СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету « Литература» в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 5 классе под редакцией В.Ф. Чертова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету « Литература» в 5 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УМАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



Согласовано:

Заместитель директора

______________ Е.С.Курылева

___________________________

Утверждено приказом

директора школы

от 31.08.2018 № 190











Рабочая программа основного общего образования

по учебному предмету

« Литература»

в 5 классе


на 2018 – 2019 учебный год








Составитель:

Крылкова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы 1 категории













с. Умай


2018 г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по литературе для 5 класса составлена в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 9, 34,35,45).

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с изменениями»), основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Умайская основная общеобразовательная школа» (МАОУ «Умайская ООШ»), рассмотренной и принятой на педагогическом совете от 17.06.2015 № 8 и утвержденной приказом директора от 29.06.2015 №146; с изменениями в части учебного плана, рассмотренными и принятыми на педагогическом совете от 23.03.2018 года протокол № 4, утвержденными приказом директора школы от 23.03.2018 № 60 и изменениями в части календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год, рассмотренными и принятыми на педагогическом совете (протокол от 23.08.2018 г №1 и утвержденными приказом от 23.08.2018 г №161);

авторской учебной программы по литература. Рабочие программы. Предметная линия

учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы : посо-

бие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чер-

тов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. —

2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015

и в соответствии со следующими школьными нормативными документами:

• Положение о Рабочей программе учебных предметов, индивидуально-групповых занятий, курсов внеурочной деятельности в МАОУ «Умайская ООШ» (Рассмотрено и принято на педагогическом совете - протокол от 26.03.2016 № 5 и утверждено приказом директора школы от 26.03.2016 г. № 52)

  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МАОУ «Умайская ООШ» на изучение литературы в 5 классе отводится по 3 часа в неделю. Курс рассчитан на 102 часа(34 учебные недели).

Учебник

Учебник. «Литература 5 класс» (1ч. 2ч.) В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова – М.: Просвещение, 2018



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель углубленного изучения литературы в 5 классе : формирование у пятиклассников представлений о литературе как об искусстве слова и о художественном образе в литературе, а также развитие первоначальных навыков создания устных и письменных высказываний о литературном произведении и художественном образе.

Задачи обучения:

-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

-научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности, но и формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует решению таких его важнейших целей, как:

- Воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и -внутреннем обогащении расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

- Формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

- Формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции;

- Воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

- Развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

- Приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

- Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы: 5 класс – художественный образ в литературе. В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определенный запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа. Средства создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале и на основе предшествующего читательского опыта. Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными формальными признаками. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств из создания. Основные виды деятельности – работа над техникой чтения и его выразительностью, составление плана, аннотации, отзыва о литературном произведении, пересказы разного типа, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом произведения в заданном аспекте, а также с художественными образами в других видах искусства и с использованием словесных образов в разных ситуациях общения.

Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению литературы в школе, поэтому целесообразно использование

следующих технологий:

1.Технологии развития критического мышления через чтение и письмо, направлена на развитие творческих способностей учащихся, на глубокое усвоение базовых знаний за счет их универсального использования в различных ситуациях. Способствует формированию умений мыслить логично, выражать свою мысль, мнение связно и четко, запоминать и оценивать факты, формировать свою точку зрения, самостоятельно работая над новым материалом, умение отстаивать свою позицию. Приемы технологии критического мышления на уроках литературы - «МОЗГОВОЙ ШТУРМ», «МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ», «БИНОМ ФАНТАЗИИ», «МЕТОД АССОЦИАЦИЙ», «СИНКВЕЙН», «ЭКСПЕРТИЗА», «ЛОВИ ОШИБКУ» «ЗАГАДКА», ИГРА «КАК ВЫДУМАЕТЕ», «ИНСЕРТ», «КЛАСТЕР», «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ», «ОЖИВИ КАРТИНУ», «ЗИГЗАГ», «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ», «ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК», «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ», ИГРА «ДА-НЕТКА», «КРУГИ ПО ВОДЕ», «ВЕРНО – НЕ ВЕРНО». ;

2.ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации. ИКТ позволяют открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, закрепление, повторение и отработка пройденного материала (тренажеры) а также моделирование научной и исследовательской деятельности, проведение виртуальных занятий (лекций и семинаров) в реальном времени; повышать мотивацию учащихся к изучению предмета, формировать более высокий уровень самообразовательных умений, навыков; создать презентации для уроков; осуществлять контроль знаний с помощью компьютера, в том числе тестирование; применять возможности глобальной сети Интернет для дистанционной поддержки обучения учащихся по предмету; обеспечить доступ к электронным образовательным ресурсам, находящихся как в медиатеке школы, так и в удаленных источниках посредством использования сети Интернет; создать учителю собственный блог или сайт и использовать его как средство дистанционного обучения. Проведение компьютерного тестирования позволяет мне оперативно осуществлять контроль и своевременную коррекцию знаний и умений большинства учеников.

3.Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта;

4.Здоровьесберегающие технологии. При включении в уроки элементов здоровьесберегающих технологий работоспособность класса заметно повышается, что приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятный материал. Для этого стараюсь развивать зрительную память учащихся, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

5.Творческая деятельность - развитие комплексных возможностей ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Это продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом;

6.Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

взаимное обогащение учащихся в группе;

организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;

рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

- этические чувства совести, вины, стыда как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

- самостоятельно находить ключевые слова;

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

- формулировать основную мысль текста;

- составлять простой и сложный план текста;

-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., детской литературы;

- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

- видеть языковые средства, использованные автором.


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя:

- Учебник. «Литература 5 класс» (1ч. 2ч.) В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова,

- ФГОС Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф. Чертова 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2015

- Поурочные разработки по литературе. М., « Вако»,2002

- Видеоуроки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

- Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс.М.,»ВАКО»,2011

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

- www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет». www.rubricon.ru

- Энциклопедия «Рубрикон». www.slovari.ru Электронные словари. www.gramota.ru - Справочно-информационный интернетпортал «Русский язык». www.feb-web.ru -- - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

- www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА:

Учебник. «Литература 5 класс» (1ч. 2ч.) В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова

-Фонохрестоматия.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

- Словари.

- Портреты писателей и поэтов.

- Иллюстрации к художественным произведениям.

- Демонстрационные таблицы

V. Основной инструментарий для оценивания результатов

  1. Стартовая диагностика (контрольная работа, диагностирование УУД)

  2. Текущее оценивание (Промежуточные проверочные работы, срезовые работы, диагностика УУД, накопительная оценка, приемы оценки на уроке)

  3. Итоговое оценивание (Итоговые работы по предметам)


Для оценивания предметных результатов по учебному предмету «Литература» определено четыре уровня  достижений учащихся, соответствующих отметкам от «5» до «2» (четырехбальная система).

«Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих

повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового,



целесообразно выделить также два уровня:

•  низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

Критерии оценки устных ответов по литературе

Высокий уровень.

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Повышенный уровень.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Базовый уровень.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Низкий уровень.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение раскрыть тему, объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других пись­менных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.


Критерии оценки сочинений по литературе:

Высокий уровень.

Отметка «5»: Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Повышенный уровень.

Отметка «4»: Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Базовый уровень.

Отметка «3»: Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Низкий уровень.

Отметка «2»: Содержание и речь

Сочинение обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение раскрыть тему, серьёзные нарушения логики повествования, наличие грубых фактических ошибок.

Грамотность

Имеется: более 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

3. Оценка контрольных работ

При проведении контрольных работ по литературе (зачёт, тест и т.п.) критерии оценок следующие:

Высокий уровень. «5» - 85 – 100 % верно выполненных заданий;

Повышенный уровень. «4» - 60 – 84 % верно выполненных заданий;

Базовый уровень. «3» - 30 – 59 % верно выполненных заданий;

Низкий уровень. «2» - менее 30 % верно выполненных заданий.



КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольные работы

Темы контрольных работ

1

Контрольная забота №1 за 1 полугодие

2

Промежуточная аттестация. Контрольная работа № 2

Сочинения

Темы сочинений

1

Сочинение № 1 по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»



VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Название раздела

Кол-во часов

Уроки развития речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

Литература как искусство слова

1




Мифология

3




Русский фольклор

3




Литературная сказка

5


1


Практикум. Аннотация.

1




Древнерусская литература

2




Жанр басни в мировой литературе

3




Русская литература XIX века

33

4

2

1

Русская литература XX века

43

1



Образы детей в мировой литературе

6


2


Практикум. Письменный отзыв о литературном произведении

2

2



А.С. Грин

5




А.П. Платонов

2




Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи

2

1



С.Я. Маршак

2




Монолог и диалог как средства создания образа

3

2



Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны

5


1


В. П. Астафьев

3


1

1

Образы животных в мировой литературе

6

1

1


Жанр рассказа в мировой литературе

4

1



Практикум. Тема и идея литературного произведения

2




Заключительные уроки

2




Итого:

102

12

8

2



VII. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема учебного занятия

Практическая часть программы

1

03.09

Литература как искусство слова



Мифология (3 ч.)

2

05.09

Мифы об искусстве. «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»


3

06.09

Художественный образ в мифе


4

10.09

Славянская мифология




Русский фольклор (3 часа)


5

12.09

Фольклор и народная словесность. Русские пословицы и поговорки


6

13.09

Русские народные сказки. «Царевна – лягушка», «Жена – доказчица», «Лиса и журавль»


7

17.09

Творческая работа с использованием пословиц. Поговорок, загадок




Литературная сказка (5 ч)


8

19.09

Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»


9

20.09

Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».


10

24.09

Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева»


11

26.00

Силы добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»


12

27.09

Урок внеклассного чтения по литературным сказкам №1.

Вн.чт.



Практикум. Аннотация. (1 ч)

Пр.р

13

01.10

Аннотация.



Древнерусская литература (2 ч)

14

03.10

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева». «Сказание о юноше-кожемяке».


15

04.10

«Сказание о белгородском киселе».




Жанр басни в мировой литературе (3 ч)


16

08.10

Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра


17

10.10

Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.


18

11.10

Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева.



Русская литература XIX века (33 часа)




И.А. Крылов (3 часа)


19

15.10

Басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне».

20

17.10

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом».


21


Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом».




А.С. Пушкин (6 ч)


22

18.10


Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».

23

22.10


Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина.


24

24.10


Образ царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».


25

25.10

Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.

26

07.11


«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина.


27

08.11


Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина.

Р.р



М.Ю. Лермонтов (3ч)


28

12.11


Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

29

14.11


Образ исторического события в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

30

15.11


Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».




Н.В. Гоголь (4ч.)


31

19.11


Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».


32

21.11


Фантастические события в повести «Ночь перед Рождеством».

33

22.11


Мир Диканьки.

34

26.11


Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» № 2

Вн.ч



Образ времени года в литературном произведении (2 ч)


35

28.11


Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.


36

29.11


Описание любимого времени года с использованием цитат

Р.р



И. С. Тургенев (4 ч.)


37

03.12


Повесть И. С. Тургенева «Муму».


38

05.12


Образ Герасима.


39

06.12


Образ исторического времени в повести


40

10.12


Смысл названия повести.



Н.А. Некрасов (2 ч.)


41

12.12


Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

42

13.12


Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова.

Р.р



Практикум. Заглавный образ в литературном произведении (2ч.)


43

17.12


Заглавный образ в литературном произведении


44

19.12


Р.р Письменная характеристика заглавного образа с помощью цитат

Р.р


20.12


Контрольная забота №1 за 1 полугодие

К.р



Л. Н. Толстой (4 ч.)


45

24.12

Анализ контрольной работы. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».


46

26.12

Анализ письменной характеристики. Образы горцев.

47

27.12

Образы Жилина и Костылина.

48

14.01

Сочинение № 1 по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Р.р



Образ Родины в русской поэзии (3 ч.)


49

16.01

Анализ сочинения. Образ Родины в русской поэзии XIX века.


50

17.01

Образ Родины в русской поэзии XX века.


51

21.01

23.01

Урок внеклассного чтения № 3 по произведениям русской поэзии.




Русская литература XX века




И.А. Бунин (2 ч.)


52

24.01

Стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

53

28.01

Стихотворение И. А. Бунина «Няня».



С.А. Есенин ( 3ч.)


54

30.01

Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».


55

31.01

Образ Родины в поэзии С. А. Есенина.

56

04.02

Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина.

Р.р



П.П. Бажов (2 ч.)


57

06.02

Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

58

07.02

Образ рассказчика в сказе.




Образы детей в мировой литературе (6 ч.)


59

11.02

«Приключения Тома Сойера» М. Твена.


60

13.02

Мир детства в повести


61

14.02

Урок внеклассного чтения № 4 по новелле О. Генри «Вождь краснокожих».

Вн.ч

62

18.02

Урок внеклассного чтения № 5 по произведениям о детях.

Вн.ч

63

20.02

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».

64

21.02

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».




Практикум. Письменный отзыв о литературном произведении (2ч.)


65

25.02

Письменный отзыв о литературном произведении

Пр.р. Р.р.

66

27.02

Анализ письменного отзыва о литературном произведении

Р.р



А.С. Грин (5 ч.)


67

28.02

Повесть А. С. Грина «Алые паруса».


68

04.03

Образ Ассоль.


69

06.03

Образ Грэя.


70

07.03

Описание первой встречи героев


71

11.03

Финал повести.




А.П. Платонов (2 ч.)


72

13.03

Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

73

14.03

Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».




Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи (2 ч.)


74

18.03

Поэзия и проза как формы художественной речи


75

20.03

Сочинение стихотворных загадок, монорима

Р.р



С.Я. Маршак (2 ч.)


76

21.03

Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».


77

01.04

Заглавный образ в пьесе-сказке.




Монолог и диалог как средства создания образа (3 ч.)


78

03.04

Монолог и диалог как средства создания образа.

79

04.04

Работа над речевой характеристикой героя.

Р.р

80


Работа над речевой характеристикой героя.

Р.р


Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны (5 ч.)


81

08.04

Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».


82

10.04

Повесть В. П. Катаева «Сын полка».


83

11.04

Образ Вани Солнцева.

84

15.04

Смысл названия повести.


85

17.04


Урок внеклассного чтения №6 по произведениям о Великой Отечественной войне.

В.ч



В. П. Астафьев (3 ч.)


86

18.04

Промежуточная аттестация. Контрольная работа № 2

К.р


87

22.04


Анализ контрольной работы. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».


88

24.04

Человек и природа в рассказе


89


25.04


Урок внеклассного чтения № 7 по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

Вн.чт.




Образы животных в мировой литературе (6 ч.)


90

29.04

Анализ контрольной работы. Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка».


91

02.05

Образы животных и образы людей в рассказе.


92

06.05

Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пёс».


93

08.05

Образ Арктура.


94

13.05

Урок внеклассного чтения № 8 по произведениям о животных.

Вн.чт.

95

15.05

Письменный отзыв с использованием цитат

Р.р



Жанр рассказа в мировой литературе (4ч.)


96

16.05

Анализ письменного отзыва. Детективный рассказ А. Конан Дойла «Камень Мазарини».


97

20.05

Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша».


98

22.05

Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Всё лето в один день».


99

23.05

Письменный отзыв о прочитанном рассказе.

Р.р



Практикум. Тема и идея литературного произведения (2 ч.)


Пр.р

100

27.05


Анализ отзыва. Тема и идея литературного произведения.

Пр.р

101

29.05


Тема природы в художественной литературе

102

30.05


Рекомендации книг для внеклассного чтения.

Учитель_______________С.В.Крылкова

























Лист корректировки рабочей программы

№ урока

(согласно плану)

Название темы

Причина корректировки

Пути ликвидации отставаний в программном материале (сокращено, объединено и т.п.)
























































Учитель_______________С.В.Крылкова








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!