РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «Основы компьютерной грамотности»
Предметная область: Математика и информатика.
6 класс
основное общее образование
уровень - базовый
Рабочая программа по основам компьютерной грамотности составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014» и утверждена в соответствии с Положением о рабочей программе
Сроки реализации 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Малеева Татьяна Николаевна,
учитель физики и информатики
Заринск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике разработана в соответствии:
в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 15 с углублённым изучением отдельных предметов на 2017-2018 учебный год;
в соответствии с Положением о Рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, (модулей) МБОУ СОШ №15 г. Заринска;
в соответствии с авторской программой А.Ю. Босова, Л.Л.Босова. «Информатика. 6 класс.» — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
Цели изучения курса
Цели:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво-лическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Количество часов
Авторская программа рассчитана на 35 часов. С учетом календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год рабочая составлена в 6а,б,в – 34ч. Выполнение авторской программы в полном объеме предусмотрено сокращением часов итогового повторения на 1 час.
МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане основной школы информатика представлена как расширенный курс в 5 – 9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов). В 6 классе всего часов 35.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа предполагает к окончанию 6 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений, учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях - «информация», «алгоритм», «модель» - и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1. Компьютер и информация – 12 ч
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором OpenOffce.org Writer».
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».
Практическая работа № 5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация - 13
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы в OpenOffce.org.Writer».
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы в OpenOffce.org.Writer».
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор ColorColorPaint».
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе ColorColorPaint ».
Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе ColorColorPaint».
3. Элементы алгоритмизации – 8 часов
Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Basic.
Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы. Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа № 13 «OpenOffice.org.Impress. Часы».
Практическая работа № 14 «OpenOffice.org.Impress. Времена года».
Практическая работа № 15 «OpenOffice.org.Impress. Скакалочка».
Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования Basic».
Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».
(Курсивом отмечен дополнительный материал.)
Резерв 1 час
Итого 34 часа.
Дистанционно изучаются:
Урок 10 - Персональный компьютер как система.
Урок 11 - Как мы познаем окружающий мир.
Урок 15 - Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) .
Урок 22 - Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | дата | Из них контрольных работ |
-
| Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 | 1 неделя | |
-
| Компьютерные объекты. Работаем с основные объектами операционной системы. | 1 | 2 неделя | |
-
| Файлы и папки. Размер файла. Работаем с объектами файловой системы. | 1 | 3 неделя | |
-
| Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами. | 1 | 4 неделя | |
-
| Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов. | 1 | 5 неделя | |
-
| Отношение являются разновидностью. Классификация объектов. | 1 | 6 неделя | |
-
| Классификация компьютерных объектов. Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов. | 1 | 7 неделя | |
-
| Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. | 1 | 8 неделя | |
-
| Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора. | 1 | 9 неделя | |
-
| Персональный компьютер как система. | 1 | 10 неделя | |
-
| Как мы познаем окружающий мир. Создаем компьютерные документы. | 1 | 11 неделя | |
-
| Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. | 1 | 12 неделя | |
-
| Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. | 1 | 13 неделя | |
-
| Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели. | 1 | 14 неделя | |
-
| Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Создаем словесные модели. | 1 | 15 неделя | |
-
| Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки | 1 | 16 неделя | |
-
| Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Создаем табличные модели. | 1 | 17 неделя | |
-
| Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Создаем вычислительные таблицы в текстовом редакторе. | 1 | 18 неделя | |
-
| Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Создаем модели – графики и диаграммы. | 1 | 19 неделя | |
-
| Наглядное представление о соотношении величин. Создаем модели – графики и диаграммы. | 1 | 20 неделя | |
-
| Многообразие схем.Создаем модели – графики и диаграммы. | 1 | 21 неделя | |
-
| Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. | 1 | 22 неделя | |
-
| Что такое алгоритм. | 1 | 23 неделя | |
-
| Исполнители вокруг нас. | 1 | 24 неделя | |
-
| Формы записи алгоритмов. | 1 | 25 неделя | |
-
| Линейные алгоритмы. Создаем линейную презентацию Часы. | 1 | 26 неделя | |
-
| Алгоритмы с ветвлениями. Создаем презентацию с гиперссылками Времена года. | 1 | 27 неделя | |
-
| Алгоритмы с повторениями. Создаем циклическую презентацию Скакалочка. | 1 | 28 неделя | |
-
| Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. | 1 | 29 неделя | |
-
| Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | 30 неделя | |
-
| Конструкция повторения. | 1 | 31 неделя | |
Итоговое повторение |
32-33 | Выполнение и защита итогового проекта. | 2 | 32 -33 неделя | |
34 | Резерв учебного времени | 1 | 34неделя | |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика программа для основной школы 5 – 6 классы. 7 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие 5 – 6 классы.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Перечень оборудования и приборов
Экран.
Проектор.
Системный блок.
Монитор.
Колонки «Genius».
Клавиатура «Kraftway».
Принтер.
WEB-камера.
Перечень цифровых образовательных ресурсов
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Плакаты Босовой Л.Л.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Цифровые образовательные ресурсы
Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. http://school-collection.edu.ru
Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. http://fcior.edu.ru/
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
Интернет - ресурсы
Виртуальный компьютерный музей. http://katalog.iot.ru/?cat=28
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» - http://inf.1september.ru
Литература, рекомендованная для учащихся
Название | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов. | 5-7 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2008 |
Литература, использованная при подготовки программы
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика программа для основной школы 5 – 6 классы. 7 – 9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 1
Критерии оценивания
Критерии составлены на основе методических рекомендаций Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с. 335) и утверждены на заседании МО учителей математики, информатики и физики. Протокол №1 от 29.08.17.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования эта форма контроля не вызывает у школьников особых затруднений.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
7