СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования предметная область: родная русская литература учебный предмет: родная литература (русская) 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная русская литература» является усвоение содержания учебного предмета «Родная русская литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.                                                                                                                       

Программа рассчитана на 33 часа.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования предметная область: родная русская литература учебный предмет: родная литература (русская) 9 класс»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ ______________/

Протокол МО

№____ от «____»___________2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


__________________/ __________/



№____ от «____»___________2019 г.

«Утверждено»

Директор СОШ № ______

____________/ ______________/

Приказ

№____ от «____»___________2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основного общего образования

предметная область: родная русская литература

учебный предмет: родная литература (русская)

9 класс







Автор : Залесная Валерия Тихоновна

Утверждена на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от «____» __________2019 г.





2019-2020 учебный год

г. Оренбург


Пояснительная записка


Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная русская литература» является усвоение содержания учебного предмета «Родная русская литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.

Программа рассчитана на 33 часа.


Главными задачами реализации учебного предмета являются:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Технологии, используемые в обучении:

  1. Информационно-коммуникационная технология помогает сделать общение с обучающимися интересным, увлекательным, эмоциональным.

  2. Цели традиционной технологии ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков.

  3. В технологии развивающего обучения обучающемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

  4. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

  5. Технология уровневой дифференциации помогает приспособить обучение к особенностям различных групп обучающихся на уровне их возможностей и способностей.

  6. Технология развития критического мышления помогает овладеть различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

  7. Технология проблемного обучения способствует формированию у обучающихся способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

  8. Игровая технология помогает усилить мотивацию к изучению предмета, формирование ассоциативного запоминания.

  9. Проектная технология помогает создать условия для самостоятельного приобретения недостающих знаний из разных источников.


Методы и формы контроля:

Устные методы контроля:

1.Индивидуальный опрос имеет своей целью основную проверку знаний, умений и навыков отдельных обучающихся.

2.Фронтальный опрос используется для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний.

3.Уплотненный опрос – это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса.

Письменные методы контроля:

1.Самостоятельная работа позволяет учителю за относительно небольшой отрезок времени получить информацию об уровне усвоения всеми обучающимися того или иного материала.


Формы промежуточной аттестации: контрольные работы



Контрольно-измерительные материалы:


Наименование тем

1

Входная контрольная работа.

2

Контрольная работа № 1 «Литература XVIII века»

3

Контрольная работа № 2 «Литература XIX века»

4

Итоговая контрольная работа.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

личностным;

метапредметным;

предметным.


Таблица 1


Формируемые УУД

9 класс

1

Личностные УУД

-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

-понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

-обучающиеся понимают важность процесса обучения,изучения литературы как одного из учебных предметов,необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и обучения;

-понимают значимость литературы как явления национальной и мировой культуры,важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-развивают эстетические чувства,формируют художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

-развивают моральное сознание и компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;

-приобретают устойчивый познавательный интерес к чтению,ведениюдиалога,потребность в чтении,в самовыражении через слово.

-обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

2

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

1) Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3) Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

4) Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты по учебному предмету «Русский родной язык».


Таблица 2

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса


Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Основное общее образование

9 класс / 2019-2020 год обучения


  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.



  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Содержание программы


Древнерусская литература

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли.

Входная контрольная работа.

Из литературы XVIII века

«История государства Российского» (фрагмент).

«Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

Русские баснописцы 18 века. Басня

«Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

Контрольная работа № 1 «Литература XVIII века»


Из литературы XIX века.

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».

Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

Контрольная работа № 2 «Литература XIX века».


Из литературы XX века

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи».

А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о

природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком.  

Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба».

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.

Толстая Т.Н. «Соня».Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

Захар Прилепин. «Белый квадрат».

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Итоговая контрольная работа.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.



Тематическое планирование


Название блока / раздела / модуля

Название темы

Контрольные работы

Дата

Количество часов

План

Факт

Древнерусская литература



1



3


Особенности развития древнерусской литературы.




1


«Задонщина». Тема единения Русской земли..




1


Входная контрольная работа

1



1

Из литературы XVIII века



1



5


«История государства Российского» (фрагмент).




1


«Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.




1


Русские баснописцы 18 века. Басня




1


«Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.




1


Контрольная работа № 1 «Литература XVIII века»

1



1

Из литературы XIX


1



6


Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.




1


Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».




1


Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.




1


Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа




1


Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа




1


Контрольная работа № 2 «Литература XIX века»

1



1

Из литературы XX века


1



19


И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи».




1


А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 




1


Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.




1


Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком.  




1


Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба».




1


А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.




1


А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.




1


Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».




1


Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.




1


Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.




1


Толстая Т.Н. «Соня».Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»




1


Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».




1


Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.




1


Захар Прилепин. «Белый квадрат».




1


Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.




1


Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя




1


Захар Прилепин. «Белый квадрат». Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя




1


Итоговая контрольная работа

1



1


Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя




1


Приложение

Фонд оценочных средств


Критерии оценивания.

Устный ответ (развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)

Критерии оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными

знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст

для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво-

бодное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять

взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения

для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня

чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность

выразительных средств языка.

Сообщение:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:

1.Соответствие содержания заявленной теме

2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

4. Свободное владение монологической литературной речью.

5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет

монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если

1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических

конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если

I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные

отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если

1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения

последовательности изложения;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, u1074 встречается

неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если

1) работа не соответствует теме и заданию;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует

связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.


Выразительное чтение наизусть

Критерии выразительного чтения Баллы

правильная постановка логического ударения; 1

соблюдение пауз 1

правильный выбор темпа 1

соблюдение нужной интонации 1

безошибочное чтение 1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Тестирование

Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста

Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста

Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста

Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части

и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за правильное выполнение 90%

заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.


Входная контрольная работа.

1вариант.

А1. Древнерусская литература относится к периоду:

а) IX – XIII

б) XI – XVIII

в) XI- XVII

А2. Основными жанрами древнерусской литературы были:

а) роман

б) жития

в) повести

г) летописи

д) стихотворения

А3. К особенностям древнерусской литературы относятся:

а) правдивость

б) деление героев на положительных и отрицательных

в) близость к фольклору

г) отсутствие авторов у произведений

д) местами в повествовании есть нечто чудесное, фантастическое, воспринимаемое как реальное

А4. Соотнесите современное высказывание с высказыванием древнерусских людей:


а) Приеду весной-

1) Много пота утер за Отчизну свою

Б) Кто-то много сделал для Родины

2) показали плечи свои

В) Враги бежали

3) приеду, как только на деревьях лист расцветет


В полночь море взбушевало -

   Идут смерчи мглами.;

   Игорю-князю бог путь указывает

   Из земли Половецкой

В землю Русскую,

   К отчему золотому столу.

   Погасли вечером зари.

   Игорь спит,

Игорь бдит,

   Игорь мыслию поля мерит

   От великого Дона до малого Донца.

   Коней к полуночи Овлур свистнул за рекою -

   Велит князю разуметь:

   «Князю Игорю – пора!»

   Кликнул,

Стукнул оземь.

   Зашумела трава:

   Кибитки половецкие отдалились,

   И поскакал Игорь- князь

Горностаем - к тростникам,

   Белым гоголем - на воду;

   Вскочил на борзого коня,

   Соскочил с него серым волком,

   И побежал к излучине Донца;

   Полетел соколом под облаками,

   Избивая гусей да лебедей

К завтраку,

И обеду,

И ужину.

   Если Игорь соколом полетел,

   То Овлур волком побежал,

   Стряхивая студеную росу:

   Надрывая своих ретивых коней!

  

   Тут сказал Донец:

"О, князь Игорь!

   А и немало тебе хвалы,

   А Кончаку – злой досады,

   И Русской земле - веселия!"

   Игорь говорит:

"О, Донец!

   И тебе, лелеявшему князя на волнах,

   Стлавшему ему зеленую траву

   На своих серебряных берегах ,

   Одевавшему его теплыми туманами

   Под сенью зеленого древа,

Немало славы!

Ты стерёг его гоголем на воде,

   Чайками на струях,

   Чернедями на ветрах!


В1. Укажите названия художественного приёма, который позволяет Автору «Слова» резко противопоставить настроения враждующих сторон:

«…Кончаку – злой досады,

   И Русской земле - веселия!"


В2. Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора и представляющее собой устойчивое сочетание слов, часто встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «борзой конь», «серый волк» и т.д.?


В3. Укажите названия художественного приёма, с помощью которого Автор передаёт читателям ощущение ускоряющегося движения, располагая глаголы по возрастающей значимости: «побежал, поскакал, полетел…»?


В4. Как называется стилистический приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений данного фрагмента текста:

   «Игорь спит,

Игорь бдит,

   Игорь мыслию поля мерит»?


В5. Какой художественный троп, основанный на уподоблении одних предметов или явлений другим, использует Автор «Слова о полку Игореве»:

   «И поскакал Игорь - князь

Горностаем - к тростникам,

   Белым гоголем - на воду;

   Полетел соколом под облаками…»


В6. Каким термином в литературном произведении называют разговор двух персонажей, в данном случае – разговор реки Донец с князем Игорем?


С1. Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?


С2. Как Автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?


2вариант.


А1.Древнерусская литература относится к периоду:

а) IX – XIII

б) XI – XVIII

в) XI- XVII

А2.Основными жанрами древнерусской литературы были:

а) роман

б) жития

в) повести

г) летописи

д) стихотворения

А3. К особенностям древнерусской литературы относятся:

а) правдивость

б) деление героев на положительных и отрицательных

в) близость к фольклору

г) отсутствие авторов у произведений

д) местами в повествовании есть нечто чудесное, фантастическое, воспринимаемое как реальное

А4. Соотнесите современное высказывание с высказыванием древнерусских людей:


а) Приеду весной-

1) Много пота утер за Отчизну свою

Б) Кто-то много сделал для Родины

2) показали плечи свои

В) Враги бежали

3) приеду, как только на деревьях лист расцветет


Гзак бежит серым волком,

Кончак ему путь прокладывает к Дону великому.

На другой день спозаранок

кровавые зори свет возвещают,

Черные тучи с моря идут,

Хотят прикрыть четыре солнца,

А в тучах трепещут синие молнии.

Быть грому великому!

Идти дождю стрелами с Дону великого!

Тут копьям приломиться,

Тут саблям побиться

О шеломы половецкие,

На реке на Каяле,

у Дона великого!

О Русская земля! Ты уже за холмом!

Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами

На храбрые полки Игоревы!

Земля гудит,

Реки мутно текут,

Пыль поля покрывает,

Стяги глаголют:

Половцы идут от Дона, и от моря,

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

А храбрые русские перегородили червлеными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Стоишь ты в бою,

Сыплешь на воинов стрелами,

Гремишь о шлемы мечом булатным!

Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,

Там лежат поганые головы половецкие,

Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою,

Ярый тур Всеволод!



В1. К какому традиционному фольклорному жанру своей художественной формой близок этот фрагмент «Слова о полку Игореве»?

В2. Из данного фрагмента выпишите строку, которая становится рефреном «Слова о полку Игореве».

В3. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создаёт художественный образ Русской земли: « Кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»?


В4. Назовите художественный приём, позволивший автору «Слова о полку Игореве» наделять явления природы или неодушевлённые предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги глаголют» и т.д.


В5. Укажите названия средства художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком…».


В6. Как называется средство художественной изобразительности, характерное для стилистики фольклорных произведений, которое используется в «Слове о полку Игореве»: «сабли калёные», «мечи булатные»?


С1. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью»?

С2. В каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?



Контрольная работа № 1 «Литература XVIII века»

Вариант 1.

  1. Басня – это:

А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме);

В) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;

Г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

2. И.И. Дмитриев написал басню:

А) «Муха» В) «Осел и соловей»

Б) «Свинья под дубом» Г) «Листы и корни»

3. Найдите мораль басни «Ларчик»:

А) А ларчик просто открывался;

Б) Избави бог и нас от этаких судей;

В) От басни завсегда нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

Г) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

4. В чем иносказательный смысл басни «Листы и корни»?

А) без корней дерево погибнет.

Б) Листы справедливо считают, что они «краса долины всей».

В) Корни не умеют ценить красоту.

Г) процветание государства зависит от всех социальных слоев общества.

5. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

6. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? Запишите ответ.

7. В чем заключается мораль басни «Осел и соловей»? запишите развернутый ответ.


Вариант 2.


  1. Мораль басни – это:

А) краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения;

Б) краткий поучительный вывод;

В) художественный прием, основанный на иносказательном изображении предметов или явлений;

Г) та часть басни, в которой описываются основные события.

2. Назовите автора басни «Муха»:

А) И.А. Крылов Г) Эзоп

Б) Ж.де Лафонтен Д) И.И. Дмитриев

3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:

А) пустое мудрствование Г) невежество

Б) жадность Д) самолюбование

4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?

А) Листы и Корни Г) Осел и соловей

Б) Ларчик Д) Ворона и Лисица

5. Из какой бани эти строки? Запишите автора и название.

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

6. Какой художественный прием лежит в основе басни? Запишите ответ.

7. В чем заключается мораль басни «Листы и Корни»? Запишите развернутый ответ.




 8.Что обязательно должно присутствовать в басне?

А) Постоянные эпитеты;

Б) Аллегория и мораль;

В) Зачин и повторы.

9. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь:

А) «Лето красное пропела»

Б) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

В) «От радости в зобу дыханье сперло»

Г) «Слушает да ест»

Д) «Лишь были б желуди. Ведь я от них жирею»

Е) «Не правда ли, что мы краса долины всей?»

Ж) «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»

10. Помогите герою басни найти свою пару:

Свинья Слон

Моська Дуб

Ворона Лисица

Ягненок Корни

Муравей Волк

Листы Соловей

Осел Стрекоза

11. Назовите басню по крылатым выражениям:

А) «Слона-то я и не приметил»

Б) «А ларчик просто открывался»

В) «Ты все пела? Это дело; так поди же попляши!»

Г) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

Д) Спой, светик, не стыдись!»

Е) «У сильного всегда бессильный виноват»

Ж) «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона»

 12.Значение слова «странник» в выражении «И странника в тени прохладной укрываем»:

А) Странный человек

Б) Странствующий человек

В) Житель другой страны

13.. В предложении: «Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался» слово «кидался» представляет собой:

А) Сравнение

Б) Эпитет

В) Олицетворение

 8.Что обязательно должно присутствовать в басне?

А) Постоянные эпитеты;

Б) Аллегория и мораль;

В) Зачин и повторы.

9. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь:

А) «Лето красное пропела»

Б) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

В) «От радости в зобу дыханье сперло»

Г) «Слушает да ест»

Д) «Лишь были б желуди. Ведь я от них жирею»

Е) «Не правда ли, что мы краса долины всей?»

Ж) «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»

10. Помогите герою басни найти свою пару:

Свинья Слон

Моська Дуб

Ворона Лисица

Ягненок Корни

Муравей Волк

Листы Соловей

Осел Стрекоза

11. Назовите басню по крылатым выражениям:

А) «Слона-то я и не приметил»

Б) «А ларчик просто открывался»

В) «Ты все пела? Это дело; так поди же попляши!»

Г) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

Д) Спой, светик, не стыдись!»

Е) «У сильного всегда бессильный виноват»

Ж) «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона»

 12.Значение слова «странник» в выражении «И странника в тени прохладной укрываем»:

А) Странный человек

Б) Странствующий человек

В) Житель другой страны

13.. В предложении: «Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался» слово «кидался» представляет собой:

А) Сравнение

Б) Эпитет

В) Олицетворение



Контрольная работа № 2 «Литература XIX века»

  1. Найдите соответствие между фамилиями писателей и поэтов и периодами их жизни и творчества.


  1. Н.В. Гоголь а) 1783-1852

  2. М.Ю. Лермонтов б) 1795-1829

  3. А.С. Пушкин в) 1799-1837

  4. А.С. Грибоедов г) 1814-1841

  5. В.А. Жуковский д) 1809-1852


2.Назовите авторов и жанры произведений:


1) «Море», «Невыразимое»

2) «Горе от ума»

3) «Евгений Онегин»

4) «Герой нашего времени»

5) «Мёртвые души»


3.Назовите произведение, его автора, жанр по следующим отрывкам.

1)Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

… Иль тянет тебя из земные неволи

Далёкое светлое небо к себе?


2) Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нём рассудок уцелеет.

3) В пустыне чахлой м скупой –

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

4) Татьяна верила преданьям

Простонародной старины…

5)Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

  1. «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки… Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь»

  2. «… И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чорт побери всё!" - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток…»


4) О каком литературном направлении идёт речь?

1-В России особенно мощное развитие этого движения происходит в связи с общественно-национальным подъёмом после войны 1812 года. Творчество авторов проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы.

2-Художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.


5) О каком поэте (или писателе) идёт речь?

1- Родился на Украине, в Полтавской губернии, в семье помещиков. В 1818 году родители отдали его в Полтавское уездное училище, в 1821 году – в Нежинскую гимназию высших наук для продолжения образования.

2-Жизнь была коротка и трагична. Детство, омрачённое несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах.

3-Вступил на литературное поприще в ту историческую пору, когда живы были классицисты, достиг расцвета сентиментализм, молодые романтики завоёвывали поклонников и реализм приносил первые плоды.

4-Помимо способностей к языкам, обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса), импровизировал на фортепиано.

5 – Ввёл в русскую литературу романтизм, великий поэт и переводчик, сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений.


6) Назовите авторов произведений.


1- «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Моцарт и Сальери».

2- «Смерть Поэта», «Дума», «Пророк», «Расстались мы, но твой портрет…».

3- «Сельское кладбище», «Певец во стане воинов», «Море», «Невыразимое», «Лалла Рук».


7) Кому из писателей и поэтов принадлежат следующие высказывания?


1-«Жизнь и поэзия - одно».

2- «Горе моё поручаю Булгарину. Верный друг… 5 июня 1828 года ».

3- «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».


  1. О каком произведении идёт речь?

В.Г. Белинский : «…Что такое Онегин? … Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось… Не таков Печорин».

Н.А. Добролюбов: «Этот имеет в себе как будто от природы всё то, что для Онегина составляет предмет забот…. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без того язык у него как бритва… »


Ответы:

1) 1-д 2-г 3-в 4-б 5-а

2) 1- В.А. Жуковский, стихотворение

2-А.С. Грибоедов, комедия (пьеса) 3-роман в стихах

4-роман 5-поэма

3) 1-Стихотворение В.А. Жуковского «Море»; 2- комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; 3-стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»; 4-роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; 5-стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»; 6- роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; 7- поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

4) 1-романтизм; 2- реализм.

5) 1- Н.В. Гоголь 2-М.Ю. Лермонтов

  1. А.С. Пушкин 4-А.С. Грибоедов 5-В.А. Жуковский

6) 1-А.С. Пушкин; 2- М.Ю. Лермонтов; 3- В.А. Жуковский.

7) 1-В.А. Жуковский; 2- А.С. Грибоедов; 3- А.С. Пушкин.

8) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».


Итоговая контрольная работа.


Критерии оценивания:

«5» - 90 – 100 % от общего количества вопросов,

«4» - 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» - 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» - менее 50 % от общего количества вопросов.


I вариант


1. Назовите произведение, являющееся первой реа­листической комедией в русской литературе.

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Трумф или подщипа» И. А. Крылова

в) «Ревизор» Н. В. Гоголя

г) «Горе от ума» АС. Грибоедова


2. Какой элемент композиции художественного про­изведения не является обязательным?

а) завязка

б) кульминация

в) развязка

г) эпилог


3. Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Женитьба» Н. В. Гоголя

в) «Ревизор» Н. В. Гоголя

г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова


4. «... - это страстный призыв русских князей к объединению как раз накануне нашествия соб­ственно монгольских полчищ» (К. Маркс). Встань­те в цитату название произведения.

а) «Сказание о Борисе и Глебе»

б) «Слово о полку Игореве»

в) «Поучение» Владимира Мономаха

г) «Повесть временных лет»


5. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

а) сентиментализм, классицизм, реализм, роман­тизм

б) классицизм, реализм, сентиментализм, роман­тизм

в) классицизм, сентиментализм, романтизм, ре­ализм

г) романтизм, сентиментализм, реализм, клас­сицизм


6. Кого из русских писателей XVIII в. относят к сен­тименталистам?

а) Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

б) М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев

в) Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин

г) Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев


7. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим ли­цам.

а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

б) «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

г) «Мертвые души» Н. В. Гоголя


8. Назовите автора следующего стихотворного от­рывка.


Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.


а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) В. А. Жуковский

г) Г. Р. Державин


9. Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

а) роман

б) поэма

в) повесть

г) песнь


10. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгнове­нье») А. С. Пушкина посвящено:

а) М. Н. Раевской

б) Е. Н. Карамзиной

в) А. П. Керн

г) Е. П. Бакуниной


11. О каком произведении идет речь в следующих строках?


Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригиналь­ный сюжет!... Вся Русь явится в нем!... Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его.


а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермон­това

в) «Мертвые души» Н. В. Гоголя

г) «История государства Российского» Н. М. Карамзина


12. Какой художественный прием использован авто­ром в следующем отрывке?


Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


а) метафора

б) гипербола

в) инверсия

г) олицетворение


13. Какое произведение было названо В. Г. Белинс­ким «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?

а) «Мертвые души»

б) «Недоросль»

в) «Евгений Онегин»

г) «Горе от ума»»


14. Определите стихотворный размер в следующем отрывке.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.


а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) анапест


15. Кто является автором первого в русской литера­туре психологического романа?

а) А. С. Пушкин

б) М. Ю. Лермонтов

в) Н. В. Гоголь

г) Н. М. Карамзин


16. Кто является автором первой общественной ко­медии в русской литературе?

а) Н. В. Гоголь

б) А. С. Грибоедов

в) Д. И. Фонвизин

г) А. И. Крылов


II вариант


1. Чье творчество назвал В. Г. Белинский «лелею­щей душу гуманностью»?

а) В. А. Жуковского

б) А. С. Пушкина

в) М. Ю. Лермонтова

г) К. Н. Батюшкова


2. Укажите верное определение комедии как лите­ратурного жанра.


а) один из видов старинного драматического искусства, основанный на показе смешных, утрированно юмористических и нарочито грубых бытовых ситуаций

б) небольшое произведение, предназначенное для сцены, беззлобно высмеивающее отдель­ные частные явления в общественной или личной жизни человека

в) один из видов драматических произведе­ний, в котором характеры героев раскры­ваются в безвыходном положении, в нерав­ной, напряженной борьбе, обрекающей их на гибель

г) один из видов драматического произведе­ния, в котором отражается смешное и не­сообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое яв­ление, смешные черты человеческого харак­тера


3. Укажите произведение, в котором сочетаются ро­мантизм и реализм.

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

б) «Фелица» Г. Р. Державина

в) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермон­това

г) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина


4. К какому роду литературы можно отнести «Мер­твые души» Н. В. Гоголя?

а) эпос

б) лирика

в) драма

г) лиро-эпика


5. Укажите, какой художественный прием исполь­зовал автор в выделенных строках.


Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.


а) инверсия

б) метафора

в) аллегория

г) эпитет


6. Назовите имя писателя, которого А. С. Пушкин назвал «сатиры смелый властелин».

а) Н. В. Гоголь

б) А. С. Грибоедов

в) Д. И. Фонвизин

г) Г. Р. Державин


7. Сюжет романа «Герой нашего времени» основы­вается на отдельных, не связанных между собой фрагментах. Что объединяет самостоятельные части романа?

а) ничего

б) хронологическая последовательность собы­тий

в) место действия

г) главный герой


8. Какой литературный тип представлен образом Печорина?

а) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в) байронический герой

г) тип самодура


9. Укажите, какой литературный прием использо­вал А. С. Пушкин в стихотворениях «Арион» (1827) и «Анчар» (1828).

а) гротеск

б) метонимия

в) антитеза

г) аллегория


10. А. С. Пушкин был одним из первых русских пи­сателей, затронувших тему «маленького челове­ка». Эта тема звучит:

а) в романе «Евгений Онегин»

б) в драме «Борис Годунов»

в) в повести «Станционный смотритель»

г) в поэме «Бахчисарайский фонтан»


11. Кто из названных авторов написал поэму «Мед­ный всадник»?

а) М. Ю. Лермонтов

б) А. С. Пушкин

в) А. Н. Радищев

г) Д. И. Фонвизин


12. Героем какого произведения является Самсон Вырин?

а) Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

б) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

в) А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

г) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербур­га в Москву»


13. Укажите, кому из героев комедии А. С. Грибоедо­ва «Горе от ума» принадлежат следующие слова.


Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари,

В Москву переведен через мое содейство,

И будь не я, коптел бы ты в Твери.


а) Чацкий

б) Молчалин

в) Фамусов

г) Репетилов


14. Какое произведение А. С. Пушкина написано в жанре элегии?

а) «Пророк»

б) «К Чаадаеву»

в) «Деревня»

г) «Вольность»


15. Чей портрет описан в следующем отрывке (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?


Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложе­ние, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов... Пыльный бархат­ный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки по­рядочного человека; его запачканные перчатки казались сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчат­ку, то я был удивлен худобой его бледных паль­цев. Его походка была небрежна и ленива; но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера...


а) доктор Вернер

б) Максим Максимыч

в) Г. А. Печорин

г) Казбич


16. Героем какого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин?

а) «Мертвые души»

б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

в) «Ревизор»

г) «Шинель»


Ответы


I вариант

II вариант

1 – г 2 – г 3 – а 4 – б 5 – в 6 - г

7 - в

8 - б

9 - б

10 - в

11 - в

12 - в

13 - в

14 - б

15 - б

16 - в


1 – б 2 – г 3 – в 4 – г 5 – б 6 - в

7 - г

8 - б

9 - г

10 - в

11 - б

12 - в

13 - в

14 - в

15 - в

16 - г