые палочки,консервы) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о рыбных продуктах | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать рыбные продукты |
9 10 | Различение молочных продуктов (молоко, масло,сыр) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о молочных продуктах | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций; | Уметь различать молочные продукты |
11 12 | Различение молочных продуктов (мороженое, йогурт,сметана) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о молочных продуктах | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций; | Уметь различать молочные продукты |
13 14 | Различение круп (греча, рис, пшено) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о крупах | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций; | Уметь различать крупы |
15 16 | Игра «Магазин продуктов» | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о продуктах | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя операций; | Уметь различать продукты |
«Предметы быта» |
17 18 | Различение предметов посуды (тарелка,стакан, кружка) | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о посуде | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать предметы посуды |
19 20 | Различение предметов посуды (ложка, вилка, нож). | Комбинированный урок | Развивающие, игровые Здоровьесберегающие | Сформировать представления о посуде | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать предметы посуды |
21 22 | Различение предметов посуды кастрюля, сковорода, чайник | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о посуде | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать предметы посуды |
4 четверть | 14ч |
«Транспорт» |
1 2 | Транспорт. Составные части транспортных средств (кабина, колеса,руль). | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о транспорте | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать транспорт |
3 4 | Узнавание наземного транспорта | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о транспорте | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать транспорт |
5 6 | Узнавание воздушного транспорта | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о транспорте | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать транспорт |
7 8 | Узнавание водного транспорта | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о транспорте | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать транспорт |
9 10 | Узнавание специального транспорта. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о транспорте | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать транспорт |
11 | Контрольные задания | Урок совершенствования ЗУН | Личностно-ориентированного обучение | Закрепить и скорректировать материал | Выполнение контрольных заданий | |
«Традиции и обычаи» |
12 | Праздник.Традиции празднования. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о празднике | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать атрибуты праздника |
13 | Представления об основных атрибутах праздника – праздничная одежда, угощения. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о празднике | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать атрибуты праздника |
14 | Представления об основных атрибутах праздника - подарок, украшения дома. | Комбинированный урок | Развивающие, игровые,Здоровьесберегающие | Сформировать представления о празднике | Слушание объяснений учителя.Наблюдение за демонстрациями учителя | Уметь различать атрибуты праздника |