СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОУД.16 География

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины География предназначена для изучения географии, в КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий», по профессии: 35.01.13Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства,  реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОУД.16 География»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий"






Приложение к ППКРС

Утверждена приказом

директора колледжа

от « 28 » мая 2020 №













рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.16 География

основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии: 35.01.13Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства

технический профиль




















2020


ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК информатики, математики, естественнонаучных дисциплин и физической культуры

Протокол № от « 28 » мая 2020 г

Председатель ___________________

Сафринова Е.А

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной и инновационной деятельности

_____________ В. В. Пономарёва

« » 2020 г.








Составлена в соответствии с ФГОС СОО, с учетом Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования и примерной программой учебной дисциплины География, ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России.


Составитель: Нагорнюк Ю.Г. преподаватель высшей квалификационной категории


Рецензенты:

Внутренний - Безрукова Т.В. преподаватель высшей квалификационной категории

Внешний - Мальгина Н.И. МБОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа № 2,читель высшей квалификационной категории




















СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

22

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

24



















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины География предназначена для изучения географии, в КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий», по профессии: 35.01.13Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

Программа составлена на основании нормативных документов:

  • Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29.12.2012№273ФЗ(в ред.Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ,от 25.11.2013 №317ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ,щт 27.05.2014 №135ФЗ, от 04.06.2014 №148 -ФЗ с изм.внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145- ФЗ, в ред.от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016.

  • ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года №413, с изменениями от 31 декабря 2015 года, Приказ Минобрнауки РФ №1578);

  • ФГОС СПО (ППКРС);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 30 марта 2016 г. N 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах российской федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

Программа составлена на основании нормативных документов локального уровня:

Учебный план КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» по профессии: 35.01.13Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства, технический профиль.

- Положение об образовательной программе КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»;

  • Положение о промежуточной и итоговой аттестации КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»;

Программа составлена в соответствии с научно- методическим основанием:

  • Методические материалы, разъясняющие отдельные законодательные нормы (Письмо Минобрнауки РФ от 17.03.2015.№06 — 259.);

  • Примерная программа учебной дисциплины «География», ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России;

  • с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. //Одобрена решением федерального учебно- методического 2 объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

.

Место учебной дисциплины География в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина «География» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессии 35.01.13 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства, технический профиль.

В составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы учебной дисциплины География направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Освоение содержания учебной дисциплины География обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

− креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.


.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

2.2 Тематический план учебной дисциплины География

Наименование

разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка студента, час

Количество

аудиторных часов

Самостоя-тельная работа студента

Всего

Теория

Практические занятия

Введение. Тема 1 Источники географической информации

4

4

2

2


Тема 2 Политическое устройство мира

6

4

2

2

2

Тема 3. География мировых природных ресурсов

6

4

2

2

2

Тема 4. География населения мира

9

6

4

2

3

Тема 5. Мировое хозяйство

5.1 Современные особенности развития мирового хозяйства

2

2

2

-

-

5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

7

4

4

-

3

5.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

12

8

6

2

4

5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

6

4

2

2

2

Тема 6 .Регионы мира. 6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы

9

6

6

-

3

6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии

10

6

6

-

4

6.3 География населения и хозяйства Африки

6

4

4

-

2

6.4 География населения и хозяйства Северной Америки

6

4

4

-

2

6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки

7

4

4

-

3

6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании

6

2

2

2

2

Тема 7. Россия в современном мире

6

4

2

2

2

Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

6

4

2

2

2







Всего на дисциплину

108

72

54

18

36


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объём часов

1

2

3

Тема 1.

Введение. Источники географической информации

Содержание учебного материала:

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения


2

Практическое занятие№1

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Практическое занятие№2

Нанесение основных географических объектов на контурную карту.

Практическое занятие№3

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Практическое занятие№4

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Практическое занятие№5

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии

Формы организации учебных занятий:

Урок. практическое занятие

Тема 2. Политическое устройство мира

Содержание учебного материала:

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.


2

Практическое занятие№6

Ознакомление с политической картой мира

Практическое занятие№7 Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

Практическое занятие№8

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения Практическое занятие№9

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

доклада по теме: Новейшие изменения политической карты мира.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития

Формы организации учебных занятий:

Урок, практическое занятие


Тема 3. География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала:

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Особо охраняемые природные территории Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики..


2

Практическое занятие№10

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Практическое занятие№11

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Практическое занятие№12

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

докладов по теме: Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. Типы природопользования в различных регионах и странах мира

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики.

Формы организации учебных занятий:

Урок. практическое занятие

Тема 4. География населения мира

Содержание учебного материала:

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.


4

Практическое занятие№13

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

Практическое занятие№14

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Практическое занятие№15

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

Практическое занятие№16

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Практическое занятие№17

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщений по теме: Современные международные миграции населения. Особенности урбанизации в развивающихся странах. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. « Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

3

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы

Формы организации учебных занятий:

Урок, практическое занятие


Тема 5 Мировое хозяйство

5.1 Современные особенности

развития мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.


2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития

Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.


4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства Особенности современного воспроизводства мирового населения.. Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

3

Виды учебной деятельности обучающихся:

Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные

горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 5.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.


6

Практическое занятие№18

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Практическое занятие№19

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира


2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.

4

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.

Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.


2

Практическое занятие№20

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами

Формы организации учебных занятий:

Урок практическое занятие


Тема 6. Регионы мира

6.1 География населения

и хозяйства Зарубежной Европы

Содержание учебного материала:

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.


6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение по теме: «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. Запад и Восток Германии сегодня.

3

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании

Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 6.2 География населения

и хозяйства Зарубежной Азии

Содержание учебного материала:

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.


6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.


4

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии

Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 6.3 География населения

и хозяйства Африки

Содержание учебного материала:

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.

История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.


4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. Особенности политической карты Африки.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохояйственные районы Африки

Формы организации учебных занятий:

Урок


Тема 6.4 География населения

и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала:

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.


4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». Географический рисунок хозяйства США.

.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США

Формы организации учебных занятий

Урок


Тема 6.5 География населения

и хозяйства Латинской Америки

Содержание учебного материала:

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.


4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщений по теме: Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

3

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике

Формы организации учебных занятий:

Урок

Тема 6.6 География населения

и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала:

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.



2

Практическое занятие№21

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Практическое занятие№22 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.


2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы

Формы организации учебных занятий:

Урок ,практическая работа

Тема 7. Россия в современном мире


6

Тема 7.1 Россия в современном мире


Содержание учебного материала:

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География

отраслей международной специализации.

2

Практическое занятие№23

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.

Практическое занятие№24

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Практическое занятие№25

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.

Практическое занятие№26 Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Особенности современного экономико-географического положения России. Внешняя торговля товарами России.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Умение объяснять современные особенности экономико - географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России

Формы организации учебных занятий:

Урок практическая работа

Тема 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

6

Тема 8.1 Географические аспекты

современных глобальных

проблем человечества

Содержание учебного материала:

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

2

Практическое занятие№27

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Практическое занятие№28

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

сообщение по теме: Глобальная проблема изменения климата.

2

Виды учебной деятельности обучающихся:

Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения

Формы организации учебных занятий

Урок практическое занятие

Всего


108




3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета География.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Атлас - экономическая и социальная география мира» - 15 шт.;

  • комплект контурных карт - 15 шт.

  • Географические карт:

  • Физическая карта мира

  • Политическая карта мира

  • Минеральные ресурсы

  • Машиностроение

  • Черная и цветная металлургия

  • Транспорт

  • Африка

  • Соединенные Штаты Америки

  • Зарубежная Азия

  • Латинская Америка

  • Австралия.

3.2. Информационное обеспечение обучения.


Для студентов

1.Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2018

2. Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2018

3.Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2018

4. Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2018

5.Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.,2018

6.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2018


Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016

1.Кузнецов А.П. География 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Издательство «Вертикаль», 2016.

2.Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для учреждений начального и профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

3.Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2015.

4.Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.,2016

5.Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ПРПО. - М., 2016

6.Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2015

7.Атлас экономической и социальной географии мира. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2017

8. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6- 10 кл. - М., 2015

9. Большая школьная энциклопедия. Том 1. - М., 2016.


Интернет-источники:


1. Экономико-географическое расположение России Форма доступа: http://geography.kz/slovar/ekonomiko-geograflcheskoe-polozhenie-rossii/

2. География России Форма доступа: http://geography.kz/rossiya/

3. Экономическая география Форма доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153191/

4. Экономико-географические карты. Форма доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/bse/l 53186/%D0%AD%D0%BA%D0%BE% D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE

5. Географический атлас учителя средней школы. Большой атлас географических карт России и мира. Атлас карт по географии для учителя и ученика. Форма доступа: http://kontur-map.ru/geographical_atlas_scool_techer_579244.html

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru

Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/













4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, внеаудиторной самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты освоения учебной дисциплины

Критерии и показатели оценки освоения учебной дисциплины


Формы контроля и оценки

1

2


Предметные:

− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных,социально-экономических и экологических процессов и проблем;

− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,

протекающих в географическом пространстве,− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими

объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной

информации;

−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня

безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.


Умение

определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  1. • сопоставлять географические карты различной тематики;

Знание

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных

видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран,







Текущий контроль в форме: устный и письменный опрос,

практических занятий;

тестирования;

домашней работы;

отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе сообщений


Презентации, рефераты, доклады





составление и разгадывание кроссвордов










метапредметные− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развити современного мира

;− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии

Показатели оценки индивидуального проекта и его защиты определены Положением об индивидуальном проекте

Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в Положении об индивидуальном проекте

личностных:

− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

− креативность мышления, инициативность и находчивость

Показатели оценки определены локальным актом

Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в локальном акте



















3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!