Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий"
Приложение к ППКРС
Утверждена приказом
директора колледжа
от « 28 » мая 2020 №
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.16 География
основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии: 35.01.13Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства
технический профиль
2020
ОДОБРЕНО на заседании ПЦК информатики, математики, естественнонаучных дисциплин и физической культуры Протокол № от « 28 » мая 2020 г Председатель ___________________ Сафринова Е.А | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной и инновационной деятельности _____________ В. В. Пономарёва « » 2020 г. | | |
| |
Составлена в соответствии с ФГОС СОО, с учетом Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования и примерной программой учебной дисциплины География, ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России.
Составитель: Нагорнюк Ю.Г. преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензенты:
Внутренний - Безрукова Т.В. преподаватель высшей квалификационной категории
Внешний - Мальгина Н.И. МБОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа № 2,читель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 22 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 24 |
| |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины География предназначена для изучения географии, в КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий», по профессии: 35.01.13Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
Программа составлена на основании нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29.12.2012№273ФЗ(в ред.Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ,от 25.11.2013 №317ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ,щт 27.05.2014 №135ФЗ, от 04.06.2014 №148 -ФЗ с изм.внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145- ФЗ, в ред.от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016.
ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года №413, с изменениями от 31 декабря 2015 года, Приказ Минобрнауки РФ №1578);
ФГОС СПО (ППКРС);
Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 30 марта 2016 г. N 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах российской федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
Программа составлена на основании нормативных документов локального уровня:
Учебный план КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий» по профессии: 35.01.13Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства, технический профиль.
- Положение об образовательной программе КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»;
Положение о промежуточной и итоговой аттестации КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»;
Программа составлена в соответствии с научно- методическим основанием:
Методические материалы, разъясняющие отдельные законодательные нормы (Письмо Минобрнауки РФ от 17.03.2015.№06 — 259.);
Примерная программа учебной дисциплины «География», ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России;
с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. //Одобрена решением федерального учебно- методического 2 объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
.
Место учебной дисциплины География в структуре основной профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина «География» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессии 35.01.13 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства, технический профиль.
В составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: содержание программы учебной дисциплины География направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины География обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет |
2.2 Тематический план учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов | Самостоя-тельная работа студента |
Всего | Теория | Практические занятия |
Введение. Тема 1 Источники географической информации | 4 | 4 | 2 | 2 | |
Тема 2 Политическое устройство мира | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 3. География мировых природных ресурсов | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4. География населения мира | 9 | 6 | 4 | 2 | 3 |
Тема 5. Мировое хозяйство 5.1 Современные особенности развития мирового хозяйства | 2 | 2 | 2 | - | - |
5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | 7 | 4 | 4 | - | 3 |
5.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | 12 | 8 | 6 | 2 | 4 |
5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 6 .Регионы мира. 6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы | 9 | 6 | 6 | - | 3 |
6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии | 10 | 6 | 6 | - | 4 |
6.3 География населения и хозяйства Африки | 6 | 4 | 4 | - | 2 |
6.4 География населения и хозяйства Северной Америки | 6 | 4 | 4 | - | 2 |
6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки | 7 | 4 | 4 | - | 3 |
6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7. Россия в современном мире | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
| | | | | |
Всего на дисциплину | 108 | 72 | 54 | 18 | 36 |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объём часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Введение. Источники географической информации | Содержание учебного материала: География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения | 2 |
Практическое занятие№1 Ознакомление с географическими картами различной тематики. Практическое занятие№2 Нанесение основных географических объектов на контурную карту. Практическое занятие№3 Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Практическое занятие№4 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Практическое занятие№5 Использование статистических материалов и геоинформационных систем. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии Формы организации учебных занятий: Урок. практическое занятие |
Тема 2. Политическое устройство мира | Содержание учебного материала: Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 2 |
Практическое занятие№6 Ознакомление с политической картой мира Практическое занятие№7 Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Практическое занятие№8 Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения Практическое занятие№9 Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: доклада по теме: Новейшие изменения политической карты мира. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития Формы организации учебных занятий: Урок, практическое занятие | |
Тема 3. География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала: Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Особо охраняемые природные территории Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики.. | 2 |
Практическое занятие№10 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Практическое занятие№11 Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Практическое занятие№12 Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: докладов по теме: Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. Типы природопользования в различных регионах и странах мира | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики. Формы организации учебных занятий: Урок. практическое занятие |
Тема 4. География населения мира | Содержание учебного материала: Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 4 |
Практическое занятие№13 Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира. Практическое занятие№14 Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Практическое занятие№15 Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Практическое занятие№16 Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Практическое занятие№17 Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщений по теме: Современные международные миграции населения. Особенности урбанизации в развивающихся странах. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. « Мировые» города и их роль в современном развитии мира. | 3 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы Формы организации учебных занятий: Урок, практическое занятие | |
Тема 5 Мировое хозяйство 5.1 Современные особенности развития мирового хозяйства | Содержание учебного материала: Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала: Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства Особенности современного воспроизводства мирового населения.. Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. | 3 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 5.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала: Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | 6 |
Практическое занятие№18 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Практическое занятие№19 Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. | 4 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала: Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 2 |
Практическое занятие№20 Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами Формы организации учебных занятий: Урок практическое занятие | |
Тема 6. Регионы мира 6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Содержание учебного материала: Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 6 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Сообщение по теме: «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. Запад и Восток Германии сегодня. | 3 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Содержание учебного материала: Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 6 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. | 4 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 6.3 География населения и хозяйства Африки | Содержание учебного материала: Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. Особенности политической карты Африки. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохояйственные районы Африки Формы организации учебных занятий: Урок | |
Тема 6.4 География населения и хозяйства Северной Америки | Содержание учебного материала: Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». Географический рисунок хозяйства США. . | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США Формы организации учебных занятий Урок | |
Тема 6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки | Содержание учебного материала: Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщений по теме: Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки. | 3 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике Формы организации учебных занятий: Урок |
Тема 6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании | Содержание учебного материала: Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 |
Практическое занятие№21 Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Практическое занятие№22 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Формы организации учебных занятий: Урок ,практическая работа |
Тема 7. Россия в современном мире | | 6 |
Тема 7.1 Россия в современном мире | Содержание учебного материала: Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 2 |
Практическое занятие№23 Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Практическое занятие№24 Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Практическое занятие№25 Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России. Практическое занятие№26 Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Особенности современного экономико-географического положения России. Внешняя торговля товарами России. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Умение объяснять современные особенности экономико - географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России Формы организации учебных занятий: Урок практическая работа |
Тема 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 6 |
Тема 8.1 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала: Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 |
Практическое занятие№27 Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Практическое занятие№28 Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: сообщение по теме: Глобальная проблема изменения климата. | 2 |
Виды учебной деятельности обучающихся: Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения Формы организации учебных занятий Урок практическое занятие |
Всего | | 108 |
3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета География.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Атлас - экономическая и социальная география мира» - 15 шт.;
комплект контурных карт - 15 шт.
Географические карт:
Физическая карта мира
Политическая карта мира
Минеральные ресурсы
Машиностроение
Черная и цветная металлургия
Транспорт
Африка
Соединенные Штаты Америки
Зарубежная Азия
Латинская Америка
Австралия.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Для студентов
1.Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2018
2. Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2018
3.Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2018
4. Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2018
5.Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.,2018
6.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2018
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016
1.Кузнецов А.П. География 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Издательство «Вертикаль», 2016.
2.Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для учреждений начального и профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
3.Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2015.
4.Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.,2016
5.Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ПРПО. - М., 2016
6.Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2015
7.Атлас экономической и социальной географии мира. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2017
8. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6- 10 кл. - М., 2015
9. Большая школьная энциклопедия. Том 1. - М., 2016.
Интернет-источники:
1. Экономико-географическое расположение России Форма доступа: http://geography.kz/slovar/ekonomiko-geograflcheskoe-polozhenie-rossii/
2. География России Форма доступа: http://geography.kz/rossiya/
3. Экономическая география Форма доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153191/
4. Экономико-географические карты. Форма доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/bse/l 53186/%D0%AD%D0%BA%D0%BE% D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE
5. Географический атлас учителя средней школы. Большой атлас географических карт России и мира. Атлас карт по географии для учителя и ученика. Форма доступа: http://kontur-map.ru/geographical_atlas_scool_techer_579244.html
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru
Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, внеаудиторной самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты освоения учебной дисциплины | Критерии и показатели оценки освоения учебной дисциплины | Формы контроля и оценки |
1 | 2 | |
Предметные: − владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; − владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных,социально-экономических и экологических процессов и проблем; − сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве,− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; − владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; − владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; −− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; −− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. | Умение определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; • сопоставлять географические карты различной тематики; Знание основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, | Текущий контроль в форме: устный и письменный опрос, практических занятий; тестирования; домашней работы; отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе сообщений Презентации, рефераты, доклады составление и разгадывание кроссвордов |
метапредметные− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; − умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; − умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; − осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; − умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; − представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развити современного мира ;− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии | Показатели оценки индивидуального проекта и его защиты определены Положением об индивидуальном проекте | Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в Положении об индивидуальном проекте |
личностных: − сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; − сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; − сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; − сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; − умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; − критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; − креативность мышления, инициативность и находчивость | Показатели оценки определены локальным актом | Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в локальном акте |
3