СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа основы социальной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа основы социальной жизни для детей с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основы социальной жизни»



Рабочая программа курса основы социальной жизни составлена на основе требований Стандарта ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва 2011 год, данная программа соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в
дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной)
компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.

Задачи:
овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально- волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс. В 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.



Предметные результаты освоения учебного предмета

основы социальной жизни

5 класс:

Достаточный уровень

Минимальный уровень

совершать вечерний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, стирать индивидуальные вещи и содержать их в чистоте, беречь зрение, корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

совершать вечерний туалет, причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, содержать их в чистоте индивидуальные вещи, беречь зрение, отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя.


различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь.

различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду.

прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.

прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами


записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье.



состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.


следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом.

принимать правильную позу в положении сидя и стоя, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом.


писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

писать адрес, соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.


соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, оплатить, проверить чек и сдачу, культурно разговаривать с продавцом.

выбирать необходимые продукты питания, оплатить покупку.

Содержание учебного предмета основы социальной жизни

5 класс


№п/п

Название раздела

Краткое содержание раздела

1

Личная гигиена и здоровье

Здоровое и
рациональное (сбалансированное) питание и его роль в укреплении здоровья.
Значение физических упражнений в режиме дня.
Негативное воздействие вредных факторов на организм человека
(электромагнитные излучения от компьютера, сотового телефона, телевизора;
повышенный уровень шума, вибрация; загазованность воздуха и т.д.)

2

Охрана здоровья

Виды медицинских учреждений: поликлиника, амбулатория, больница,
диспансер. Функции основных врачей-специалистов.

3

Жилище

Общее представление о доме. Правила пользования общей
собственностью в многоквартирном доме. Правила проживания в
собственном и многоквартирном доме.
Планировка жилища. Виды и назначение жилых комнат и нежилых
помещений.

4

Одежда и обувь

Одежда. Материалы, используемые для изготовления одежды (хлопок,
шерсть, синтетика, лен, шелк, и пр.). Преимущества и недостатки разных
видов тканей.
Уход за одеждой. Виды повседневного ухода за одеждой: стирка,
глажение, чистка, починка. История возникновения одежды. Одежда разных эпох. Изменения в
одежде в разные исторические периоды.
Национальная одежда.

5

Питание

организация питания семьи. Организация правильного питания. Режим
питания. Рацион питания.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в
продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской
местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на
вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине
(с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов
питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Завтрак. Холодный завтрак. Составление меню для холодного завтрака.
Молочные продукты для холодного завтрака. Простые и сложные
бутерброды. Канапе. Приготовление бутербродов.
Горячий завтрак. Каши. Виды круп. Хранение круп. Молочные каши:
виды, составление рецептов, отбор необходимых продуктов. Приготовление
молочных каш. Каши, приготовленные на воде. Каши быстрого
приготовления.
Блюда из яиц: яичница-глазунья, омлеты (омлеты простые и с
добавками). Приготовление блюд из яиц.
Напитки для завтрака.
Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для
приготовления завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда
для завтрака. Сервировка стола. Приготовление блюд для завтрака.


6

Транспорт

Городской транспорт. Виды городского транспорта. Виды оплаты
проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском
транспорте.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения,
электрички. Стоимость проезда. Расписание.


Тематическое планирование 5 класс

№п/п

Название раздела /темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся:

1

Личная гигиена и здоровье

9

Мытьё рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причёсывание волос. Чистка ушей

2

Одежда и обувь

8

Сушка и чистка обуви, уборка сезонной обуви на хранение.

3

Питание

16

Приготовление бутербродов Нарезка овощей Отваривание яиц

4

Культура поведения

8

Выполнение упражнений по исправлению осанки. Ролевые игры. Организация чаепития.

5

Жилище

12

Содержание в чистоте рабочего места. Запись почтового адреса. тестирование

6

Транспорт

8

Изготовление дорожных знаков.

7

Торговля

8

Экскурсии, покупка товаров.


итого

68





Формы организации учебных занятий:

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Экскурсии

  • Практические работы






Календарно-тематическое планирование

по основам социальной жизни

в 5 классе на 2017 – 2018 учебный год


номер урока

кол – во часов

тема урока

дата



1



1

1 четверть (18 ч)

Беседа о содержании и значении предмета СБО. Знакомство с кабинетом


2

1

Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования



3-4



2

Личная гигиена и здоровье -8 часов

Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека


5-6

2

Уход за волосами.


7-8

2

Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.


9-10

2

Обобщение пройденного материала. Контрольная работа.



11-12



2

Одежда и обувь – 8 часов

Виды одежды и головных уборов


13-14

2

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой (предупреждение загрязнения, сушка, чистка).


15-16

2

Виды обуви. Ее назначение и уход.


17-18

2

Обобщение пройденного материала. Контрольная работа.



19-20


2

Питание – 16часов

Значение продуктов питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов составляющих рацион.

.

21-22

2

Место приготовление пищи и оборудование его. Посуда и приборы. Правила и приемы ухода за посудой и помещением


23-24

2


Сервировка стола к завтраку.

Практическая работа.


25-26

2

Приготовление завтрака Приготовление бутербродов.


27-28

2

Приготовление винегрета. Практическая работа.


29-30

2

Приготовление окрошки. Практическая работа.


31-32

2

Приготовление блюд из яиц. Отварные яйца. Практическая работа.


33-34

2

Обобщающий урок. Контрольная работа.



35-36


2

Культура поведения – 8 часов

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.

3 четверть

20 часов


37-38

2

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом.


39-40

2

Ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании и за столом.


41-42

2

Правила поведения за столом.



43-44


2

Жилище – 12 часов

Виды жилых помещений в городе и селе: жилой дом, квартира, интернатские помещения


45-46

2

Варианты квартир и подсобных помещений: комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная и др. виды отопления в городе, селе.


47

1

Почтовый адрес дома, школы-интерната.


48

1

Заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конвертах. Практическая работа.


49-50

2

Организация рабочего места школьника. Практическая работа.


51-52

2

Обобщение пройденного материала. Тест.


53-54

2

Транспорт -8 часов

Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта).


55-56

2

Поведение в транспорте и на улице.


57-58

2

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Изготовление знаков дорожного движения.


59-60

2

Обобщение пройденного материала. Тест.




61-62



2

Торговля – 8 часов

Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.


63-64

2

Экскурсия в продовольственный магазин. (Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы).


65-66

2

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.


67-68

2

Итоговое занятие за год. Контрольная работа.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!