Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» | |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от «___» августа 2020 г. | |
от « ___» августа 2020г. | | № _____ | |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор | |
_____________ /_____________ | от «___» августа 2020г. | ___________/Силина Н.В. | |
| | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по «Основам религиозных культур и светской этики»
Модуль « Основы православной культуры»
для 4 класса В
Составитель:
Воскресенская Н.В
учитель начальных классов,
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / _______________
«___» августа 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы православной культуры»,составлена для учащихся 4 «В» класса на 2020-2021 учебный год на основании
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год
Для реализации рабочей программы используется учебник: «Основы православной культуры». Учебное пособие «Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочное время», Кураев А.В. Москва. 2014
На изучение данного предмета отводится 34 ч.( 1 час в неделю)
Форма промежуточной аттестации – тест
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
на 2020-2021уч.год
В процессе изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы православной культуры»
учащиеся получат возможность развить следующие результаты:
Личностные:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Раздел 2. Основы светской этики
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел 3. Православие в России. Жизнь по христианским добродетелям
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. 15-16 Повторение и обобщение знаний по второму разделу.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Контрольные работы | Практические (творческие) работы |
1 | Введение в православную духовную традицию. | 8ч. | 1 | |
2 | Основы светской этики | 15 ч. | | 1 |
3 | Православие в России. Жизнь по христианским добродетелям | 11 ч. | 1 | 1 |
Итого за год | 34ч. | 2 | 2 |
Календарно-тематический план
№ урока | Название раздела и тема урока | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
1 | Россия – наша Родина | 1.09 | |
2 | Стартовая диагностика – тест. Культура и религия | 8.09 | |
3 | Человек и Бог в православии | 15.09 | |
4 | Православная молитва | 22.09 | |
5 | Библия и Евангелие | 29.09 | |
6 | Проповедь Христа | 6.10 | |
7 | Христос и Его крест | 13.10 | |
8 | Пасха. Обобщение знаний по тем «Введение в православную духовную традицию.» | 20.10 | |
9 | Православное учение о человеке | | |
10 | Совесть и раскаяние | | |
11 | Заповеди | | |
12 | Милосердие и сострадание | | |
13 | Золотое правило этики | | |
14 | Храм | | |
15 | Икона | | |
16 | Творческие работы учащихся | | |
17 | Обобщение знаний по теме «Основы светской этики» | | |
18 | Как христианство пришло на Русь | | |
19 | Подвиг | | |
20 | Заповеди блаженств | | |
21 | Зачем творить добро? | | |
22 | Чудо в жизни христианина | | |
23 | Православие о Божием суде | | |
24 | Обобщение по разделу «Жизнь по христианским добродетелям» | | |
25 | Таинство Причастия | | |
26 | Монастырь | | |
27 | Отношение христианина к природе | | |
28 | Христианская семья | |
29 | Защита Отечества | | |
30 | Христианин в труде | |
31 | Любовь и уважение к Отечеству | | |
32 | Промежуточная аттестация - тест. Подготовка творческих проектов учащихся | |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами. | | |
34 | Обобщение по разделу «Православие в России. Жизнь по христианским добродетелям» | |
Корректировка: в календарно - тематическом планировании предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы православной культуры» на 2020-2021объединены темы уроков
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАЯ
Данный курс носит ознакомительный мировоззренческий характер, направлен на развитие нравственных личностных качеств, поэтому могут оцениваться только личностные результаты обучения, а предметные и метапредметные результаты оцениваются на основе сформированности УУД в проектной деятельности.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.