Раздел 2.2 ООП НОО,
утвержденный приказом по МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области» от 02.07.2015 года №359-о, с изменениями, утвержденными приказом по МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области» от 02.07.2018 года №429-о
Директор МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области»
_________________А.А.Тимофеев
Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ»
для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культура» для 4-х классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. Программа разработана на основе: Основной образовательной программы начального общего образования (утверждена на заседании педагогического совета МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области», протокол от 02.07.2015 года № 10, приказ от 02.07.2015 года №359-о); авторской программы Кураева А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2015 г. Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: А.В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», 4класс, Просвещение, 2014 г.
Программа учебного предмета «Основы православной культуры» рассчитана на обучение в 4 классе по 1 часу в неделю: 34 часов. Количество практических работ - 4.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ 4 класс- первого года обучения
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета ОРКСЭ:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные: Выпускник научится:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
1) развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
2) устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
3) выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
4) акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основы духовно – нравственной культуры народов России. 17 часов.
Урок 1. Россия - наша Родина. Отечество. Родина. Духовный мир. Культурные традиции Урок 2. Культура и религия. Культура. Религия. Православие Урок 3. Человек и Бог в Православии. Бог. Творец. Любовь. Дары Бога человеку. Вера и поступки Урок 4. Православная молитва. Православие. Благодать. Святые. Молитва. Молитвапросьба. Молитва-благодарение. Молитва-славословие. Священное Предание. Отче наш Урок 5. Библия и Евангелие. Христиане. Библия. Евангелие. Ветхий и Новый завет. Пророки. Евангелисты и их знаки. Христос. Апостолы. Откровение. Притча Урок 6. Проповедь Христа. Нагорная проповедь. Духовные сокровища. Сокровища на небе. Святой Дух. Царство Божие, Царство Небесное Урок 7. Христос и Его Крест. Вочеловечивание. Воплощение. Рождество Христово. Богочеловек. Голгофа. Жертва. Распятие. Крест. Символика Креста Урок 8. Пасха. Пасха. Иисус. Спаситель. Русская Пасха. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Яйцо как главный подарок праздника Урок 9. Православное учение о человеке. Образ Божий в человеке. Душа. Болезни души Урок 10. Совесть и раскаяние. Совесть и ее подсказки. Грех. Зло Добро. Раскаяние и покаяние. Урок 11. Заповеди. Заповеди. Декалог. Почитание родителей. Непричинение зла. Запрет воровства. Запрет нечистоты. Запрет лжи. Запрет зависти Урок 12. Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Ближний. Люби ближнего, как самого себя. Притча о милосердном самарянине. Милостыня Урок 13. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Неосуждение. Урок 14. Храм. Устройство храма. Благословение. Иконостас. Икона. Царские врата. Богородица. Алтарь. Урок 15. Икона. Икона- образ. Икона и картина. Свет иконы. Нимб. Лик. Назначение иконы Урок 16. Творческие работы учащихся. Урок 17. Подведение итогов.
. Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики. 17 часов.
Урок 18. Как христианство пришло на Русь. Церковь. Крещение. Крещение Руси. Мудрость. Исповедь. Святая Русь Урок 19. Подвиг. Подвиг. Жертвенность. Эгоист. Подвижник. Жертва Богу. Урок 20. Заповеди блаженств. Райское (чистое) сердце. Радостный плач. Кротость. Помилование. Алчба и жажда. Миротворение Урок 21. Зачем творить добро? Подражание Христу. Святой. Самоотверженность. Христов крест. Петров крест. Андреев крест Урок 22. Чудо в жизни христианина. Святая Троица. Добродетели. Вера, надежда, любовь. Вера и верность. Чудо Урок 23. Православие о Божием суде. Притча о Божием Суде. Богохульство. Легенда о Христофоре. Благотворение. Вера в бессмертие Урок 24. Таинство Причастия. Таинство. Причастие. Тайная вечеря. Литургия. Урок 25. Монастырь. Монастырь. Монах. Инок. Послушание. Обет. Постриг. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Храм святителя Луки в Обнинске Урок 26. Отношение христианина к природе. Творец. Творение мира. Человек – вершина творения, царь природы. Обязанности царя. Ответственность. Милосердие ко всему живому. Ноев Ковчег. «Новый Ковчег» Обнинска. Урок 27. Христианская семья. Семья- маленький ковчег, малая церковь. Обручение. Обручальное кольцо. Венчание. Венец. Бремя, бремена. Тактичность. Терпение. Хам Урок 28. Защита Отечества. Справедливая война. Оборона. Защита Родины. Уместный гнев. Высшая любовь. Примеры воинской доблести, чести, жертвенности. Илия Муромец. Дмитрий Донской. Александр Невский. Федор Ушаков Урок 29. Христианин в труде. Первый грех. Напрасный труд. Пост. Работать «на совесть» Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Толерантность. Многонациональность. Ислам (мусульманство). Буддизм. Иудаизм. Духовные традиции как корни. Любовь как служение. Отечество – все мы. Патриотизм Блок 4. Урок 31. Подготовка творческих проектов Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Зачёт в виде диспута по итогам представлений презентаций.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.