СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Основы социальной жизни 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Основы социальной жизни 6 класс»


Министерство образования и науки РФ

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»





Рассмотрено» «Согласовано»

на заседании МО учителей зам. директора по УВР

предметников протокол № 1 _________________________Зубрилова Е.В.

от «______» августа 2022 года «_____» августа 2022года





«Утверждено» «Введено в действие»

на заседании МС приказом № ____

ОКОУ «Курская школа «Ступени» от «____» августа 2022 года

протокол № 1 Директор ОКОУ «Курская школа

«_______» августа 2022года «Ступени» ____________ Фатеева О.А.






Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа

учебного курса «Основы социальной жизни»

для обучающихся с ОВЗ 6 классов» А».» В»

на 2022- 2023 учебный год





Составитель:

учитель

Журкина А.Н







Курск, 2022





Программа по основам социальной жизни

6 А. 6 В класс.


Пояснительная записка к программе курса СБО

Цель: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями ,подготовка их к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-технического прогресса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе.

Задачи:

- формирование у учащихся коррекционной школы знания и умения, способствующих социальной адаптации;

- Формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьников и условие их социально-психологической адаптации;

- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью;

- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;

- воспитание позитивных качеств личности.


Программа по СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

На уроках учитывается дифференциация обучающихся.

I группа. Обучающиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.


II группа. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.

III группа. Обучающиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.







Срок реализации программы 2022-2023 учебный год.


Общая характеристика предмета « Основы социальной жизни».

Специальные коррекционные занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

На практических занятиях обучающиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми.


Курс изучается с 5 по 11 классы. С 7 класса предмет называется социально-бытовая ориентировка.

Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

СБО имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. ГПД у детей до 7 класса.

Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, родителей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ.

Аудиторные формы организации занятий:

Лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;
лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития ребенка с ОВЗ типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).

Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.

Предмет не оценивается с помощью оценок.

Межпредметные связи:

  1. СБО- русский язык ( закрепление навыков письма при выполнении письменных работ;

  2. СБО - математика а ( математический расчет по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылке денежных переводов);

  3. СБО- география ( знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий;

  4. СБО- биология ( знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления)

  5. СБО- трудовое обучение ( выполнение практических заданий по уходу за одеждой).








Место учебного предмета:


  1. класс ( 1 час в неделю). 35 недель. 35 уроков.

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса:

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагает формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности , в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т к они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности ( эффективности)изучения содержания любой предметной области;

Реализация преемственнности обучения на всех ступенях образования;

Формирование готовности обучающегося с интеллектуальными нарушениями к дальнейшей трудовой деятельности;

Обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями :

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию роли ученика, понимании им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации

  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступить в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процесс обучения

  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения

  5. и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Личностные учебные действия- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями как члена семьи, одноклассника, друга. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию6 ценностный, социально- ориентированный взгляд на мир и единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия вступать в контакт ( учитель- ученик)

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

Обращаться за помощью и принимать помощь;

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях;

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану;

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свои действия с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

Устанавливать видо-родовые отношения предметов;

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

Пользоваться знаками, символами, предметами- заменителями;

Читать, писать, выполнять арифметические действия;

Наблюдать, под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.


Содержание учебного предмета:

1. Введение – 1 ч.
2. Личная гигиена – 3 ч.
3. Одежда и обувь – 3 ч.
4. Семья – 4 ч.

5. Транспорт – 4 ч.
6. Торговля – 4 ч.
7. Питание – 4 ч.
8. Культура поведение – 4 ч

9. Жилище – 4 ч.

10. Медицинская помощь-4 ч..

11. Средства связи- 1 час.


  1. «Введение» : Краткое повторение . Что такое предмет СБО. Правила поведения. Правила дорожного движения. Санитарно-гигиенические требования на занятиях, правила техники безопасности.- 1 час

  2. « Личная гигиена»: Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Значение закаливания. Способы и правила закаливания.. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Способы сохранения зрения .Губительное влияние алкоголя , курения и наркотиков на организм .Практические работы..- 3 часа.

  3. « Одежда и обувь» : Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды и обуви в порядке. Правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков. Зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки, изделий из хлопчатобумажной ткани. Практические занятия- уход за одеждой и обувью. Чистка одежды. Глаженье одежды.- 3 часа.

  4. « Питание»: Гигиена приготовления пиши. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой. Правила и приемы ухода за посудой. Приготовление салата . Заваривание чая. Приготовление яичницы. Варка картошки, яиц.- 4 часа.

  5. « Культура поведения» : Правила поведения со старшими и сверстниками. Способы и культура ведения разговора. Вежливые слова ( сюжетная игра).

Правила поведения в общественных местах. Правила культурного разговора по телефону – 4 часа.

  1. « Жилище»: Гигиенические требования к жилому помещению Меры по обеспечению гигиенических требований . Повседневная влажная и сухая уборка помещений. Уход за мебелью в зависимости от покрытия.- 4 часа.

  2. « Транспорт»: городской транспорт. Оплата проезда на всех видах транспорта. Наиболее рациональный маршрут передвижения от дома до школы. Пригородные поезда. Расписание, направление, зоны. Разовые и сезонные билеты.- 4 часов.

  3. « Семья».: Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи

Помощь старших детей в воспитании младших..- 4 часов.

  1. « Торговля»: Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров и их назначение. Порядок приобретения товаров. Хранение чека для возможности обмена, предусмотренного правилами торговли.- 4 часа.

  2. « Медицинская помощь»: Виды медицинской помощи. Виды медицинских учреждений. Их назначение, работники. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний..- 4 часа.

  3. « Средства связи»- Основные средства связи. Их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. – 1 часа

Практические работы.

Выполнение утренней зарядки. Выполнение вечернего туалета: чистка зубов. Приготовление бутербродов, салата, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к чаю, чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе; чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Глажение фартуков, косынок. Ручная стирка. Уборка кабинета, чистка раковин. Ролевые игры- посещение театра, разговор по телефону. Экскурсии на почту. В магазины. На автовокзал. В аптеку.










Календарно-тематическое планирование 6 класс

№п/п

Тема урока

Ко

ли

чество

ча-

сов


Домашнее задание

Коммуникативная деятельность

(словарь, р.р.)


Элементы содержания урока.

Методы , формы, приемы работы.

Оборудование

дата

Тип урока

Характеристика основных видов учебной деятельности.

1

Правила дорожного движения. Закаливание организма

1


Закаливание

Введение новых знаний.

Закаливать свой организм,

соблюдать правила личной гигиены дома

Соблюдение правил закаливания

Ответы на вопросы

Дидактическая игра «Оденься по сезону»


2

Гигиена зрения

1


Органы зрения

Комбинированный урок.

Просмотр учебного фильма. Произво-дить уход за глазами, применять способы сохранения зрения

Словарная работа: гигиенические процедуры.

Фронтальный опрос

Просмотр учебного фильма.


3

Пр.р. №1 «Одень куклу по сезону»

1


демисезонная

Практическая работа.

Найти и одеть бумажную куклу по сезону.

Понятие сезонная одежда

Контроль действий обучающихся, взаимопроверка

Дидактический материал


4

О вреде наркотиков и токсических веществ

1


Токсический

Введение новых знаний

Просмотр учебного фильма.

Отказаться от соблазна попробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли

Рассказ о растении табака просмотр фильма о вреде курения

Тестирование

Видео

фильм



5

Правила

поведения в общественных местах

1


Экспонат

Стеллаж

Аплодисмен

ты,

антракт

Рассказ учителя. Комбинированный .

Соблюдать правила поведения в общественных местах и культурно вести себя в читальном зале


Повторение изученных правил.Организация ролевой игры

Ответы на вопросы

Фотографии.

Стихотворение

А. Барто

«В театре»


6

Пр.р. №2 «Сюжетная игра «Посещение театра»

1


Зрительный зал

Практическая работа

Культурно вести себя в театре

Организация ролевой игры

Контроль за действиями обучающихся

Дидактический материал


7

Способы ведения разговора

1


Официальный разговор

Комбинированный.

Тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстника-ми


Организация ролевой игры

Фронтальный опрос.

Анкетирование

Дидактический материал


8

Итого

вый урок по теме: «Культу-ра поведения»

1


Культура поведения

Систематизация новых знаний





Перфокарты

Карточки с заданиями, тесты


9

Значение опрятного вида человека

1


Рукоделие

Комбинированный. Практическая работа.

Пришивать пуговицы, петли, крючки, вешалки

Красивая это чистая одежда

Опрос. Проверка выполнения схемы

Ящик для рукоделия

Шкатулка

Презентация


10

Правила пришивания вешалок,

крючков,

петель.

1


Пуговица

Комбинированный. Практическая работа.

Пришивать вешалки, крючки, петли

Организация практической работы

Проверка рассказа по схеме

Схема последовательность

пришивания пуговицы


11

Зашивание распоровшего

ся шва

1


Распоровший

ся шов

Комбинированный. Практическая работа

Зашивать одежду по распоровшемуся шву. Правила безопасной работы.

Зашивать шов

Работа в групповых парах.

Образцы швов


12

Пр.р. №3 «Ремонт одежды»

1


Инструмент

Практическая работа.

Подшить платье, брюки, рубашки

Подшивать подол платья

Контроль за действиями обучающихся и качеством выполненной работы

Иголка, нитки,

ножницы


13

Ручная стирка изделий из хлопчатобумажной ткани

1


Сортировать, полоскать,

хлопчатобу-мажные ткани

Введение новых знаний. Практическая работа.

Подби-

рать средства для стирки изделий из хлопка, стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей Соблюдать т.б


Текущий опрос. Работа в парах.

Виды белья,

тазик, мыло


14

Глажение мелких

изделий

1


Электронагревательный

прибор

Комбинированный. Практическая работа.

Гладить изделия с помощью утюга


Ответы на вопросы.

Контроль действий обучающихся

Утюг, доска гладильная


15

Пр. р. №4 «Стирка и глажение изделий из хлопка»

1


Электронагревательный прибор

Практическая работа.

Гладить изделия из хлопка с помощью утюга


Ответы на вопросы.

Отчёты бригади-

ров о выполненной работе

Утюг, доска,

мыло, тазик, изделия из хлопка


16

Итого

вый урок по теме: «Одежда и обувь»

1


Ремонт

Систематизация новых знаний.



Перфокарты

Анкетирование

Виды вещей, требующих стирки и ремонта



Итого:










17

Место работы членов семьи

1


Должность

Продуктивная деятельность

Комбинированный

Рассказать о месте работы и должности членов своей семьи


Текущий опрос.

Ответ по алгоритму

Загадки о профессиях. Журнал класса.

Презентация





18




Права и обязанности членов семьи




1





Обязанность




Комбинированный.





Объяснение происхождения отчества




Опрос. Ответы на вопросы




Набор иллюстраций

«Этикет семей-

ных отношений»


19

Гигиенические требования к жилому помещению

1


Сквозняк комфорт проветрива-ние

Комбинированный

Соблюдать и выполнять гигиеничес-

кие требования к жилому помещению

Соблюдать правила гигиены в жилом помещении

Ответы на вопросы

Иллюстрации на тему

«Жилище»


20

Пылесос

Пр.р.№5

«Пользование пылесосом»

1


Пылесос

Практическая работа

Чистить пылесосом ковры, книги,

батареи, мягкую мебель, соблюдать правила безопасной работы


Ответы на вопросы

Пылесос насадки схема


21

Повседневная сухая уборка

1


Повседневная

Практическая работа

Производить сухую уборку


Текущий опрос

Предметы для уборки




22



Повседневная влажная уборка



1




Влажная уборка



Практическая работа



Произво-дить влажную уборку




Фронтальный опрос



Предметы для уборки


23

Уход за мебелью

1


Мебель

Комбинированный. Практическая работа.

Осуществлять уход за мебелью


Проверка заполнения таблицы

Иллюстрации «Мебель предметы ухода за ней»


24

Пр. р. №6 «Чистка мягкой мебели»

1


Пятновыводи-тель

Практическая работа.

Чистить мягкую мебель, соблюдать правила безопасной работы с химически-ми веществами


Контроль действий обучающихся

Пылесос предметы для уборки

Виды пятновы-

водителей


25

Мытьё зеркал, окон. Пр. р. №7 «Чистка стёкол в кабинете»

1


Стеклоочиститель

Практическая работа.

Чистить зеркала, стёкла,

Соблюдать правила безопасной работы с химическими вещества-ми


Фронтальный опрос.

Контроль действий обучающихся

Средства и предметы для чистки стёкол.

Виды стеклочистите-

лей


26

Утепле

ние окон.

Пр.р. №8 «Утепление окон в кабине

те»

1


Утеплитель

Практическая работа.

Утеплять окна различны

ми материала

ми


Взаимо

проверка

Средства для утепления


27

Пр. р. №9 «Последоватльность уборки»

обобщ.

1


Зеркало

Практическая работа.

Выполнять уборку помещения, чистку мебели, зеркал и стёкол, соблюдать правила безопасной работы с химическими вещества

ми


Отчёт о проделанной работе.

Самопроверка

Предметы для уборки


28

Виды медицинских учреждений

1


Диспансер

Стационар

Поликлиника

Введение новых знаний.

Обращаться за помощью в медицинс

кое

учреждение


Фронтальный опрос

Таблица «Виды медицинских учреждений»

презентация


29

Работники медицинских учреждений

1


Регистра

тор

рецепт

процедура

пациент

лаборант


Комбинированный.

Описывать симптомы болезни для определе

ния врачом-специалис

том


Текущий контроль.

Рефлексия в игре

Презентация





30




Виды медицинской помощи.

Пр.р. №10 «Запись к врачу»





1





Амбулатор

ный приём,

госпитализа-ция




Комбинированный. Урок- практикум. ( сюжетная игра)




Записаться на приём к врачу, вызвать врача на дом, вызвать скорую помощь в экстренных случаях





Фронтальный опрос

Ответы на вопросы




Таблица Виды медицинской помощи

Сюжетные картинки



31

Меры предуп

реждения

глистных заболеваний

1


Глисты

Введение новых знаний. Показ учебного фильма.

Меры предупреждения глистных заболеваний.


Текущий опрос

Памятка

Брошюры

Таблица «Виды глистов» Ноутбук.


32

Экскурсия в аптеку «Приобретение лекарства»

1


Термометр

Пипетка

Пинцет

Экскурсия


Приобрести лекарство в аптеке


Оценка умения совершить покупку

Термометр

Пипетка

Пинцет



Итого за четверть:










33

Гигиена приготовления пищи

1


Гигиена

Введение новых знаний

Применять на практике полученные знания, выбирать доброкачественные продукты


Индивидуальный опрос


Таблица

«Обработка продуктов»


34

Хранение продуктов и готовой продук

ции

1


Холодильник

Практическая работа.

Определять срок хранения

продуктов и готовой пищи


Текущий контроль

Таблица «Хранение продуктов»


35

Способы выбора продук

тов.

Пр.р. №11 «Определение срока годности продуктов»

1


Доброкачественный продукт

Практическая работа. Экскурсия в магазин.

Выбирать доброкачественные продукты


Текущий контроль

Упаковка продуктов.

Холодильник

Экскурсия в магазин


36

Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой

1


Рецепт

Кулинария

Практическая работа

Приготавливать пищу с минималь

ной тепловой обработкой, читать рецепт приготавливаемого блюда


Текущий контроль

Кулинарная книга.

Презентация


37

Чтение и составление рецепта приготовления

1


Рецепт

Кулинария

Комбинированный.

Пользоваться нагрева

тельными приборами, строго соблюдать правила ТБ


Проверка записи в тетради

Таблица


38

Блюда из круп.

Пр.р. №12 «Приготовле

ние каши»

1


Вязкая Рассыпчатая

Практическая работа.

Приготовить кашу


Взаимопроверка

Крупы, их названия.

Каши быстрого приготовления


39

Экскурсия «Наблюдения за выбором продуктов»

1



Экскурсия

Выбирать необходимые продукты, определяя

ть срок годности продук

тов


Контроль действий

Тренинг по обращению с просьбой к продавцу


40

Заварка чая. Пр.р. № 13 «Заварка чая»

1


Кипяток

Практическая работа.

Заваривать чай, пользова

ться нагревательными прибора

ми, строго соблюдать правила ТБ


Контроль действий

Снятие пробы

Таблица

Виды чая

зелёный, чёрный,

байховый и др.



41

Варка яиц. Пр.р.

№ 14 «Приготовле

ние омлета»

1


Категория

Практическая работа.

Пользоваться нагревательными прибора

ми


Текущий контроль

Наглядные пособия по теме



42


Приготовление блюда из картофеля


1



Пюре


Комбинированный.


Сварить картофель, пользовать

ся нагревательными прибора

ми, строго соблюдать правила ТБ



Опрос. Текущий контроль


Продукты по рецепту.

Пюре быстрого

приготовления


43

Пр.р. №15 «Приготовле

ние блюда из картофеля»

1


Безопасность

Практическая работа.

Сварить картофель,

пользова-ться нагрева

тельными прибора

ми, строго соблюдать правила ТБ


Контроль действий.

Снятие пробы. Качество мытья посуды.

Продукты по рецепту


44

Составление рецепта приго

товляемого блюда

1


Витамины

Практическая работа.

Составлять рецепт блюда


Текущий контроль



45

Пр.р. №16 «Уход за

посудой»

1


Химическое моющее средство

Практическая работа.

Мыть, чистить посуду


Контроль действий

Посуда, средства по уходу за ней


46

Повторительно-обобщающий «Питание»

1



Контроль и обобщение знаний.



Тестирование

Тесты



47


Городской транспорт


1



Транспорт


Введение новых знаний.


Соблюдать правила проезда в городском обществнен

ном транспорте, соблюдать правила дорожного движения



Фронтальный опрос


Иллюстрации Городской транспорт


48

Оплата за проезд. Пр.р. № 17 «Расчёт стоимости за проезд»

1


Компостер

Контролёр

Комбинированный. Сюжетная игра.



Текущий контроль

Памятка

Виды билетов


49

Маршрут передвижения по городу

1


Маршрут

Практическая работа. Сюжетная игра.

Выбирать наиболее рациональ

ные маршруты при передвижении по городу


Проверка выполнения действий учащихся по заданию

Схема движения транспортных средств


50

Пригородные поезда. Расписание.

1


Расписание

Конбинированный.

Ориенти

роваться в расписании движения пригородных поездов


Фронтальный опрос

Расписание



51


Направления, ж/д зоны, билеты


1



ж/д зона


Сюжетная игра.


Определять направле-ния и зоны движения поездов



Фронтальный опрос


ж/д билеты


52

Экскурсия на вокзал «Покупка билета в кассе»

1


Платформа

Зал ожидания

Билетные кассы

Экскурсия.

Ориентиро

ваться в расписании движения пригород-

ных поездов


Проверка качества действий обучающихся

Правила ТБ



Итого за четверть










53

Магазины промтоваров.

Отделы.

1


Промтовары

Комбинированный.

Выбрать нужный товар в промтоварном магазине


Перфокарты.

Дидактическая игра «отдел магазина, товар»

Перфокарты

памятка,

проверка правильной записи в тетради


54

Экскурсия в магазин «Знакомство с отделами магазина»

1


Отдел товар

Экскурсия.

Выбрать нужный товар, выяснить срок гарантии на его использо

вании, оплатиь покупку, проверить чек и сдачу


Обращение к продавцу с просьбой



55

Порядок приобретения товара

1


Гарантия

Комбинированный

Выяснить срок гарантии на использовании товара


Фронтальный опрос

Памятка

Дидиактичес

кий материал «Магазин. Деньги»


56

Обмен товара по чеку

1


Чек

Сюжетная игра. Практическая работа.

Хранить чек в течение срока гарантии на товар, вернуть товар, не отвечаю

щий желанию покупателя


Ответы на вопросы

Образцы чеков.

Игра

«Магазин»


57

Основные средства связи

1


Почта Телефон

Телеграф

Компьютер

Комбинированный урок

Пользоваться современными средствами связи


Текущий контроль

Перфокарты

Сотовая связь

перфокарты


58

Виды почтовых отправлений

1


Письмо

Бандероль

Телеграф

Практическая работа. Сюжетная игра.



Текущий контроль

Ответы на вопросы

Образцы почтовых отправлений


59

Виды писем

Пр.р. №18 «Заполнение адреса на конверте»

1


Почтальон

Практческая работа

Записать адрес и индекс на конверте



Фронтальный опрос. Проверка заполнения конвертов

Бланки конверты


60

Порядок отправления письма

1


Извещение индекс

Сюжетная игра.

Находить индекс почтового отправле

ния по справочни

ку, записать индекс на конверте


Проверка качества выполненной работы

Справочник индексов


61

Стоимость пересылки Пр.р.№19

«Расчёт стоимости пересылки»

1


Услуга

Практическая работа. Сюжетная игра

Рассчитывать стоимость пересылки

почтового отправле

ния


Фронтальный опрос

Бланки


62

Телеграф. Тарифы.

Пр.р. №20 «Составление текста телеграммы»

1


Телеграф телеграмма

Практическая работа. Сюжетная игра.

Составлять текст телеграмм

мы


Ответы на вопросы проверка практической работы

Карточки с текстом


63

Экскурсия на телеграф «Знакомство с почтовым отделением»

1


Почтальон оператор связи

Экскурсия

Составлять текст телеграмм

мы


Контроль качества знаний обучающихся

Инструктаж по ТБ


64

Итог по теме «Средства связи»

С.и. «Почтальон»

1


Уведомление

Систематизирование новых знаний.

Заполнять телеграф

ный бланк, подсчитать стоимость телеграмм

мы


Контроль качества исполнения своей роли

Материал и оборудование для игры


65

Детские дошкольные учреждения

1


Учреждение

Введение новых знаний.

Соблюдать правила поведения


Ответы на вопросы

Иллюстрации


66

Гимназия, лицей, колледж,

1


Гимназия

Лицей

Колледж

Комбинированный.

Соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах


Тестирование

Тесты


67

Дом творчества

1


Творчество

Комбинированный.

Обращать

ся к работникам ДДТ, правильно вести себя на занятиях


Контроль качества знаний. Взаимопроверка

Приглашение на урок работника

ДДТ


68

Экскурсия в

Дом детского творчества

1


Интерес

Экскурсия

Соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах


Контроль

поведения учащихся во время экскурсии

Список кружков по интересам


69

Резервный час










70

Резервный час












Итого за четверть












Всего за год:

35




















Описание материально-технического обеспечения.

Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования.

, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.



Планируемые результаты:

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:

в сфере организации питания:

– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
– различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;


в сфере ухода за телом:

– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
– мыть тело;
– мыть и расчёсывать волосы;
– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
– пользоваться дезодорантом;
– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.

в сфере ухода за одеждой и обувью:

– пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
 складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
 чистить одежду щёткой;
 стирать одежду вручную и в стиральной машине;
 гладить одежду;
 выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
 зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
 чистить обувь;
 сушить мокрую обувь;

в сфере ухода за жилищем:

– наводить порядок в помещении;
– застилать постель;
– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
– подметать и мыть, пол;
– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
– пользоваться пылесосом;
– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
– ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;

Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
– различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
– ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
– осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
– обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
– правильно вести себя в учреждениях культуры;
– пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
– ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
– пользоваться деньгами, осуществлять платежи.

Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:
– представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.

Начиная с 5 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни.

Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
– называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
– называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
– определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
– планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
– приглашать и принимать гостей;
– поздравлять с праздником;
– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.

Содержание данного раздела «Трудоустройство» (9 класс.) направленно на ориентировку учащихся:

– называть основные документы гражданина РФ.
– называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при устройстве на работу;
– оформлять документы (заявление, анкета);
– ориентироваться в ситуациях: заключения трудового договора, перехода с одной работы на другую, начисления трудового стажа, оформления больничного листа.



Основные требования к знаниям и умениям 6 класс:

Учащиеся должны знать:

  • Правила закаливания организма, приемы обтирания рук и ног. О вреде курения, алкоголя, наркотиков.

  • Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью. Требования к безопасной работе колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани;

  • Способы хранения доброкачественной продукции,, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, приготовление яичницы, салата, варка картофеля, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.

  • Правила поведения в культурно- досуговом учреждении, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила ведения разговора

  • Место работы и должность родителей, правила поведения в семье.

  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности выполнения влажной уборки, использование при уборке пылесоса, способы ухода за мебелью в зависимости от покрытия;

  • Виды междугородного транспорта. Оплата проезда. Наиболее рациональный маршрут проезда до школы, варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде.

  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине, общение с работниками магазинов.

  • Меры предупреждения переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях.

Учащиеся должны уметь:

  • Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказывать от соблазна курения, приема наркотических веществ.

  • Пришивать пуговицы крючки ,петли, вешалку сушить мокрую одежду и чистить одежду, подбирать моющие средства для чистки и стирки одежды из хлопчатобумажных тканей;

  • Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.

  • Культурно вести себя в магазине, другом общественном месте, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

  • Заполнять бланки на отправку бандеролей и посылки, составить опись вложенных вещей.

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.

  • Использование аптечки и лекарственных растений при оказании раны и накладывать повязки.

  • Выбирать нужный товар, выяснить срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазине.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!