ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ
Пояснительная записка
Курс «Основы коммуникации» предназначен для обучающихся младших классов и посвящен проблемам общения и межличностного взаимодействия. Данный курс способствует развитию рефлексивных навыков, интроспекции, познанию собственных особенностей, а также предполагает формирование, развитие и поддержку коммуникативного потенциала обучающихся.
Рабочая программа коррекционного курса «Основы коммуникации» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- концепция федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2014 год;
- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов;
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы/ под редакцией кпн, профессора И.М. Бгажноковой –М.; Просвещение, 2011 год;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- с учётом учебного плана и специфики деятельности ГБОУ РЦДО;
- локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов (Положение о рабочей программе учебного предмета, курса).
Целью курса является повышение социально-психологической компетентности учеников младших классов и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
Задачами курса являются:
-
Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
-
Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
-
Развитие интереса к окружающим людям и потребности в общении.
-
Воспитание у обучающихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
-
Формирование у обучающихся умений и навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими.
-
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
-
Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.
Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» рассчитана на 5 лет обучения, для 1 (дополнительного) и 1-4 классов начального образования. Программа занятий каждого года обучения рассчитана на 34 встречи продолжительностью 20 минут каждая. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено или уменьшено.
Рабочая программа коррекционного курса «Основы коммуникации» разработана на основе:
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2);
- Примерных рабочих программ для подготовительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2);
- Коррекционно-развивающая программа разработана по учебному пособию Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001 год.
- авторских программ «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» Хухлаевой О.В., «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-ом классе» Аржакаевой Т.А., Вачкова И.В., Поповой А.Х.
Общая характеристика коррекционного курса
Предлагаемая программа «Основы коммуникации» имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на развитие коммуникативных навыков младшего школьника и отвечает новому социальному запросу – общекультурное, личностное и познавательное развитие детей.
Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для развития его самооценки, для становления ребенка как личности. Умение продуктивно общаться является одним из критериев формирования у ребенка умения подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы, при этом выражая себя социально допустимыми способами.
В основе содержания программы лежат теоретические положения о роли общения в психическом и личностном развитии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже и др.); о сензитивных периодах формирования навыков общения у детей (М. И. Лисина); о механизмах личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др.).
У детей с НОДА функция общения формируется неравномерно, в отличие от традиционно развивающихся детей. Наиболее сформированными оказываются мотивы, формы и потребности общения. Значительно хуже развиты средства общения. Нарушения артикуляции и координации движений неблагоприятно сказываются на процессе общения. Нарушения движения осложняют развитие предметной деятельности и соответственно ситуативно-делового общения. Адекватное взаимодействие со сверстниками формируется с трудом, чрезмерно опекающие ребенка взрослые пытаются сразу перевести его с ситуативно-личностного общения на ситуативно-познавательное. Мотив общения младших школьников зачастую комбинированный, долго сохраняется ситуативно-личностный мотив, сопровождающийся низкой активностью в общении и эгоцентризмом. А другие мотивы – деловой и познавательный – могут добавляться к нему, но не становятся ведущими.
По данным многих авторов, дети младшего школьного возраста с нарушениями движения демонстрируют фрустрированность, эмоционально-волевую неустойчивость, тревожность (Калижнюк Э. С., 1990; Мастюкова Е. М., Московкина А. Г., 2001; Мамайчук И. И., 2000). Формирование патологических свойств личности по дефицитарному типу связывают с воздействием социальных факторов, оказывающих психотравмирующее влияние: переживание недоброжелательного отношения сверстников, явления госпитализма, затруднения в процессе обучения из-за параличей и нарушений пространственной ориентировки; сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения и слуха; неправильное воспитание по типу гиперопеки, приводящее к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости и сложностям формирования межличностных отношений с окружающими (Сабунаева М. Л., 2006).
Вместе с тем, необходимо помнить, что ребенок с особенностями остается ребенком, невзирая на имеющиеся у него физические, физиологические, психологические особенности. В дошкольном детстве наиболее значимыми людьми из окружающих для ребенка являются его родители (чаще всего – мать), а также члены семьи. При поступлении в школу одним из окружающих «значимых других» для ребенка становится учитель. В человеческих общностях – в семье, в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях – индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Процесс познания окружающей действительности и овладение человеческими способами деятельности есть процесс, первоначально возникающий в системе «взрослый – ребенок» (Шипицына Л. М., 2005).
Предполагается, что коммуникация начинается с самопознания, с интроспекции, с умения рефлексировать собственное состояние. Хорошее понимание других людей в процессе коммуникации невозможно без адекватного понимания собственных психических состояний, без конгруэнтности (соответствия внутренних переживаний внешним проявлениям), без навыков саморегуляции, управления собственным поведением.
В истории человечества наблюдение как целенаправленное восприятие возникло, вероятно, вместе с появлением человека. Именно через наблюдение люди понимали явления природы, учились отмечать и "предсказывать" погоду, "считывать" эмоции и состояния других людей, предугадывать их поведение и следствия различных поступков. Именно процесс наблюдения ложился в основу эффективной адаптации в среде. Результаты наблюдения с развитием языка в дальнейшем могли транслироваться другим людям. Так появилась народная мудрость, пословицы и поговорки, в которых отражались выводы людей о законах мироздания (народные приметы: зима была холодной - значит, лето будет жарким; большой урожай рябины - к лютой зиме и т.д.), о типах людей, о причинно-следственных связях в человеческом поведении: "Встречают по одежке, провожают по уму", "Держи голову в холоде, а живот в голоде", «Семеро одного не ждут", "Под лежачий камень и вода не течет" и проч.
Сегодня хорошо известно, что наблюдение позволяет адекватно понимать другого человека, его переживания и мотивы, многие особенности его внутренней, психической жизни. В результате регулярного, систематического наблюдения формируется такое качество личности, как наблюдательность. Именно оно способствует как лучшему пониманию самого себя, так и более эффективному построению взаимоотношений с другими людьми (Регуш Л. А., 2008).
Наблюдение прокладывает путь от объективного материального мира к переживаниям человека в том смысле, что оно осуществляется с помощью органов чувств. Сенсорная организация человека включает в себя несколько каналов восприятия. Восприятие - это психический процесс, позволяющий отражать мир и собственные состояния в целостности. Без восприятия невозможно мышление; вообще оно является основой когнитивных процессов и функций и в конечном счете - всей психической жизни. Важно, что восприятие базируется на психофизическом фундаменте, - оно невозможно без анализаторных систем, которые имеют материальную основу. Все строение анализатора, начиная от рецептора, чувствительного нервного окончания, и заканчивая представительством на уровне структур головного мозга, "работает" на обеспечение адекватного восприятия (Ананьев Б. Г., 1961). Разные каналы восприятия образуют ведущие репрезентативные системы человека, обуславливая более или менее эффективное восприятие поступающей в мозг информации и ее обработку (Бендлер Р., Гриндер Дж., 1978).
Законы восприятия и особенности его развития, ошибки в создании целостного образа, свойства перцепции и апперцепции могут разъясняться на разных уровнях, в том числе - на уровне, доступном ребенку младшего школьного возраста. Специфика развития и строения анализаторов раскрывает общность этих структур с другими структурами разных эволюционных уровней (Семаго М. М., Семаго Н. Я., 2011).
Эмоциональная жизнь человека, его переживания - еще одна важная тема предлагаемого курса. Чем раньше человек, ребенок, начинает обращать внимание на чувства и переживания (как свои собственные, так и других людей), тем быстрее он научается справляться с эмоциональными состояниями, оказывающими негативное влияние на соматическое здоровье, на систему отношений личности. Важным этапом в развитии эмоциональной сферы человека является период, когда ребенок осваивает такие способы выражения эмоций, которые можно обозначить как более зрелые и конструктивные. В этом смысле вербализация переживаний - значимый аспект эмоциональной жизни; невозможность вербализовать свои чувства обозначается как алекситимия (Ильин Е. П., 2001).
В структуре аффективной сферы человека важную роль играют эмоция как таковая, чувство, стресс, фрустрация, настроение, состояние. Необходимо обучать ребенка дифференциации различных эмоциональных переживаний. Известно, что каждое такое переживание имеет свои причины и условия возникновения, развитие и последствия, т.е. свои механизмы. Следовательно, освоение этих механизмов поможет многое объяснить в себе и в поведении других людей. Так, важно понимать, что страх и тревога при определенных обстоятельствах выполняют защитную функцию, связанную с самоэффективностью и контролем ситуации; однако, они могут быть источником такого напряжения и таких негативных переживаний, которые приводят к дистрессовым, дезадаптивным реакциям. Гнев часто выполняет другую важную функцию: он позволяет отстаивать себя и свое - свои границы, свое права на личное мнение, свою свободу. Однако в то же время, не секрет, что гневливость как черта личности часто приводит к разрушению системы отношений человека с другими людьми: окружающие не хотят иметь дело с тем, кто не умеет себя контролировать, срывается и демонстрирует социально нежелательное поведение. Именно поэтому следует уделять особое внимание формированию системы саморегуляции (Изард К., 2009).
Эмпатия как способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, способность ставить себя на его место без утраты собственной идентичности - еще один важный феномен аффективной сферы. Действительно, согласно А. А. Бодалеву (1983), эмпатические способности включают в себя следующие компоненты:
-
направленность на человека, возникающая из положительного отношения к другому;
-
наблюдательность;
-
память, обращенная к другим людям;
-
умение видеть за поступками другого человека его мотивы, способность прогнозировать поведение другого в разных ситуациях;
-
хорошо развитое воображение – умение ставить себя на место другого, смотреть на мир его глазами;
-
способность испытывать разные, многие чувства («палитра чувств»);
-
умение сопереживать, идентифицировать себя с другим человеком;
-
умение выбирать по отношению к данному человеку наиболее оптимальный способ поведения;
-
умение управлять собственным поведением (самоконтроль).
Согласно деятельностному подходу, переживание является одним из видов деятельности. Так же, как в любом другом виде деятельности, в переживании есть личностно значимый смысл, оно "включается" в специфических, критических ситуациях (а точнее - в ситуациях стресса, фрустрации, конфликта или кризиса) и приводит к определенному результату (Василюк Ф. Е., 1984). Именно деятельностный подход задает такой вектор рассмотрения эмоциональной сферы человека, который неизбежно ставит вопросы регуляции и саморегуляции поведения. Большую роль в регуляции эмоций играет выбранная копинг-стратегия - способ совладания со стрессовыми факторами (Абабков В. А., Перре М., 2004; Изард К., 2009).
Саморегуляция играет важную роль в процессе адаптации. Поэтому освоение технологий развития воли и внимания - важный этап на пути достижения высокого качества жизни. У. Мишел в своем знаменитом маршмеллоу-тесте (или "зефирном эксперименте") показал, что прогноз жизненного пути - его насыщенности, благополучия - можно давать уже в детстве. Суть эксперимента заключалась в проверке способности детей отсрочить получение удовольствия от сласти. Те дети, которые могли осуществить процесс саморегуляции и воздержаться, не только получали добавку, но и демонстрировали более значительные жизненные достижения в будущем (Мишел У., 2018).
Развитие саморегуляции само по себе - часть еще более сложного процесса становления самосознания. Ответы на вопрос о том, кто я есть, чего я хочу, что могу, - позволяют адекватно оценить собственные возможности, рефлексировать "сильные" и "слабые" стороны своей личности. При этом формирование самостоятельности и инициативы означает по сути формирование важных ресурсов, которые могут быть доступны человеку в течение всей жизни.
Невербальный канал коммуникации сформировался в филогенезе раньше, поэтому он часто "выдает" истинные потребности и скрываемые мотивы человека. Сложно переоценить влияние жестов, мимики, пантомимами и других выразителей психической жизни на собеседника. И в этой связи особую значимость приобретает явление конгруэнтности - совпадение, согласованность внутренних переживаний и их внешних проявлений. Конгруэнтность нарушается в ситуациях конфликта и в манипуляциях (Пиз А., 1992).
Вербальное общение в жизни человека играет не менее важную роль, чем общение невербальное. Речь, определяемая как язык, функционирующий в контексте индивидуальной психики, многое делает явным (Мэй Р., 2015, с. 46-47).
Анализ содержания базовых основ содержания программы «Основы коммуникации» (авторы – Л. М. Щипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова) позволил адаптировать программу к особым потребностям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста.
Число участников занятий не должно превышать 10 человек. Для развития группового процесса и возможностей расширения общения в группу желательно включать не менее 5 человек. Гетерогенность группы, понимаемая как неоднородность ее членов, основного состава (Смид Р., 2001), является положительным фактором группового процесса. При этом не рекомендуется включать в групповую работу агрессивных детей без предварительной индивидуальной работы с каждым таким ребенком. Педагог-психолог или педагог при проведении занятий коррекционного курса должен опираться на знания детей о животном и растительном мире, полученных на уроках; способствовать интеграции знаний, полученных разными путями и на разных уроках.
Основные методы, используемые на занятиях. Диагностические методы: наблюдение, интервью (беседа), проективные. Методы обучения: рассматривание рисунков и фотографий; свободное и тематическое рисование; упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера; театральные этюды; импровизации; моделирование и анализ заданных ситуаций; игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, имитационные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; чтение и обсуждение художественных произведений; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; беседы, мини-конкурсы, дискуссии. Психокоррекционные методы: психогимнастика, тренинговые процедуры, ролевые игры, групповые дискуссии, арт-терапевтические приемы, библиотерапевтические методики, техники релаксации, дыхательные упражнения, упражнения на синхронизацию, упражнения на взаимодействие и др.
Основное внимание уделяется развитию у младших школьников умений общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Каждое занятие в зависимости от его содержания и способов организации деятельности детей направлено не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие умений учиться, способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Основные формы организации коррекционных занятий:
Упражнения в малых группах и парах, инсценирование реальной ситуации в конкретной обстановке, творческие работы и рисунки по заданным темам, знакомство со сказками и другими литературными и художественными произведениями и их обсуждение, ролевые игры, игровые тренинги, игровые занятия по темам.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Основы коммуникации» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к коррекционно-развивающей области учебного плана образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса. В соответствии с Примерным годовым учебным планом ГБОУ РЦДО для образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для I'-IV классов, курс рассчитан на одно занятие в неделю. В дополнительном первом (I') и в 1 классе 33 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах 34 часов в год (34 учебные недели). В целом каждое занятие рассчитано на 20 минут.
Материал регионального компонента используется на каждом уроке.
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Коррекционный курс «Основы коммуникации» имеет большое значение в решении задач не только обучения и развития, но и воспитания. Одним из результатов обучения курс «Основы коммуникации» является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса отражают требования к формированию универсальных учебных действий, метапредметных умений в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с НОДА.
Личностные результаты связаны с формированием жизненных компетенций обучающихся.
В результате обучения по программе коррекционного курса у обучающихся формируется и подкрепляется позитивное представление о себе, о мире в целом; а на основе этого - о других людях; развивается и поддерживается положительное самоотношение; подготавливается, фасилитируется и развивается готовность общаться, вступать в коммуникацию с окружающими. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе. На занятиях коррекционного курса обучающиеся научатся общаться с помощью различных коммуникативных средств, адекватно выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональные состояния других людей. Также дети приобретут опыт обобщения знаний, полученных в рамках различных учебных дисциплин.
В целом, в содержании программы представлены все виды универсальных учебных действий (коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные), учтена возрастная логика развития УУД; средства формирования УУД соотнесены с механизмами личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, что в совокупности определяет педагогическую целесообразность ее использования в работе с младшими школьниками.
Требования к результатам освоения курса каждым обучающимся могут быть индивидуализированы в зависимости от структуры и тяжести имеющихся нарушений. Оценивание осуществляется на основании индивидуальных достижений обучающихся.
6. Основное содержание коррекционного курса.
Программа курса включает в себя разделы, направленные на формирование у обучающихся основ коммуникации и базовых навыков общения.
Раздел 1. Что такое наблюдательность.
Раздел 2. Органы чувств.
Раздел 3. Наши чувства и эмоции.
Раздел 4. Я сам
Раздел 5. Взрослые и дети.
Раздел 6. Моя семья.
Раздел 7. Моя школа.
Раздел 8. Мои друзья.
Раздел 1. Что такое наблюдательность.
Темы данного раздела коррекционного курса позволяют привить ребенку любовь к тому, что его окружает, к животному и растительному миру, стимулировать мотивацию к познанию окружающего мира. Процесс познания окружающего мира невозможен без наблюдения как целенаправленного восприятия объектов и явлений этого мира.
Все занятия этого раздела призваны закрепить знания детей о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром, а также учить детей наблюдать за животными и растениями, помогать взрослым ухаживать за ними.
Раскрывается роль наблюдения как процесса получения знания о себе (самонаблюдение), о других людях, о мире в целом. Рассказывается о важности наблюдательности как особенности, присущей человеку. Делается акцент на разнице между «смотреть» и «видеть».
Раздел 2. Органы чувств.
Занятия этого раздела направлены на знакомство детей со строением и сенсорно-перцептивными возможностями органов чувств. Занятия могут иметь единый сюжет и построены в форме игры. Игры и упражнения с обращением к чувственному опыту, сформированному с помощью анализаторов разной модальности, направлены на развитие, более точную дифференцировку различных видов чувствительности. Они включают в себя следующие виды: тактильное восприятие, восприятие запахов, восприятие вкуса, слуховое восприятие, зрительное восприятие. Занятие, посвященное изучению двигательных возможностей человека, должно готовиться с учетом тяжести двигательных нарушений у детей класса и стимулировать использование и развитие имеющихся двигательных возможностей.
При определенной когнитивной готовности детей можно вести разговор о таких видах ощущений, как ноцицепция (болевые ощущения), температурные ощущения. Возможна работа с релаксационными практиками, позволяющими преодолеть боль.
В рамках занятий исследуются ситуации недостаточного сенсорного опыта (сенсорного голода), а также ситуации, в которых отсутствует какой-то вид сенсорно-перцептивной организации человека.
Раздел 3. Наши чувства и эмоции.
Встреча детей с собственными эмоциональными переживаниями и реакциями других людей может основываться на предыдущем опыте участников групповой работы. Акцентируется, что эмоции лишь условно могут относиться к положительным и отрицательным. Ведется разговор о роли эмоций в жизни человека.
Исследуются различия между эмоциями и чувствами, а также рефлексируется опыт переживания различных эмоциональных состояний. Проводится коррекция эмоциональных реакций через их рисование, проигрывание, обсуждение и т.п. Фиксируются способы преодоления тревоги, страха, гнева и других эмоций и эмоциональных комплексов.
На занятиях дети учатся распознавать и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, - это позволит им в дальнейшем лучше понимать других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции. Эмоциональная сфера развивается через игру. Игры служат той средой, где ребенок проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться. В развитии детской эмоциональности значительна роль сказок.
Обсуждается, что «заражаться» можно хорошим настроением и другими условно положительными состояниями.
Раздел 4. Я сам. Умение говорить о себе, разными способами выражать самого себя, рефлексировать свой опыт (сначала – локально, затем – все более и более дифференцированно) является важным этапом в формировании коммуникации с другими людьми. Занятия этого раздела направлены на формирование собственного «Я», чувства собственного достоинства и умения увидеть себя со стороны.
Дети должны научиться ценить себя, осознавать свою ценность, правильно принимать похвалу и замечания, оценивать собственные поступки и чувства, правильно различать по выразительным средствам общения чувства других детей и взрослых.
В результате полученных на занятиях знаний у детей вырабатываются навыки понимания своей индивидуальности, самостоятельности, умение ценить окружающих и выражать это словами и делами при общении.
Самопознание невозможно без такого важного этапа, как управление собственным поведением на основе волевой регуляции. Саморегуляция возможна с использованием определенных технологий, помогающих справляться с ситуативно нежелательными эмоциями.
Потребности человека как переживание нужды в чем-то хорошо изображаются детьми с помощью художественных средств, психогимнастических приемов. Дети могут приводить примеры того, в чем нуждаются сами, а также того, в чем могут нуждаться, испытывать потребности герои художественных произведений, мультфильмов и проч
Темы раздела коррекционного курса позволяют диагностировать интересы детей, научить их рассказывать о том, что им интересно и о том, чем они любят заниматься самостоятельно и вместе с родителями. Особую роль эти занятия могут играть в профилактике формирования выученной беспомощности. Для этого детей просят рассказать о том, что у них получается делать хорошо, а также о том, что им вообще нравиться делать, чем они любят заниматься.
Возможно обсуждение того, что такое способность и какие способности бывают. Также полезно поговорить о том, что помогает проявлять какие-то способности, а что – мешает.
Все занятия этого раздела призваны развивать умение фантазировать, понимать содержание волшебных сказок, составлять короткие рассказы о любимых героях. На занятиях в рамках данного раздела важно привлекать разные способы самовыражения: чтение, рисование, драматические инсценировки, др.
Раздел 5. Взрослые и дети.
Содержание данного раздела посвящено сопоставлению различных возрастных периодов и формированию адекватных представлений о поведении людей разных возрастных групп. Дети получат возможность почувствовать и рефлексировать особенности своего взаимодействия со сверстниками, с людьми старшего возраста и с теми, кто младше.
На занятиях в рамках данного раздела дети смогут почувствовать и осознать преимущества и специфику детства; вспомнить себя в более маленьком возрасте; сравнить «возрастные приращения» - особенности того, что было, и того, что происходит на данном этапе возрастного развития. Кроме того, будут созданы условия для понимания того, что способы и средства общения со взрослыми могут и должны быть не такими, как при общении со сверстниками
Раздел 6. Моя семья.
Третий раздел программы посвящен семье и ее особенностям. Для детей будет важным понять, что семья состоит из людей, которые решают совместно многие важные задачи. Занятия позволят обратиться к опыту жизни разных членов семьи; к традициям семьи; к ее ресурсам. Разговор о семейных ролях поможет диагностировать специфику поло-ролевой и этнической идентификации в семье, существующие в семье гендерные стереотипы. На встречах в рамках этого раздела получится обсудить взаимоотношения с членами семьи разного возраста. Выполнение упражнений по теме раздела позволит осознать собственные трудности и паттерны, используемые при построении межличностных контактов с близкими людьми. Отдельно разбираются эффективные и неэффективные стратегии поведения в конфликте.
Отдельной темой являются домашние питомцы. Идеи заботы о том, кто слабее, нуждается в защите станут важным этапом на пути становления самостоятельности ребенка, формирования его переживания причастности к происходящему в семье.
Раздел 7. Моя школа.
Школа - это, во-первых, физическое пространство, которое может восприниматься как ограничивающее или поддерживающее, более или менее доступное; а, во-вторых, это пространство общения и человеческих отношений.
Школа как физическое пространство - это та предметная среда, которая окружает ребенка; которая способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Важно, чтобы дети знали и понимали специфику этой среды, ее возможности. Схема этого пространства должна обсуждаться и интериоризовываться детьми с тем, чтобы в будущем им было бы понятно, как вести себя в необычных ситуациях в этой среде. Также во многом предметно-пространственная среда школы, ее освоение может стать тренинговой, модельной ситуацией по формированию адекватного поведения в новых обстоятельствах, в новых физических (географических) условиях.
Школа как пространство межличностного общения также представляет особый ресурс для обучающихся. На занятиях в рамках данного раздела дети познакомятся с основными приемами построения межличностных отношений со взрослыми, не относящимися к близкому семейному окружению, - учителями, воспитателями, специалистами службы сопровождения; а также - с одноклассниками, детьми другого возраста (более старшими и более младшими), обучающимися в школе. Формы и виды общения, основные закономерности межличностной и групповой коммуникации, разные ситуации и контексты общения, закономерные механизмы построения общения - важные аспекты социализации детей. На занятиях в доступной для детей форме рассматриваются проблемы и барьеры коммуникации, а также ресурсы общения.
На тематических встречах будут рассматриваться варианты негативных переживаний, возникающих в школе; изучаться способы преодоления образовательного (информационного) стресса, школьной тревожности, социальных страхов - страха отвечать перед аудиторией, страха получить негативную оценку и проч Будут созданы условия для выработки способов совладания с ситуацией экспертизы (или экзамена). Дети освоят способы самопомощи и релаксации с целью снижения влияния негативного стресса; правила безопасного и социально приемлемого поведения в школьной среде; узнают, какие меры и как следует принимать в случае нарушения безопасности. В контексте проблемы безопасности разбираются ситуации доверительного настроя в общении - когда это необходимо, возможно, а когда - неуместно или даже опасно. Слова благодарности, активно осваиваемые ребенком в этом возрасте, могут свидетельствовать об адекватности процесса социализации, адаптации и межличностного взаимодействия. Уделяется внимание синтонии, синхронности и эмпатии в общении. Отдельно разбираются эффективные и неэффективные стратегии поведения в конфликте.
Раздел 8. Мои друзья.
В данном разделе планируется освещать вопросы межличностных взаимоотношений с теми людьми, которых в младшем школьном возрасте можно считать друзьями. Будут обсуждаться вопросы о том, какое поведение может демонстрировать друг, а какое поведение не является дружелюбным и дружеским. В ходе встреч будут последовательно обсуждаться вопросы о том, чем и как могут помочь друг другу люди, находящиеся в дружеских отношениях. Выработка приемов эффективного межличностного взаимодействия позволит обогатить репертуар социально приемлемых форм поведения младших школьников.
На примере ситуации принятия гостей будут рассмотрены способы взаимодействия с друзьями, сверстниками, детьми разных возрастов.
7. Тематическое планирование коррекционного курса «Основы коммуникации»
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование коррекционного курса «Основы коммуникации» рассчитано приблизительно на 34 занятия в год (1 раз в неделю, по 20 минут).
1(д) класс
Раздел программы | Темы занятий | Кол-во занятий | Основные виды деятельности обучающихся |
| Вводное занятие | 1 | Вводная беседа, чтение, ответы на вопросы. |
-
Что такое наблюдательность | Школьная жизнь | 3 | Слушание объяснения учителя; участие в дискуссии; выполнение эксперимента; игровая деятельность (игры на синхронизацию, сплочение); при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы; этюды и импровизации. |
Мой класс | 2 |
Я знаю, я умею | 2 |
Мой учитель | 2 |
-
Органы чувств | Мы испытываем разные чувства | 3 | Слушание объяснения учителя; тематическое рисование; выполнение диагностических процедур; игровая деятельность (игры на синхронизацию, сплочение); сочинение историй; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной групповой атмосферы |
Слышать и видеть | 3 |
Береги свои глаза | 2 |
Вкус и запах | 2 |
Когда что-то болит... | 2 |
Движение - жизнь | 2 |
-
Наши чувства и эмоции | Какие бывают эмоции | 2 | Слушание объяснения учителя; участие в дискуссии; выполнение эксперимента; мини-конкурсы; игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры на синхронизацию, сплочение); при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы |
Что делать при обиде | 1 |
Как справиться со злостью | 1 |
Мы радуемся | 2 |
Как выражать эмоции | 3 |
| Обобщающее занятие | 1 | Моделирование и анализ заданных ситуаций. |
Общее количество часов | | 34 часов | |
1 класс
Раздел программы | Темы занятий | Кол-во занятий | Основные виды деятельности обучающихся |
| Вводное занятие | 1 | Вводная беседа, чтение, ответы на вопросы. |
-
Что такое наблюдательность | «У природы нет плохой погоды...» | 3 | Слушание объяснения учителя; участие в дискуссии; выполнение эксперимента; игровая деятельность (игры на синхронизацию, сплочение); при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы; этюды и импровизации. |
Растения – мои зеленые друзья. | 2 |
«Думают ли звери?» | 2 |
Смотреть и видеть | 2 |
-
Органы чувств | Дракон с пятью головами | 3 | Слушание объяснения учителя; тематическое рисование; выполнение диагностических процедур; игровая деятельность (игры на синхронизацию, сплочение); сочинение историй; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной групповой атмосферы |
Слышать и видеть | 3 |
Береги свои глаза | 2 |
Вкус и запах | 2 |
Когда что-то болит... | 2 |
Движение - жизнь | 2 |
-
Наши чувства и эмоции | Какие бывают эмоции | 2 | Слушание объяснения учителя; участие в дискуссии; выполнение эксперимента; мини-конкурсы; игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры на синхронизацию, сплочение); при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы |
Чего я боюсь | 1 |
Как справиться с грустью | 1 |
Мы добрые | 2 |
Как выражать эмоции | 3 |
| Обобщающее занятие | 1 | Моделирование и анализ заданных ситуаций. |
Общее количество часов | | 34 часов | |
2 класс
Раздел программы | Темы занятий | Кол-во занятий | Основные виды деятельности обучающихся |
| Вводное занятие | 1 | Вводная беседа, чтение, ответы на вопросы. |
-
Что такое наблюдательность | «У природы нет плохой погоды...» | 3 | Слушание объяснения учителя; участие в дискуссии; выполнение эксперимента; игровая деятельность (игры на синхронизацию, сплочение); при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы; этюды и импровизации. |
Растения – мои зеленые друзья. | 2 |
«Думают ли звери?» | 2 |
Смотреть и видеть | 2 |
-
Органы чувств | Дракон с пятью головами | 3 | Слушание объяснения учителя; тематическое рисование; выполнение диагностических процедур; игровая деятельность (игры на синхронизацию, сплочение); сочинение историй; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной групповой атмосферы |
Слышать и видеть | 3 |
Береги свои глаза | 2 |
Вкус и запах | 2 |
Когда что-то болит... | 2 |
Движение - жизнь | 2 |
-
Наши чувства и эмоции | Какие бывают эмоции | 2 | Слушание объяснения учителя; участие в дискуссии; выполнение эксперимента; мини-конкурсы; игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры на синхронизацию, сплочение); при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы |
У страха глаза велики | 1 |
Как справиться с гневом | 1 |
Мы смеемся | 2 |
Как выражать эмоции | 3 |
| Обобщающее занятие | 1 | Моделирование и анализ заданных ситуаций. |
Общее количество часов | | 34 часов | |
3 класс
Раздел программы | Темы занятий | Кол-во занятий | Основные виды деятельности обучающихся |
«Я – сам» Взрослые и дети. | Что я знаю о себе | 2 | Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; слушание объяснения учителя; участие в дискуссии; выполнение диагностических процедур; игровая деятельность (игры на синхронизацию, сплочение); при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. Выполнение психогимнастических упражнений; наблюдение; чтение; рисование; выполнение упражнений на релаксацию; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния; релаксацию; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния. |
Легко ли быть одному? | 2 |
Уметь владеть собой: учимся расслабляться | 1 |
Мой любимый герой | 1 |
«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» | 1 |
Когда я был маленьким... | 1 | Выполнение психогимнастических упражнений; слушание объяснения учителя; игровая деятельность различной направленности; чтение художественных текстов; рисование; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; тренинговые упражнения. |
Остров детства. | 1 |
Урок мудрости: взаимоотношения со старшими. | 1 |
Что такое хорошо и что такое плохо. | 1 |
Моя семья. | Кто входит в мою семью. | 2 | Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. |
Мои мама и папа. | 2 |
Братья и сестры. | 1 |
"Бабушка рядышком с дедушкой". | 1 |
"Моя семья и другие звери": домашние питомцы | 1 |
Моя школа | Я и мой класс | 2 | Выполнение психогимнастических упражнений; слушание объяснения учителя; игровая деятельность различной направленности; чтение художественных текстов; рисование; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; тренинговые упражнения. |
Я и мои учителя. | 2 |
Мое любимое место в школе. | 2 |
Не бояться выступать: секреты успешных ответов на уроках | 1 |
Контрольная работа - это страшно? | 1 |
Мои друзья | Мир сверстников. | 2 | Выполнение психогимнастических упражнений; слушание объяснения учителя; игровая деятельность различной направленности; чтение художественных текстов; рисование; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; тренинговые упражнения. |
Мой день рождения. Как принимать гостей. | 1 |
Что такое дружба. | 2 |
Мой лучший друг. | 1 |
Когда друг в беде… | 1 |
| Обобщающий урок | 1 | Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта |
| Общее количество часов | 34 | |
4 класс
Раздел программы | Темы занятий | Кол-во занятий | Основные виды деятельности обучающихся |
«Я – сам» Взрослые и дети. | Какой Я ? | 2 | Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; слушание объяснения учителя; участие в дискуссии; выполнение диагностических процедур; игровая деятельность (игры на синхронизацию, сплочение); при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. Выполнение психогимнастических упражнений; наблюдение; чтение; рисование; выполнение упражнений на релаксацию; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния; релаксацию; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния. |
Чем мы отличаемся друг от друга? | 2 |
Качества, важные для общения | 1 |
Девчонки и мальчишки | 1 |
Учусь знакомиться | 1 |
Я среди людей | 1 | Выполнение психогимнастических упражнений; слушание объяснения учителя; игровая деятельность различной направленности; чтение художественных текстов; рисование; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; тренинговые упражнения. |
Мир взрослых | 1 |
Мудрость | 1 |
| Что такое хорошо и что такое плохо. | 1 |
Моя семья. | Семейные праздники | 2 | Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. |
Мои мама и папа. | 2 |
Братья и сестры. | 1 |
"Бабушка рядышком с дедушкой". | 1 |
"Моя семья и другие звери": домашние питомцы | 1 |
Моя школа | Я и мой класс | 2 | Выполнение психогимнастических упражнений; слушание объяснения учителя; игровая деятельность различной направленности; чтение художественных текстов; рисование; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; тренинговые упражнения. |
Я и мои учителя. | 2 |
Мое любимое место в школе. | 2 |
Не бояться выступать: секреты успешных ответов на уроках. | 1 |
Контрольная работа - это страшно? | 1 |
Мои друзья | Мир сверстников. | 2 | Выполнение психогимнастических упражнений; слушание объяснения учителя; игровая деятельность различной направленности; чтение художественных текстов; рисование; говорение в рамках дискуссии и при рефлексии собственного актуального состояния; при необходимости – виды деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения и поддержанию благоприятной атмосферы. Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта; игровая деятельность различной направленности; выполнение диагностических процедур; тренинговые упражнения. |
Мой день рождения. Как принимать гостей. | 1 |
Что такое дружба. | 2 |
Мой лучший друг. | 1 |
Когда друг в беде… | 1 |
| Обобщающий урок | 1 | Деятельность, направленная на рефлексию актуального опыта |
| Общее количество часов | 34 | |
Рекомендуемая литература для использования в подготовке к занятиям
-
Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральным параличом. -М.,1977.
-
Верхлин, В.Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП / В.Н. Верхлин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 4. – С. 68-71.
-
Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М., 2008.
-
Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. ФГОС обучающихся с ОВЗ: обучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – Москва, НКЦ – 2018.
-
Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст]: книга для родителей /М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. --2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1993. – 52 с.: ил.
-
Кроткова, А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом [Текст]: учебно-методическое пособие/А.В. Кроткова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. – (Учебное пособие).
-
Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками [Текст]/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с.
-
Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.Н. Нилова. – СПб.: Образование, 1995. – 191 с.
-
Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Развитие и коррекция моторики у детей с церебральным параличом. – Астрахань, 2007.
-
Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП [Текст]: учебно-методическое пособие/И.А. Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. – 160 с.
-
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» (1 – 4). – 10- е изд. – М.: Генезис, 2018. – 312 с.
-
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника (1 – 4). – М.: Генезис, 2019. – 68 с.: ил.
-
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий». – 4-е изд. – М.: Генезис, 2019. – 136 с.
-
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. «Психологическая азбука. Рабочая тетрадь». – 6-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 64 с.: ил.
Рекомендуемые средства обучения:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для учащихся:
Бумага формат А4, А3
Цветные карандаши 12 цветов
Цветные восковые мелки 6-12 цветов
Простой карандаш
Мяч
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для педагога:
Бумага формат А4, А3
Цветные карандаши 12 цветов
Цветные восковые мелки 6-12 цветов
Простой карандаш
Стирательная резинка
Мяч
Техническое оснащение занятий:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран для демонстрации
Иллюстративный и раздаточный материал по темам программы
Магнитофон или CD проигрыватель и музыкальный ряд по темам программы.
Печатные пособия
Картинки с эмоциями
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы