МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ АЛТАЙСКОГО РАЙОНА
НИЖНЕКАЯНЧИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «АЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей-предметников Протокол № 1 от «26» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _____________/С.В. Ольгезер/ Приказ №190 от «27» августа 2024 г. |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Основы социальной жизни»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), (вариант 1)
6 класс
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год
Составила: Майдурова Е.Н., учитель математики первой квалификационной категории
с. Нижнекаянча, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе АООП обучающихся с умственной отсталостью Нижнекаянчинской ООШ – филиала МБОУ «Айская СОШ», в соответствие с требованиями:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.112022 г. N 1026;
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Основными задачами является овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.
Характерные особенности учебного предмета:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения задач встречающихся в повседневной жизни;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися на уроках предмета основы социальной жизни, а также русского языка, чтения, математики, уроках трудового обучения, и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Транспорт Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения. Стоимость проезда. Расписание. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Личная гигиена и здоровье Гигиена тела. Уход за телом, кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики. Вредные привычки и способы предотвращения их появления.
Одежда и обувь Значение опрятного вида человека. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.
Питание Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Жилище Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Семья Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Охрана здоровья Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.
Средства связи Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основными объектами проверки являются знания и умения:
Личностные результаты
1.Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности.
3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки.
6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Предметные результаты
Минимальный уровень |
Умеют | Знают |
Транспорт |
Оплачивать проезд, приобретать билеты | Правила пользования автобусами и пригородного сообщения |
Личная гигиена и здоровье |
Ухаживать за телом, руками и ногами. Выполнять утреннюю гимнастику, принимать водные процедуры | Основные правила ухода за телом, руками и ногами. Основные способы закаливания, комплекс утренней гимнастики |
Одежда и обувь |
Выполнять повседневный уход за одеждой: чистку, ручную и машинную стирку под контролем взрослых | Правила ручной и машинной стирки и приемы повседневного ухода за одеждой |
Питание |
Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь готовить их для хранения. Размораживать мясо при помощи микроволновки | Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп |
Жилище |
Производить элементарный уход за комнатными растениями, кухонной посудой и утварью, мебелью и бельем | Виды комнатных растений, элементарные способы ухода за ними. Виды кухонной утвари и правила ухода за ней. Предметы для сервировки стола. Кухонную мебель, название и назначение |
Семья |
Выполнять свои обязанности в семье | Близких родственников, свои обязанности в семье |
Охрана здоровья |
Измерять температуру тела, обрабатывать раны, порезы и ссадины. | Виды медицинской помощи, способы измерения температуры тела, способы обработки ран, порезов и ссадин. Средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний |
Средства связи |
Отправлять письма различного вида | Основные средства связи, виды почтовых отправлений и виды писем |
Достаточный уровень |
Транспорт |
Ориентироваться в расписании, оплачивать проезд, приобретать билеты | Основные средства пригородного сообщения, стоимость проезда до ближайших населенных пунктов |
Личная гигиена и здоровье |
Ухаживать за телом, руками и ногами, подбирать косметические средства. Выбирать способы закаливания и выполнять их | Основные косметические средства для ухода за телом, рукам и ногами и правила их использования. Основные способы закаливания, их выбор и правила выполнения |
Одежда и обувь |
Выбирать вид ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке и выполнять их | Значение опрятного вида человека, правила и приемы ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке |
Питание |
Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь выбирать место для их хранения. Производить глубокую заморозку мяса и способы его размораживания | Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения. Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп |
Жилище |
Ухаживать за комнатными растениями, соблюдать правила гигиены и хранить кухонное белье, посуду и утварь. Подбирать предметы для сервировки стола в зависимости от меню | Виды комнатных растений. Особенности ухода, правила полива, подкормки, выбора горшков и кашпо для комнатных растений. Правила гигиены и хранения кухонного белья, посуды, утвари и мебели. Кухонную и столовую посуду |
Семья |
Распределять обязанности в семье, помогать младшим и выполнять свои обязанности | Взаимоотношения между родственниками, распределение обязанностей в семье |
Охрана здоровья |
Обрабатывать раны, порезы и ссадины, применять профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний | Виды доврачебной и врачебной помощи, способы измерения температуры тела, обработки ран, порезов и ссадин. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний |
Средства связи |
Составлять и отправлять письма различного вида | Основные средства связи, их назначение и особенности использования. Виды почтовых отправлений, порядок составления и отправления писем различного вида |
Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать;
писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на раздел/тему | В том числе (при необходимости) | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Практические (творческие /лабораторные) работы |
1 | Транспорт | 8 | | |
2 | Личная гигиена и здоровье | 10 | | |
3 | Одежда и обувь | 6 | | |
4 | Питание | 16 | | |
5 | Жилище | 8 | | |
6 | Семья | 6 | | |
7 | Охрана здоровья | 9 | | |
8 | Средства связи | 4 | | |
9 | Контроль и учет знаний | 4 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Всего | Контрольные работы |
| Пригородный транспорт | 1 | |
| Пригородный транспорт | 1 | |
| Автобусы пригородного сообщения | 1 | |
| Автобусы пригородного сообщения | 1 | |
| Правила дорожного движения | 1 | |
| Правила дорожного движения | 1 | |
| Правила дорожного движения | 1 | |
| Правила дорожного движения | 1 | |
| Гигиена тела | 1 | |
| Гигиена тела | 1 | |
| Уход за руками | 1 | |
| Уход за ногами | 1 | |
| Закаливание организма | 1 | |
| Закаливание организма | 1 | |
| Вредные привычки | 1 | |
| Вредные привычки | 1 | |
| Вредные привычки | 1 | |
| Контрольно-обобщающий урок | 1 | 1 |
| Значение опрятного вида человека | 1 | |
| Значение опрятного вида человека | 1 | |
| Ручная и машинная стирка изделий | 1 | |
| Ручная и машинная стирка изделий | 1 | |
| Правила сушки белья | 1 | |
| Правила сушки белья | 1 | |
| Мясо и мясопродукты | 1 | |
| Мясо и мясопродукты | 1 | |
| Блюда из мяса | 1 | |
| Блюда из мяса | 1 | |
| Яйца, жиры | 1 | |
| Яйца, жиры | 1 | |
| Приготовления блюд из яиц | 1 | |
| Овощи, плоды, ягоды и грибы | 1 | |
| Овощи, плоды, ягоды и грибы | 1 | |
| Приготовление блюд из свежих овощей | 1 | |
| Приготовление блюд из свежих овощей | 1 | |
| Виды муки, правила хранения | 1 | |
| Виды муки, правила хранения | 1 | |
| Виды круп. Правила хранения | 1 | |
| Виды круп. Правила хранения | 1 | |
| Контрольно-обобщающий урок | 1 | 1 |
| Кухонная утварь. Уход за ней | 1 | |
| Кухонная утварь. Уход за ней | 1 | |
| Кухонное белье. Правила ухода и хранения | 1 | |
| Кухонное белье. Правила ухода и хранения | 1 | |
| Кухонная мебель | 1 | |
| Комнатные растения | 1 | |
| Комнатные растения | 1 | |
| Контрольно-обобщающий урок | 1 | 1 |
| Помощь старших младшим: домашние обязанности. | 1 | |
| Помощь старших младшим: домашние обязанности. | 1 | |
| Помощь старших младшим: домашние обязанности. | 1 | |
| Помощь старших младшим: домашние обязанности. | 1 | |
| Помощь старших младшим: домашние обязанности. | 1 | |
| Помощь старших младшим: домашние обязанности. | 1 | |
| Виды медицинской помощи | 1 | |
| Виды медицинской помощи | 1 | |
| Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств | 1 | |
| Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств | 1 | |
| Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств | 1 | |
| Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств | 1 | |
| Инфекционные заболевания | 1 | |
| Инфекционные заболевания | 1 | |
| Инфекционные заболевания | 1 | |
| Основные средства связи | 1 | |
| Основные средства связи | 1 | |
| Основные средства связи | 1 | |
| Основные средства связи | 1 | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Комарова С. В., Александрова Е. Л. Основы социальной жизни (5-9) (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 6 кл. Издательство «Просвещение», 2024
Комарова, Софья Вадимовна. Основы социальной жизни: 6-й класс: методическое пособие к учебнику С. В. Комаровой, Е. Л. Александровой / С. В. Комарова, Е. Л. Александрова. — Москва: Просвещение, 2023.